Таможня не дает добро Xiaomi: почему посылки с гаджетами из Китая разворачивают на российской границе
Эксперты «Реального времени» называют действия таможенников произволом и подозревают в сговоре с дилерами, которые продают эти же устройства на территории России в несколько раз дороже
Посылки с телефонами, планшетами и прочими гаджетами, заказанными россиянами в иностранных интернет-магазинах, таможня отправляет обратно продавцу. С жалобой о том, что телефон Xiaomi, купленный на Aliexpress, был возвращен в Китай, в общественную организацию РосКомСвобода, деятельность которой направлена на противодействие цензуре в интернете и саморегуляцию интернет-отрасли, обратился покупатель. Выяснилось, что случай не исключительный, с такими же проблемами столкнулись покупатели устройств Sony, BlackBerry, Chuwi и некоторых других компаний. Эксперты считают действия таможенников произволом и подозревают в сговоре с дилерами, которые продают эти же устройства на территории России в полтора—два раза дороже.
Заказал телефон — получил шифровальное устройство
Не дождались смартфонов, купленных на Aliexpress, судя по жалобам и обсуждениям в соцсетях, тысячи россиян. Причем «счастливчиками» стали те, чьим заказам «повезло» попасть на таможню в Оренбурге и Екатеринбурге. В оренбургской группе в соцсети «Проблемы с Оренбургской таможней» пострадавших уже более тысячи человек. Люди советуют друг другу, как вернуть деньги и куда отправить жалобу.
Первые задержки смартфонов на таможне, судя по постам в соцсетях, начались в начале апреля, сейчас стало понятно, что явление не исключительное, а массовое. Причем, если в начале речь шла только о возврате смартфонов Xiaomi, то сейчас разворачивают посылки и с другими устройствами.
«Вернули назад еще и Ivargo, и Leagoo. Так вот. Есть ощущение, что все, чем уже торгует Rumall.com на Яндекс.Маркете, покупать нельзя. Глупость, конечно, но...», — пишет Алексей Бочкарев.
Один из покупателей решил не просто открыть спор с продавцом и вернуть деньги, но и потребовать официальное объяснение от Федеральной таможенной службы. Параллельно он обратился в общественную организацию РосКомСвобода. От таможни ответ пришел занимательный. Судя по нему, товарный знак Xiaomi включен в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности на основании обращения правообладателя. С учетом того, что к компетенции таможенных органов не относится признание товаров контрафактными, то таможня уведомила представителя правообладателя Xiaomi в России ООО «Смарт Оранж» о ввозе телефона на территорию Евразийского экономического союза. «Смарт Оранж» в свою очередь ответил, что данный товар обладает признаками контрафактности, и возражает против его ввоза.
В другом случае Кольцовская таможня ФТС приравняла устройство к шифровальным (криптографическим) средствам, ввоз которых в Россию ограничен. Федеральная таможенная служба оперативно прокомментировать ситуацию не смогла.
Гайки закручивают дистрибьюторы
Эксперты, опрошенные «Реальным временем», склонны связывать запреты не с контрафактом и не с тем, что устройства являются шифровальными средствами, а с лоббированием интересов дилеров и дистрибьюторов. К примеру, смартфон на Aliexpress можно купить в полтора—два раза дешевле, чем у официального представителя в России. А учитывая, что марка Xiaomi стала в последний год невероятно популярной и телефоны заказываются миллионами, — коммерческие интересы продавцов под угрозой.
— Вряд ли у смартфонов Xiaomi есть подделки. При всем моем уважении к этой марке — этого не может быть. Сейчас нам пытаются навязать и активно лоббируют на уровне правительства, идут дискуссии, Минпромторг говорит, что это важно — это закон о параллельном импорте. Речь о том, что, если у нас завелся человек или организация — дилер, дистрибьютор этого товара, тот мы этот товар можем купить только у него. О хороших последствиях этого закона мне неизвестно в других странах, где он введен. Там дилеры монопольно устанавливают цены на эти товары, и в интересах этих монополистов эта история закручивается, — считает президент Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов.
О проблемах российских покупателей гаджетов китайцам известно. Один из продавцов Xiaomi на Aliexpress прокомментировал жалобу клиента. Перевод с китайского, но понять суть можно (орфография и пунктуация сохранены, — прим. ред.): «Как вы знаете, есть одна проблема, которую вызвала Smart Orange Сompany, они контролировали таможню Оренбурга и Екатеринбурга, нарушали законы и открывали посылки для Финляндии, а также возвращали товары с продуктами Xiaomi. Это ужасное поведение. Пока что в этом вопросе участвует только Почта Финляндии, Сингапурская почта и Sweeden Post не затрагиваются. Мы и все другие реселлеры Xiaomi попросили администраторов Aliexpress войти и изучить эту проблему».
«Просматривается аффилированность»
— Не знаю, насколько аффилирована таможня с этими организациям, которые продают те же устройства внутри России, но ряд ассоциаций, в основном АКИТ (Ассоциация компаний интернет-торговли, — прим. ред.), не первый год предпринимают различные шаги, чтобы ограничить покупки россиян в иностранных интернет-магазинах. Либо обложить их какими-либо пошлинами, либо обложить сами магазины обязанностями уплаты налогов в российскую казну, либо ввести наказания для пользователей, покупающих товары. Возможно, такая активизация таможни — это аффилированность с этой организацией, может, какие-то договоренности есть — в явном виде просматривается усиление таких проверок и увеличение случаев задержки вполне привычных покупок — гаджетов, приставок, телефонов, которые всегда были разрешены к ввозу, и пользователи себе миллионными тиражами суммарно для личного пользования их заказывали. Что вдруг произошло, что сами правила не поменялись, но поменялось отношение к этим правилам со стороны таможни и Следственного комитета, — это очень странно, и это стало происходить в массовом порядке, — говорит Артем Козлюк, руководитель проекта РосКомСвобода.
Получить комментарий АКИТ «Реальному времени» сегодня так и не удалось. По словам Артема Козлюка, возврат посылок происходит не только из Китая (хотя оттуда чаще всего), но и из других стран.
— У нас был случай: заказал человек из Германии официальную приставку Sony Playstation 4, также остановили на таможне и сказали, что устройство содержит возможность криптографической обработки информации, шифрации и дешифрации и запрещено к ввозу на территорию России. Везде таможня стала активно останавливать товары по разным основаниям — в одном случае это контрафакт, в другом возможность шифрования. Либо привлекать пользователя к административным штрафам, либо просто отправлять посылки обратно как контрафакт, либо даже возбуждать уголовные дела. Был случай — автовладелец купил GPS-трекер, который хотел установить, чтобы быть в курсе, если машину угонят. И эта покупка довела его чуть ли не до реального срока. За несколько месяцев возбудили уголовное дело, которое потом удалось закрыть, и выплатили штраф, — рассказывает «Реальному времени» руководитель РосКомСвободы.
Практически каждый гаджет можно приравнять к шифровальным (криптографическим) средствам — в явном виде устройства для этого не предназначены, но такая функция в них есть. Что самое интересное — точно такие же товары продаются в России, но не было случая, чтобы за их покупку на территории страны задерживали или наказывали.
«Таможенный беспредел», или Судиться бесполезно, китайцы не помогут
По сообщениям СМИ, ООО «Смарт Оранж» попросило таможню присмотреться к телефонам из Китая, чтобы пресечь «серые» поставки смартфонов и аксессуаров под брендом Xiaomi. Как сообщает РБК, ООО «Смарт Оранж» объявило себя официальным представителем и дистрибьютором этой марки в октябре 2016 года. Возможно, основную угрозу компания видела в частных предпринимателях, занимающихся поставками гаджетов в обход официальных каналов, но в итоге страдать начали розничные покупатели, заказывающие смартфоны для личных нужд. Действия таможенников, разворачивающих такие посылки, президент Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов называет беспределом.
— По поводу законности этого у меня большие сомнения. У нас насчет товаров для личного пользования эта история — с правами отдельно взятых дистрибьюторов — не распространяется. Товары для личного пользования у нас никак не попадают ни под положения о сертификации, ни под действие закона. То, что произошло сейчас, — это произвол. Вопрос в том, будут ли потерпевшие судиться и доказывать свою правоту. У частного лица в этом плане слабые позиции — оно практически бессильно против государства. А китайский продавец судиться в Россию не поедет — для него это микроскопическая часть бизнеса, — говорит Александр Иванов «Реальному времени».
Возмущенные покупатели создали петицию, адресованную Федеральной таможенной службе и руководству Beijing Xiaomi Technology Co., Ltd — производителю смартфонов. За две недели ее подписали 4 188 человек. Пользователи просят таможенников дать объяснение и предлагают бойкотировать покупки у официальных дистрибьюторов Xiaomi в России — по чрезмерно завышенным ценам.
«В среднем в 2 раза выше цены, установленной на официальном сайте производителя», — пишет автор петиции Алексей Садчиков.
Что интересно, в письме Федеральной таможенной службы от 15 марта говорится только о том, что только «портативный телефон Xiaomi» включен как товарный знак в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности. Покупатели гаджетов подтверждают, что проблем с другими типами устройств Xiaomi на таможне не возникает.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.