Новое дело главы ТФБ Роберта Мусина: миллиард без возврата бывшему подчиненному?
Следком по РТ предъявил экс-предправления Татфондбанка еще один уплывший из-под залога вексель
Букет уголовных дел Татфондбанка пополнился новым эпизодом. 21 апреля Следком по РТ заподозрил банкира и депутата Госсовета РТ Роберта Мусина в «причинении существенного вреда кредитно-финансовой системе РФ», а конкретно — в экстренном выводе в декабре 2016 года части залогового имущества по кредитам на 1 млрд рублей. Как выяснило «Реальное время», кредиты эти в 2013—2015 годах получало казанское ООО «ТДК-Актив», которое возглавляет не чужой для Мусина и лопнувшего банка человек.
Залогом по кредиту ТФБ был вексель того же банка
Третий эпизод в деле экс-предправления Татфондбанка Роберта Мусина, как и два предыдущих, связан с залоговым имуществом, от которого ТФБ с подачи руководства избавился накануне краха. Как удалось выяснить «Реальному времени», казанское ООО «ТДК-Актив» получило в Татфондбанке семь кредитов на общую сумму 1 млрд 149 млн рублей: по три крупных займа были выданы в июне 2013-го и марте 2014-го, последний — на 365 млн рублей — в мае 2015 года.
Следствие считает, что с 5 по 14 декабря 2016 года Роберт Мусин, как предправления ТФБ и член кредитного комитета банка, а также неустановленные должностные лица банка «приняли решение о незаконном частичном выводе залогового имущества ООО «ТДК-Актив» в виде одного векселя самого банка серии ПТФБ №0000075 от 31 октября 2016 года. Залоговая стоимость векселя оценивалась в 311 млн рублей. И заключение кредитного комитета было подписано 9 декабря 2016 года, несмотря на данные о текущей задолженности ООО «ТДК-Актив» в размере 1 млрд и 4,5 млн рублей.
Как видим, залогом по кредиту ТФБ выступал вексель этого же банка, который после декабрьских событий обесценился. Однако 9 декабря за эту бумагу еще можно было получить деньги.
По версии Следкома по РТ, в результате невыгодного для ТФБ решения руководства часть кредитных обязательств осталась без обеспечения, причем операция по выводу была проведена накануне введения Центробанком моратория на выдачу вкладов в ТФБ и введения временной администрации 15 декабря 2016 года. Что в итоге причинило «существенный вред имущественного характера» на общую сумму 1 млрд 4,5 млн рублей госкорпорации «Агентство по страхованию вкладов» и неопределенному кругу кредиторов банка, в том числе ЦБ.
Три дела на 5 млрд рублей
В целом подобные действия следствие расценило как вред всей кредитно-финансовой системе РФ. Дело возбуждено по признакам злоупотребления полномочиями, повлекшего тяжкие последствия (ч. 2 ст. 201 УК РФ).
По той же статье расследуется еще один эпизод с уплывшим из-под залога 14 декабря 2016 года векселем ООО «ИнтерСтар» по кредитам ООО «Урман». Пострадавшим оказалось Агентство по страхованию вкладов. А размер ущерба оценили в 847 млн рублей.
Наконец, напомним, что еще 3 марта Мусина арестовали по обвинению в мошенничестве с полученным ТФБ от Центробанка РФ кредитом в 3,1 млрд рублей. Потерпевшим признали Центробанк. С учетом нового дела в отношении Роберта Мусина выявленный следствием ущерб от действий руководства Татфондбанка достиг 5 млрд рублей.
Убыточная компания и торчащие «уши» группы ТФБ
ООО «ТДК-Актив» было зарегистрировано в Казани в марте 2011 года. Основным видом деятельности обозначено «предоставление прочих финансовых услуг, кроме услуг по страхованию и пенсионному обеспечению». Согласно данным официальной отчетности, в 2013 году в балансе компании значатся доходы и расходы почти на 1,5 млрд рублей, в 2014-м — 1,3 млрд, в 2015-м — 0,8 млрд. При этом все три года компания демонстрировала серьезные убытки: 2013 — 3,2 млн руб., 2014 — 22,4 млн руб., 2015 — 64 млн рублей.
«ТДК-Актив», согласно данным ЕГРЮЛ, на 99% принадлежит ООО «Ягодинская слобода». Однако если внимательнее рассмотреть связи компании, то можно обнаружить следы структур группы ТФБ.
У «Ягодинской слободы» в учредителях значатся ООО «Траверз компани» и ООО «Лэнд истейт». Единственным собственником «Траверз компани» является некто Вадим Никитович Соловьев. Однако до 2009 года компанией владел Борис Мнацаканов, генеральный директор и совладелец обанкротившегося магазина «Книжный двор» — проекта компании DOMO, которая, в свою очередь, была проектом мусинской команды. Сам Вадим Соловьев ранее занимал пост директора ООО «Новая электроника» (находится в стадии ликвидации), которой до 2011 года владело ОАО «DOMO».
Единственным владельцем «Лэнд истейт» является Роберт Рафаилевич Гараев. Он же владеет через ООО «Галактионова» и напрямую частью ООО «Новые финансовые системы» (НФС). НФС, в свою очередь, сейчас активно банкротит компании, близкие к сектору легкой промышленности группы ТФБ и кредитовавшиеся в «Татфонде».
Директором и владельцем самого «ТДК-Актив» является Айнур Айдарович Ахметзянов. Любопытно, что ранее полный тезка этого человека работал специалистом отдела инновационных и модернизационных проектов управления проектного финансирования АИКБ «Татфондбанк». Именно в этом качестве в сентябре 2013 года Ахметзянов участвовал в повышении финансовой грамотности студентов одного частного казанского вуза.
***
16 апреля банкиру, депутату и обвиняемому Роберту Мусину исполнилось 53 года. Сомнительными подарками можно считать заочное продление ареста еще на три месяца и обнародованную Госсоветом РТ декларацию о доходах супругов Мусиных. Судя по ней, заработок главы семьи упал с 70,3 до 31,1 млн рублей, а его второй половины — с 87,8 до 31,8 млн рублей. Зато в собственности банкира появились и были арестованы по ходатайству Следкома 200 га земли. А вот загородная усадьба с вертолетной площадкой в Больших Ключах под арест не попала. Причем, судя по декларации, летать и ездить Роберту Ренатовичу приходилось исключительно на служебном транспорте. Из личного у него лишь мотолодка и автоприцеп.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.