Новости раздела

«Их нравы» на Рамадан: из пушки по закату, фонтаны с шербетом и аренда за зубы

Традиции мусульманского поста в Османской империи и современной Турции

Казанский исследователь Булат Ногманов, чьи публикации, как выяснилось, читает Минтимер Шаймиев, продолжает знакомить читателей «Реального времени» со своими наблюдениями о том, как культура древней Османской империи проникла в быт современной Турции. В своей колонке он рассказывает о традициях месяца Рамазан (Рамадан).

Султан одиннадцати месяцев

Для мусульман всего мира наступает священный Рамадан, время поста и разговения, время благих деяний и очищения. Пророк Мухаммад (с.г.в.) говорил: «Раджаб — месяц Аллаха, Шабан — мой месяц, а Рамадан — месяц моей уммы». Османская империя, которая на протяжении многих веков являлась продолжателем пути пророка и точкой сбора мусульманской уммы, несла «городу и миру» свет религии Ислам. За период существования империи сложились определенные традиции и церемониал, связанные со священным месяцем. В этом и следующих очерках будет произведена попытка раскрыть некоторые наиболее интересные традиции, относящиеся к Рамадану.

В Османской империи подготовка к Рамадану начиналась 15 числа месяца Шабана, после того, как совершалось отправление «каравана с подарками султана» (Сюррее-и Хюмайун) в священные города Мекку и Медину. В мечетях начинали раздавать шербет и лукум, освещались улицы, которые в обычное время были темными. На протяжении всего Рамадана в мечетях не потухала праздничная иллюминация и лампады. Зачинателем этой традиции был Султан Ахмед I.

О начале месяца Рамадана возвещали ударами в барабаны после того, как наблюдающие за луной, стоя на башнях и на возвышенностях, взрослые и дети фиксировали рождение новой луны. Тот, кто первым сообщал о рождении нового месяца, удостаивался специального подарка. Отголосок этой традиции сохранился ныне в Египте, где государство награждает человека, который первым сообщит о начале и о конце Рамадана. Традиция же бить в барабаны существует в Турции и сегодня. Так во время Рамадана будят на сухур тех, кто спит. Во времена же Османской империи было принято бодрствовать до сухура. Спать ложились после утреннего намаза и просыпались к намазу полуденному. Многие государственные учреждения во время поста работали с полудня до послеполуденного намаза.

Божий гость на ифтар

Как гласит турецкая поговорка, в Рамадан нужно есть самому и угощать других. Следуя этой народной мудрости, во время ифтара (разговения) двери домов всегда были открыты для самых неожиданных и нежданных гостей. Достаточно было постучать в любую дверь и произнести пароль: «К вам божий гость на ифтар». Часто для таких гостей накрывался отдельный стол. Следует отметить, что в домах состоятельных людей обычно накрывали три стола. Первый — для хозяина дома и его гостей, второй — для хозяйки и ее гостей, третий — для слуг, их гостей и незваных гостей. Причем еда на всех трех столах была одинаковой. Семьи со средним достатком обычно на протяжении семи вечеров устраивали ифтар для соседей.

Во дворце ифтар устраивали по специально утвержденному протоколу. Ответственными за султанский ифтар были визири. Они составляли списки гостей, которые утверждались султаном. Каждый гость, в зависимости от его ранга и социального положения, встречался и провожался по индивидуальному церемониалу. Первые несколько дней Рамадана было принято проводить дома в кругу семьи, поэтому на дворцовые ифтары гостей обычно приглашали на четвертый день поста. Первыми приглашались исламские ученые, в следующие дни военные, государственные служащие разного ранга, а в последние, завершающие дни Рамадана, приглашались слуги, дворцовая стража и привратники. Кормили очень обильно, столы ломились от изобилия пищи и, для того чтобы не допустить «исрафа» (лишней растраты), во времена султана Махмута II, даже издается указ: «Отныне, на ифтарах и сухурах не больше семи разновидностей блюд».

Весьма примечательная традиция под названием «Сура» сохранилась в городе Бурса. Приглашенным гостям раздавали ложки из самшитового дерева, на которых были написаны названия сур из Священного Корана. Каждый садился за тот стол, название которого совпадало с названием суры на его ложке. Так как раздача ложек делалась наугад, то за одним столом оказывались люди совершенно разного ранга. Таким образом, Рамадан уравнивал людей, принадлежащих к разным слоям населения. После трапезы ложки сжигались, а пеплом удобрялись розовые сады.

Начало

Как мы уже упоминали выше, о начале Рамадана сообщали битьем в барабаны. О начале ифтара возвещал выстрел из пушки, которая была установлена на Девичьей башне. Кроме Рамадана в остальные месяцы пушка не использовалась.

Первая пятничная молитва месяца Рамадан по традиции совершалась в мечети Айа София, вторая — в мечети Аюб Султан, третья — в мечети Фатих, а четвертая — в Сулейманийе.

Кроме ежедневного пятикратного намаза в месяц Рамадан совершается специальный намаз, который называется «таравих». Для его исполнения в дома состоятельных людей приглашались ученики различных медресе (религиозных школ). Дома богатых людей были оснащены специальными молельными залами, куда, кроме хозяев дома, на таравих мог прийти любой желающий.

Практически в каждом «себиле» (место, где любой желающий мог испить холодной воды и утолить жажду) каждого района Стамбула была организована раздача лимонада и холодных фруктовых соков. А из Немецкого источника, что на площади Султанахмет, на протяжении всего Рамадана тек шербет.

Зуб даю, но в аренду

Во времена Османской империи существовала одна интересная традиция. Хозяин дома раздавал приглашенным на ифтар гостям деньги и разные подарки. Считалось, что гость отдает свои зубы в аренду хозяину дома, а тот в свою очередь, возвращает арендную плату, когда провожает гостя. Первым человеком, который начал выплачивать такую зубную аренду, был визирь Фатих Султан Мехмета Махмут Паша. Он добавлял в готовый плов золото в виде нохута и говорил: «Во рту у человека, который достиг богатства, должно быть золото, чтобы он мог его щедро тратить». Так началась зубная аренда.

Продолжение следует…

Булат Ногманов
Справка

Булат Ногманов — переводчик.

Родился 31.10.1985 в с. Апастово Апастовского района Республики Татарстан. В 2008 году окончил Международный казахско-турецкий университет им. Х.А. Ясави по специальности «Международные отношения», в 2010 году — магистратуру Анкарского университета по той же специальности. Участник этнографических экспедиций.

Член Татарстанского отделения Русского географического общества.

Владеет английским, турецким и казахским языками.

комментарии 9

комментарии

  • Анонимно 28 май
    Пойду как божий гость на ифтар к мусульманам и проверю, насколько они соблюдают традиции. Но что то мне подсказывает, что меня вряд ли будут рады видеть. И уж тем более угощать.
    Ответить
    Анонимно 28 май
    Мусульмане уже не те!
    Ответить
  • Анонимно 28 май
    Татары нынче не те) Никто не кормит ближнего своего.
    Ответить
  • Анонимно 28 май
    Вам бы свои животы только набить, а у людей великий праздник. Побольше уважения.
    Ответить
  • Анонимно 28 май
    А нам почем уто в плов золото не добавляют на рамадан)) Считаю это не правильно.
    Ответить
  • Анонимно 28 май
    Хочу тоже золото в плове откушать, говорят так вкуснее и больше влазит)))
    Ответить
  • Анонимно 28 май
    Какие щедрые были султаны, не то что сегодня, просто плова не допросишься)
    Ответить
  • Анонимно 28 май
    Кто пишет все эти бестолковые комментарии?Зайдите в любую мечеть на вечернюю молитву и Вас накормят и напоят чаем.Лица только сделайте попроще, без надменности и все будет хорошо.Существующая реальность в которой живут сегодняшние мусульмане,к сожалению не способствует тому,что бы пускать в дома незнакомых людей.Ибо ждать от них хороших намерений,судя по вышенаписанным комментариям,очень тяжело.
    Ответить
  • Анонимно 28 май
    Да поесть хотят люди, просто поесть, чего уж тут таить злобу, пусть кормят, раз так писано по закону)
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров