Новости

21:37 МСК
Все новости

«Бей своих, чтоб чужие боялись»: за что расстреливали домохозяек в ТАССР?

Колонка Михаила Черепанова о 4 000 репрессированных женщин в ТАССР

«Бей своих, чтоб чужие боялись»: за что расстреливали домохозяек в ТАССР? Фото: kazanreporter.ru

Колонка нашего автора, заведующего Музеем-мемориалом Великой Отечественной войны Казанского кремля Михаила Черепанова о сталинских репрессиях в Татарстане вызвала бурные дискуссии в информационном пространстве. В сегодняшней публикации для «Реального времени» наш колумнист рассказывает о сотнях расстрелянных женщин ТАССР, которых государственная машина посчитала «опасными элементами» в советском обществе.

«Оправданные» и «неоправданные» расстрелы

Все активнее разгораются в российском обществе споры о масштабах политических репрессий в нашей стране с 1918-го по 1980-е годы. Оспаривается теперь даже упоминание о миллионах советских граждан, осужденных в те годы из идеологических соображений. Все громче высказывается мнение, что безвинных у нас не арестовывали и тем более не расстреливали. Мол, сидели в советских лагерях и тюрьмах лишь воры и террористы. Действительно, о суммах и безликих цифрах можно спорить и высказывать сомнения. Разговор о миллионах или сотнях тысячах репрессированных притупляют истинное значение случившегося, суть чудовищного преступления против своего народа.

Между тем внимательное изучение следственных дел в архиве Управления ФСБ РФ по Республике Татарстан дает возможность восстановить наиболее полную картину репрессий.

В печати появляются попытки оправдать действия большевиков под руководством В.И. Ленина и И.В. Сталина объективными условиями классовой борьбы. Дескать, время было такое. Советскому государству нужно было быть жестоким, чтобы выжить в окружении врагов.

Любые цифры можно оспорить, подвергнуть сомнению, но конкретные факты, зафиксированные в документах, отражают истинные события. Порой сами формулировки приговоров, по которым проводились репрессии, становятся обвинительными заключениями в адрес бесчеловечной государственной системы, идеологии, руководителей и исполнителей массовой расправы над безвинными мирными жителями.

Узница Казанской тюремной больницы

Статистика жертв Гражданской войны на территории Татарской АССР — тема, до конца не изученная и сегодня. Но если судить по электронной базе данных Книги Памяти жертв политрепрессий Республики Татарстан, созданной рабочей группой под руководством автора этих строк, общие цифры репрессий против мирного населения таковы:

  • арестовано и осуждено по 58-й статье (антисоветская деятельность и пропаганда) с 1918-го по 1987 год более 54 500 человек;
  • приговорено к высшей мере наказания — расстрелу — около 10 процентов из них;
  • умерло от голода, болезней и пыток в заключении — еще 15 процентов;
  • 8 процентов жертв политрепрессий — женщины.

Это более 4 тысяч чьих-то матерей, жен, сестер и дочерей, интеллигенции и крестьянок, простых домохозяек.

Звучит кощунственно, но формально еще можно «оправдать» расстрелы тех, кто сопротивлялся власти большевиков, — солдат и офицеров Белой армии, зажиточных хозяев, не желающих отдавать свое имущество, бывших помещиков и капиталистов, священников, не смирившихся с новыми порядками, хватавшихся за вилы крестьян.

Но чем можно оправдать массовое уничтожение женщин и детей, осуществляемое не только в годы Гражданской войны, но и в мирные 30-е годы? Какая логика классовой борьбы может дать право кому бы то ни было лишать жизни матерей, оставляя сирот? Ради какой идеи можно безжалостно убивать престарелых и молодых женщин?

Узница Казанской тюремной больницы Хлобыстова А.Ф.

Дворянки, купчихи, «иностранные шпионки» и родственницы «врагов народа»

На страницах Книги Памяти жертв политических репрессий Республики Татарстан подобных примеров немало. Приведу лишь некоторые.

17 декабря 1918 года в Чистополе расстреляны 53-летняя русская дворянка В.А. Бутлерова, уроженка д. Красный Яр, и две ее дочери — Виктория и Татьяна. Чистопольская ЧК обвинила их в том, что они «выдавали врагу советских работников». Такой же приговор вынесла 21 марта 1919 года Мензелинская ЧК 50-летней хозяйке аптеки в д. Новые Челны Т.В. Ермолаевой «за сочувствие белогвардейцам во время гражданской войны». Видимо, лечила раненых.

Но это было лишь начало. Самое страшное началось в 30-е годы. Встречая вполне естественное сопротивление сельчан в процессе коллективизации (а проще сказать — конфискации всего нажитого), борцы за великую идею не выбирали средств. Всех несогласных ждала или ссылка, или заключение.

11 июля 1931 года в Казани по решению тройки ГПУ ТАССР расстреляли 60-летнюю крестьянку из с. Каразерик Ютазинского р-на Г. Гарипову. Чтобы остальные были сговорчивее.

