Новости раздела

«Спартак» уходит от татфондовских долгов

Фабрика в отчетности отобразила списание кредиторской задолженности, а параллельно банкротит связанные компании

ОАО «Обувная фабрика «Спартак», которая еще в декабре заявила о банкротстве, всячески избавляется от долгов, в том числе от долгов Татфондбанку, которому она фактически была подконтрольна. В бухгалтерской отчетности предприятия появились списанные долги почти на полмиллиарда. Кроме того, в арбитражах активно идут дела о банкротствах компаний, связанных со «Спартаком» и «Адонисом». Большинство компаний являются должниками «Татфонда». А долги могут исчисляться миллиардами. Только торговый дом «Золе» задолжал ТФБ почти 1 миллиард рублей. В то же время, несмотря на публичные заявления, ни фабрика «Спартак», ни фабрика «Адонис» документы в арбитраж о собственном банкротстве так и не подали.

«Спартаку» списывают долги

Часть денег Татфондбанка, судя по всему, может быть похоронена в ОАО «Обувная фабрика «Спартак». По крайней мере, ряд загадочных цифр всплывает в бухгалтерской отчетности предприятия за 2016 год. Согласно данным отчета о финансовых результатах «Спартака» за 2016 год, выручка компании составила 559 млн рублей (годом ранее — 444 млн рублей). При этом валовая прибыль (за вычетом себестоимости продаж) составила 54 млн рублей (в 2015 году — 81 млн рублей). Итоговая чистая прибыль составила микроскопические 62 тысячи рублей — что даже меньше, чем и без того маленький результат 2015 года, — тогда чистая прибыль составила 289 тысяч рублей.

Однако интереснее другие цифры. Из отчета следует, что «Спартаку» была списана кредиторская задолженность на сумму 493 млн рублей. Аналогичное списание было и год назад, но лишь на сумму 20,3 млн рублей. Более подробной информации о списании кредиторской задолженности найти не удалось: в пояснениях можно найти эту цифру, однако из чего она состоит — неясно. Цифры не «бьются», видно лишь, что «Спартаку» списали 5,4 млн рублей по расчетам с поставщиками и подрядчиками, а также 5 тысяч рублей — по налогам и взносам. Впрочем, эти 493 млн рублей «вылезают» и еще в одном из документов — пояснительной записке. Здесь они фигурируют как «сумма кредиторской задолженности, если по ней истек срок исковой давности», поэтому, возможно, деньги не являются татфондовскими, однако совпадение слишком бросается в глаза.

Помимо этого, графа «прочие доходы» уменьшилась с 3,64 до 1,21 млрд рублей — в три раза.

«Спартаковские» долги «Татфонду» спишут еще и по банкротству?

Кроме таких списаний, часть «спартаковских» долгов может быть списана при банкротстве фабрики и многочисленных связанных с ней фирм. По большинству дел размер задолженности пока неизвестен, но уже очевидно, что исчисляться он будет миллиардами.

О своем банкротстве обувная фабрика «Спартак» заявила еще в декабре прошлого года. 26 декабря совет директоров ОАО «Обувная фабрика «Спартак» официально сообщил, что заявление об этом будет отправлено в Арбитражный суд РТ. Решение связано с блокировкой счетов предприятия в Татфондбанке, говорилось в сообщении компании на портале раскрытия информации. Компания не могла выполнить обязательства, поскольку деньги «зависли» в санируемом банке. Также фабрика не могла выплатить зарплату сотрудникам. Однако до сих пор в базе арбитража заявления от «Спартака» нет.

Зато за это время сразу несколько компаний, связанных со «Спартаком», вышли на банкротство. Еще 30 января на собственное банкротство подало ООО «Примороссо». Однако 14 марта суд не нашел оснований для введения процедуры. «Примороссо» на 100% принадлежит ООО «Торговый дом «Золе» (очередной проект Роберта Мусина — розничная сеть обувных магазинов). ТД «Золе», согласно данным системы «Спарк-Интерфакс», на 80% принадлежит ООО «Спартак-Финанс» и на 20% — непосредственно фабрике «Спартак». При этом компания находится под управлением УК «Шуз-Концепт», которая также управляет «Спартаком» и швейной фабрикой «Адонис».

9 марта сам «Торговый дом «Золе» подал заявление на собственное банкротство. В числе должников также значатся ООО «Примороссо», ОАО «Обувная фабрика «Спартак», ООО «Руян-Т» и ПАО «Акционерный инвестиционный коммерческий Банк «Татфондбанк». 27 марта 2017 Арбитражный суд РТ ввел в отношении компании процедуру наблюдения и утвердил временным управляющим Дениса Соина. Долги компании составили 1,6 млрд рублей. При этом почти миллиард ТД «Золе» оказался должен Татфондбанку.

В феврале на банкротство также подала еще одна компания, находящаяся в управлении УК «Шуз Концепт», — ООО «Шуз Мастер» (на 99% принадлежит все тому же ООО «Спартак-Финанс»). Решение по нему арбитраж пока не вынес.

Еще иски о банкротствах в отношении несколько компаний, имеющих связи с фабрикой «Спартак» и с Татфондбанком, в феврале—марте инициировало ООО «Новые финансовые системы» (НФС). Одним из таких фигурантов стало ООО «Поляр». Компания на 100% принадлежит некоему Рамизу Зиганшину. Однако она входит в число миноритарных акционеров и фабрики «Спартак», и «ИнтехБанка». Также НФС требует банкротства еще одного ООО, принадлежащего тому же Зиганшину, — «Планета обуви», и третьим лицом в деле проходит Татфондбанк. Третье банкротящееся ООО — «Восток шуз». В компании оказался тот же директор, что и в ООО «Шуз Маркет», — Александр Чижик. Третьим лицом опять идет «Татфонд». Все компании ранее кредитовались в Татфондбанке.

Банкротят «Адонис», а «Адонис» — собственных управляющих

Банкротят и саму УК «Шуз-Концепт», управляющую всеми мусинскими активами в легкой промышленности. Причем иск подало ООО «Швейная фабрика «Адонис», которое, наряду с многочисленными компаниями «Спартака» и «Адониса», а также с самими предприятиями, находится под управлением этой самой УК. Формально компания в равных долях принадлежит двум физлицам — Гилязову Айрату Альбертовичу и Мингазетдинову Рафаэлю Ильдусовичу, сыну Ильдуса Мингазетдинова — одного из акционеров Татфондбанка и его экс-топ-менеджера.

В тоже время другая компания Гилязова и Мингазетдинова (также под управлением всей той же УК) — ООО «Торговый дом «Адонис» — сама подала на собственное банкротство. Правда, суд заявление вернул.

Напомним, что пока дальше всех в деле банкротства продвинулось другое направление бизнеса Роберта Мусина — DOMO: большинство ее юрлиц находятся в стадии ликвидации, а магазины закрылись.

Дмитрий Семягин, Максим Матвеев

Новости партнеров