Новости

17:59 МСК
Все новости

​Служить бы рад: как татары воевали и умирали за московского князя

От Суздаля до взятия Казани: татары на русской службе 1445—1552 гг… Часть 1

​Служить бы рад: как татары воевали и умирали за московского князя Фото: bolgar-fond.ru

Украинский историк Ярослав Пилипчук специально для «Реального времени» подготовил новый цикл статей о взаимоотношениях татар и других народов Поволжья. Начав новую серию статьей об истории мордвы, он продолжает ее рассказом о служилых татарах Московии.

Вятские — хватские

Касимовское ханство было образовано в 1445 г. по воле казанского хана и великого князя московского. Сигизмунд Герберштейн сообщал о обычаях касимовских татар и упоминал Касимовгород. Амброджио Контарини писал, что великий князь посещает одного татарина, которого содержит вместе с отрядом в 500 всадников для защиты границы от татар. Кроме них на службе у русских были и каринские и казанские татары. В 1489 г. казанские татары Урака и каринские татары помогали москвичам подчинить Вятскую республику. За это каринским татарам были дарованы земли на Вятке. Однако татары присутствовали там и ранее.

Нужно сказать, что Иван ІІІ в 1462 г. наделил татарского князя Кара-бека землями у Вятки, после того как его отец Василий ІІ Темный нанес поражение вятичам в 1459 г. Кроме этого каринские татары владели Арском в Казанском ханстве. Арские князья упомянуты под 1489 г. в Вологодско-Пермской и Холмогорской летописях. Указано, что их вместе с другими татарами великий князь привел к присяге.

В Устюжской летописи по списку Мациевича и летописи Льва Вологдина упомянуты только казанские татары Урака. Касимовские и каринские татары были первыми служивыми татарами, которые имели собственную администрацию в Великом княжестве Владимирском и Московском (так официально называлась Московия, для удобства далее буду называть это государство Великим княжеством Московским). За службу их жаловали значительными землями. В XV в. территория Касимовского ханства занимала значительную территорию и касимовцы препятствовали вторжениям татар и ногайцев. Каринские же татары воспрепятствовали взятию Арска войсками сибирского шибанида Мамука в 1496 г., который хотел завладеть всем Казанским ханством. С их помощью русские быстро вытеснили из Казанской земли войска сибирцев и союзных им ногайцев. Архангелогородский летописец добавил от себя, что под командованием Урака находились 700 татар.

Картина К.В. Лебедева «Марфа Посадница. Уничтожение новгородского веча». Фото wikipedia.org

Конец новгородской демократии и татары

По сведениям Воскресенской (там хан назван Алдаяром Касимовичем Мещерским), Никоновской, Первой и Второй Софийских летописей (упоминался к Данияр с татарами) в 1471 г. вместе со всеми татарами Данияр участвовал в походе против Новгородской республики. Вместе с князем Иваном Стригой они воевали по реке Мсте. Потом войско пошло к Торжку. Воины Данияра отметились в Шелонской битве. Потери в ней составляли 40 татарских воинов. За действия в новгородском походе Иван вознаградил Данияра. Автор Никоновской летописи осуждал великого князя за использование татар против христиан. В Четвертой Новгородской летописи сказано, что великий князь ходил в поход на Новгород вместе с Данияром Касимовичем.

Вопросу участия татар в Шелонской битве посвятил свое исследование М. Несин. В Строевском списке Четвертой Новгородской летописи сказано, что действия засадного татарского полка решили исход битвы. По сведениям Типографской летописи новгородцы убили 40 татар в каких-то засадах. По предположению Ю. Алексеева они были не в составе войск Холмского, а следовали в составе восточной колоны под командованием Стриги-Оболенского. Следуя по реке Мсте они потом отделились и, подойдя к Южному Приильменью, соединились с войском Волынского. В Московском великокняжеском своде есть данные о нападении на новгородцев врагов, отличаемых от москвичей, с тыла. Этим врагом были касимовцы Данияра.

По сведениям Воскресенской, Никоновской, Второй Софийской летописей в 1477 г. Данияр снова участвовал в походе на Новгород. По сведениям Разрядной книги Данияр пришел в начале декабря вместе с воеводой Василием Образцом. В летописи упоминался царевич Данияр, а временем его действий назван ноябрь 1477 г. Он через Клин и Торжок шел вдоль реки Мсты на Новгород. В Первой Псковской летописи отмечалось, что татары в этом походе жгли посады и церкви. Великокняжеское московское летописание об этом стыдливо умолчало. Тем более, что в захваченных двух монастырях касимовцы стали на постой. После этого вместе с москвичами и псковичами принимали участие в осаде Новгорода. По сведениям Четвертой Новгородской летописей сообщалось, что во время похода хана Большой Орды Ахмеда на Алексин в 1472 г., Данияр находился в Коломне, а Муртаза Мустафин в Серпухове. В Никоновской летописи упомянут только Данияр, а в других летописях — и Данияр, и Муртаза Мустафин. Татары составляли резерв московского войска, который при надобности Иван ІІІ бросил бы в бой. В 1475 г. в одной из своих грамот Менгли-Гирей просил отправить Данияра и Муртазу против Ахмеда. Муртаза жил в городе Ольгов, а Данияр в Городце. Интересно, что в русских источниках его владения царством, подобным Казани, Крыму, Хаджи-Тархану, не назывались. Владения Данияра просто названы Мещерой. Реально же это было автономное владение подобно Курляндии в составе Речи Посполитой. Данияр правил до 1486 г. Иван ІІІ наградил его за воинские свершения очень ограниченной данью с Рязанского княжества. Бежавшие от касимовцев в Рязанские земли можеряне (мещеряки), бесурмены (татары) и мордвины платили средства сколько могли. Муртаза поступил на службу к русским в 1473 г. и владел Городком на Оке.

Крымско-татарский всадник. Гравюра из альбома фламандского художника А. де Брюна. Фото rg.ru

Казанские царевичи и братья крымского хана

По сведениям Третьей Новгородской летописи к русским в Новгород приехал Муртаза Мустафин, казанский царевич. В 1479 г. в Новгород прибыли Нур-Девлет и Айдер (братья Менгли-Гирея). Этот факт зафиксирован в Воскресенской и Никоновской летописях. Фактом перехода Гиреев на русскую службу возмутился великий князь литовский и король польский Казимир IV, но Иван ІІІ ему ответил, что те добровольно пришли (и вероятно из Великого Княжества литовского, Джанибек же пришел в Москву из татарских владений). В 1480 г. Иван ІІІ попросил Нур-Девлета воевать против Большой Орды. Гирей вместе с воеводой Василием Ноздреватым спустился вних по Волге. По сведениям Андрея Лызлова, мурза Обляз (Абу-л-Гази) же убедил Нур-Девлета, чтобы тот не превращал в прах юрт Батыя. Один из ханов Большой Орды Муртаза б. Ахмед старался переманить его на свою сторону в 1487 г. Он вступил в переписку и с касимовским ханом и с московским великим князем. К Нур-Девлету он обращался с предложением покинуть землю неверных и примириться. Кроме того, он указывал на общее происхождение. К великому московскому князю он обращался иначе. Менгли-Гирей в 1482 г. же просил Ивана ІІІ выдать Нур-Девлета. Примечательно, что судьба Айдера крымского хана не интересовала и тот высокомерно заявлял, что того не боиться и даже если тот прийдет с войском, то готов его встретить. В 1489 г. Менгли-Гирей снова просил выдать ему Нур-Девлета. Впрочем, великий князь не выдал Нур-Девлета, который умер в России. К Нур-Девлету в 1498 г. прибывал крымский посол с подарками от Менгли-Гирея. Престол отца унаследовал Сатылган (в 1490 г. или 1491 г.), который по просьбе Менгли-Гирея отправил кости отца в 1504 г. на захоронение в Крыму.

Сатылган был возведен на престол Касимовского ханства еще при жизни отца (Нур-Девлета). В Никоновской и Воскресенской летописях сказано, что Иван ІІІ в 1491 г. отправил в поход против Шейх-Ахмеда и Сайид-Ахмеда касимовцев во главе с Сатылганом, казанцев во главе с Мухаммед-Амином и русских во главе с князьями Оболенскими. По данным Разрядной книги в 1499 г. великий московский князь был вынужден защищать казанского хана от Сатылгана и Урака. По данным того же источника в 1485 г. во главе татарских войск идущих походом на Казань находился Мухаммед-Амин. В иной разрядной книге эти события датированы 1486—1487 гг. В «Истории о Казанском царстве» упомянут казанский оглан Худайкул (сын Ибрагима) принявший православие. Кроме войны против казанцев, татары использовались и против литовцев. По данным Ермолинской летописи, отряд Мухаммеда-Амина, вместе с отрядами русских, воевал в Северской земле в 1500 г. и повлиял на то, что эта земля перейшла к Великому княжеству Московскому. В 1506 г. Василий Иванович выдал за Худайкула свою сестру Евдокию. Об обращении сына Ильгама (имелся в виду Худайкул) сообщал Сигизмунд Герберштейн. Он также сообщал об обращении в православие сыновей Мениктаира (Малик-Тагира). Сам же Малик-Тагир до конца своей жизни оставался мусульманином.