В 1937 году по строго секретному оперативному приказу народного комиссара внутренних дел СССР Н. Ежова №00447, утвержденному лично секретарем ЦК И.В. Сталиным, органы НКВД начали уничтожение «врагов народа» и членов их семей.

Сначала арестовали тех, кто когда-то проживал за пределами СССР. 21 ноября прокурор СССР приговорил к высшей мере наказания 30-летнего кассира сберкассы ст. Агрыз М.Г. Маслакову за то, что она родилась на ст. Фульэрди Китайско-Восточной железной дороги (в начале века это была территория Российской империи), и 39-летнюю мать-домохозяйку из Казани Е.И. Кудиенко за то, что она когда-то проживала в Маньчжурии. 27 ноября этих «японских шпионок» расстреляли в Казани.

16 ноября 1937 года приведен в исполнение приговор 49-летней жене муллы З.М. Мухутдиновой из д. Верхняя Каменка Черемшанского района. Вопреки всем законам, ее расстреляли «за поджог дома председателя сельсовета», совершенный ею в 1931 году, хотя она только что отсидела за это 5 лет.

13 декабря 1937 года за «сокрытие своего социального происхождения» была приговорена к смерти 28-летняя С.Ш. Матыгуллина из Казани. Бригадира завода №40 им. Ленина не спасло даже то, что она была с 1929-го по 1933 год кандидатом в члены ВКП(б).

21 декабря 1937 года тройка НКВД ТАССР по тому же приказу «припомнила» 50-летней домохозяйке А.П. Лыхиной-Серебряниковой из Чистополя, что она «бывшая купчиха, служила у Колчака, дискредитирует политику Советской власти». В деле упомянуто, что в 1936 году ее сын осужден за антисоветскую деятельность к 10 годам ИТЛ. Народная власть сочла необходимым конфисковать все ее имущество, а хозяйку — расстрелять.

«Непростительное преступление» перед Советской властью совершила и 55-летняя жительница Казани Е.Н. Писарева. 16 декабря 1937 года товаровед Татарской конторы «Главрезина» расстреляна потому, что ее «брат был разоблачен как изменник». Не забыли забрать и ее имущество.

Узница Казанской тюремной больницы

«Опасное» национальное происхождение

Не было пощады и 44-летней продавщице казанского магазина №3, кандидату в члены ВКП(б) с 1931 года П.И. Камалетдиновой. Мало того, что она была немкой и родилась в Германии, она «поддерживала связи с родственниками в той стране». Наверное, писала им письма. Приговаривая ее к расстрелу 14 октября 1938 года, тройка НКВД ТАССР учла и то, что муж ее тоже был осужден. Решено было не оставлять сыну «врагов народа» и их скромное имущество.

В подобном преступлении «разоблачена» уроженка Волынской губернии С.В. Венцековская. В свои 32 года она имела дочь, была инструктором Татарского обкома ВКП(б) по Татнаркомлегпрому. Была в партии с 1926 года. Раз полька по национальности, значит, «общалась с родственниками, живущими в Польше». 3 октября 1938 года расстреляли и ее.

Ту же участь «заслужила» 44-летняя полька, домохозяйка из п. Камское Устье А.И. Коляда-Волынец. Прокурор СССР 13 января 1938 года согласился с доводами оперативников НКВД, что она «поддерживает связь с родственниками» в своем родном польском городе Вилейка.

Удачным, по мнению прокурора СССР, было и «разоблачение» бывшей дворянки из Казани — 51-летней В.Р. Трацевской. Эта полька, находясь на иждивении сестры, умудрилась стать «участницей шпионской католической организации и занялась сбором разведданных». Судя по всему, для польской разведки. 7 июля 1938 года женщину расстреляли в Казани.

Не заслуживала снисхождения и уроженка г. Кишинева М.Я. Павленко. Она посмела «выйти замуж за человека, которого НКВД назвало агентом румынской разведки». Правда, свадьба состоялась задолго до ареста жениха. Но это не остановило прокурора СССР. 6 апреля 1938 года он обрек 32-летнюю молдаванку на казнь. Приговор приведен в исполнение 27 июня.

39-летняя Е.Г. Келер высшей меры наказания «заслужила» вполне. Во-первых, эта русская машинистка казанского завода СК-4 была родом из финского города Таммерфорс. Во-вторых, поддерживала связь с родственниками в этой стране. А в-третьих, прокурора СССР возмутил тот факт, что она «не донесла на мужа», которого тоже посчитали шпионом. 5 февраля 1938 года она разделила участь родного человека.

Фото tinchurinteatr.ru

«Бей своих, чтоб чужие боялись»

В 1941 году началась война с Германией. Руководство компартии, Советского государства показало свою беспомощность в организации обороны. На ком можно было выместить свой позор? На оккупантах? Но они оказались временно сильнее.

Выход был найден тот же — «бей своих, чтоб чужие боялись». И били.

Один из примеров — судьба 59-летней уроженки с. Бурундуки Кайбицкого р-на М.Б. Ишмухаметовой. В 1937 году тройка УНКВД Тульской обл. осудила ее «как социально-вредный элемент» на 3 года лишения свободы. По возвращении на родину, 24 июля 1941 года, женщина снова была схвачена. На сей раз Верховный суд ТАССР приговорил ее к расстрелу «за агитацию против колхозов».

По данным архивов республики, только в ТАССР по политическим мотивам были арестованы более 50 тысяч человек. Каждый пятый из них — расстрелян или умер в заключении. Это и есть те «щепки», которые летели в процессе «рубки леса» — строительства «самого справедливого общества на земле». Не слишком ли дорогая цена, чтобы так быстро о ней забывать?

Михаил Черепанов, архивные фото предоставлены автором
Справка

Михаил Валерьевич Черепанов — заведующий Музеем-мемориалом Великой Отечественной войны Казанского кремля; председатель ассоциации «Клуб воинской славы»; член редколлегии Книги Памяти жертв политических репрессий РТ. Заслуженный работник культуры Республики Татарстан, член-корреспондент Академии военно-исторических наук, лауреат Государственной премии РТ.

  • Родился в 1960 году.
  • Окончил Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина по специальности «Журналистика».
  • Руководитель рабочей группы (с 1999 по 2007 год) Книги Памяти жертв политических репрессий Республики Татарстан.
  • С 2007 года работает в Национальном музее РТ.
  • Один из создателей 28-томной книги «Память» Республики Татарстан о погибших в годы Второй мировой войны, 19 томов Книги Памяти жертв политических репрессий Республики Татарстан и др.
  • Создатель электронной Книги Памяти Республики Татарстан (списка уроженцев и жителей Татарстана, погибших в годы Второй мировой войны).
  • Автор тематических лекций из цикла «Татарстан в годы войны», тематических экскурсий «Подвиг земляков на фронтах Великой Отечественной».
  • Соавтор концепции виртуального музея «Татарстан — Отечеству».
  • Участник 60 поисковых экспедиций по захоронению останков солдат, павших в Великой Отечественной войне (с 1980 года), член правления Союза поисковых отрядов России.
  • Автор более 100 научных и научно-просветительских статей, книг, участник всероссийских, региональных, международных конференций. Колумнист «Реального времени».


комментарии 81

комментарии

  • Анонимно 09 апр
    Четыре тысячи расстрелянных женщин это конечно что то.
    Ответить
    Анонимно 09 апр
    Четыре тысячи расстрелянных женщин это конечно что то.
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/61747-za-chto-rasstrelivali-domohozyaek-v-tassr
    4000 арестовано
    ...из них 400 расстреляно (10%) и 600 (15%) умерло от голода. Для Вас этого мало?
    Ответить
    Анонимно 09 апр
    Нужно уточнить: 4 тысячи репрессированных женщин. Расстреляны и умерли в заключении несколько сот из них.
    Ответить
  • Анонимно 09 апр
    В 1941 году началась война с Германией. Руководство компартии, Советского государства показало свою беспомощность в организации обороны - вы это серьезно? На нас напали, вы совсем что ли??? Какая беспомощность? Мы вообще то победили!
    Ответить
    Анонимно 09 апр
    Только немцы дошли до Волги при этом, кровью мы харкали сильно, и всё это прямая вина политического руководства.
    Ответить
    Анонимно 17 апр
    Да, вы победили свой народ, ягодки, похоже, впереди.
    Ответить
  • Анонимно 09 апр
    Удобно в 2017 году рассуждать о том что было в 1900-ые годы. Там жизнь другая была, взгляды другие, традиции другие. А главное - не было диванных экспертов.
    Ответить
    Анонимно 09 апр
    Что за дурацкие оправдания? Людей хватали и убивали по надуманным обвинениям. Нужно было организовать суды над работниками НКВД, когда те ещё были живы. Так делал Израиль с нацистами, так же должны были поступить русские со своими убийцами
    Ответить
    Анонимно 09 апр
    Людей хватали и убивали по надуманным обвинениям. Нужно было организовать суды над работниками НКВД, когда те ещё были живы.
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/61747-za-chto-rasstrelivali-domohozyaek-v-tassr
    А сотрудники НКВД, которые расстреливали в 1937-м, сами стали жертвами политических репрессий в 1939-м. Расстрелявший последнего палача, сам становится палачом и так до бесконечности. Вы хотите стать палачом?
    Ответить
    Анонимно 09 апр
    Только немцы дошли до Волги при этом, кровью мы харкали сильно, и всё это прямая вина политического руководства.
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/61747-za-chto-rasstrelivali-domohozyaek-v-tassr

    Начитались лживых книжонок Суворова-Резуна и туда же, в аналитики...
    Ответить
    Анонимно 09 апр
    Вы хотите сказать, что немцы на Волге это ложь?
    Ответить
    Анонимно 09 апр
    Все ли нашли своё наказание в 39? 3 главных фигуры, ставившие подписи на расстрельных списках: Сталин, Каганович, Молотов. Двое последних дожили до 1991 года, вот их в первую очередь нужно было отдать под суд.
    Ответить
    Анонимно 09 апр
    Вы хотите сказать, что немцы на Волге это ложь?
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/61747-za-chto-rasstrelivali-domohozyaek-v-tassr
    Немцы до Волги дошли задолго до Сталинграда. На какой реке находится город Ржев?
    Ответить
    Анонимно 09 апр
    Израиль совершенно правильно поступал с нацистами.

    Но вряд ли он выдал бы своих граждан, которые служили в 1918-1937 гг. в ЧК, ГПУ, НКВД, и которые принимали участие в расстрелах граждан Советской России.
    Ответить
    Анонимно 09 апр
    Израиль "своих" преступников не выдает даже США.
    Ответить
    Анонимно 09 апр
    Пусть Израиль не выдает еврейский преступников, но их списки надо опубликовать. А то у нас принято только Сталина обвинять.
    Ответить
    Анонимно 09 апр
    Они и так известны.
    Ответить
    Анонимно 09 апр
    Троцкий, организатор первого концентрационного лагеря для инакомыслящих в мире в Свияжске.
    Ответить
  • Анонимно 09 апр
    8 процентов жертв политрепрессий — женщины.
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/61747-za-chto-rasstrelivali-domohozyaek-v-tassr
    Что за дискриминация по половому признаку? Или большевики не провозгласили равенство во всём мужчин и женщин? Мы же не о женах посаженных по 58 статье, мы же о женщинах, которые не просто нарассказывали на кухне анекдотов на 58 статью, они попали под ВМН!??
    Ответить
  • Анонимно 09 апр
    Снимаю шляпу перед дядей Мишей
    Ответить
  • Анонимно 09 апр
    В 1941 году началась война с Германией. Руководство компартии, Советского государства показало свою беспомощность в организации обороны. На ком можно было выместить свой позор? На оккупантах? Но они оказались временно сильнее.
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/61747-za-chto-rasstrelivali-domohozyaek-v-tassr
    Да нет, Михаил Валерьевич, обыденное укрепление собственного тыла. Представляете себе митинг в августе 1941 года на Болотной, "Адик, мы с тобой"? Именно!!!
    Ответить
    Анонимно 09 апр
    Если бы пятая колонна успела организовать в 41-ом митинги по всей стране, мы бы эту войну проиграли еще в самом начале. Тут можно много говорить про жизнь в те годы, надо учесть одно, что люди и жизненный уклад простого народа был другой. Понимание войны, родины, чести и совести у советского человека стоял выше его жизненных интересов, потому мы и выиграли эту страшную войну. А рассуждать на тему репрессий и жертв, изначально не понимая какими мотивами были движимы люди той эпохи, это как минимум глупо. Для этого надо ту эпоху прожить, или дать высказаться еще пока живут участникам тех далеких событий.
    Ответить
    Анонимно 09 апр
    рассуждать на тему репрессий и жертв, изначально не понимая какими мотивами были движимы люди той эпохи, это как минимум глупо. Для этого надо ту эпоху прожить, или дать высказаться еще пока живут участникам тех далеких событий.
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/61747-za-chto-rasstrelivali-domohozyaek-v-tassr

    Согласен. Особенно умиляет, когда читаешь подобные статьи в новостных порталах с рассуждениями человека, который и не очевидец, и не пострадавший. Что господин Черепанов может знать о репрессиях и о людях, как пострадавших от них равно как и проводивших их, а также о живших в то время? Судит со своей колокольни? Так это уже не история, а просто байки у костра.
    Ответить
    Анонимно 09 апр
    Судит со своей колокольни? Так это уже не история, а просто байки у костра.
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/61747-za-chto-rasstrelivali-domohozyaek-v-tassr

    Любой грамотный человек может найти 19 томов Книги Памяти политрепрессий и прочитать эту информацию, опубликованную на основе архивных данных. Или и в архиве КГБ РТ тоже байки? Ну тогда вам опять на таблетками надо...
    Ответить
    Анонимно 09 апр
    Любой грамотный человек может найти 19 томов Книги Памяти политрепрессий и прочитать эту информацию, опубликованную на основе архивных данных. Или и в архиве КГБ РТ тоже байки? Ну тогда вам опять на таблетками надо...
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/61747-za-chto-rasstrelivali-domohozyaek-v-tassr

    Так доносы все равно не дадут почитать: "Читателей интересовала ситуация с рассекречиванием архивов. Все ли документы и по всем ли направлениям можно будет получить при необходимости? Ирада Аюпова ответила отрицательно. По ее словам, не стоит рассекречивать все документы, касающиеся годов репрессий. Ведь в делах репрессированных часто хранятся написанные на них доносы, но у доносчиков есть потомки, которые ни в чем не виноваты, будет негуманно ставить этих людей под удар.
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/60860-irada-ayupova-dostup-k-arhivnym-fondam-garantiya-svobody "
    Ответить
    Анонимно 09 апр
    Да, было бы крайне интересно почитать сборник документов доносов 1918 - 1937 гг.

    Увидеть как марксисты-ленинцы уничтожали друг друга из-за лучшей квартиры, лучшего места работы, из-за красивой бабы или мужика и т.д.

    Поучительное чтение было бы...
    Ответить
    Анонимно 09 апр
    Действительно, интересно узнать кто писал доносы на СК-4 и практически парализовал работу оборонного предприятия.
    Ответить
    Анонимно 09 апр
    Так доносы все равно не дадут почитать:
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/61747-za-chto-rasstrelivali-domohozyaek-v-tassr

    Почитайте книгу Юрия Щекочихина "Рабы ГБ". Его за нее и отравили.
    Ответить
    Анонимно 09 апр
    Почитайте книгу Юрия Щекочихина "Рабы ГБ". Его за нее и отравили.
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/61747-za-chto-rasstrelivali-domohozyaek-v-tassr

    А вы верите всему, что было написано на волне перестройки и в 90-х годах? И за Юрием Щекочихиным еще нужно перепроверять всю информацию, в том числе нужно проверять и его информаторов на предмет вменяемости... Голословная вера умерла в людях еще во времена перестройки и Ельцина. А вам так хочется вернуть то время, когда любая ложь про Россию и ее историю воспринималась как истина?
    Ответить
    Анонимно 09 апр
    А вы верите всему...

    А вашим бредням здесь почему мы должны верить?
    Ответить
    Анонимно 09 апр
    Не должны.

    Также как и Вашим "бредням" никто не обязан верить.
    Ответить
    Анонимно 09 апр
    Так я ж пишу не для вас, а для адекватных здоровых читателей. Вы можете вернуться в палату и отдохнуть.
    Ответить
    Анонимно 09 апр
    Так я ж пишу не для вас, а для адекватных здоровых читателей. Вы можете вернуться в палату и отдохнуть.
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/61747-za-chto-rasstrelivali-domohozyaek-v-tassr

    Г-н аноним, вернитесь в свою палату №6. Вам пора принимать ваши таблетки. Завтра обход главврача. Успейте выспаться!
    Ответить
    Анонимно 15 апр
    Нет, нет, не за неё, успокойтесь.
    Все верно, есть Родина, страна, государство!
    Эти понятия всегда давали возможность не самым порядочным людям оправдать любую подлость в отношении как конкретного, так и абстрактного человека.
    Вы молодец.
    Ответить
    Анонимно 17 апр
    По поводу "неспособности руководства" советую "эксперту" изучить вопрос эвакуации промышленности, как неспособное правительство организовало такую беспрецедентную по масштабам и сложности операцию
    Ответить
  • Анонимно 09 апр
    Что то не похожи лица эти женщин на домохозяек. Вы уверены что они по ошибке сидели?
    Ответить
    Анонимно 09 апр
    Что то не похожи лица эти женщин на домохозяек. Вы уверены что они по ошибке сидели?
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/61747-za-chto-rasstrelivali-domohozyaek-v-tassr
    ... что такое ДОМОХОЗЯЙКА? Это неработающая женщина, как правило при обеспеченном муже. А кто у нас муж по реалиям конца тридцатых годов 20 века? ???
    Ответить
    Анонимно 09 апр
    Слушайте, я понимаю что в начале 1900-х были обеспеченные граждане, живущие при царизме. Но потом то все обнищали, путем революции и добравшихся до власти шудр и голодранцев. Поэтому к 30-ым годам обеспеченных мужей явно был дефицит. Скорее всего, тут я додумываю, мужья полезли на баррикады, а жены последовали за мужьями. Вот и пересажали всех. А иначе откуда взялись такие цифры.
    Ответить
  • Анонимно 09 апр
    "17 декабря 1918 года в Чистополе расстреляны 53-летняя русская дворянка В.А. Бутлеров...".
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/61747-za-chto-rasstrelivali-domohozyaek-v-tassr

    Это не родственница великого химика А.М. Бутлерова?
    Ответить
    Анонимно 09 апр
    Не уж-то дочь?
    Ответить
  • Анонимно 09 апр
    13 декабря 1937 года за «сокрытие своего социального происхождения» была приговорена к смерти 28-летняя С.Ш. Матыгуллина из Казани. Бригадира завода №40 им. Ленина не спасло даже то, что она была с 1929-го по 1933 год кандидатом в члены ВКП(б).
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/61747-za-chto-rasstrelivali-domohozyaek-v-tassr

    Михаил Валерьевич, а вы в курсе, что выпускал и выпускает 40-й завод? Когда сообразите, тогда и станет понятно, почему ее арестовали...
    Ответить
    Анонимно 09 апр
    Если начать проверять каждую женщину выясниться много подробностей, но это ведь не нужно нашим историкам, намного проще списать все на неумелое руководство страны, и их жажду крови. Но факты, как говорят вещь упрямая, не надо очернять руководителей страны, они все делали правильно, в рамках закона, и рамках того времени, в которое им довелось жить. Не забываем, Сталину досталась Россия с плугом и сохой, а оставил он ее с атомной бомбой. И вы тут хоть все пеной изводитесь, но это ФАКТ, и от него уже не уйти.
    Ответить
    Анонимно 09 апр
    Сталину досталась Россия с плугом и сохой, а оставил он ее с атомной бомбой.
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/61747-za-chto-rasstrelivali-domohozyaek-v-tassr

    Только за эти годы многие крупные ученые эмигрировали из страны и сделали открытия века в других странах. И бомбу сделали не при коммунизме, а в США. И ракеты полетели сначала в Германии. По вашей логике наша страна добилась чего-то только благодаря миллионам репрессий? Желаю вам попасть в лагерь хотя бы на месяцок.


    Ну-ну, только за эти годы из России эмигрировали многие серьезные ученые и сделали
    Ответить
    Анонимно 09 апр
    Вот это правильная логика!
    Только так и надо логично рассуждать!

    Вот например Ельцину "досталась" Россия с небольшим количеством "дисковых" стационарных телефонов, а оставил он ее с десятками миллионов "сотовых" мобильных телефонов.

    "И вы тут хоть все пеной изводитесь, но это ФАКТ, и от него уже не уйти".
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/61747-za-chto-rasstrelivali-domohozyaek-v-tassr#comments

    Просто "железная" логика.

    Правда отсутствует формальная и диалектическая логика.

    Но это так - мелочи...
    Ну а то, что при Ельцине население России сокращалось на 1 миллион человек в год - это так еще одни "мелочи"...
    Ответить
    Анонимно 09 апр
    Ленину и Троцкому досталась Россия с развитой промышленностью и сельским хозяйством (пусть и с проблемами), а оставили они ее в полной разрухе, голоде и холоде.
    Ответить
    Анонимно 09 апр
    Согласен, развалили такую страну. Но ведь они и не собирались ее развивать, Троцкий хотел мировую революцию сделать руками рабочих из России, и залить кровью пол мира. Ему плевать было на людей. Благодаря Сталину мы смогли остановить эту резню, вырвать власть у троцкистов, и выиграть войну, хотя и были обескровлены к ее началу. Те кто пишут не понимают до конца, что к началу войны, руками иудеев страна была в нищете, хаосе, разрухе, голоде, на местах руководили троцкисты, продавшие страну иностранным инвесторам. И вы представьте, как нужно было работать Сталину, чтобы суметь вырвать власть у этой шайки паразитов и успеть к началу войны организовать не просто оборону гигантских территорий, а на равных соперничать с Гитлером по вооружению, которому иудеи лили рекой золото в экономику, чтобы нашу страну сровнять с землей.
    Ответить
    Анонимно 09 апр
    Хватит тут приукрашивать, какая " экономически развитая" была Рос. империя до революции. Это враки. Народ жил бедно!. И неграмотных было 80%, и бедных было большинство населения. От хорошей жизни революции не делают!
    Ответить
    Анонимно 09 апр
    Но ведь Троцкий помощник Ленина?
    Ответить
    Анонимно 09 апр
    "Народ жил бедно", но ел-то хорошо?
    Ответить
    Анонимно 10 апр
    если нас с Вами проверить, что говорим, о ком говорим, то и нас можно к стенке.Хоть тогда, хоть сейчас. Было бы желание у власть держащих.
    Ответить
    Анонимно 09 апр
    тогда и станет понятно, почему ее арестовали...
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/61747-za-chto-rasstrelivali-domohozyaek-v-tassr

    Это значит, что всех работников оборонных заводов срочно надо расстрелять? Логично. И вам тоже рекомендую к врачу.
    Ответить
    Анонимно 09 апр
    Это значит, что всех работников оборонных заводов срочно надо расстрелять? Логично.
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/61747-za-chto-rasstrelivali-domohozyaek-v-tassr

    Того, кто скрыл на 40-м заводе, что носки у него синтетические... зачеркнуто... социальное происхождение у него другое действительно нужно арестовать. Ну, а какое наказание по данной статье, это не к палачам, это к депутатам...
    Ответить
  • Анонимно 09 апр
    Никто никого не бил, тем более не били своих, чтоб чужие боялись. Для начала спросите своих бабушек и дедушек, как было на самом деле, они вам всю правду расскажут. Я своих спросил, и выяснилось что все было по другому. Да напали, да дошли до волги, да погибло много народа и были допущены ошибки, из за спешки, но потом все, руководство страны успело перебросить боеспособные части, и врага остановили. Сумашедшей ценой, но остановили. Против нас воевало пол мира, но именно наша страна смогла перемолоть такого противника и не просто остановить, но выгнать и вырубить у них на носы большую надпись - не лезь! не твое! А теперь пишут, мол все не так делали, своих же убивали и так далее. Разберитесь для начала как на самом деле было, а потом пишите, молодые еще.
    Ответить
    Анонимно 09 апр
    Разберитесь для начала как на самом деле было, а потом пишите, молодые еще.
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/61747-za-chto-rasstrelivali-domohozyaek-v-tassr

    Интересно, в каком возрасте можно писать правду об истории - в 100-летнем? Автору этих строк уже 56 лет. Скоро на пенсию. А когда об истории писать? Вашим бабушкам никто не показывал секретные архивы. Раскрыли их только в 90-е. А то, что вы с бабушками их не читаете - ваша проблема...
    Ответить
    Анонимно 09 апр
    Вашим бабушкам никто не показывал секретные архивы. Раскрыли их только в 90-е.
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/61747-za-chto-rasstrelivali-domohozyaek-v-tassr
    Что, они не узнали, что согласно Архивам с 1980 года они жили при КОММУНИЗМЕ? ))))))
    Что есть в тайном архиве НКВД-МГБ-КГБ-ФСБ? Личное дело репрессированного, донос, приговор и акт палача о проделанной работе? А как на основании всего этого понять, виновен человек или нет? Признался под пытками... в том что было, или в том, чего не было?
    Ответить
    Анонимно 09 апр
    А Вы уверены, что ваша бабушка адекватно воспринимала ситуацию? Очевидно, что она не владела той информацией,которую мы имеем на данный момент. Да, на немцев работала пол Европы, так и нам помогали США. Очевидно, что 41 год, Ржев, провал в 42 на южном направлении - это катастрофа и вина лежит на политическом руководстве.
    Ответить
    Анонимно 09 апр
    что ваша бабушка адекватно воспринимала ситуацию?
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/61747-za-chto-rasstrelivali-domohozyaek-v-tassr
    Получающая пенсию в 7000 бабушка не знает, что по всем документам у неё 30000?
    Ответить
    Анонимно 09 апр
    рубли, а на трудо-дни палочки. И это перед Олимпиадой-80.

    Страна ничего не создала. Была сплошная профанация. Даже кирпич, бардюр - делается на иностранных линиях. Кроме бетона ничего не производится. Добавки в бетон снова иностранные.

    Тьфу.
    Ответить
    Анонимно 09 апр
    Да у нас замечательные физики и химики!
    Не наговаривайте!
    Ответить
    Анонимно 17 апр
    когда нам начали помогать сшаи объемы? и причем тут начало войны?
    В любой войне есть проигранные сражения, вседа выигрывать нельзя. Вопрос итоговый баланс куда сложится.
    Ответить
  • Анонимно 09 апр
    Не надо перевирать мои слова. Да немцы первые разработали атомную бомбу, и США за ними тоже, и если бы мы не успели ее создать за очень короткий срок, в период тотальной нехватки продовольствия, голода, войны, и других проблем, в отличии от наших союзников, сидящих на другом континенте, то после нашей победы над Германией, Америка скинула бы тут же эти бомбы на нас. И плевать им было бы на союзнические отношения. Сталин это понимал, поэтому и выжимал из людей соки, лишь бы успеть к концу войны создать свою бомбу. Надо же понимать, что без нее, мы бы сейчас были рабами у своих господ американцев. И как можно сравнивать те условия войны и голода, с жизнью в 90-тые и Ельциным? Как язык только поворачивается.
    Ответить
    Анонимно 09 апр
    И как можно сравнивать те условия войны и голода, с жизнью в 90-тые и Ельциным? Как язык только поворачивается.
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/61747-za-chto-rasstrelivali-domohozyaek-v-tassr
    Вы против того, что 90-ые это голодомор и геноцид российского народа?
    Ответить
    Анонимно 09 апр
    А Вы не задавались вопросом почему весь мир - начиная от нацистской Германии и кончая милитаристскими США - ополчился на "красную" Россию?

    Может быть в этом виноваты международные террористы-марксисты Ленин и Троцкий, захватившие власть в 1917 г.?
    Ответить
  • Анонимно 09 апр
    Согласен бомбу ядерную подарили нам США. Реактивные первые самолёты уже во всю летали в Германии и их вывезли и начали делать у нас.

    СССР был спецом по промывке мозгов. И делали вид, что, что-то делали. На самом деле СССР была одной большой пропогандой.

    Мало, кто себе представляет, что еще в 70-е люди работали не на советские
    Ответить
    Анонимно 09 апр
    Так и США очень многое взяли из германских разработок. Скажете, что только СССР не должен был пользоваться немецкими изобретениями? США можно, а нам -нет?
    Ответить
    Анонимно 17 апр
    еще и порох у китайцев все украли
    Ответить
  • Анонимно 09 апр
    Это Вы попробуйте сказать тем, кто при Ельцине остался без работы, голодал, остался без медицинской помощи.

    А сколько миллионов при Ельцине погибло...
    Ответить
  • Анонимно 09 апр
    память о наших павших повсюду пока еще есть, однако интернет все стирает.... остается голливудская версия - русских версий скоро не останется... все в интернете висят - а там иной темп и другой мир
    Ответить
  • Анонимно 09 апр
    О. Э. Мандельштам

    * * *
    Мы живем, под собою не чуя страны,
    Наши речи за десять шагов не слышны,

    А где хватит на полразговорца, --
    Там припомнят кремлевского горца.

    Его толстые пальцы, как черви жирны,
    А слова, как пудовые гири верны.

    Тараканьи смеются усища,
    И сияют его голенища.

    А вокруг его сброд тонкошеих вождей,
    Он играет услугами полулюдей.

    Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,
    Он один лишь бабачит и тычет.

    Как подковы кует за указом указ --
    Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз.

    Что ни казнь у него, -- то малина
    И широкая грудь осетина.

    [ Ноябрь 1933, Москва]
    Ответить
    Анонимно 09 апр
    А пусть бы он попробовал так написать про Ленина и Троцкого...
    Ответить
    Анонимно 09 апр
    Мы живем, под собою не чуя страны,
    Наши речи за десять шагов не слышны,
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/61747-za-chto-rasstrelivali-domohozyaek-v-tassr

    Специально для анонима:

    Кто-то жил под собою не чуя страны...
    Кто-то строил заводы и аэродромы,
    Чтоб над осью земной были вознесены
    Ляпидевский, Чкалов и Громов.

    Кто-то в годы войны рвался в хлебный Ташкент...
    Кто-то пули ловил под Москвой и Берлином
    Не за славу и россыпи орденских лент,
    Чтобы мир подарить нерожденному сыну.

    Кто-то рядом с Кремлем по ночам фарцевал
    И менял ордена на чужие штиблеты...
    Кто-то утром Гагарина в путь провожал,
    Отрицая мечтой тяготенье планеты.

    Так бывало всегда: где–то рядом с людьми
    Приживались хорьки и питались отходами
    Люди ж бились с врагом, люди были людьми
    Ради жизни детей, ради солнца свободы.

    Но случилась беда. Расплодились хорьки,
    Позабыты минуты сверкающей славы.
    Рвут хорьки
    На куски
    Тело некогда грозной державы.

    Но проснется народ, но срастутся куски,
    Заиграют охотничьи трубы.
    И из наглых хорьков, пораженных в виски
    Люди сделают теплые шубы.

    С. Лопатников
    Ответить
  • Анонимно 09 апр
    ...На каждого, кто пляшет русалочьи пляски есть тот кто идет по воде.
    Каждый человек он как дерево, он отсюда и больше нигде
    И если дерево растет, то оно растет вверх, и никто не волен это менять.
    Луна и солнце не враждуют на небе, и теперь я могу их понять...
    Ответить
    Анонимно 09 апр
    Так что нет причин плакать,
    Нет повода для грустных дум
    Теперь нас может спасти только сердце,
    Потому что нас уже не спас ум
    А сердцу нужны небо и корни
    Оно не может жить в пустоте
    Как сказал один мальчик,
    Случайно бывший при этом:
    "Отныне все мы будем не те"
    Ответить
  • Анонимно 09 апр
    будет ли книга памяти сгинувших в трудовой армии?
    Ответить
    Анонимно 09 апр
    Надо "поднимать" архив Троцкого.
    А это стоит больших денег.
    Ответить
  • Анонимно 09 апр
    Спасибо Вам за работу и Ваши публикации.
    Ответить
  • Анонимно 10 апр
    Обсессии вкруговую.
    Ответить
  • Анонимно 17 апр
    "Наверное, лечила раненых", "Наверное, писала письма".. наверное, наверное, наверное. Автор точно с архивами работал, или фантазировал?
    Ответить
    Анонимно 18 апр
    Автор точно с архивами работал, или фантазировал?
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/61747-za-chto-rasstrelivali-domohozyaek-v-tassr
    Черепанов - ПОИСКОВИК! Всё прочее - от Лукавого... Ну и от желания что-то положить на корочку чёрного хлеба )))
    Ответить
  • Анонимно 19 апр
    Автор точно с архивами работал, или фантазировал?
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/61747-za-chto-rasstrelivali-domohozyaek-v-tassr

    А как вы думаете, без работы в архивах можно выпустить 20 томов Книги Памяти жертв политрепрессий Республики Татарстан?
    Можно было создать электронный банк данных на 40 тысяч фильтрационных дел архива КГБ РТ, которым до сих пользуется Госархив РТ?
    Чем ядом брызгать, спросите у руководства Госархива - кто помог рассекретить и обработать десятки тысяч дел военнопленных и репрессированных. Не охота? Тогда нечего натягивать мантию судьи.
    Ответить
  • Анонимно 19 апр
    Черепанов - поисковик...

    Кроме того, я был официальным руководителем рабочей группы редакции Книги памяти РТ с 1990 по 2007 год, когда были выпущены все тома Книги Памяти жертв политрепрессий РТ. Кому хочется - найдите Книгу в библиотеке и убедитесь в этом сами. Даже автор макетов с 1 по 22 том книги - М.В. Черепанов. Кто в курсе - знает, что это такое.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии