Новости раздела

Узник острова Алькатрас: женщинам здесь не место, прачечная для Аль Капоне и фатальная ошибка цензора

Прогулки по Америке. Экскурсия вторая: Алькатрас — тюрьма для неисправимых

Колумнист «Реального времени» Александр Галкин, рассказывая об американских достопримечательностях, продолжает знакомить нас с островом-тюрьмой Алькатрас. На этот раз он сообщает, как военный гарнизон превратился в исправительное учреждение для самых отъявленных преступников. Также автор поведал, какими правами обладали местные зеки.

Из гарнизона в тюрьму

После того, как военный гарнизон на острове побыл некоторое время тюрьмой, стало ясно, что, во-первых, остров совершенно не подходит на роль гарнизона, и, во-вторых, он просто отлично подходит на роль тюрьмы. Отделенный проливом с бурными течениями и идеально просматриваемый он был похож на небольшую подводную лодку, вдруг всплывшую в заливе Сан-Франциско, попытка убежать с которой казалась безумством с самого начала.

Однако тюрьма на острове была слишком тяжелой обузой для армии в финансовом плане, и вскоре остров перешел к Федеральному бюро исполнения наказаний, которое и начало планомерную перестройку острова в самую защищенную в США тюрьму. Солдатские бараки на вершине холма были снесены, и на их месте построено современное (по стандартам того времени, 30—40-е годы) тюремное здание.

Алькатрас с самого начала не был обычной тюрьмой. Даже среди других тюрем он отличался своим особенным статусом и расположением. Да и содержание этой тюрьмы на острове около Сан-Франциско было намного дороже других тюрем. Поэтому сюда с самого начала стали посылать только тех, кто получал статус «неисправимых» преступников (incorrigible): кто отказывался работать, пытался бежать, неоднократно нарушал дисциплину. Таким образом, в Алькатрас попадали те, кто уже ранее сидел в других тюрьмах: сюда их переводили на «перевоспитание» и по завершении срока их либо отправляли обратно в «родную» тюрьму, либо оставляли дальше здесь. В то время этот статус могли иметь только заключенные-мужчины (потом это изменили), и именно поэтому за все время функционирования тюрьмы здесь не было заключенных-женщин.

Остров Алькатрас находится непосредственно напротив набережной Сан-Франциско: его отлично видно с любой точки берега, начиная примерно от моста через залив (Bay Bridge), а также с обоих мостов. Однако ближайшим к нему берегом является противоположный берег залива, где расположен промышленный городок Тибурон (Tiburon) с железной дорогой, подходящей прямо к пирсу. Эта дорога и стала основным способом доставки заключенных из других тюрем: сначала их везли в специальных защищенных вагонах, в кандалах и с конвоирами, а потом на месте пересаживали в лодки и везли до острова, к которому и причаливали с противоположной от города стороны. Таким образом, трафик между островом-тюрьмой и континентом оставался по большей части незаметным для горожан.

Права для бесправных узников

У заключенных было всего три права: на кров, еду и медицинское обслуживание. Права гарантировали каждому узнику то, что эти три вещи у него не будут отняты в любом случае. Все же остальное считалось привилегией и могло быть отнято за плохое поведение.

Какие же привилегии могли иметь заключенные.

  1. Право на прогулку.
    Казалось бы, ну что такого уж важного в прогулке? Однако для заключенных, вынужденных сутками сидеть в камерах без внешних окон, прогулка оставалась единственной возможностью увидеть солнце и небо.
    Кроме того, в Алькатрасе заключенным было запрещено говорить. Ни в камере, ни в столовой за едой, ни во время обходов — никогда заключенный не имел права заговорить сам без разрешения надзирателя. И, по словам заключенных, этот запрет был самым тяжелым. Прогулка же позволяла, хоть ненадолго, пообщаться с другими заключенными.


    Для заключенных, вынужденных сутками сидеть в камерах без внешних окон, прогулка оставалась единственной возможностью увидеть солнце и небо
  2. Право на работу за пределами тюрьмы.
    Основным видом работ, выполнявшихся заключенным, была прачечная служба: остров обслуживал несколько гарнизонов вокруг, и заключенные выполняли здесь все работы: от стирки, до сушки и глажки белья. Кстати, именно здесь, в прачечной, и работал известный мафиози Аль Капоне. Это была тяжелая работа в помещениях, не отличавшихся от других помещений тюрьмы: забранные решеткой окна, закрытые железные двери и жаркий, влажный воздух работающих стиральных и сушильных машин.
    Однако, в качестве привилегии, ряду заключенных разрешалось работать за пределами тюрьмы. Такие заключенные ухаживали за растениями, готовили компостные ямы и в общем и целом проводили много времени на свежем воздухе вне здания тюрьмы. Ввиду островного расположения тюрьмы за ними не следили пристально, и они часто помогали женам офицеров, живших здесь же и тоже занимающихся садоводством у себя на участках.
    Кроме возможности выйти на воздух и развеяться работа в тюрьме давала возможность заключенным скопить небольшие денежные суммы. Так как иметь деньги заключенным в Алькатрасе было запрещено, эти средства обычно переводились родственникам (часто иждивенцам) заключенного.
  3. Право на посещение библиотеки.
    В тюрьме располагалась также библиотека, насчитывающая около 15 тысяч книг. Эти книги можно было заказывать в камеры, но только если ты себя хорошо вел. Возможность одалживать и читать книги считалась одной из самых важных, ведь она позволяла не только коротать длинные дни безмолвия, но и приобретать новые знания и даже заодно учиться (например, освоить новый язык). Поэтому в среднем каждый заключенный прочитывал восемь книг. Учитывая, что не каждый заключенный имел эту привилегию, можно себе представить, насколько жадно читались книги.
    Кроме книг заключенные могли подписываться и на журналы, которые доставлялись нерегулярно. Список этих журналов был строго выверен. И кроме того, все присланные журналы просматривались специальным цензором, который нещадно вымарывал или даже вырезал статьи, содержащие сцены насилия. Другие статьи цензоры обычно пропускали, как, например, статью в журнале о домоводстве, в которой подробно рассказывалось как изготовить плот из подручных средств, например, из плащей-дождевиков. Эта оплошность цензора имела фатальные последствия для тюрьмы…


    Кроме возможности выйти на воздух и развеяться, работа в тюрьме давала возможность заключенным скопить небольшие денежные суммы
  4. Право на получение и отправление собственного письма.
    Для многих переписка была единственной возможность пообщаться с родственниками. Те, кому это дозволялось, имели право отправить два письма в неделю и получить семь писем. Отправлять и получать письма можно было только от определенного, заранее одобренного списка людей (и организаций).
    Все входящие письма сначала прочитывались, а потом перепечатывались на машинке с изменением текста таким образом, чтобы общий смысл не менялся. Это делалось для того, чтобы в письме нельзя было послать какое-то секретное сообщение.
    Все исходящие письма также тщательно вычитывались и отправлялись в конверте со специальной почтовой печатью «Алькатрас», так что сразу было понятно, что это письмо от заключенного. Именно поэтому некоторые родственники, особенно в маленьких городках, стеснялись таких писем и просили заключенных не писать им.
  5. Право на посещение родственников.
    Самой высшей привилегией была возможность посещения родственниками непосредственно в тюрьме. Посещение разрешалось только близким родственникам без криминальных происшествий, которые должны были быть добропорядочными гражданами.

Таким образом, можно сказать, что Алькатрас не был такой уж страшной тюрьмой. Да, для самых тяжелых здесь было непросто, но в среднем привилегии давали возможность довольно неплохо существовать и вести сравнительно успешную жизнь даже в тюрьме.

1/51
Александр Галкин, фото предоставлены автором
Справка

Александр Владимирович Галкин — инженер-разработчик в компании Microsoft; администратор и бюрократ «Википедии» на языке эсперанто; полиглот.

  • Родился 26 февраля 1979 года в Казани.
  • В 1996 году окончил с золотой медалью казанскую гимназию №102.
  • В 2002 году с красным дипломом окончил педиатрический факультет Казанского государственного медицинского университета.
  • С 2002 по 2005 годы работал в Институте нейробиологии в Берлине.
  • В 2012 году окончил Технический университет Гамбурга.
  • С 2013 года работает в компании Microsoft инженером (Software Development Engineer) в подразделении поисковика Bing. Офис расположен в Sunnyvale, Калифорния (Кремниевая долина).
  • Свободно владеет русским, татарским, английским, немецким, французским и эсперанто. Также разговаривает на итальянском и испанском языках.
  • Автор статей на различные темы на habrahabr.ru, geektimes.ru, pikabu.ru. Колумнист «Реального времени».


Новости партнеров