«И великий князь Иван Васильевич всея Руси царя Магамет-Амина по своей воле посадил на царство в Казани». Илл. runivers.ru (Миниатюра из Лицевого летописного свода)

В опале у московского князя

В 1492 г. отряд касимовцев бея Тонкача был разбит большеордынским отрядом мирзы Мусеки. В 1501 г. из-за тайных сношений с иноземными правителями Сатылган был на некоторое заточен в темнице, однако через некоторое время был освобожден. В 1505 г. Сатылган вместе с Джанаем ходил походом к Мурому. Бывший казанский хан Ильгам же был сослан в Вологду, а родственники Мухаммеда-Амина были в Каргополе и Белоозере. В 1496 г. часть казанцев, пользуясь нападением на Казань тюменского хана Мамука, изгнала Мухаммеда-Амина, и тот бежал в Москву. Однако вскоре русские вернули себе контроль над городом и государством. Ханом был назначен Абд ал-Латиф. Мухаммед-Амин же получил от великого московского князя Каширу, Серпухов, Хотунь. В 1502 г. Абд ал-Латиф был смещен и отправлен в ссылку в Белозеро. На его место был назначен Мухаммед-Амин. Его женой стала вдова Ильгама. По сведениям «Истории о Казанском царстве» именно она надоумила Мухаммеда-Амина в 1505 году восстать против русских. Поход Сатылгана в 1505 г. был направлен по направлению к Казани.

По сведениям Разрядной книги Мухаммед-Амин, устроив переправы через Суру, был намерен идти к Нижнему Новгороду и Мурому. Казанцы нападали на русские владения. Мухаммед-Амин два дня простоял под Нижним Новгородом. Сменивший Ивана Василий отправил Сатылгана в поход в 1506 г. Что в 1505 г., что в 1506 г., касимовские татары выступали в качестве вспомогательного отряда. Под Муромом отряд Джаная и Сатылгана, который вместе с русскими нанес поражение передовому отряду казанцев. Сатылган находился в большом полку вместе с Василием Холмским. Также упоминался Канбур-мирза и Джанай в передовом полку, потом Джаная перевели в большой полк. В столкновении с главными силами Мухаммед-Амина Ф. Киселев вместе с Джан-Али одержали победу над казанцами. В 1502 г. к русским на службу поступили два татарских султана Йусуп и Шейх-Аулеяр из Хаджи-Тархана.

В 1508 г. посол ногайского бия Ак-Девлет просил у московитов отдать ногайцам или Казань, или Касимов. Конечно там предполагалось посадить там на престол Чингизида. Такая кандидатура была и для себя он просил один из двух юртов Ак-Курт. Касимовское ханство для себя просил и один из сыновей Менгли-Гирея. Он обосновывал свои претензии тем, что великий князь прежде дал Мещеру Нур-Девлету. Василий ІІІ не дал им ничего. Он отвечал, что Касимов уже отдал Джан-Али, а с Мухаммедом-Амином заключил мир. В том же году был освобожден из заточения Абд ал-Латиф. В Мещерском городке находился Джанай, в Сурожике – Шейх-Аулеяр. Татарам царь новый царь Василий ІІІ Иванович обещал соблюдение их прав. В 1508 г. касимовские татары (во главе с сыном Мухаммеда-Амина Мергеном) участвовали в русско-литовской войне 1507—1508 гг., помогая Михаилу Глинскому. В передовом полку сражался Шейх-Аулеяр. Они должны были действовать у Мозыря. Другой отряд касимовцев, посланый противодействовать вторгшемуся литовскому войску, действовал у Торопца. Литовцы через Вязьму вторглись в Торопец. Татары же изгнали из города врагов. Этот татарский отряд возглавлял Джанай. Джанай правил Касимовым в 1506—1511 гг. В 1512 г. его место занял Шейх-Аулеяр. По данным Разрядной книги он в Можайске присоединился к русскому войску, которое взяло Смоленск. В 1516 г. Мещерским городком правил Шах-Али, и с этого времени он стал касимовским ханом. В 1517 г. великий московский князь обещал Ахмед-Гирею Мещеру и Каширу. Василий ІІІ планировал благодаря этому шагу привлечь на свою сторону хана Мехмед-Гирея, однако эта затея сорвалась. Частично это было обусловлено и позицией крымского хана, который воспринимал Мещеру как свой непосредственный юрт. Свой поход на касимовцев он оправдывал тем, что местные Ширины были настроены против него. В 1517 г. касимовцы воевали против ногайцев. В 1518 г. Шах-Али стал править Казанью, из которой был свергнут в 1521 г. Сахиб-Гиреем. Шах-Али имел при себе в Казани русских и касимовцев. По завышенным данным автора «Истории о Казанском ханстве» в 1521 г. казанцы перебили одну тысячу русских и пять тысяч касимовцев. Вероятно, касимовцев было в районе нескольких сотен, потеря нескольких тысяч татар же означало бы уничтожение всех сил Касимовского ханства.

«И царь приехал в Москву, и государь царя Шигалея пожаловал великим жалованием, и Шигалей просил у государя многие села в Мещере, и все ему дал государь». Илл. runivers.ru (Миниатюра из Лицевого летописного свода)

Как самого одиозного казанского хана заподозрили в измене

В Касимовском ханстве в 1521 г. был Джан-Али. В 1523 г. он вместе с судовой русской ратью воевал против Казанского ханства и соорудил Василь-город на Суре. В следующем году он снова воевал против казанцев. Шах-Али в 1528 г. воевал у Вязьмы против литовцев. Вместе с ним был Еналей (Джан-Али) и какой-то Еуланча-улан. В 1531 г. Джан-Али сделали казанским ханом. Шах-Али же обосновался в Нижнем Новгороде. В 1532 г. он вместе с русскими воеводами он свергнул Сафа-Гирея. Однако казанцы не хотели ханом Шах-Али, а просили Джан-Али на ханство. Причиной такой непопулярности Шах-Али, по сведениям Сигизмунда Герберштейна и Александра Гванини, была лояльность этого хана к русским. Это же подтверждает автор «Истории о казанском царстве». Василию III ничего не оставалось как назначить Джан-Али ханом в 1532 г. Шах-Али же был нужен на другом направлении. В 1531 г. его отправили в Северскую землю, сторожить границу с крымцами. В январе 1533 г. посольство касимовцев в Москве просило позволения Джан-Али жениться на ногайской княжне Сююмбике. В 1533 г. Шах-Али оказался в заточении в Белоозере. Причиной этого было то, что он начал контакты с Сафа-Гиреем (который в 1533 г. низложил и убил Джан-Али) и хотел соединиться с казанцами. Степень лояльности Шах-Али вероятно была преувеличен. Вполне возможно предположить, что он вел с Гиреями переговорі о поддержке и хотел с помощью крымцев самовластно править в Мещере. Люди Шах-Али были репрессированы русскими.

Ситуация для русских действительно была устрашающая. В это время на западе они вели войну с литовцами, которая в историографии известна как Стародубская война. Крымский хан Сахиб-Гирей был врагом русских и был готов воевать против них. Обоснование в Казани Сафа-Гирея добавила еще один фронт. Сафа-Гирей похвалялся, что опустошил Кирменчик и город Касима-хана, а также владения русских. Казанский хан в письмах великому литовскому князю, конечно, преувеличил свои успехи, но стоит отметить, что именно благодаря касимовцам русские смогли смягчить удар со стороны Казани. В 1534 г. касимовские татары приняли участие в Стародубской войне на западном фронте. В русских летописях отмечено участие отрядов Шах-Али и сына Канбар-мирзы. Они вторглись в литовские владения со стороны Пскова. В составе русских войск были мордвины.

В 1535 г. касимовские татары нападали на ертоулы ногайцев Исмаила. Причиной войны были взаимные набеги. В 1536 г. касимовский мирза Гильды разбил отряд ногайцев Тебенек-оглана. В 1540 г. Шах-Али разбил ногайцев, которые напали на Касимовское ханство. Еще ранее в 1537 г. он защищал Владимир, а в 1539 г. воевал на пограничье с казанцами и разбил их под Владимиром и Муромом. В 1541 г. Шах-Али сдерживал казанцев, чтобы те не смогли соединится с крымцами. В 1543 г. Шах-Али правил в Касимове и владел Каширой. В 1546 г. Нарыковы свергли Сахиб-Гирея и казанцы возвели на престол Шах-Али, который однако проправил немногим больше месяца, после чего Сафа-Гирей вернул себе престол. Шах-Али в 1546 г. хотел стать твердой ногой ведя к Казани 3 тысячи человек, однако казанцы позволили войти в город только сотне воинов. Также не пустили в город и русских. Когда пришел Сафа-Гирей, Шах-Али спасся, бежав вниз по Волге. Его встретил отряд касимовцев, и с ними он добрался до русских владений. В 1546-1547 и 1550 гг. Шах-Али участвовал в походах русских на Казань. Вместе с ним действовал поступивший на русскую службу хаджи-тарханец Йадыгар-Мухаммед. По данным Никоновской летописи в 1551 г. в новом походе против Казани участвовал Шах-Али, а также и бежавшие из Казани татары Чапкын Отучев и Бурнаш. Когда касимовцы с русскими в очередной раз подойшли к Казани, то глава духовенства высказал свое согласие на воцарение Шах-Али. Русские планировали временно сделать Шах-Али правителем Луговой стороны и Арской земли. Иван IV считал это временой мерой и вскоре ликвидировал Казанское ханство. Как следует из данных Царственной книги, Шах-Али болезненно воспринял предоставление себе только части Казанского ханства. Ну а ликвидация Казани должна была и вовсе отправить его в депрессию. Но иного выхода как смириться у него не было. После падения Казани значение Касимовского ханства для русских снизилось, а за действиями местных правителей зорко следил приставленный к хану воевода.

