Бизнес-поле Удмуртии: дорожные дела Соловьева, лакомые активы Игоря Сечина и империя Сергея Чемезова
Топ-100 крупнейших предприятий Удмуртии: главные действующие лица
Почти одновременно с Марий Эл Владимир Путин «обезглавил» Удмуртию. Силовики задержали главу республики Александра Соловьева по подозрению в получении взяток. Мы решили приглядеться к бизнес-полю соседа Татарстана и попытаться узнать, кому принадлежала, принадлежит или будет принадлежать в скором времени экономика небогатой республики. Из нашего исследования вы узнаете, как главы Удмуртии всего лишь меняли «личных олигархов» и доходные для себя отрасли, попутно открывая врата для «варягов». Выгоды от внутренних передряг получили в свое время «Мечел», «Башнефть», АФК «Система», «Роснефть», группа «СОК». При этом дефицит бюджета Удмуртии который год превышает 4 млрд рублей.
Оборот сотни крупнейших удмуртских компаний на треть зависит от нефти и в пять раз меньше оборота топ-100 компаний Татарстана
Для анализа мы взяли топ-100 самых успешных удмуртских компаний по итогам 2015 года, ориентируясь на показатели выручки. Совокупный оборот удмуртской «сотки» составил тогда 444,4 млрд рублей, увеличившись с 2014 года всего на 7,8% (с учетом инфляции в 12,9%, скорее, даже упав). Это в 2,3 раза больше, чем оборот недавно проанализированной нами сотни крупнейших компаний Марий Эл (189,9 млрд рублей) и в 5 раз меньше, чем оборот 100 крупнейших компаний Татарстана (2,2 трлн рублей).
Как и в случае с Татарстаном и Марий Эл, основная доля приходится на нефтяную отрасль. Как и соседи, Удмуртия также сильно зависима от нефтяной иглы, доля основных нефтяных компаний — это ОАО «Удмуртнефть», ООО «Белкамнефть» и АО «Белкамнефть» — от всего оборота составляет 32,2%. Напомним, в Татарстане на нефтяные компании в 2015 году пришлась почти половина совокупного оборота 100 крупных компаний, в Марий Эл — 22,19%.
«Удмуртнефть»: как ссора Александра Волкова с главой нефтяной компании помогла башкирам в 1990-х создать компанию-конкурента «Белкамнефть»
Пятая часть экономики Удмуртии прямо зависит от положения дел в «Удмуртнефти». Так, в 2015 году оборот этой компании упал на 7%, составив 105,6 млрд рублей. В 2016 году выручка вновь упала, уже на 8,4%, составив 96,8 млрд рублей. Чистая прибыль (по РСБУ) упала на 17,6% до 19,7 млрд рублей. Бюджет УР на 2016 год был принят с дефицитом в 4,4 млрд рублей. Кстати, летом 2016 года доходная часть казны УР была увеличена на сумму 2,453 млрд рублей, из которых 1,967 млрд — безвозмездные поступления в бюджет. В частности, в расходную часть были внесены изменения на сумму 2,817 млрд рублей. Половина этой суммы должна была быть направлена в дорожную отрасль.
Министерству транспорта и дорожного хозяйства УР были увеличены бюджетные ассигнования на общую сумму 1,4 млрд рублей. В этой связи напомним, что главу республики Александра Соловьева задержали по подозрению в получении взяток на сумму более 140 млн рублей от компаний, занимающихся строительством мостовых переходов через реки Каму и Буй. Засвеченное в скандале предприятие «Удмуртавтодор», почти на 20% принадлежащее формально Миндортрансу УР, вошло в наш рейтинг, заняв 29-е место: ее оборот вырос на 6%, составив 2,8 млрд рублей. Подробнее о ней расскажем ниже.
Сама нефтяная компания с 2006 года работает под управлением «Роснефти» и китайской корпорации Sinopec (выручка последней — 283,6 млрд долларов). В 1990-х годах созданная в 1973 году удмуртская компания была приватизирована и передана в «Сиданко» (была создана путем выделения части активов из состава «Роснефти», сначала контролировалась группой ОНЭКСИМ Михаила Прохорова, в конце 1990-х перешла под контроль «Интерроса» Владимира Потанина). В 1999 году «Сиданко» поглотила Тюменская нефтяная компания (ТНК), и до 2006 года компания находилась в составе российско-британской ТНК-BP. В 2006 году ТНК-BP продала часть акций китайской корпорации за 3 млрд долларов, но при условии партнерства с «Роснефтью». В те годы Москва решила консолидировать нефтяные активы и попыталась избавиться от иностранных акционеров. В результате и бывшая «мать» ТНК-BP была поглощена «Роснефтью», но лишь 7 лет спустя — в 2013 году, когда «Роснефтью» уже управлял Игорь Сечин.
Во внутренней политике Удмуртии такой лакомый актив, разумеется, не мог оставаться нейтральным. В 1995 году тогдашний спикер парламента республики Александр Волков (впоследствии 14 лет управлявший Удмуртией до 2014 года, с его же подачи главой УР после него стал Александр Соловьев) поссорился с президентом АО «Удмуртнефть» Валентином Кудиновым. Причины ссоры за давностью лет уже неизвестны, но интересно, что именно Александр Волков после приватизации нефтяного актива в 1994 году инициировал передачу контрольного пакета акций «Удмуртнефти» в «Сиданко». На тот момент бюджет Удмуртии наполовину формировался из налоговых поступлений «Удмуртнефти».
После ссоры команда Волкова вместе с башкирскими властями создала свою «дружественную» нефтяную компанию «Белкамнефть», акции которой поделили между собой «Башнефть» (четверть века разрабатывавшая месторождения на юге Удмуртии) и администрация Удмуртии. Волков созданием второй компании попытался ослабить позиции «Удмуртнефти». В итоге в 1999 году перед выборами в Госсовет УР в оппозиции Волкову оказался Кудинов, возглавивший на тот момент совместное предприятие «Уральская нефть». Сама «Белкамнефть» недолго была в руках Волкова: сначала перешла под контроль АФК «Система» Владимира Евтушенкова, а в 2003 году оказалась в составе «Русснефти» Михаила Гуцериева. Круговорот нефти в природе, как говорится.
Север и центр Удмуртии под присмотром государевых людей Игоря Сечина
Впрочем, к началу «нулевых» Волков стал умнее и начал с нефтяниками дружить. Благодаря нейтралитету «Удмуртнефти» и госконцерна «Антей» (в лице компании ИЭМЗ «Купол» — 12-е место в нашем рейтинге; кроме того, мы подробно писали о «Куполе» в нашем исследовании топ-100 оборонных компаний России) Волков избрался президентом Удмуртии в 2000 году.
Согласно исследованию журнала «Эксперт», на тот момент на политику УР влияли руководители четырех компаний: среди них глава «Удмуртнефти» Евгений Богомольный, глава «Буммаш», глава «Белкамнефти» и глава «Купола». Стоит отметить, что «Удмуртнефть» имеет огромное влияние в северо-восточных и центральных районах УР, на юг Удмуртии приходятся нефтяные прикамские районы. Очевидно, перестав быть самостоятельной силой и перейдя под контроль Игоря Сечина, «Удмуртнефть» способна если не контролировать, то хотя бы влиять на голоса избирателей без согласования с местными властями. Не исключено, что в том числе поэтому Волков и Соловьев после 2013 года Москве стали не нужны.
Да и до 2013 года Москва уже контролировала положение дел, так как владельцы ТНК-BP Виктор Вексельберг и Михаил Фридман давно были лояльны правящей команде.
«Удмуртторф»: от охотничьих чартеров для местных чиновников до передачи актива «личному олигарху» Александра Соловьева
«Роснефть» контролирует ныне «Удмуртнефть» через номинального держателя — Deutsche Bank (уже на момент продажи активы ТНК владела 17% акций удмуртской компании). Мелкий пакет (0,14%) принадлежит ОАО «Удмуртторф» (нефтяные скважины, добыча торфа — оборот компании 533 млн рублей), которую лишь в 2015 году выставили на приватизацию — в середине «нулевых» она принадлежала Удмуртии, а возглавлял ее сын Волкова Андрей.
В 2007 году «Удмуртторф» оказался в центре скандала, связанного с оплатой семи чартерных рейсов, на которых «чиновники республики летали открывать и закрывать охотничий и рыболовный сезоны в разных регионах страны».
После продажи выяснилось, что актив «уплыл» в руки неизвестной компании ООО «Конкорд-трейд» за половину стоимости (355 млн рублей). Однако местные наблюдатели быстро выяснили, что за компанией стоит близкий к главе Удмуртии Александру Соловьеву олигарх Виктор Русских. Русских — девелопер, застройщик ЖК «Ривьера-парк» на набережной Ижевского пруда, стройка которого вызвала протесты жителей и поначалу даже Соловьева, но после выборов сам Соловьев дал на стройку добро.
В ноябре прошлого года, когда лавина обысков накрыла Удмуртию, следователи пришли и к другу Соловьева Виктору Русских. Вопросы могли быть вызваны как раз странной покупкой «Удмуртторфа» всего за 150 млн рублей, последующим обнулением счетов и перепродажей этого актива другому покупателю за 600 млн рублей.
«Белкамнефть»: от нефтяного кошелька республики до поглощения актива АФК «Системой» и «Русснефтью»
Расскажем и об активах «Белкамнефти». Сразу четыре «белкамовских» предприятия попали в наш рейтинг: это ООО «Белкамнефть» (оборот 26,2 млрд рублей), АО «Белкамнефть» (11,1 млрд рублей), ООО «РНК» (51% принадлежит «Белкамнефти» — оборот 12,4 млрд рублей) и ООО «Белкам-контракт» (100%-я «дочка» АО «Белкамнефть» — оборот 2,5 млрд рублей). Три компании входят в десятку крупнейших предприятий Удмуртии. Напомним, что после ссоры с руководством «Удмуртнефтью» команда Волкова вместе с башкирскими властями создала свою «карманную» нефтяную компанию «Белкамнефть», акции которой поделили между собой «Башнефть» (четверть века разрабатывавшая месторождения на юге Удмуртии) и администрация Удмуртии.
Любопытно, что компанию зарегистрировали в башкирском городе Нефтекамск — видимо, чтобы подстраховаться: прибыли от «Белкамнефти» могли восполнить возможное выпадение доходов от «Удмуртнефти». В итоге очень скоро «Белкамнефть» стала второй по объемам добычи нефти компанией в Удмуртии. Однако так же быстро компания попала в поле зрения федералов.
Выяснилось, что «Белкамнефть» ведет незаконную добычу нефти на более чем 20 месторождениях Удмуртии и что все лицензии на право пользования недрами выданы «Белкамнефти» с грубыми нарушениями законодательства РФ. Удмуртские власти выдали компании 25 лицензий. Александр Волков публично возмутился «инсинуациями» федералов. На тот момент главой компании был Виктор Хорошавцев, чья дочь вышла замуж за сына премьера Удмуртии Юрия Питкевича.
Хорошавцев был в конце 1990-х и начале «нулевых» влиятельным удмуртским политиком, создав штаб поддержки Владимира Путина на выборах в президенты РФ — такой же штаб создал и Александр Волков. Атака на «Белкамнефть» не прошла без последствий для УР.
Сначала компания перешла в АФК «Система», а затем куплена в 2003 году «Русснефтью» Михаила Гуцириева. Хорошавцев был гендиректором ОАО АНК «Башнефть», которая входила тогда в АФК «Система».
«Лада Ижевск»: как Сергей Чемезов обнаружил вывод активов в «Ижмаше», а группа «СОК» выводила активы с «Иж-авто»
Второе место в топ-100 принадлежит ООО «Лада Ижевск» (100%-я «дочка» «АвтоВАЗа»), оборот которой вырос в 2015 году на 32%. Изначально автомобильный актив Удмуртии входил в структуры оборонного «Ижмаша», начав самостоятельную жизнь лишь в 1996 году как дочернее акционерное общество «Ижмаш-авто».
К слову, сам оборонный «Ижмаш» перед тем, как войти в состав «Ростеха» в виде корпорации «Калашников», управлялся Владимиром Гродецким, который, как считают местные наблюдатели, «довел до банкротства» обе компании — и «Ижмаш-авто», и сам «Ижмаш» — уже к 2007—2008 году. В 2013 году Гродецкого задержали по обвинению в выводе оборонных активов: «Ростех», который назначил «Ижмаш» головной компанией холдинга по производству комплексов вооружений ближнего боя и в 2010 году провел аудит компании, оценил ущерб от вывода активов, оказавшихся под контролем аффилированных с Гродецким лиц, в 5 млрд рублей. Волков в 2003—2012 годах был депутатом от «Единой России» в Госсовете Удмуртии. Следователи и представители ФСБ на суде дали понять, что у Гродецкого «высокие связи» и он может запугать свидетелей. Александр Волков, услышав о якобы существующей между ним и Гродецким связи, возмутился и заявил, что сам неоднократно ставил вопрос о его снятии перед Сергеем Чемезовым, главой «Ростеха». Суд не успел прийти к какому-либо выводу, так как Гродецкий в 2014 году скончался.
