Галина Айдарова: «Ханский мавзолей, наверное, не один был. Сменилось где-то 15 ханов, где они?»
Следы ханской Казани следует искать под Губернаторским дворцом и Воскресенско-Иерусалимским монастырем?
Захоронение двух казанских ханов состоялось 19 мая в Казанском кремле. Профессор КГАСУ Галина Айдарова в своем интервью «Реальному времени» предположила, что на территории средневековой крепости могли быть и другие ханские мавзолеи, но вот где они могли находиться, остается загадкой. Также ученый задается вопросом, где в Казани сохранились остатки булгарской архитектуры? Каким был Ханский дворец? И почему историки считают бывший Воскресенско-Иерусалимский монастырь на озере Средний Кабан загородной резиденцией казанских ханов? В каких современных границах жила вся ханская Казань? На эти и другие вопросы во второй части ее интервью «Реальному времени» на тему татарского средневековья.
Границы ханской Казани: кремль, предбулачные и забулачные посады
— Где проходили границы ханской Казани и какие объекты были в этих пределах?
— Здесь тоже есть разные трактовки этих границ. Но в основном исследователи сходятся на том, что, конечно, Казань имела несколько планировочных частей — это каменный город (крепость), внутри города — цитадель. К каменному городу примыкал деревянный острог (посад). Острога было два, предбулачный и забулачный. Граница посада проходила примерно по той территории, где сегодня улица Университетская, дальше до площади Свободы и заворачивала к Пятницкой церкви и там подходила к кремлю. В нижней части стены шли перед Булаком и за Булаком. На дорегулярном плане видны эти границы, они по застройке прослеживаются. В этих границах посад и существовал.
Есть Писцовая книга, которая относится к 1566—1568 годам. Там описаны и кремль, и посад через 14 лет после взятия Казани. Из этого можно исходить, что такая и была ханская Казань. И там упомянуто восемь объектов ханской Казани, в том числе четыре мечети, которые находились в кремле. Капитальные здания использовались под хранение оружия, ядер, пушек. О границах самого кремля тоже были разные мнения, сначала предполагали, что две трети современного кремлевского комплекса занимал кремль ханского времени, потом стали склоняться к тому, что он был в тех же приблизительно границах, как и современный Кремль.
Есть Писцовая книга, которая относится к 1566—1568 годам. Там описаны и кремль, и посад через 14 лет после взятия Казани. Из этого можно исходить, что такая и была ханская Казань
Загадочная Кураишевская слобода от курайшитов?
Но был еще третий планировочный элемент — это слободы запосадские. Была слобода Кураишева, очень загадочная. Она находилась там, где Старо-Татарская слобода была первоначально — это улица Парижской Коммуны примерно, Сенная площадь. Кураишева слобода немного заходила на южный берег Кабана, но потом была разделена улицей (Татарстан) и стала развиваться в Закабанье по берегу. Слобода называлась Кураишева, а курайшиты — это древнейший мекканский род, из которого происходил сам Пророк. Когда ислам пришел в Мекку, они, курайшиты — хранители древних святых могил и мекканского святилища, покинули ее и ушли куда-то на север. И вот у нас вдруг тут слобода Кураишева, может, перефразировали. Все это потом превратилось в Старо-Татарскую слободу. И долго, до конца ХVII века, в окрестностях Казани сохранялись татарские деревни с коренным населением — Дербышки, Ахметево, Кульмаметово и др.
Булгарская кладка северной башни Кремля: «Вот вам белокаменная ханская Казань!»
— Еще не так давно президент РТ взял под свой патронаж вопросы, связанные с сохранением историко- архитектурного наследия Казани. Помощником президента Олесей Балтусовой многое делается в этом направлении. Наследие, связанное с русско-европейской архитектурой, хорошо представлено в экскурсионных программах Казани, эпоха русского средневековья в Казанском кремле демонстрируется на достойном уровне. Наследие татарской архитектуры начинается со второй половины XVIII века, это мечети Марджани, Апанаевская. А Казань-то с X века! С этого периода существуют и традиции исламской архитектуры на восточно-европейской окраине. Это вызывает огромный интерес со стороны международной общественности. Но ответить на это пока ничем. Ну хоть что-то покажите, скажите достоверно, что вот это здание. А у нас есть целый список таких объектов, которые могут предположительно содержать эту средневековую старину. Медленно, но все равно к этому неизбежно придем, жизнь заставит!
Вот что наземное можно увидеть, и видно сразу, как это похоже на булгарскую белокаменную архитектуру, так это частично восстановленную северную башню Кремля. Так что можно предполагать, что не только деревянные стены были у Казанского кремля. Но возможно, что и южная и северная стены содержат фрагменты белокаменной кладки ханского времени. Еще один объект ханского периода — остатки подземной части здания — выявлен в министерском садике (ханский двор). Это было какое-то значительное здание, возможно, общественного назначения. Это объекты из очень немногих, про которые можно сказать: «Вот вам белокаменная ханская Казань!». Но ведь была еще и кирпичная Казань, а белокаменной Казань была с XII века.
«Ханский мавзолей, наверное, не один был. Может, еще были, потому что сменилось где-то 15 ханов, где они другие-то? Хотя не все здесь умирали. Либо их не нашли еще, либо они могли быть захоронены в мечетях». Фото panoramio.com
Сафа-Гирей похоронен под башней Сююмбеке?
— На территории Кремля хотят захоронить останки ханов. Как вы к этому относитесь и согласны ли вы, что ханский мавзолей таковым и является?
— Конечно, это лучше знать археологам и историкам. Здесь просто вопрос — те ли это ханы? То, что мавзолей находился возле ханского двора, однозначно свидетельствует о его значимости и вероятности того, что это ханские захоронения. Дело в том, что эти вопросы возникали при строительстве современной мечети «Кул Шариф». Ее построили на месте церквей, которые стояли в XVI—XVIII веках, это были две церкви Троице-Сергиева монастыря. И на этом месте стали копать и делать фундаменты для мечети «Кул Шариф». Там оказались захоронения. Никто не понял, что это за захоронения. Но в газетах было опубликовано, что они были торжественно захоронены по мусульманскому обряду. Это что оказалось? Что эти церкви были обращены в свое время из мечетей, там были рядом или в них же самих, как это бывало, захоронения. Вероятно, все же определили, что они мусульманские. Но теперь вопрос симметричный: татарская и русская культуры идут вместе, и в современной жизни — во всех отношениях. Когда был восстановлен Храм Христа Спасителя, симметрично у нас возникла возможность возвести в кремле и нашу мечеть «Кул Шариф». Не то, что воссоздать, потому что она, безусловно, не соответствует тому, какой была. Это было просто восстановление с точки зрения исторической справедливости — появилась у нас в Кремле главная республиканского уровня мечеть. Это было правильно, обоснованно. И со всех точек зрения целесообразно. Поэтому, как только останки русской царской семьи были торжественно захоронены, возможно какой-то такой же акт справедливости, с культурной точки зрения обоснованный, и у нас может иметь место. Это все вполне закономерно, я думаю.
Ханский мавзолей, наверное, не один был. Может, еще были, потому что сменилось где-то 15 ханов, где они, другие-то? Хотя не все здесь умирали. Либо их не нашли еще, либо они могли быть захоронены в мечетях. Например, в Благовещенском соборе были подземные захоронения, но их определили, как русские православные. Тогда где остальные? Если они все в одном месте захоронены, то там тоже, вероятно, сложно идентифицировать. Где кто из них, наверное, найдут возможность как-то определить. Много лет назад наш выдающийся археолог Альфред Хасанович Халиков определил, что есть захоронение возле башни Сююмбеке. Археологически были выявлены два гроба, друг в друга вставленных и богато украшенные. Он считал, что это захоронение хана Сафы-Гирея. Согласно летописным сведениям тут примерно царица и плакала над его гробом, когда ее увозили в Москву.
«Нет сомнений, что нынешний Губернаторский дворец (Совет министров) стоит на месте Ханского дворца». Фото Романа Хасаева
Ханский дворец был на месте нынешнего Губернаторского
— Как выглядел Ханский дворец, что он из себя представлял?
— Это был с градостроительной точки зрения крупный общественно-жилой комплекс. Ханский дворцовый комплекс можно сравнить с другими восточными дворцами, в частности, с дворцом Ширваншахов в Баку, где это место туристического паломничества. Они его хорошо сохранили, хорошо демонстрируют туристам. Это было несколько замкнутых дворов, типа укрепленных кварталов, которые вместе образовывали укрепленную цитадель.
Нет сомнений, что нынешний Губернаторский дворец (Совет министров) стоит на месте Ханского дворца. Ханский двор был окружен капитальными зданиями. И только через арку Сююмбике можно было проехать внутрь, а внутри было обширное дворовое пространство, но мы видим на изображениях первой половины XIX века (Э. Турнерелли,1839 г.), что в центре этого двора еще до строительства Губернаторского дворца были руины ханского времени, а именно подземной части какого-то общественного здания (ныне археологически выявлено). Сам жилой дворец Г-образной формы занимал северо-восточный угол ханского двора. За дворцом был сад.
Ханский двор: гаремы, гарнизон и великолепная библиотека Сююмбике
Ханский двор объединял в одно целое множество разных зданий: жилых, общественных, бытовых, мемориальных, культовых, бытовых, которые формировались вокруг этой внутренней площади. Тут же были и разнообразные служебно-хозяйственные помещения, связанные с бытом ханской семьи. Где-то и гаремы, и охрана должны были размещаться, и хранение припасов, и бани и конюшни. Напротив башни Сююмбике был другой двор — гарнизон ханский (позднее Пушечный двор). Рядом с ханским двором был двор сеида, где стояла мечеть Кул-Шериф (Кул-Ашраф, правильнее), предположительно на месте Благовещенского собора. Здесь же были и дом сеида, и двухэтажное медресе, и общежитие для шакирдов, архивы, и великолепная библиотека Сююмбике, которая пропала, а возможно была захвачена и перешла в библиотеку Ивана Грозного.
Кроме того, был еще один отдельный двор, где располагалось административное управление землями. Это традиция, которая перешла еще из Золотой Орды — взимание налогов. То, что потом уже русская культура унаследовала и переняла от Казанского ханства — это система развитого аппарата управления.
Вся исследовательская программа, которая раньше существовала, не была направлена на то, чтобы при археологических работах сначала задаваться вопросом о том, где должны быть остатки такого крупного столичного средневекового города. Где они?
Современные находки: остатки медресе или общежития шакирдов
— Находят ли в последние годы остатки татарской средневековой Казани? Где они могут быть?
— Они могут быть везде в исторической части города. Если не иметь такой цели, то их никогда и не найдут, потому что вся исследовательская программа, которая раньше существовала, не была направлена на то, чтобы при археологических работах сначала задаваться вопросом о том, где должны быть остатки такого крупного столичного средневекового города. Где они? Нашли более ранние слои — стену, которая идет за Благовещенским собором. Очень широкая больше метра белокаменная стена, вернее ее подземные остатки, конечно. Стена шла вплоть до северной стены Кремля, и было установлено, что она с восточной стороны огораживала ханский двор. Дальше были выявлены остатки мощных пилонов многоярусной белокаменной проездной башни (XII век), которые находились южнее Благовещенского собора.
Но это булгарский дозолотоордынский период, синхронный архитектуре Билярского городища. До архитектуры ханской Казани был еще период золотоордынский, там были свои достижения, синхронные памятникам Булгара, а затем период высокого средневековья ханской Казани. В последние годы археологическими исследованиями выявлены фрагменты кирпичной кладки южнее Благовещенского собора — то, что археологически интерпретируют как подземные остатки мечети Кул-Шериф, с чем трудно согласиться, так как по типологическим признакам это не соответствует зальному типу соборной мечети. По остаткам фундаментов — это небольшое продолговатое здание, по своей типологии больше соответствующее медресе или небольшой мечети при медресе, или архиву с библиотекой, или общежитию для шакирдов.
Уточнение атрибуции наземных объектов и подземных остатков на основе новейших технических методов диагностики поможет выявить материальные объекты архитектурного наследия татарского средневековья, на основании которых возможно будет разрабатывать туристические программы, уточнять историю и особенности культурного развития города.
«Наши инженеры из КГАСУ, которые обследовали бывший дом Михляева, удивились, насколько он составлен из разных фрагментов и по разным строительным технологиям». Фото Дмитрия Резнова
Дом Михляева и дом Харитонова с булгарскими чертами
На сегодня сохраняется дом Михляева, который относится к XVII веку, а значит, надо проверять, не содержит ли он строительные наслоения более раннего времени. В процессе реставрации были обнаружены очень разные по конструкциям части здания, окон, декора. Наши инженеры из КГАСУ, которые обследовали бывший дом Михляева, удивились, насколько он составлен из разных фрагментов и по разным строительным технологиям.
Дом Харитонова (Миславского, 4), который стоит там же, вблизи улицы Кремлевской, также старинный, много раз перестроенный, с двухэтажными подвалами. Это все описано в источниках XIX века. В эпоху Казанского ханства, как и сейчас, здесь проходила главная улица верхнего посада (острога). Здесь были мечети и жилые усадьбы — самая лучшая часть города, безусловно, здесь жили какие-то аристократы, которые могли иметь такие кирпичные дома.
— Есть ли какие-то внешние признаки того, что это могут быть здания ханского периода?
— Это, конечно, уже все перестроено, но вот этот верхний ряд на доме Михляева, можно сказать, похож на зубчики из русского узорочья. Есть в русской архитектуре такие «пояски» в виде зубчиков, но эти гораздо длиннее. Они же сталактитообразные, и это очень распространенный прием у татар, можно такие же увидеть сегодня на наших мечетях, допустим, на Апанаевской. Это излюбленный прием в татарской архитектуре, он очень часто применялся вплоть до конца XIX века. Двухэтажные дома в Биляре строили уже в X веке. Поэтому это совсем не предлог сказать: «У, как же, разве могли тогда в XVI веке строить такие большие дома?» Могли!
«Если бы вдруг оказалось, что какие-то фрагменты, нижняя часть этой башни или вся она относится к татарскому средневековью — это был бы очень важный момент для культурного равновесия, который дал бы казанцам возможность ощутить культурную прочность, культурный оптимизм». Фото Романа Хасаева
Древняя Казань у нас под ногами, но нужна программа выявления наследия татарского средневековья
— В каком состоянии башня Сююмбике сейчас, продолжается ли ее падение?
— Нет, ее зафиксировали. Она очень хорошо наблюдается. И такой большой опасности нет. Единственное, это опять раскручивается нашими экскурсоводами, мол, «падающая башня». Если бы вдруг оказалось, что какие-то фрагменты, нижняя часть этой башни или вся она относится к татарскому средневековью — это был бы очень важный момент для культурного равновесия, который дал бы казанцам возможность ощутить культурную прочность, культурный оптимизм. Не иметь ничего в пространстве города, чтобы с гордостью сказать «вот это наше древнее наследие нашей древней Казани» — это не совсем правильно. Оно есть, оно вокруг нас, оно у нас под ногами, под землей. Его надо выявлять и как-то показывать.
В том же XIX и начале XX веков были перечислены многие объекты, которые по преданию относятся к Казанскому ханству. Известно, что находили много мусульманских захоронений, надгробий с арабской вязью, в том числе на берегу озера Средний Кабан, на месте Воскресенско-Иерусалимского монастыря на так называемом «Кабанском городище» — загородной резиденции казанских сеидов и ханов. Должна быть специальная программа. Ведь не будут люди специально заниматься этим, если у них стоит другая цель. Даже когда ведутся раскопки, они ведутся с какой-то определенной целью. Когда проводятся земляные работы при строительстве городских объектов в историческим центре, там, по правилам, необходимо присутствие археолога, чтобы видеть, какие артефакты могут оказаться в земле. У нас это, конечно, в полной мере не соблюдается так строго, как требуется. Поэтому и здесь тоже надежды мало. Несколько раз были обвалы — на улице Баумана, например, или у ворот Спасской башни. При этом обнаруживались подземные кирпичные галереи, но даже они не были исследованы, так как такая задача ни перед кем ни ставилась.
Выдумки экскурсоводов о «прыгающей царице» и прочие глупости
Сегодня во всем мире растет конкуренция в индустрии туризма. В крупных столичных центрах стремятся как можно к большему раскрытию культурного наследия. Все, что возможно, любой камушек, любая причина для остановки туристического автобуса используется как ресурс развития туризма. Везут на автобусе куда-то далеко, приезжают — там просто таблички, археологические окна с черепками по стеклянным тротуаром. Если нет никакой старины — ее придумывают, как в Дубае.
Город, который имеет богатое культурное наследие — это устойчивый экономический и политический партнер, это культура, которой есть что сказать миру и, конечно, это громадные возможности для туризма, который сегодня все больше и больше превращается в первую статью дохода
Но только это надо обязательно. Во-первых, все это связано с идеями устойчивого развития, с точки зрения не только экологии окружающей среды, но и культуры. Это и охрана наследия, и его трансляция в будущее, так как город, который имеет богатое культурное наследие, — это устойчивый экономический и политический партнер, это культура, которой есть что сказать миру и, конечно, это громадные возможности для туризма, который сегодня все больше и больше превращается в первую статью дохода. Поэтому прямой смысл тем же путем идти и Казани. Туристы задают вопросы о средневековой татарской Казани. И что отвечают им экскурсоводы? «Вот с башни Сююмбике прыгнула царица» и все такие глупости. А сегодня туристы очень просвещенные, они хотят видеть какие-то достоверные объекты наследия и хорошо понимают, чем они отличаются от новоделов. У нас есть это достоверное наследие, ханская Казань вокруг нас, под нашими ногами как анонимный свидетель, но не участник жизни города.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.