​Ярослав Пилипчук
Справка

Ярослав Пилипчук окончил Национальный педагогический университет им. М.П. Драгоманова в Киеве в 2006 году по специальности «История и право». В 2010 г. в Институте востоковедения им. А.Ю. Крымского НАН Украины защитил диссертацию по специальности «Всемирная история. Монгольское завоевание Дешт-и-Кипчак в XIII веке».


комментарии 39

комментарии

  • Анонимно 20 апр
    Свежая порция истории прямо с утра заряжает!
    Ответить
  • Анонимно 20 апр
    мне так нравится, как раньше писали. жаль, что манера письма так изменилась
    Ответить
    Анонимно 20 апр
    Тоже заметили?
    Заплатили, наверное...
    Ответить
    Анонимно 20 апр
    Кто кому заплатил?
    Ответить
    Анонимно 21 апр
    Богатый бедному.
    Ответить
  • Анонимно 20 апр
    Шах-Али -продажная шкура.
    В душе лелеял превзойти всех, в том числе Ивана Грозного. В итоге оказался никому не нужным и презренным.
    Ответить
    Анонимно 20 апр
    Монгол-чингизид Шах-Али не предатель.
    Он наоборот ратовал за восстановление наследия своего предка Чингизхана.
    Ответить
  • Анонимно 20 апр
    Предатели есть у всех народов....Один князь Олег Рязанский чего стоит...
    Ответить
    Анонимно 20 апр
    куда ж без предателей-то
    Ответить
  • Анонимно 20 апр
    Хороший пересказ русских летописей.
    Но тенденциозный.

    В особенности в отношении монгола-чингизида Шах-Али, восстановившего вместе с молодым викингом-рюриковичем Иваном1У территориальное единство Золотой Орды..
    Ответить
  • Анонимно 20 апр
    А теперь ждем статью с подробным перечислением всех набегов русских на Волжскую Булгарию , Казанское , Сибирское, Астраханское ханства. А то очень одобокий взгляд получается , вседствии чего, многие руснацики пребывают в глубокой уверенности, что русские войска" никогда" не нападали на соседние государства.
    Ответить
    Анонимно 20 апр
    Каждый грамотный, образованный человек знает, что русские войска вместе с татарами, башкирами, чувашами, монголами и др. побывали и в Берлине, и в Тегеране, и в Париже, и в Праге, и в Харбине, и в Гирине, и Чанчуне, и в Шипке, и в Плевне, и в Софии, и в Баязете, и в Карсе, и в Сан-Стефано (ныне район Стамбула), и в Праге, и в Будапеште и др.

    И при чем здесь "руснацики"?
    Не судите о других по себе.
    Русские всегда были интернационалистами.

    Большими интернационалистами были только монголы в 13-16 веках.
    Ответить
    Анонимно 21 апр
    вы хотели сказать, не монголы, а татары Великой Монгольской Империи. Ведь именно они ее создали. И не надо путать тех "монголов" с современными халха. И вообще, сколько можно замалчивать роль татар во всемирной истории, где-то не упоминая их, где-то называя их тюрками, монголами и прочее!
    Ответить
    Анонимно 21 апр
    Да-да, исламофобствующие интернационалисты с презрением относящиеся к языку народа, на территории которого они проживают.
    Ответить
    Анонимно 21 апр
    Что Вы все о "современных халха".
    Речь идет о монголах 13-16 веков.
    Тут и "путать" нечего.

    Никто ведь не "путает" татар 12 века с современными татарами 21 века.
    Это совершенно разные этносы.
    Успокойтесь.

    Речь идет именно о монголах 13-16 веков.
    Ответить
    Анонимно 21 апр
    Вы хоть поняли, что сказали?

    И как на Страшном суде будете отвечать за эти слова?...
    Ответить
    Анонимно 21 апр
    Надо отметить, что на самом деле название государства ордынцев – Монгол Улус – это искаженное переписчиками старотатарское выражение Мәңгел Олыс, что значит "Вечный Удел”. Именно от этого названия ордынского государства, как пояснял на основе переведенных им средневековых восточных источников русский академик-востоковед В.П. Васильев, и произошло "официальное, чисто ученое” название политического сообщества создателей и верноподданных этого государства – "Монголы”. И это название никоим образом не означало в рассматриваемое время, вплоть до XVIII века по крайней мере, название какого-либо народа (этноса), а было это название – «Монголы» («Вечные») - именно политонимом, вроде названия «советские». Г.Р. Еникеев
    Ответить
    Анонимно 21 апр
    Ну и чем отличаются "татар 12 века с современными татарами 21 века"?
    Да, еще чем отличаются монголы 12 века от татар 12 века, просветите пожалуйста.
    Ответить
    Анонимно 21 апр
    Василия Павловича зачем потревожили?

    Врете Вы ведь все.

    На Страшном суде как будете смотреть ему в глаза...
    Ответить
    Анонимно 20 апр
    человек в вопросе явно не разбирается, ему и расширенная статья не поможет
    Ответить
  • Анонимно 20 апр
    Казанский хан монгол-чингизид Шах-Али на всех миниатюрах Лицевого летописного свода изображен в пяти-лучевой ханской (царской) короне, как потомок великого монгола Чингизхана.

    А великий князь Иван Васильевич изображен в обычной великокняжеской, а не царской, шапке.
    Ответить
  • Анонимно 20 апр
    Лебедев потрясающий художник
    Ответить
  • Анонимно 20 апр
    остановились на самом интересном!
    Ответить
  • Анонимно 20 апр
    это древне-славянский язык на картинке?
    Ответить
  • Анонимно 20 апр
    цитата: Большими интернационалистами были только монголы в 13-16 веках.
    к.ц. извините,а хотя бы одно монгольское слово есть в русском? о каких монголах вы ведете речь?
    Ответить
    Анонимно 21 апр
    Хурай.
    Ответить
    Анонимно 22 апр
    Хорунжий, богатырь например.
    Ответить
  • Анонимно 20 апр
    Ну во первых давайте относится к истории без сантиментов. Олег Рязанский защищал свое княжество. А рязанцы москвичей того времени не любили и боролись с ними открыто. Это Вам не суздальцы которые убедили москвичей, что они мол вымолили для москвичей у Токтамыша прощение. Да и собственно повода жалеть новгородцев у москвичей во времена Шелони не было. Татар москвичи напустили чтобы новгородцы посговорчивей были. Как и в ситуации с Ливонский Орденом. Новгородцев ведь обвиняли в том что хотят впасть в латинство и королю (Казимиру) подасться. Никто никого тогда не жалел. Новгород извините для Ивана Третьего другое государство, которое усмирять можно любыми методами. Ну а что своим подданым новгородцам устроил сам Иван Грозный спустя почти столетие все знают. Собственно даже в Северо-Восточной Руси удельные властители не любили друг друга. Иван Грозный не был викингом, эпоха викингов закончилась еще в 11 веке, а скандинавы на Руси ассимилировали еще в третьей четверти 10 века если говорить о правящей династии. Касательно Шах-Али то он считал себя в праве оспаривать право Гиреев на престол, поскольку считал их узурпаторами на престоле. Правда и династия Шах-Али отнюдь не от Улуг-Мухаммеда была. Иван Грозный как кинул Исмаила с обещанием доли в в Казани и Астрахани, так и кинул Шах-Али с полцарства. Сила на стороне Ивана и он считал себя в праве поступать с ногайцами и татарами поступать как поступал. А Шах-Али после 1552 г. был вынужден именно прислуживаться Ивану. Иного выбора как смирится у него не было. Иван оставил Шах-Али Касимов, правителем которого Шах-Али долгое время и был. Делать кем-то более значимым Шах-Али не имел намерения. Татарские царевичи типа Шах-Али и Саин-Булата Иваном Грозным воспринимались именно как марионетки. Типа датского принца Магнуса в Ливонии. Россия же себя больше с Византией ассоциировала в то время, а вовсе не с монголами. Почитайте хотя бы концепцию Третьего Рима в исполнении русских книжников времени Ивана ІІІ. Идея о Москве как собирателях золотоордынского и монгольского наследия родилась в головах мечтателей-евразийцев. Собственно она и в их головах и осталась. Язык в Лицевом своде уже русский правда со многими архаизмами (16 век на дворе, письменный и разговорный до реформы Петра значительно отличались ), что можно принять за древнерусккий. Нет это даже не церковнославянский.
    Ответить
    Анонимно 21 апр
    По воспоминаниям послов, купцов, путешественников о царских приемах Ивана 1У и монгол-чингизид Шах-Али пользовался огромным уважением молодого царя.
    Никогда он не был марионеткой.
    Всегда был действующим политиком и полководцем.
    "Русскую" армию в Ливонской войне в 1558г. возглавлял монгол-чингизид Шах-Али.

    А до этого он руководил в 1551 г. постройкой Нового города на реке Свияге.
    Ответить
  • Анонимно 20 апр
    Я пишу свои статьи таким образом как считаю нужным. И на заметку некоторым я не продаюсь.
    Ответить
    Анонимно 21 апр
    Но стиль письма изменился.
    Стало больше эмоциональных авторских оценок.