«Иж-авто» в 1997 году находился буквально на грани остановки — он собрал лишь 8 000 автомобилей, при расчетной мощности завода в 250 тыс. машин в год. На тот момент завод фактически находился под контролем местного криминалитета. Однако постепенно двигающийся к цели возглавить регион Александр Волков, как считают наблюдатели, в обмен на губернаторское кресло открыл врата «варягам» — внешний капитал пошел в Удмуртию из Нижнего Новгорода и Самары. «С усилением политической власти Волкова в регионе происходит явное ее экономическое ослабление — в Удмуртию начинают активно проникать финансово-промышленные группы, многие «нижегородского» и «самарского» происхождения». Так в республику попала группа компаний «СОК», которой позволили выкупить автомобильный актив «Ижмаша»: компания зачистила завод от криминала не в последнюю очередь благодаря тесной связи с местными силовиками (сын руководителя УФСБ по Удмуртской республике Михаил Арзамасцев был одним из директоров «СОКа») и на первое время действительно как будто реанимировала его. К 2003 году выпуск авто вырос в 8 раз. Однако кризис 2008 года компанию чуть не угробил: долг перед кредиторами составил 13,5 млрд рублей. «СОК» сначала продал компанию своему же менеджменту за 200 млн долларов, а после банкротства актив ушел крупнейшему кредитору — Сбербанку, который обвинил «СОК» в преднамеренном банкротстве и выводе активов.
В феврале 2011 года собственник «СОКа» Юрий Качмазов и ряд других руководителей «СОКа» и «ИжАвто» были объявлены в розыск: один из них скрылся в ОАЭ, другого убили в Суздале. Сам автомобильный актив по распоряжению Владимира Путина взял в свои руки «АвтоВАЗ» (и его главный акционер «Ростехнологии» Сергея Чемезова), который обязался вложить в ижевский завод 7 млрд рублей. Впрочем, переговоры о продаже завода велись еще в 2008 году, тогда называлась даже сумма активов в 9,6 млрд рублей. Подводившие итоги «соковского» правления местные СМИ отмечали, что «приватизация автозавода не принесла бюджету Удмуртии ни копейки, а за предоставленные в 90-е годы банковские гарантии под модернизацию автопроизводства, которой воспользовались «соковцы», пришлось три года назад расплачиваться из казны Удмуртии». Сообщалось, что в 1999 году «на разворованный автозавод» пустили «СОК» гендиректор «Ижмаша» Владимир Гродецкий и Александр Волков. Кстати, после того, как в серийное производство на ижевском заводе был запущен автомобиль Lada Vesta, Волков, будучи тогда уже сенатором СФ РФ, в ответ на предложения закупать для чиновников именно это авто, заявил, что «для многих чиновников этот автомобиль не подходит»: «Для членов правительства, зампредов все равно нужна представительская машина. И ни в коем случае не потому, что он большой начальник, а объективно ему нужна более надежная машина, это и вопрос безопасности, это нужно для дальних поездок».
«Спецстрой»: как Александр Волков в 1990-х спасал оборонный актив, а Александр Соловьев перекидывал бюджетные миллионы из капитального в дорожное строительство
На четвертом месте крупнейший филиал «Спецстроя» ГУССТ №8, оборот которого упал с 20 млрд в 2014 году до 18 млрд рублей в 2015 году. Напомним для начала, что «Спецстрой» Путин решил ликвидировать в ноябре прошлого года. Причиной стало низкое качество строительных работ госкомпании. Так, в Омске из-за обрушения секции казармы погибли 24 военнослужащих, позднее был отложен пуск ракеты-носителя «Союз-2.1а» с космодрома Восточный: «По итогам проверки, инициированной вице-премьером Дмитрием Рогозиным, выяснилось, что агентство выполняет работы лишь на 15—40% от стоимости заключенных контрактов. К строительству Восточного были привлечены более 250 компаний, из которых многие не обладали ни нужными компетенциями, ни оборудованием». Минобороны начало реформу агентства, предполагавшую ликвидацию примерно половины из 18 ФГУПов. Удмуртский ГУССТ включен в прогнозный план приватизации федерального имущества на 2017—2019 годы. Но пока он формально существует и пока формально владеет удмуртским строительным активом. До 2016 года ГУССТ был крупнейшей строительной компании Удмуртии, построившей до 80% жилого фонда и большинство производственных мощностей республики. Однако уже в феврале 2016 года стало известно, что федеральные власти лишают «Спецстрой» всех проектов, которые не связаны с военной тайной: это 30—50% портфеля компании на 1 трлн рублей при обороте компании в 130 млрд рублей.
