Новости раздела

Мария Захарова: «То, что мы переживаем сегодня по отношению к России, не напоминает вам информационный холокост?»

Почему журналисты — это солдаты информационных войн, а производство фейковых новостей приносит все больше и больше денег

Второй день работы Петербургского международного экономического форума выдался крайне богатым на события: помимо «гвоздя программы» — пленарного заседания с участием Владимира Путина, а также нескольких знаковых для нашей республики подписаний, день был полон интересными дискуссионными сессиями. Корреспондент «Реального времени» побывал на обсуждении проблемы номер один для современной журналистики — «фейковых новостей» и выяснил, почему глава департамента информации и печати МИД РФ Мария Захарова назвала лживые новости о России «информационным холокостом», будет ли наша страна платить зарубежным коллегам за фейки той же монетой и много ли платят за создание фейков.

«Происходящее сегодня в плане обвинений России во всем похоже на то, как некоторые во всем винят евреев»

Дискуссионная сессия «Вымысел vs. достоверная информация: вызовы современного информационного мира» при участии гендиректора ИА ТАСС Сергея Михайлова, главы департамента информации и печати МИД РФ Марии Захаровой, а также вице-президента по международным новостям всемирно известного информационного агентства Associated Press Иэна Филлипса и директора крупнейшего независимого ИА Японии Kyodo News Какуя Огата прошла несколько скомканно. Из-за затянувшегося пленарного заседания с президентом России Владимиром Путиным сессия началась с часовым опозданием, что заметно сжало регламент, а также вынудило госпожу Захарову покинуть мероприятие практически в самый разгар обсуждения — она опаздывала на рабочую встречу.

Модератор сессии — первый заместитель гендиректора ТАСС Михаил Гусман — прекрасно понимал, что гостья из МИДа не сможет надолго задержаться на ПМЭФ, так что поспешил вовлечь Марию Захарову в обсуждение, задав ей вопрос: «Неужели нам так и придется жить с фейковыми новостями, и можем ли мы попытаться избавиться от них?».

— Мы много раз в новой истории видели, как именно рукотворные вызовы становились вызовами цивилизации и подталкивали ее практически к обрыву. А сегодня в выступлении президента РФ прозвучал еще один тезис, может быть, в несерьезной подаче, но о нем я думала достаточно давно, а особенно после последнего визита в США. Он сказал: то, что сегодня происходит вокруг Российской Федерации в информационном поле в плане обвинений России во всем, похоже на то, как некоторые во всем винят евреев. Честно говоря, когда я в начале мая была в США, мы всей делегацией себя поймали на мысли, что то, о чем мы читали в учебниках — конец 30-х годов, Европа, Германия, Польша и так далее, и нам казалось это невероятным то, что народ обвиняется практически во всех бедах… Как произошло, что в один момент все люди ослепли, оглохли и поверили в то, что им предлагали в качестве истины? Вспомните, к чему привела эта (я не могу сказать — информационная кампания) волна. То, что мы сейчас наблюдаем, — это рукотворный кризис, который может перерасти в кризис цивилизационный, — высказалась Мария Захарова.

Не переводя дыхания, спикер продолжила вещать и задалась вопросом: «Не кажется ли вам, что то, что мы переживаем сегодня по отношению, в частности, к России, несколько напоминает информационный холокост?».

— Мы сегодня несколько часов следили за дискуссией, которую вела американская журналистка, весьма популярная. Смотрите, ведь не было и тени сомнения в постановке ее вопроса. Тезисы, которые она озвучивала, — это были утверждения: «Химическую атаку в Сирии совершил Асад». У меня вопрос в том числе и к этой журналистке: «А кто был из журналистов США хотя бы поблизости от того места, где совершались атаки?». Наши журналисты были, и замечу, что они там все время находятся, — продолжила представитель МИД РФ.

«Мы не будем против газовой атаки сидеть с ножом в кармане!»

В своей пламенной речи Мария Захарова озвучила предложение, которое могло бы помочь разобраться в проблеме лживых новостей: должен быть выработан некий общемировой механизм защиты или проверки информации.

— Мы имели беседу с и.о. заместителя генсека ООН, и он поддержал данную мысль и, более того, заявил, что даже организация не защищена от потока лжеинформации. Но я с прискорбием могу вам сказать, что практически все 10 дней, что длилось заседание Комитета по информации Генассамблеи ООН, мы наблюдали противодействие со стороны американской делегации по включению предложения о выработке на площадке ООН наработок по противодействию fake news в проекте резолюции. Подчеркну, что этот вопрос требует детальной проработки, и, думаю, назрела необходимость в создании специального общемирового механизма или структуры, — констатировала Мария Захарова.

Один из иностранных журналистов, присутствовавших на сессии, решил упрекнуть дипломата, назвав ее предложение по созданию некоего «министерства правды» ошибкой. Скорее всего, журналист выразился образно, «округлив» предложение представителя МИД до «министерства», однако это позволило госпоже Захаровой искусно обернуть вопрос корреспондента против него самого:

— Послушайте, никто такого и не предлагал. Я первый раз слышу о предложении создания государственного механизма — министерства правды. Я повторю еще раз: все это должно быть основано на мнении профессионального сообщества, а не государственных механизмов.

Следом прозвучал вопрос от пылающего возмущением российского журналиста, предложившего Марии Захаровой создавать фейковые новости в качестве симметричного ответа Западу: «Мы не будем против газовой атаки сидеть с ножом в кармане!»

— Конечно, никаких своих фейковых новостей или своего дезинформационного арсенала создано не будет — это 100%, потому что это путь в никуда. Информационную войну невозможно выиграть, потому что жертвами становятся обычные люди, — категорично ответила Захарова.

Справедливости ради стоит заметить, что российская медиасфера не так уж и «стерильна» — достаточно вспомнить относительно недавнюю историю с тем, как канал «Россия 1» использовал фейковое видео в качестве примера гей-пропаганды среди детей в США. Тогда зрителям показали смонтированное видео, на котором мальчик заходит в свою спальню, смотрит на стену над кроватью и вскрикивает от удивления. Затем камера поворачивается и показывает, что на стене нарисованы голые мужчины.

— Эрозия нравов, порожденная за океаном, размывание института брака — Европа безропотно берет пример у США. Неужели так должна выглядеть детская? — звучит закадровый текст сюжета.

Отметим, что в оригинальном ролике, который на самом деле был зарубежной рекламой, на стене в детской спальне был изображен спортивный автомобиль с большими колесами.

«Журналисты должны разоблачать ложь, которая используется в качестве оружия»

Опоздавший на сессию гендиректор ТАСС Сергей Михайлов в своем выступлении отметил, что сегодня ему все чаще приходится слышать о том, что журналисты — это солдаты информационных войн. Также спикер указал на то, что производство фейковых новостей, «лживых по своей сути, но упакованных в красивые пропагандистские фантики», приносит все больше и больше денег. Последний тезис получил поддержку со стороны вице-президента по международным новостям агентства Associated Press Иэна Филлипса: по его мнению, абсолютно всем, а в особенности профессиональному журналистскому сообществу, следует иметь в виду, что в мире существуют целые платформы, на которых создаются фейки.

— В 2016 году ложных новостей было больше, чем правдивых, однако я воспринимаю это как возможность: журналисты должны выполнять свою работу — разоблачать ложь, которая используется в качестве оружия, — заявил Филлипс.

В этом ключе очень к месту прозвучал вопрос российской журналистки о публикации агентства Associated Press материалов об известном российском предпринимателе Олеге Дерипаске. Напомним, в мае текущего года Дерипаска подал иск в федеральный суд Вашингтона на информационное агентство AP из-за клеветнических публикаций в его адрес. Бизнесмен уверен, что в статье агентства выдвигаются ложные обвинения в его причастности к преступным деяниям и другим правонарушениям.

— Мы не можем давать комментарии в связи с тем, что судебное разбирательство еще предстоит. Мы опубликовали этот репортаж и мы не можем осуждать аргументы защиты. Подчеркну, что после того, что произошло, никаких проблем у журналистов не было, — сухо прокомментировал Филлипс.

Лина Саримова, фото roscongress.org

Новости партнеров