    Например одно из последних предложений:

    "Ну а ликвидация Казани должна была и вовсе отправить его в депрессию".
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/63021-kak-tatary-voevali-i-umirali-za-moskovskogo-knyazya#comments

    Какая "ликвидация" Казани?
    Никто ее не "ликвидировал" - жива до сих пор.

    Во-вторых, от куда Вы знаете о "депрессии"?
    Это же Ваш вымысел...
    Ответить
  • Анонимно 21 апр
    Читайте татарские источники и будет Вам счастье. Той Казани что была до 1552 г. не стало. Население Казани было вырезано. Пало Казанское ханство окончательно и бесповоротно. На месте ханской Казани построили город по русскому образцу. Тоже ждало и Хаджи-Тархан с Цимги-Турой. Астрахань и Тюмень. Читаем русские и европейские источники. Иван IV использовал Шах-Али как свою марионетку. Нужно было послать его в Среднее Поволжье в Казанское ханство во главе касимовского, да ради бога. Напугать ливонцев до нервных коликов тоже. Но исполнять свои обещания не царское дело для Ивана Грозного. Царь дал слово, царь его и забрал назад. Иван считал ровней себе только кайзера Священной Римской империи германской нации и турецкого султана. Послания отправленые английской королеве и шведскому королю с его стороны не иначе как хамством не назовешь. Иван Грозный бегал от Девлет-Гирея Первого и не отважился принять вызов от Стефана Батория. В одном из татарских фольклорных источников Шах-Али подан не как предатель, а скорее как жертва обстоятельств и обманутый русскими (собственно там и подано депрессивное настроение Шах-Али, смотрите работы Измайлова и Рахимзянова). По сравнению с царскими боярами и некоторыми церковными иерархами (судьбу Филиппа надеюсь все помнят) ему еще повезло. Ничего кроме как смирится с обстоятельствами у Шах-Али не оставалось. История это не собрание розовых соплей, мифов и фантазий (которые преподают в школах и пишут некоторые мечтатели). Исторические реалии это суровая реальность, иногда очень суровая. И великий князь (царь) кинул и ногайского бия и касимовского хана. Царь обещал оставить Исмаилу то что ногайцы получали с Казани и Астрахани, но своего слова не сдержал. Обещал Шах-Али Казанское ханство, а потом полханства, но не сдержал слова. Роль татарских царевичей после 1552 г. чисто декоративной стала. Ну и еще могли их отправить навести ужас на Ливонию в 50-х гг. 16 г, немцы же жалеть татар не будут, да и татары не особо щадили немцев в 50-х гг. 16 в. Только вот что интересно часть татар по сведения Бальтазара Руссова начала перебегать на сторону немцев в 70-80-х гг. 16 г. видимо из-за очень ''хорошего'' отношения царя. Победителя в битве под Молодями Михаила Воротынского Иван Грозный отдал своим палачам в 1573 г. по обвинению в колдовстве приказал истязать огнем, отчего тот и скончался вскоре. Касательно Дмитрия Хворостинина еще одного победителя при Молодях, так того из-за мелкой неудачи во Второй Черемисской князь прилюдно унизил приказав его нарядить в женское платье и молоть муку. Алексея Адашева после успехов против татар и за его возражения против Ливонской войны царь показал заточить в темницу. От насильственной смерти того спасла только смерть из-за плохого состояния здоровья. Время показало, что Адашев был прав и Ливонская война вымотала Россию. А начиналась война под надуманным предлогом взымания Юрьевой дани с немцев. Татар Шах-Али же отправили чтобы напугать немцев, естественно в сопровождении и русских войск тоже. Царь был жутко ревнив к успехам бояр и периодически изничтожал. Андрей Курбский не от хорошей жизни бежал к Стефану Баторию. Принц Магнус не от хорошей жизни бежал к Стефану Баторию. Просто быть марионеткой ему надоело. Иван Грозный был патологическим садистом, что проявлялось даже в юности, когда он выезжал из Кремля. Так сказать русский вариант Влада Цепеша Дракулы. Правда как и тот Иван Грозный великий правитель своего (и только своего) народа. Народы Поволжья (татары и марийцы) много чего нелестного могут сказать о Иване Грозном. Шах-Али же бежать не мог, поскольку за касимовскими ханами следили специально приставленные воеводы (с отрядами при них). Что в Мещерской земле, что при походах. Если у простых татар в 70-80-х гг. 16 в. была возможность бежать, то у татарских ханов такой возможностью не было. Значение Касимовского ханства после 1552 г. резко упало. А при Романовых и вообще ханство было ликвидировано. Ну и насильственное обращение мусульман в христианство при Иване Грозном и Алексее Михайловиче Тишайшем нужно помнить. Да и царь Федор Романов тоже благосклонностью к татарам не отличался.
    Ответить
    Анонимно 21 апр
    Ссылку, пожалуйста, дайте на "татарские источники".
    И с удовольствием погружусь в "счастье".
    Вы же откровенно врете и провоцируете.
    Ответить
  • Анонимно 21 апр
    Уважаемый, вам бы источники почитать. И меньше читать евразийцев, особенно Гумилева и Дугина, что-ли. Вам напомнить, кто и как жил в Казани при Рюриковичах и первых Романовых? Как принуждали менять веру татар и в 18 веке тоже? И повторю что все что было написано мною основывается на источниках и исследованиях. Взятие Цимги-Туры и Хаджи-Тархана конечно было не таким кровавым как Казанское взятие. Но а по Казанскому взятию достаточно и источников и литературу. Более гармоничным пребывние татар в Русском государстве стало с Екатерины II, да и советская власть в 20 веке предоставила татарам ряд прав которых те не имели при царской власти. Современная Казань и Казань после 1552 г. в 16 веке это понимаете ли две больших разницы.
    Ответить
    Анонимно 21 апр
    Напомните, пожалуйста.
    Вы же откровенный врун и провокатор.
    Ни на какие "источники" вы сослаться не можете.
    И Ваше ЛИЧНОЕ мнение не является НАУЧНЫМ.