Глава Удмуртии Александр Соловьев тогда заявил, что сожалеет об уходе «Спецстроя» с рынка жилья, добавив, что «повлиять на «Спецстрой» не может, а строители, которые работали при ГУССТ № 8, могут перейти в другие строительные компании». В действительности губернатор, скорее всего, лукавил. На тот момент Удмуртия была должна строительной компании 1,1 млрд рублей! Что интересно, после занятия губернаторского кресла Соловьевым глава ГУССТ №8 Алексей Прасолов считался близким ему человеком. Прасолов в 2015 году возглавил первую тройку партийного списка «Единой России» на выборах в Гордуму Ижевска. Однако скоро выяснилось, что отношения между ними напряженные: когда Соловьев попытался убрать Прасолова из руководителей фракции «Единая Россия» Госсовета республики. Причины ссоры становятся понятнее в свете как раз задержания Соловьева за коррупцию в дорожном строительстве. Дело в том, что «спецстроевский» гигант был в 1998 году фактически спасен руками Александра Волкова, который вместе с еще тремя лидерами регионов обратился к президенту с письмом, в котором доказывали, что «Спецстрой» необходимо сохранить. Долгое время ГУССТ №8 был гарантией для главы региона, что жилой фонд будет строиться нужными темпами (и за нужные деньги). Однако после ухода Волкова Александр Соловьев (ранее возглавлявший «Удмуртавтодор») «перекинул бюджетные миллионы из строки «капитальное строительство» в строку «дорожное строительство». После чего и вовсе перестал платить строителям по долгам: «И так, дескать, слишком хорошо жили, дайте пожить и дорожникам». По-видимому, в этом и кроется причина резкого снижения оборота крупнейшего удмуртского застройщика еще до того, как «Спецстрой» приказал долго жить.
Сейчас «Спецстрой» ждет масштабная проверка Главного контрольного управления президента РФ, и наблюдатели полагают, что в новом созыве Госсовета УР будет другой руководитель фракции «Единой России».
«Ижевский мотозавод Аксион-холдинг» и АО «ЧМЗ»: оборонные активы давно ушли федеральным холдингам
Пятерку крупнейших удмуртских компаний замыкает «Ижевский мотозавод Аксион-холдинг», который с 2011 года входит в состав корпорации «МИТ», в свою очередь, с 2010 года входящей в структуру «Росимущества». Мы подробно писали об этой компании в нашем исследовании космической промышленности.
Напомним, что в 1994 году завод стал ОАО, передав 50,8% акций неким физлицам, 23,7% акций — фонду имущества Удмуртии, остальное — Госкомимуществу РФ. В том же году из-за резкого падения гособоронзаказа объем производства упал, но в 1995 году ситуация выровнялась. К 2002 году в состав уже холдинговой компании входили 37 «дочек». Несмотря на неплохой оборот 2015 года, в 2016 году выручка завода упала на 7,7% (до 13,8 млрд рублей). С другой стороны, чистую прибыль компания увеличила в 2,4 раза: с 400,4 млн рублей до 975 млн рублей. В настоящий момент 23,77% компании принадлежит Минземимуществу Удмуртии, 25,5% — корпорации «МИТ». В начале 1990-х годов завод возглавил вышеупомянутый Владимир Гродецкий, под руководством которого во время конверсии было освоено изготовление медицинской и телекоммуникационной аппаратуры, при этом предприятие сохранило свой статус крупного объекта ВПК: в 1992—1995 годах «здесь было успешно, в сжатые сроки, освоено производство систем боевого управления РВСН». Сегодня возглавляет ижевский мотозавод Геннадий Кудрявцев, которого смело можно считать близким к Александру Волкову человеком: Кудрявцев шел вторым в республиканском списке «Единой России» на выборах в Госсовет осенью 2012 года.
