Новости раздела

Полеты в суде и наяву: «Чего с них брать — там стол и два стула…»

«Тулпар Эйр» Азата Хакима пытается вернуть самолет Як-42Д законному владельцу из Сибири

Полеты в суде и наяву: «Чего с них брать — там стол и два стула…»
Фото: russianplanes.net

Практически в патовой ситуации оказалась компания «Тулпар Эйр», входящая в группу компаний «Тулпар». Через Арбитражный суд она пытается добиться того, чтобы взятый 3 года назад на техническое обслуживание самолет Як-42Д, принадлежащий ООО «Авиакомпания «Тюменские авиалинии», вернулся владельцу. Подробнее в материале «Реального времени».

Хорошими делами прославиться нельзя

Воздушное судно Як-42Д находится на площадке «Тулпар Эйр» (территория МАК «Казань») с 2014 года, то есть с той поры, как подразделение ГК «Тулпар», ООО «Тулпар Техник», приняло машину на техническое обслуживание. Свои услуги компания оценила в 2,5 млн рублей, однако до сих пор этих денег от «Тюменских авиалиний» не получила. Более того, заказчик не просто не выполнил условий договора — он, грубо говоря, «забил» и на сам самолет, оставив его на территории «Тулпар Эйр».

Машина, владельцем которой «Тулпар Эйр» не является и, следовательно, какие-либо действия совершать с ней не вправе, в буквальном смысле легла на компанию мертвым грузом. А поскольку судно находится на ее территории незаконно, она же вынуждена нести за это административную ответственность. Так, в августе 2014 года «Тулпар Эйр» получил предписание от Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по ПФО Ространснадзора в части соблюдения правил авиационной и пожарной безопасности и правил эксплуатации и хранения воздушных судов. Выполнить предписание компания не смогла, за что и понесла наказание в виде 10 тысяч рублей штрафа. Ситуация повторилась ровно через полгода, и вновь компания заплатила административный штраф — уже 11 тыс. рублей.

«Да что с них взять-то? — ответил вопросом на вопрос глава «Тулпара». — Там всего имущества – стол и два стула». Фото Романа Хасаева

Уже и денег не надо

Все, чего сейчас компания хочет от «Тюменских авиалиний», — чтобы та забрала наконец свой самолет (впрочем, понятие «свой» в данном случае весьма условное, однако об этом ниже). Два года назад «Тулпар Техник» предпринимал попытки взыскать с горе-заказчика заработанные деньги — в марте 2015 года соответствующий иск был подан в Арбитражный суд Тюмени. Однако через два месяца производство было прекращено, причем по инициативе заявителя — «Тулпар Техник» отозвал свои исковые требования.

«Реальное время» поинтересовалось у главы группы компаний «Тулпар» Азата Хакима, почему было решено простить «Тюменским авиалиниям» 2,5 млн рублей.

— Да что с них взять-то? — ответил вопросом на вопрос глава «Тулпара». — Там всего имущества — стол и два стула.

Изучая материалы того процесса, можно прийти к выводу, что «Тюменские авиалинии» махнули рукой не только на свой единственный самолет, но и на само правосудие — ни на одно заседание представитель ответчика не явился.

Точно так же «Тюменские авиалинии» игнорируют нормы арбитражно-процессуального кодекса и в ходе нынешнего процесса — ответчик никак не отреагировал на попытки «Тулпар Эйр» решить спор в досудебном порядке и не представил отзыв на исковое заявление.

«Тюменские авиалинии» игнорируют нормы арбитражно-процессуального кодекса и в ходе нынешнего процесса. Фото Максима Платонова

«Однофамилец» перевозчика

Стоит отметить, что ООО «Тюменские авиалинии» не имеет ни малейшего отношения к давно почившей одноименной авиакомпании. Некогда ОАО «Тюменские авиалинии», созданное в 1992 году на базе Второго Тюменского объединенного авиаотряда, являлось одной из самых крупных авиакомпаний Западной Сибири. 75% акций компании принадлежало государству, четвертью пакета владел ее трудовой коллектив. Однако в 2002 году по иску поставщика топлива «Рощино-ГСМ» (являлось аффилиатом ЛУКОЙЛа) арбитражный суд Тюменской области ввел в «Тюменских авиалиниях» сначала процедуру внешнего наблюдения, а потом и внешнего управления. К тому моменту общая кредиторская задолженность авиакомпании, включая пени и штрафы, составляла 200 млн рублей в тогдашних ценах. Банкротом компания была признана в 2004 году.