    И Ваша "разница" убога и смешна.
    Ответить
  • Анонимно 21 апр
    Пока ваш евразизм не критиковал был нормальным ученым, как только с научных позиций раскритиковал вас так врун и провокатор. И поменьше Капс лока, не кричите.
    Из статья Булата Рахимзянова на сайте
    «В сознании современных людей — это антигерой татарской истории, касимовский и казанский хан, марионетка в руках русских государей, передавший Казань во власть Ивана Грозного и за это не заслуживающий оправдания. Но в народной песне он предстает мятущейся личностью, человеком, пытавшимся спасти своих подданных — «деток», но не сумевшим переломить обстоятельства.
    Называл я (вас) всех (русских. — Б. Р.) друзьями,
    Оказалось — вы не друзья мне:
    Я жил, считал (вас) друзьями,
    Оказалось — вы все враги мне.
    Может быть, народ своим тонким историческим чутьем понял весь трагизм его положения «своего среди чужих и чужого среди своих», уловил (или хотел уловить) в его словах нотки раскаяния и искреннего переживания за судьбу своего народа?» (И.Л. Измайлов, «… Казань-город на костях стоит». Исторические песни русских и татар о взятии Казани // Родина. — 2005. — № 8. — С.110—114)
    https://realnoevremya.ru/articles/46400
    Собственно искомая статья Измайлова - https://www.academia.edu/25470779/%D0%98%D0%B7%D0%BC%D0%B0%D0%B
    9%D0%BB%D0%BE%D0%B2_%D0%98.%D0%9B._%D0%9A%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D1%8C-%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4_%D0%BD%D0%B0_%D0%BA%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8F%D1%85_%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B8%D1%82_._%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%BF%D0%B5%D1%81%D0%BD%D0%B8_%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85_%D0%B8_%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B0%D1%80_%D0%BE_%D0%B2%D0%B7%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B8_%D0%9A%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D0%B8_%D0%A0%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B0._2005._8._%D0%A1.110-114
    То что вы не знаете исторических песен татарского народа и статей Рахимзянова и Измайлова это лишь Ваши проблемы.
    Касательно положения татар в составе Русского государства (Московии) смотрим том 5 Истории татар - http://www.tataroved.ru/publicat/TatHist/Tom5_site.pdf
    Получили что хотели?
    Ответить
  • kresliar 22 апр
    Скифийская история. Андрей Лызлов, 1692
    Ответить
  • Анонимно 22 апр
    Какие источники? Исторические песни татарские народы. Напечатаны в статье Измайлова. Там и об Шах-али тоже.
    https://www.academia.edu/25470779/%D0%98%D0%B7%D0%BC%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D0%BE%D0%B2_%D0%98.%D0%9B._%D0%9A%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D1%8C-%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4_%D0%BD%D0%B0_%D0%BA%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8F%D1%85_%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B8%D1%82_._%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%BF%D0%B5%D1%81%D0%BD%D0%B8_%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85_%D0%B8_%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B0%D1%80_%D0%BE_%D0%B2%D0%B7%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B8_%D0%9A%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D0%B8_%D0%A0%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B0._2005._8._%D0%A1.110-114
    касательно татарских восстаний то читайте том 5 Истории татар. Как и кто относился.
    http://www.tataroved.ru/publicat/TatHist/Tom5_site.pdf
    А по Казанскому взятию том 4
    http://www.tataroved.ru/publication/histat/4/
    Ответить
  • Анонимно 12:59
    Позновательная статья. Казань с 1552 года теряла свой политический вес и лишь сейчас она начинает его возврощать.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии