Новости раздела

Маралий и олений «выпускной»: в Татарстане на волю выпустили редких животных

В условия дикой природы отправили четырех пятнистых оленей и восемь маралов. Випам будет на кого охотиться

Маралий и олений «выпускной»: в Татарстане на волю выпустили редких животных
Фото: realnoevremya.ru/Александр Шакиров

Выращиваемые на «Дикой ферме» в Рыбно-Слободском районе республики маралы и пятнистые олени были завезены с территории Горного Алтая более трех лет назад. С тех пор в заказнике родилось новое потомство, часть из которого решили выпустить. Корреспондент «Реального времени» понаблюдал за «освобождением», а также узнал, какая судьба может ожидать столь непривычных для Татарстана животных

Откуда взялись

Маралы и пятнистые олени были завезены в Татарстан из Горного Алтая благодаря проекту крестьянко-фермерского хозяйства «Дикая ферма». С 2014 года на территории Шумбутского заказника (находится в 70 км от Рыбной Слободы) начали выращивать привезенных животных. С тех пор поголовье увеличилось с 41 (17 пятнистых оленей и 24 марала) до 100 единиц. А совсем недавно было принято решение выпустить на природу нескольких животных. А именно восемь маралов (из них семь — самки) и четырех пятнистых оленя.

Группа из нескольких журналистов, операторов и фотографов отправилась в Рыбно-Слободской район Татарстана, где и расположен заказник, чтобы наблюдать первый «выпускной» животных. Путь в один конец занял около трех часов. Шумбутский заказник расположен на высоте 194 метров над уровнем моря. Это, а также песчано-подзолистые почвы (с отсутствием кислотности, а значит поэтому бактерии сведены к минимуму) определило место дислокации фермы с маралами. Но именно эта возвышенность создала, пожалуй, самые большие трудности автобусу с журналистами: ПАЗ (прямо как в клипе «Грибов») никак не мог преодолеть плохую дорогу. Оказалось, что довольно широкую тропу размыло после вчерашнего дождя. Местные жители заверили, что дорога позавчера была отличная. Один из местных чиновников, сопровождавших прессу, вышел из автобуса и уже подумалось, что он готов начать толкать габаритное авто. Но им был выбран более эффективный метод — по его вызову приехал трактор и помог ПАЗу проехать дальше.

Ферма

На территории, где сейчас расположен заказник, раньше находилось русское село Степановка. По словам местных, все посъезжали, работы не стало (большинство жителей занимались лесом), а последние дома сгорели. Из выпуска животных на природу местные власти устроили праздник, организовали концерт, а к ферме приехали около 140 детей из ближайших школ.

— На сегодняшний день животных на ферме более 100. В этом году ожидается отел в размере 20—30 голов, — рассказывает управляющий хозяйством КФХ «Дикая ферма» Альберт Камалиев. Те маралы, которых выпускают, рождены здесь — им три года. Из семи выпускаемых сегодня самок три — на последней стадии беременности и родят в условиях дикой природы. Ежегодно будем увеличивать количество выпускаемых на волю животных. Это обеспечит биоразнообразие. Шумбутский заказник проводит эту работу совместно с Охотуправлением и с Минэкологии РТ.

Альберт Камалиев также отметил, что маралы и пятнистые олени все три года содержались в условиях, приближенных к естественным. Допуск людей к ним был ограничен. В распоряжении животных есть лесной массив, водоем. При этом они находятся на самопитании, но при этом ведется подкормка зерновыми. В дальнейшем планируется создание экотуристического парка — вольеры построены на 100 гектарах уже в этом году. В ближайшие годы число животных планируется увеличить до 300.

На волю!

Организаторы мероприятия предупредили всех, что не стоит находиться близко перед выбегающими животными, и, отогнав всех фотографов от вольеров, объявили о начале «выпускного».

Животные сначала боялись выходить из привычного жилища, однако за самыми смелыми потянулись самые маленькие. Некоторые из них бежали, сверкая «зеркалами» (так называют пятна у маралов над хвостом), а кто-то приостанавливался, чтобы попрощаться со своими двуногими друзьями. Один из тех, кто все это время работал над адаптацией животных в Татарстане — егерь Ильсур Каримов. Он рассказал корреспонденту «Реального времени», что его питомцы, несмотря на свое «освобождение», могут вернуться обратно (особенно это касается молодых особей) и при необходимости их будут подкармливать:

— Их четыре года выращивали в полувольном состоянии, кормили, приручали. Наконец-то нам повезло, что в нашей республике теперь будут водиться маралы и пятнистые олени. Они, думаю, здесь приживутся. Охотуправление ведет учет численности животных. Надеюсь, через пару лет у нас возрастет численность и маралов, и пятнистых оленей. Конечно, отпускать жалко. Они нас уже узнают. Посмотрим, как животные заживут на воле, проведем учет и там будем решать, сколько выпускать осенью.

Что будет с маралами и оленями дальше?

Альберт Камалиев объяснил, почему на свободу отпускают только те особи, которые родились в Шумбутском заказнике. У маралов есть особенность — это животное всегда будет уходить в то место обитания, где родилось. Путем долгого изучения (ездили в Германию, Чехию) было принято решение, что только рожденные и адаптированные в Татарстане будут выпускаться на волю. Акклиматизацию животные проходили тяжело, но практически без потерь. Все особи, рожденные в Татарстане, живы и здоровы. Ежегодно на «Дикой ферме» рождаются около 20 голов. О том, сколько денег в проект вложено, Камалиев точно не говорит. Заявляет, что меценат вложил «довольно-таки серьезную сумму».


Ильхам Валеев: «Сюда ездят туристы, сделаны рабочие места. Я думаю, через два-три года здесь будет туристический кластер, наши люди будут трудиться, а «Дикая ферма» будет платить налоги»

— Здесь до Елабуги 45 км лесов и 8 км до Камы сплошные леса, очень много водоемов родниковых, много корма, животные будут чувствовать себя комфортно. К общей радости волков на этой территории уже нет. Есть дикие собаки, которые отбились от деревень. Но работают егеря, Охотконтроль. Животные передаются им на сохранность, здесь два-три егеря постоянно контролируют, смотрят и наши сотрудники. На этой территории браконьерство сведено на ноль. В среднем на одного марала нужно 1,5 га земли, этого достаточно для кормовой базы. В распоряжении хозяйства сейчас 450 га земли (она выкуплена), поэтому мы смело можем увеличить поголовье до 300. Мы планируем в течении пяти лет создать экошколу, питомник и приют для раненных диких животных. Мы также хотим сделать питомник и для животных из других хозяйств Поволжья, — говорит Камалиев.

То, что земля выкуплена, подтверждает и глава администрации Рыбно-Слободского района Ильхам Валеев. Он также рассказал, почему строительство «Дикой фермы» было важно для него лично и как выпущенные животные могут быть использованы:

— Деревня Степановка исчезла 20 лет тому назад, после ни одной живой души, даже птички не летали. Это мой родимый край, я учился в Шумбутской средней школе. Было жалко, что деревня себя потеряла. Ко мне подошел Альберт Камалеев, и мы решили привезти маралов, создали «Дикую ферму». Сюда ездят туристы, сделаны рабочие места. Я думаю, через два-три года здесь будет туристический кластер, наши люди будут трудиться, а «Дикая ферма» будет платить налоги. В Чехии, в Карловых Варах, где бываем, где отдыхаем, организуют вип-охоту. Охота на маралов — 500 тыс. рублей стоит. Из потребляемого Европой мяса 30% — оленина. Я думаю, наши богатые люди этим заинтересуются.

1/7
  • Александр Шакиров
  • Александр Шакиров
  • Александр Шакиров
  • Александр Шакиров
  • Александр Шакиров
  • Александр Шакиров
  • Александр Шакиров
Александр Шакиров, фото автора

Новости партнеров