Газета «Реальное время» также подробно писала и о находящемся на 6-м месте по величине оборонном предприятии АО «ЧМЗ» — в исследовании ядерной промышленности России. Напомним, АО «ЧМЗ» производит цирконий, циркониевые сплавы ядерной чистоты; сверхпроводниковые материалы на основе сплава ниобий-титан и соединений ниобий-олово. Кроме того — изделия из циркониевых сплавов (трубный и листовой прокат), природного урана и обедненного урана; металлический кальций. Так как завод стал одним из мировых лидеров по производству такой продукции, на его базе был создан отраслевой центр металлургии. Кальциевую проволоку ЧМЗ поставляет на «Северсталь», «Магнитогорский металлургический комбинат» и другие крупнейшие металлургические предприятия РФ. Одним из приоритетных направлений стало производство титанового проката, в освоение титанового направления было инвестировано более 1 млрд рублей, в итоге объемы производства титана за последние 3 года выросли в 2,5 раза. В этом году ЧМЗ впервые поставил титан европейскому заказчику. Титановые материалы ЧМЗ планирует поставлять таким автопроизводителям, как Maserati, Mercedes-Benz, BMW, Ferrari и Siemens. 17 марта был подписан пятилетний контракт на поставку крупной партии титанового проката: на европейский рынок планируется поставить тысячу тонн титана. Сумма контракта превышает 2 млрд рублей. Любопытно, что уже в апреле этого года на одном из удмуртских сайтов появился материал со ссылкой на бывшего инженера завода: по его информации инвестиции на титановый проект ЧМЗ были потрачены впустую, так как титановые слитки завод умел делать и раньше, а полуфабрикаты из них не умеет делать до сих пор.
ЧМЗ вошел в состав ТВЭЛ (входит в структуры «Атомэнергопрома» — «дочки «Росатома»), которому принадлежит 99,98% акций (1,6 млрд рублей). В 2015 году выручка завода выросла на 5%, составив 12,5 млрд рублей (для сравнения, в 2009 году она составляла 9,5 млрд рублей). Объем госзаказа при этом составляет всего 3% или 399,7 млн рублей. Впрочем, в 2016 году на завод спустили госзаказ уже объемом 793 млн рублей. Выручка в прошлом году составила 13,9 млрд рублей, увеличившись уже на 10,7%. Прибыль выросла на треть, составив 2,5 млрд рублей.
Как Александр Волков поссорился со своим премьером, ставленником ЧМЗ
ЧМЗ стоит далеко от политической жизни Удмуртии, но так было не всегда. Во-первых, в строительном управлении ЧМЗ в Глазове работал после окончания техникума Александр Волков. Во-вторых, в конце 1990-х бывший директор ОАО «ЧМЗ» в Глазове Николай Ганза оказался в жесткой оппозиции к Александру Волкову. Ганза тогда по договоренности с Волковым был назначен председателем правительства Удмуртии. Стартовал конфликт из-за проекта по закупке республикой партии комбайнов «по явно завышенной цене». Тем не менее под давлением Волкова комбайны были закуплены. На тот момент уже несколько лет статус спикера Госсовета был много выше статуса председателя правительства, в итоге Волков победил.
Ганза шел на выборы президента УР в одиночку, но ресурсов у Волкова было больше. Ганзе пришлось покинуть Удмуртию: он уехал сначала на Украину (возглавив там ферроникелевый комбинат), затем, вернувшись в Россию, остановился в структурах «Норникеля».
В 2014 году, приехав в Ижевск, Ганза дал интервью местному изданию, объяснив назначение Соловьева на место Волкова тем, что «центральная власть в Москве, наверное, уже просто не могла допустить дальнейшей, не побоюсь этого слова, деградации в регионе». И вспоминал, что когда пришел руководить правительством Удмуртии, «уже тогда 25—30% бюджета Удмуртии выводилось в офшоры». Как видно из сегодняшнего дня, надежды бывшего премьера на Соловьева не оправдались…
«Комос групп»: самый «авторитетный» бизнесмен, работа для сына губернатора на миллионы рублей и атака федералов
ОАО «Милком», занявшее 7-е место в нашем рейтинге, — это молочные активы крупной удмуртской компании «Комос Групп». Оборот «Милкома» в 2015 году вырос до 12,5 млрд рублей. Вообще же, в топ-100 вошли семь компаний «Комос Групп» с общим оборотом почти в 30 млрд рублей, что больше «автовазовского», и уступает «Комос», таким образом, лишь «Удмуртнефти». «Комос Групп» принадлежит Андрею Осколкову, считавшемуся близким к Александру Волкову. Осколков после ухода Волкова в интервью заверял, что «все последние годы уменьшал присутствие в удмуртской политике» и максимум, на что рассчитывал, это «депутатский мандат, дальше я никуда и не прыгал». Осенью 2013 года федералы провели обыски, связанные с коррупцией в высших эшелонах власти Удмуртии, и обнаружили нарушения при распределении очередных федеральных субсидий в пользу «Комос Групп». По версии следствия, «Комос» получил 70% всех федеральных субсидий на АПК.
Осколкова при губернаторстве Волкова называли самым авторитетным и влиятельным бизнесменом Удмуртии.
«Ижсталь»: как команда Волкова прогадала с «Мечелом», приватизируя стальной актив
Замыкает «десятку» ОАО «Ижсталь» с оборотом в 9,8 млрд рублей. «Ижсталь» долгое время не приватизировали, к 2004 году 53% акций предприятия принадлежали Удмуртии. На тот момент компания выпускала около 50% производимого в России сортового проката из быстрорежущих сталей и свыше 40% серебрянки, 30% сварочной нержавеющей проволоки, 70% стальных фасонных профилей высокой точности. Решение о продаже госпакета команда Волкова приняла в 2004 году из-за рекордного дефицита бюджета в 1,6 млрд рублей. Покрыть его решили, продав госсобственность.
Среди наиболее значимых активов оставались ООО «Удмуртская топливно-энергетическая компания» и контрольный пакет акций ОАО «Ижсталь». «Ижсталь» собирались продавать за 1 млрд рублей. Приглядывалась к стальному активу «Альфа-групп», которая еще в 2002 году лоббировала приватизацию «Ижстали», но тогда менеджмент предприятия убедил Волкова не продавать акции завода. «Альфа» пролетела со своим предложением — ее заявку внезапно перебила «Стальная группа «Мечел» олигарха Игоря Зюзина (оборот в 2015 году составил 253,1 млрд рублей). Как выяснили местные СМИ, «Мечел» вошел в акционерный капитал завода еще до аукциона, купив 20,57% привилегированных акций, судя по всему, непосредственно по согласованию с удмуртскими властями. В результате «Мечел» купил на аукционе оставшийся пакет в 26,9% за 490 млн рублей — бюджет УР недополучил 800 млн рублей. Однако сразу после продажи сам Волков выразил сожаление и дал понять, что приватизация завода контролировалась не столько местными властями, сколько из Нижнего Новгорода.
«Удмуртавтодор»: как главу УР погубил дорожный бизнес
Наконец нельзя не упомянуть ГУП «Удмуртавтодор» и рассказать о нем подробнее. Занимая по итогам 2015 года лишь 29-е место, компания вполне могла бы войти потом и в топ-10. Александр Соловьев возглавил Удмуртию временно, считают политические аналитики, и, похоже, решил уйти с поста не с пустыми руками. А лучше всего он знал дорожную сферу: именно в компании «Удмуртавтодор» началось его возвышение (но в последние годы формально к дорогам не имел отношения: он ушел сначала в Госсовет Удмуртии, а затем в Совет Федерации). Так что Соловьев мог решить «поучаствовать в сомнительных схемах дорожных строителей».
Одним из первых заявлений Соловьева в должности главы республики стало желание навести порядок в дорожной сфере УР. Почти сразу же Миндортранс УР возглавил ранее работавший в дорожных структурах Соловьева Виктор Вахрамеев. Что касается моста через Каму, ставшего итоге поводом для задержания главы Удмуртии, то изначально это был проект ВТБ и Москвы. Долгое время этот проект стопорил бывший губернатор Александр Волков, не веривший в его экономический успех. Однако мост был необходим нескольким регионам, он существенно упрощал и укорачивал дорогу из Москвы до Уфы или Екатеринбурга. Смета в 2008 году предполагала стоимость моста в 5,7 млрд рублей. В 2009 году на встрече Александра Волкова с премьер-министром РФ Владимиром Путиным приняли решение о том, что 70% затрат профинансирует инвестор, 30% — Москва и Удмуртия. В 2012 году после появления на горизонте ВТБ структура затрат была следующей: бюджет Удмуртии — 1,343 млрд рублей., бюджет России — 2,516 млрд рублей, средства инвестора — 10,083 млрд рублей. В 2013 году было подписано соглашение о выделении ВТБ 5 млрд рублей, дата окончания строительства моста — 1 октября 2016 года. Через пару месяцев после этого Волков перестал быть главой Удмуртии.
Выручка «Удмуртавтодора» (принадлежит Миндортрансу Удмуртии) последние годы росла. Если в 2013 году она составляла 2,5 млрд рублей при прибыли в 153 млн рублей, то в первый год губернаторства Соловьева оборот компании вырос до 2,7 млрд рублей (прибыль в 239 млн), в 2015 году он составил 2,9 млрд рублей. Какова выручка компании по итогам 2016 года, неизвестно. Зато известно, что «Удмуртавтодор» в 2016 году заключил госконтракты на сумму 2,03 млрд рублей. Врио главы Удмуртии Александр Бречалов объявил 10 мая, что Александр Корепанов уволился со должности главы «Удмуртавтодор». И объяснил, что это — «ключевая организация, которая выигрывала основной объем контрактов». Внутри структуры следователи обнаружили еще массу предприятий. Сейчас федералы анализируют компании, занимавшиеся вопросами поставки песка и щебня, ремонтом, разметкой и проч.
Наименование | Руководитель ФИО | Совладельцы | Вид деятельности/отрасль | выручка в 2015 году, руб. | |
1 | УДМУРТНЕФТЬ, ОАО | Топал Андрей Юрьевич | ПРОМЛИЗИНГ, АО — 97,13% (TAIHU LIMITED -100%) | Добыча сырой нефти | 105.685.824.000,00 |
2 | ЛАДА ИЖЕВСК, ООО | Рябов Михаил Сергеевич | АВТОВАЗ, ПАО (1,700,015,000 руб., 100%) | Производство автотранспортных средств | 29.901.182.000,00 |
3 | БЕЛКАМНЕФТЬ, ООО | Баль Николай Романович | БЕЛКАМНЕФТЬ, АО (2,399,394,000 руб., 100%) | Добыча сырой нефти | 26.270.039.000,00 |
4 | ГУССТ № 8 ПРИ СПЕЦСТРОЕ РОССИИ, ФГУП | Прасолов Алексей Михайлович | СПЕЦСТРОЙ РОССИИ (1,000,000 руб., 100%) РОСИМУЩЕСТВО (n/a) | Строительство жилых и нежилых зданий | 18.165.138.000,00 |
5 | ИЖЕВСКИЙ МОТОЗАВОД АКСИОН-ХОЛДИНГ, АО | Кудрявцев Геннадий Иванович | МИНИМУЩЕСТВО УДМУРТИИ (163,114,056 руб., 23.77%) | Производство оружия и боеприпасов | 15.011.444.000,00 |
6 | ЧМЗ, АО | Вергазов Константин Юрьевич | МИНИМУЩЕСТВО УДМУРТИИ (351,866,000 руб., 21.54%) | Производство ядерного топлива | 12.578.608.000,00 |
7 | МИЛКОМ, ОАО | Управляющая компания КОМОС ГРУПП, ООО | Бондаренко Нина Алексеевна (235,579 руб., 0.27%) Варачева Нина Николаевна (42,253 руб., 0.050%) Воронцов Николай Алексеевич (31,855 руб., 0.040%) Бондаренко Василий Егорович (23,402 руб., 0.030%) Булгаков Леонид Николаевич (17,251 руб., 0.020%) Белов Вячеслав Макарович (11,817 руб., 0.010%) Багишев Григорий Викторович (10,323 руб., 0.010%) Букарева Мария Николаевна (9,381 руб., 0.010%) Вахрушева Валентина Тихоновна (8,543 руб., 0.010%) Ануфриева Светлана Дмитриевна (8,537 руб., 0.010%) ...* | Производство прочей молочной продукции | 12.480.280.000,00 |
8 | РНК, ООО | Морозов Владимир Витальевич | БЕЛКАМНЕФТЬ, АО (388,796,262 руб., 51%) КОМПАНИЯ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ ФЕРЕСТА ТРЕЙДИНГ ЛИМИТЕД (373,549,349 руб., 49%) | Добыча сырой нефти | 12.412.164.000,00 |
9 | БЕЛКАМНЕФТЬ, АО | Федоров Юрий Викторович | БАШНЕФТЬ, ПАО АНК (500,000 руб., 38.46%) УДМУРТТОРФ, ОАО (433,000 руб., 33.31%) БАЙКАЛ-ОЙЛ, ЗАО (200,000 руб., 15.38%) ЗАКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «БАЙКАЛ-РЕСУРС» (100,000 руб., 7.69%) АСПЭК-ТРАСТ, ЗАО (65,000 руб., 5%) МИНИМУЩЕСТВО УДМУРТИИ (2,000 руб., 0.15%) | Предоставление услуг в области добычи нефти и природного газа | 11.175.930.000,00 |
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.