«От лечения больных самоустранился»
В смерти двух пациентов в Татарстане обвиняют дважды судимого врача из Удмуртии
Следком по РТ винит врача-хирурга Вячеслава Тубылова в смерти двух пациентов Агрызской ЦРБ. Первый умер от ножевого ранения, потому что не имел татарстанской прописки и получил незаконный отказ в госпитализации. Второй скончался от язвы с внутренним кровотечением «при неадекватном», по мнению судмедэкспертов, «уровне оказания хирургической помощи». Как выяснило «Реальное время», в багаже у обвиняемого медика с 20-летним стажем уже есть судимости за взятку и пьяную езду.
Третий раз под суд
Дело по обвинению 59-летнего хирурга Вячеслава Тубылова в преступной халатности уже поступило в Агрызский райсуд. Как сообщили «Реальному времени» в Следкоме по РТ, вину врач Агрызской райбольницы признал и заявил ходатайство о рассмотрении его дела в особом порядке.
В «анамнезе» у подсудимого врача имеются диплом Ижевского мединститута, сертификат Казанского медуниверситета о присвоении специальности «хирург», курсы повышения квалификации, 20 лет практики и… две судимости. В 2010 году тот же Агрызский суд приговорил Тубылова к условному сроку в 3 года за взятку и служебный подлог. Правда, текст приговора на сайте суда опубликован не был.
Повторно под суд житель Удмуртии и работник татарстанской райбольницы пошел в июне 2016 года в своем родном селе Малая Пурга Удмуртской республики. Тогда местный суд определил Тубылову уголовный штраф в 200 тысяч рублей и лишил прав на 2 года за езду в состоянии алкогольного опьянения после привлечения к административной ответственности за те же действия.
Язвенника накормили молочным супом
После двух приговоров Тубылов остался сотрудником Агрызской ЦРБ. И даже пошел на повышение — его временно назначили заведующим хирургическим отделением. А 24 ноября 2016 года в больнице умер 36-летний Александр Бондарь, госпитализированный в реанимацию в конце октября с диагнозом «Язвенная болезнь желудка, осложненная желудочно-кишечным кровотечением. Острая постгеморрагическая анемия тяжелой степени».
Расследование показало, что смерть Бондаря наступила вскоре после операции, которая, по мнению экспертов, запоздала минимум на 20 дней. Вместо принятия экстренных мер больному ставили капельницы, проводили обследования, переводили из реанимации в обычную палату и в тот же день — после кормления выздоравливающих молочным супом, опасным для язвенника, — перевели обратно в связи с резким ухудшением состояния. Медики и родные больного свидетельствовали, что решения о его судьбе и лечении принимали анестезиологи, реаниматологи, главврач и его замы, но только не Тубылов. А ведь именно он был лечащим врачом Бондаря, указала в своем акте комиссия Минздрава РТ, подчеркнув, что этот врач ни разу даже не осмотрел пациента.
Один из коллег Тубылова заявил, что тот просто самоустранился от лечения Бондаря. Родственники погибшего не знали даже его фамилии. Они предъявляли претензии другим врачам и попросили представлять их интересы юристов организации «Зона права». Покойный был безработным и пьющим человеком, но это не лишало его конституционного права на бесплатную и квалифицированную медицинскую помощь. Получить в Агрызе он ее так и не смог. Причем не только от Тубылова. Правозащитники выяснили: прежде чем попасть в реанимацию, к Бондарю дважды — 11 и 14 октября, вызывали скорую, и дважды врачи госпитализировать его отказались.
Новый год в агрызской больнице
Второй погибший пациент Тубылова был его земляком — 27-летним жителем Ижевска, столицы Удмуртии. 31 декабря 2016 года он вместе с женой гостил у родных в Агрызе и под вечер, после застолья, попал в больницу на скорой с колото-резаной раной. Родные раненого объяснили врачам и полиции — он сам пырнул себя ножом в живот в ходе ссоры и вообще состоял на учете у психиатра. В Агрызскую больницу мужчину доставили в 18.45, но подготовка к операции началась лишь спустя два часа, когда он успел потерять 2 литра крови. 1 января 2017 года пациент умер.
Жена покойного рассказала следователям, почему было потеряно ценное время. По ее словам, врач Тубылов с ходу сказал: «Пациентов без местной прописки не принимаем». А потом добавил: «Я такие операции не делаю». Жена потребовала вызвать другого врача, а Тубылов дал задание медсестре вызвать санитарный транспорт и отправить истекающего кровью в Удмуртию. «Почему не ударил себя в сердце, было бы легче — быстрей бы помер», — цитировала циника в белом халате потерпевшая.
Санитарной машины не было, поэтому отправка задержалась, а тут переполох в приемном покое дошел и до заместителя главврача, и тот дал команду — вызывать другого хирурга (следствие показало, что из пяти специалистов этого профиля оперирующими были лишь двое — главврач Шубин и хирург Шадрин). В итоге раненого прооперировал Шадрин, но время было упущено. А еще забыты нормативы Минздрава РФ о том, что «все пациенты с ранениями живота подлежат хирургическому лечению», а при угрозе жизни больного его должны спасать, независимо от наличия медицинского полиса и прописки.
Уголовное дело по фактам двух смертей в Агрызской больнице было возбуждено в январе 2017-го, в апреле, после задержания Тубылова, главврач добровольно покинул свой пост. Подозреваемый поначалу вину не признавал и от дачи показаний отказывался. А позже сменил позицию и сознался — «бездействовал» в отношении первого пациента и отказывал в госпитализации второму.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.