Новости раздела

«Их нравы»: как гуляют на свадьбах потомки грозных османов

Колумнист «Реального времени» о личном опыте посещения свадебных торжеств в некурортной Турции

Казанский исследователь Булат Ногманов, чьи публикации, как выяснилось, читает Минтимер Шаймиев, продолжает знакомить читателей «Реального времени» со своими наблюдениями о том, как культура древней Османской империи проникла в быт современной Турции. В своей сегодняшней колонке он рассказывает о традициях турецкой свадьбы.

Ах, эта свадьба!

Пожалуй, одной из самых древних традиций, восходящих к началу истории, является обряд сочетания браком. Практически все свадебные традиции имеют мощные корни и пропитаны древним символизмом, о значении которого многие вступающие в брак зачастую и не догадываются.

В современной Турции наиболее распространенными видами являются так называемые салонные свадьбы, которые проходят в специально отведенных для этих целей больших залах, и деревенские свадьбы на открытом воздухе. И там, и там среднее количество гостей колеблется от 200 до 600 человек. Конечно же, бывают и более многочисленные торжества. Автору этих строк выпала честь поучаствовать в одном из таких торжеств, и в сегодняшней заметке речь пойдет о деревенской свадьбе.

Сразу же стоит оговориться, что в разных провинциях современной Турции деревенские свадьбы проходят по-разному и отличаются друг от друга. Это продиктовано разнообразием народов, обычаев, традиций и культур, которые широким веером раскинулись по просторам «всероссийской здравницы». В нашем случае речь пойдет о свадебных традициях, характерных для района Эскишехира, где компактно проживают крымские и казанские татары, переехавшие в разные времена в Великую Порту и кемалистскую Турцию. В виду сходства языка и культур, а также общности религии, татары довольно органично адаптировались в турецкую действительность и переняли многие традиции.

Как говорил герой Фрунзика Мкртчяна в легендарной киноленте «Кавказская пленница»: «Вы хотели посмотреть древний и красивый обычай? Вам исключительно повезло». Но сразу же предупрежу, невест уже давно никто не ворует, и все происходит по взаимному согласию сторон.

Золото, нам нужно больше золота

Итак, рука и сердце попрошены, согласие получено, переходим к самому обряду. Наверное, то, что объединяет практически все свадьбы на территории Турции, это довольно большое количества золота. Отметим тот факт, что зачастую свадьба принадлежит родителям жениха, и они являются основными ее организаторами и непосредственными финансовыми участниками. По традиции родители жениха перед свадьбой дарят будущей невесте столько золотых браслетов, сколько она пожелает. По сути, эти браслеты и служат махром, и их стоимость должна покрывать четырехмесячное содержание невесты в случае развода или смерти жениха. По исламу женщина, в случае развода или смерти мужа, может повторно выйти замуж только через четыре месяца. Это делается для того, чтобы исключить путаницу с отцовством, если женщина вдруг окажется беременной. Обычно, в Эскишехире деревенские свадьбы проходят в несколько этапов. Проводятся одновременные отдельные торжества на стороне жениха и на стороне невесты:

В полдень на стороне жениха собираются гости, которым подают традиционные свадебные блюда. В Эскишехире это «шехрийе чорбасы» (суп лапша), «этли пилав» (рис с мелко порубленным и поджаренным мясом), «ирмик халвасы» (разновидность халвы) и обязательный «вишне хошафы» (вишневый компот).

Ближе к вечеру устраиваются танцы. Гости приносят в подарок «кючюк алтын» (маленькое золото) — золотые монеты, которые дарят родителям жениха. Особенность заключается в том, что ведется запись того, кто, сколько золота подарил, так как по традиции на следующей свадьбе, когда эти родители уже будут приглашены в качестве гостей, они должны будут подарить родителям уже другого жениха столько же золота, сколько им подарили на свадьбе их сына. Получается своеобразный золотой взаимозачет.

После ночного намаза на стороне невесты устраивается «кына геджеси» (ночь хны) — своеобразный девичник, где принимают участие жених и некоторые его друзья или родственники. Во время церемонии устраиваются танцы, исполняются иляхи (религиозные песнопения), жених раздает подарки гостям, которые называются «через», и проводится основной обряд нанесения хны на ладони молодоженов. По традиции для того, чтобы невеста раскрыла ладонь, жених должен положить туда золотую монету. Ночь хны — очень красивый и древний обряд, символизирующий прощание невесты с родным домом. Хну наносят на ладони молодоженов в знак того, что они предначертаны друг для друга. Также считается, что хна предостерегает от сглаза. После церемонии жених с друзьями уходит к себе домой, где вовсю продолжается свадьба, принимает участие в танцах и провожает гостей.

Перед рассветом, приблизительно в два часа ночи, невеста с подругами идут в дом жениха, чтобы исполнить обряд «дамат уяндырмасы» (разбудить жениха). Обычно с собой берут запеченную курочку, сладости и другие угощения. Снова устраиваются танцы, подаются угощения. Под утро невеста с подругами уходит к себе домой.

На следующий день жених едет в дом невесты для того, чтобы привести ее к себе домой. Завидев жениха, местные ребята обступают его и требуют «топрак басты парасы» (плату за то, что он вступил в их владения). Уплатив определенную сумму, жених заходит в дом, но невесту скрывают подруги и обещают показать ее только после того, как он заплатит «сандык парасы» (плата за приданое). Завершив все финансовые операции, жених и невеста на машине направляются в дом к жениху, по дороге раздают местной детворе сладости и мелкие монеты. Перед отъездом отец невесты завязывает дочери красный пояс — символ непорочности и целомудрия.

Прибыв домой, невеста не спешит выходить из машины и по традиции требует у отца жениха совершить жертвоприношение. Тут же рядом с машиной забивают жертвенного барана, мясо раздается беднякам. После этого невеста с женихом входят в дом, где их ожидает имам, который совершает обряд никах. Теперь они официально являются мужем и женой, и их оставляются наедине. Перед тем, как снять с жены фату, муж дает ей какой-нибудь подарок или же золотую монету. Через неделю невеста навещает родителей.

Бонусы

Ниже приведены фотографии традиционного свадебного угощения Эскишехира, воссозданные в домашних условиях.

​Булат Ногманов
Справка

Булат Ногманов — переводчик.

Родился 31.10.1985 в с. Апастово Апастовского района Республики Татарстан. В 2008 году окончил Международный казахско-турецкий университет им. Х.А. Ясави по специальности «Международные отношения», в 2010 году — магистратуру Анкарского университета по той же специальности. Участник этнографических экспедиций.

Член Татарстанского отделения Русского географического общества.

Владеет английским, турецким и казахским языками.

Новости партнеров