Герой же этого материала, ООО «Тюменские авиалинии», было создано в январе 2012 года неким Юрием Саламановым; учредительный капитал общества составил 10 тыс. рублей. По данным «Спарк», в 2014 году выручка «Тюменских авиалиний» составила немногим более 1,2 млн рублей, убыток — 6,8 млн рублей. Более свежими данными сервис не располагает.

Согласно данным ЕГРЮЛ, в сферу деятельности ООО «Тюменские авиалинии» входят ремонт и обслуживание летательных аппаратов, включая космические, пассажирские и грузовые регулярные перевозки, транспортная обработка грузов и туристическая деятельность. Однако авиапарк компании насчитывал всего один самолет — тот самый Як-42Д, от которого сегодня пытается избавиться «Тулпар Эйр».

Да и то, по большому счету, он ей не принадлежал. В 2013 году между ООО «Тюменские авиалинии» и ООО «Паритет-Инвест», являющимся, по информации Азата Хакима, правопреемником обанкротившегося в 2009 году ФГУП «Эльбрус-Авиа» (базировалось в Нальчике и являлось региональным перевозчиком Кабардино-Балкарии), был заключен договор купли-продажи воздушного судна за 40 млн рублей. Право собственности на судно перешло к «Тюменским авиалиниям» в августе 2013-го, через месяц после заключения сделки, о чем в Единый государственный реестр прав на воздушные суда была внесена соответствующая запись, однако машина осталась под обременением. Позже «Тюменские авиалинии» отогнали самолет в Казань на техническое обслуживание в ООО «Тулпар Техник».

В настоящее время «Паритет-Инвест» намеревается вернуть себе право собственности на воздушное судно, чтобы в дальнейшем продать его на запчасти. Фото theguardian.com

Нетрудно догадаться, что своих 40 миллионов «Паритет-Инвест» так и не увидел, поэтому в апреле прошлого года он подал на «Тюменские авиалинии» в суд. Иск арбитражем был удовлетворен полностью; апелляция оставила решение первой инстанции без изменений. В настоящее время «Паритет-Инвест» намеревается вернуть себе право собственности на воздушное судно, чтобы в дальнейшем продать его на запчасти.

Если этого не произойдет, многострадальный Як-42Д ждет незавидная участь: по словам главы ГК «Тулпар», самолет просто порежут на куски.

Татьяна Колчина
БизнесТранспорт

Новости партнеров

комментарии 16

комментарии

  • Анонимно 12 апр
    пусть сдадут его в металлолом
    Ответить
  • Анонимно 12 апр
    Поразительно. Такое возможно только в России
    Ответить
  • Анонимно 12 апр
    жалко самолет, зачем уж на куски? пусть адекватно решат вопрос
    Ответить
  • Анонимно 12 апр
    Если ничего не предпринимать, он скоро в ржавое корыто превратится
    Ответить
  • Анонимно 12 апр
    интересная статья, заинтригован, а почему простили долг если знали что не заплатят
    Ответить
    Анонимно 12 апр
    это загадка, ответ на которую мы похоже не узнаем
    Ответить
  • Анонимно 12 апр
    Ну, видимо не знали
    Ответить
  • Анонимно 12 апр
    вот это пофигизм, как будто это не самолет, а ведро на 10 литров
    Ответить
  • Анонимно 12 апр
    полный сюр.
    Ответить
  • Анонимно 12 апр
    их еще и штрафуют!? Россия...
    Ответить
  • Анонимно 12 апр
    и смех, и грех! и ничего не сделаешь, главное
    Ответить
  • Анонимно 12 апр
    неужели обязательно его на куски резать? можно другой выход найти
    Ответить
  • Анонимно 12 апр
    самолет жалко
    Ответить
    Анонимно 12 апр
    у него судьба такой.
    Ответить
  • Анонимно 12 апр
    Тюменские авиалинии ведут себя мега-неадекватно
    Ответить
  • Анонимно 02 окт
    На самом деле шикарный самоль, просто не модный
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии