Новости раздела

План Сталина по расстрелам перевыполнен: как чекисты «проявляли инициативу» в Татарстане

Колонка заведующего Музеем-мемориалом Михаила Черепанова о сталинских и несталинских репрессиях

В марте отмечается годовщина смерти И.В. Сталина. Его фигура вызывает самые противоречивые чувства среди населения — от идеализации и обеления до полной демонизации. Одной из «заслуг» советского вождя являются сталинские репрессии. Наш колумнист, заведующий Музеем-мемориалом Великой Отечественной войны Казанского кремля Михаил Черепанов в авторской колонке, написанной специально для «Реального времени», повествует о сталинских планах по расстрелу и несталинских репрессиях.

5 марта в нашей стране снова отмечен день смерти «Великого кормчего», «отца народов» Иосифа Виссарионовича Сталина. Снова стремительно растет его популярность и среди взрослого, и среди подрастающего поколения. Все чаще звучит мнение, что только такой, как Генсек Коба, может навести порядок, наказать воров и преступников, заступиться за обездоленных. Этакий Робин Гуд нашего времени. И совсем забыта роль Сталина в раскручивании крупномасштабных репрессий против собственного народа.

Стоит напомнить лишь один факт из недавней истории хотя бы нашей республики.

План по расстрелу перевыполнен

30 июля 1937 года все областные и республиканские управления НКВД СССР получили оперативный приказ Народного Комиссара Внутренних дел СССР №00447 Н. Ежова, утвержденный на заседании Политбюро ЦК ВКП(б). Во втором отделе приказа «О мерах наказания репрессируемых и количестве подлежащих репрессиям» есть пункт 2:

«Согласно представленных вами учетных данных утверждаю вам следующее количество подлежащих репрессии:

...9. Башкирская АССР — первая категория (расстрел) — 500 чел., вторая категория (высылка) — 1500 чел.

...21. Татарская АССР — первая категория (расстрел) — 500 чел., вторая категория (высылка) — 1500 чел.»

Партия и правительство в лице И. Сталина и Н. Ежова давали сотрудникам НКВД «производственный план» уничтожения собственного народа.

Отдельным протоколом Политбюро ЦК ВКП(б) 31 июля 1937 года «отпустило НКВД из резервного фонда СНК» на эту грязную работу, «на оперативные расходы, связанные с проведением операции, 75 миллионов рублей». Факт сам по себе шокирующий, но хочется сказать не только об этом.

Получив приказ из центра, сотрудники НКВД тут же стали проявлять такую инициативу, что «отпущенных лимитов» стало не хватать. В тюрьмах оказалось гораздо больше людей, чем это даже предписывалось бесчеловечными планами репрессий.

Сталин, конечно, шел навстречу пожеланиям с мест, лично увеличивал лимиты по расстрелам (см. записку). Была такая инициатива и в Татарии.

В архиве КГБ РТ есть любопытный документ — «Сведения об использовании лимита по состоянию на 30 декабря 1937 года». В нем секретарь оперштаба НКВД Татреспублики младший лейтенант Госбезопасности Горский рапортует о том, как выполняется план репрессий:

  • категория (расстрел) — лимит — 2 350 чел., осуждено — 2 196 чел., остается —154 чел.
  • категория (высылка) — лимит 3 000 чел., осуждено 2 124 чел., остается 876 чел.»

(Архив КГБ РТ. Ф.109. Оп.1. Д.13. Л.338).

Вдумайтесь: план из центра был таков — расстрелять 500 человек. Через несколько месяцев офицер НКВД Татарии рапортует, что в республике расстреляно 2 196 человек и лимит не исчерпан. Осталось «недорасстрелянных» 154 человека!

Что это, как не инициатива снизу? «Творчество масс» на местах. И это лишь в течение 1937 года. Чем она объяснялась — борьбой за идею, непредвиденным количеством врагов? А может, той самой суммой — 75 миллионов рублей, — выделенной ЦК «на оперативные расходы»?

По данным Института всеобщей истории Российской академии наук, с 1921 по 1953 год по политическим мотивам арестовано около 4 миллионов советских граждан. Из них около 800 тысяч расстреляно, около 600 тысяч — умерло в заключении. Общее число жертв — 1,4 миллиона человек.

Кто понес ответственность за такое «перевыполнение плана», за преступление против собственного народа? Те ли, кто отдавал приказ? Все их имена пока не рассекречены. Но ведь и масштабы репрессий были когда-то строжайшим секретом.

У преступления против человечности нет срока давности. Время станет главным судьей для тех, кто подписывал смертные приговоры и с особым рвением исполнял их.

Не только «сталинские»

В большинстве официальных документов по реабилитации жертв политических репрессий четко определяются их временные рамки — «период 30—40-х и начала 50-х годов». Даже в Татарском энциклопедическом словаре, изданном в 1999 году, репрессии ограничиваются рамками 1918—1954 годов. Говорится, что «все слои общества» репрессии затронули лишь в 1929—1938 годах и что «невинные жертвы на основании решений советского правительства реабилитированы».

Что же такое — политические репрессии? Каковы были их масштабы в нашей стране? Были ли они только «сталинскими»?

Более точно дать ответы на эти вопросы стало возможным лишь в ХХI веке, когда в ходе подготовки к изданию Книги Памяти жертв политических репрессий Республики Татарстан были рассекречены и компьютеризированы дела из республиканских архивов КГБ, МВД, Верховного суда и прокуратуры…

Прошло полвека с тех пор, как партийные чиновники разрешили советскому народу считать своих родных и близких, вырванных из мирной жизни, замученных в лагерях и тюрьмах, безвинными жертвами. Правда, сделано это было с большими оговорками. Поначалу объявлены безвинными только те, кто лично устанавливал, проливая кровь (в том числе и чужую), ту самую власть, которая их потом и сгубила. Оправдали и тех, кто объявлен предателем лишь за то, что оказался во вражеском плену. Таких было около 800 тысяч. Работы по их реабилитации хватило на десяток лет.

В конце 50-х годов разрешили считать невинными и тех, кто всю жизнь трудился, укрепляя советскую власть экономически, а пострадал от нее лишь за то, что не полностью соответствовал положению раба. (Или, как выражался один из руководителей установления советской власти в России Лев Троцкий, «белого негра»). Таких оказалось несколько миллионов. И процесс реабилитации затянулся, а вскоре и совсем заглох.

Лишь в 1987 году партийные руководители страны снова вспомнили о миллионах сограждан, которые так и умерли с клеймом «врага народа» или влачили нищенское существование, отдав все силы рабскому труду в лагерях ГУЛАГа. К 1990 году юридически оправдано еще 1 730 тыс. человек.

18 октября 1991 года принят, наконец, Закон Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий». Его статья 2 гласит, что реабилитации подлежат граждане, «подвергшиеся политическим репрессиям с 25 октября (7 ноября) 1917 года». До какого года проводились репрессии — не указано. Но Государственный архив РФ четко зафиксировал дату прекращения последнего дела по печально известной статье 58-10 (позднее переименованной в 70-ю): 6 декабря 1991 года (см. 58-10. Надзорные производства Прокуратуры СССР по делам об антисоветской агитации и пропаганде. Март 1953 — 1991. — М., 1999).

Что касается Татарстана, у нас в республике последним политическим узником стал пенсионер из Елабуги Андрей Иванович Алемасов 1921 года рождения. 18 ноября 1983 года он приговорен судом коллегии Верховного суда ТАССР к 3 годам 6 месяцам исправительно-трудовой колонии «за измышления, порочащие государство и общественный строй».

То, что большевики начали репрессии на территории нынешнего Татарстана еще в августе 1918 года недалеко от ст. Свияжск, — факт широко известный. Подробно об этой инициативе Льва Троцкого рассказывает музей революции на острове Свияжске. Первыми жертвами расстрелов стали сами красноармейцы, оставившие Казань почти без боя Белой гвардии и чехословакам. Останки семи расстрелянных красноармейцев найдены в 2003 году нашей рабочей группой Книги памяти РТ на берегу Волги у железнодорожного моста и захоронены в с. Нижние Вязовые.

То, что большевики начали репрессии на территории нынешнего Татарстана еще в августе 1918 года недалеко от ст. Свияжск, — факт широко известный. Подробно об этой инициативе Льва Троцкого рассказывает музей революции на острове Свияжске. realnoevremya.ru/Михаила Козловского

В газетах времен Гражданской войны опубликованы списки семей заложников, расстрелянных в ходе красного террора. Но мало кто мог ознакомиться с первыми делами казанской Чрезвычайной комиссии и военного трибунала. Они рассекречены лишь в ХХI веке. Анкетные данные приговоренных к расстрелу весьма показательны. Вот кто официально был приговорен к смерти советской властью, судя по делам, сохранившимся в архиве КГБ РТ:

9 августа 1918 года бывший городской голова Ф.П. Поляков — «за выдачу красноармейцев белочехам» и учащийся Казанского технического училища П.А. Черепанов (16 лет) — «за пособничество чехословацким шпионам»;

35-летняя помощница аптекаря из Свияжска Е.И. Пульхеровская и ее брат, канцелярский служащий, — «за враждебное отношение к сов. власти»;

11 августа 1918 года «за распространение контрреволюционных слухов при наступлении красных на Свияжск» приговорены к расстрелу 66-летний священник, отец 11 детей К.И. Далматов и двое его сыновей (20 и 25 лет);

12 августа 1918 года расстреляна крестьянка из Свияжска А.С. Цветкова «за выдачу красноармейцев чехам».

Смертных приговоров летом 1918 года было несколько сотен. Позднее счет расстрелов только в Татарии шел уже на тысячи. Статистика приговоров, судя по сведениям, опубликованным в 25 томах Книги Памяти жертв политических репрессий Республики Татарстан, весьма показательна.

54 727 уроженцев или жителей Татарии, арестованных в разные годы за так называемую антисоветскую деятельность и пропаганду. Из них 3 657 — женщины. В местах заключения погибло 13 938 человек, из которых 5 687 расстреляно, остальные умерли от болезней и голода.

Внесудебными органами — «тройками» разных масштабов — осуждено более половины, т.е. даже по тем временам осуждено незаконно. И речь идет только о тех, кому хотя бы формально было предъявлено обвинение. Расстрелянных в годы красного террора или высланных за пределы республики без суда было намного больше. И даже когда в 1947 году на три года в СССР отменили высшую меру наказания, 25 лет каторги часто были гарантией летального исхода для осужденного. Общее количество жертв политических и административных репрессий только на территории нынешнего Татарстана — около 350 тысяч человек.

Михаил Черепанов
Справка

Михаил Валерьевич Черепанов — заведующий Музеем-мемориалом Великой Отечественной войны Казанского кремля; председатель ассоциации «Клуб воинской славы»; заслуженный работник культуры Республики Татарстан, член-корреспондент Академии военно-исторических наук, лауреат Государственной премии РТ.

  • Родился в 1960 году.
  • Окончил Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина по специальности «Журналистика».
  • Руководитель рабочей группы (с 1999 по 2007 год) Книги Памяти жертв политических репрессий Республики Татарстан.
  • С 2007 года работает в Национальном музее РТ.
  • Один из создателей 28-томной книги «Память» Республики Татарстан о погибших в годы Второй мировой войны, 19 томов Книги Памяти жертв политических репрессий Республики Татарстан и др.
  • Создатель электронной Книги Памяти Республики Татарстан (списка уроженцев и жителей Татарстана, погибших в годы Второй мировой войны).
  • Автор тематических лекций из цикла «Татарстан в годы войны», тематических экскурсий «Подвиг земляков на фронтах Великой Отечественной».
  • Соавтор концепции виртуального музея «Татарстан — Отечеству».
  • Участник 60 поисковых экспедиций по захоронению останков солдат, павших в Великой Отечественной войне (с 1980 года), член правления Союза поисковых отрядов России.
  • Автор более 100 научных и научно-просветительских статей, книг, участник всероссийских, региональных, международных конференций. Колумнист «Реального времени».

комментарии 109

комментарии

  • Анонимно 19 мар
    Опять Сталина пытаются очернить, ну не давал он приказы расстреливать своих граждан, не давал. Вы пообщайтесь с людьми, кто еще жив и жил в то время, пусть они вам правду расскажут. Да, он расстрелял евреев, кто устроил геноцид русского народа и остановил красный террор, который обещал захватить весь мир. Скажите спасибо, этому великому человеку, не прогнувшемуся под власть сионистов.
    Ответить
    Анонимно 19 мар
    Да он лично подписывал смертные приговоры, согласовывал увеличение лимитов. Это медицинский факт, под документами его подпись. Тех кто жил в 37 и был в зрелом возрасте просто не осталось.
    Ответить
    Анонимно 19 мар
    Те, кто хотят Сталина, видят себя карателями, но не жертвами. Не видят они себя и бесправными колхозниками, работающими за трудодни, коих в стране было большинство. Сталин окончательно сломал хребет России
    Ответить
    Анонимно 19 мар
    Автору статьи огромное спасибо. Факты, подкреплённые документами , не оставляют для думающих людей места для спекуляций.
    Ответить
    Анонимно 19 мар
    Идиоты видимо никогда не переведутся.
    Ответить
  • Анонимно 19 мар
    Да причём тут Сталин, репрессии не он придумал и не он реализовал
    Ответить
  • Анонимно 19 мар
    Почему же тогда Сталина столько людей любили и поддерживали? Нет противоречий?
    Ответить
    Анонимно 19 мар
    Тупой фанатизм многострадального и вечно униженного российского народа!
    Ответить
    Анонимно 19 мар
    Да тех, кто не любил, он уже расстрелял. Остались те вертухаи, которые за пайку стояли на вышках или входили в команды палачей. Они ведь, кстати, получали очень хорошие деньги и всякие привилегии от государства за свой "тяжелый" труд. Вот они и вспоминают с теплотой и любовью "отца народов". Б
    Ответить
    Анонимно 25 мар
    как в северной корее.
    Ответить
  • Анонимно 19 мар
    Вы намекаете, что кто-то мог без разрешения Сталина расстреливать тысячи граждан? Сегодня может кто-то хотя бы посадить начальника без согласия Президента РФ?
    Ответить
  • Анонимно 19 мар
    С 7 августа по 9 сентября 1918 г. Казань была под властью "белочехов" и "белых".

    Поэтому 9 августа Полякова казанские и пришлые чекисты вряд ли могли расстрелять.
    Наверное описка.

    На чьей же совести, безумных головах и кровавых руках Гражданская война в России?
    Ответить
    Анонимно 19 мар
    С 7 августа по 9 сентября 1918 г. Казань была под властью "белочехов" и "белых".
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/59537-rasstrelival-ne-tolko-stalin

    Может, описка в деле, потому что приговорен к расстрелу Поляков Федор Павлович следователем ЧК только 20 августа 1918 г.
    Ответить
    Алексей Котуленко 19 мар
    Может, описка в деле, потому что приговорен к расстрелу Поляков Федор Павлович следователем ЧК только 20 августа 1918 г.
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/59537-rasstrelival-ne-tolko-stalin#comments


    Поляков Федор Павлович

    Родился в Верхнеуслонский р-н, с.Свияжск; русский; бывший городской голова.. Проживал: Верхнеуслонский р-н, с.Свияжск.
    Арестован 9 августа 1918 г.
    Приговорен: следователем ЧК 20 августа 1918 г., обв.: ("дружелюбно принимал чехословаков, выдача кр-цев").
    Приговор: ВМН. Реабилитирован 21 декабря 1993 г.

    Источник: Книга памяти Республики Татарстан

    Городской глава СВИЯЖСКА. Сохранился дом, по адресу Свияжск, Еленинская ул., 4
    Ответить
    Анонимно 19 мар
    Спасибо.
    Теперь понятно с датами.

    Троцкий расстреливал в Свияжске и тогда, когда Казань еще не была в его власти.
    1-й "красный" концлагерь был создан Троцким именно в Свияжске в августе месяце 1918 года.

    Теперь ясно - Поляков был расстрелян в конце августа не в Казани, а в Свияжске.
    Ответить
    Анонимно 19 мар
    Речь о "городе" ( не смейтесь, это считалось городом!) Свияжск. Его главу и репрессировали.
    Ответить
  • Анонимно 19 мар
    учащийся Казанского технического училища П.А. Черепанов (16 лет) — «за пособничество чехословацким шпионам»
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/59537-rasstrelival-ne-tolko-stalin

    Родственник? ???
    Ответить
    Анонимно 19 мар
    Родственник? ???

    Среди моих родных нет живших в Казани в те годы. Я родом из Сибири. Но даже если школьник Черепанов был мои родственником, это доказывает, что расстреливали только преступников?
    Ответить
    Анонимно 19 мар
    Михаил Черепанов настоящий патриот своего народа!
    Ответить
    Анонимно 19 мар
    Михаил Черепанов настоящий патриот своего народа!
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/59537-rasstrelival-ne-tolko-stalin

    Дядя Миша, сам себя не похвалишь...
    Ответить
  • Анонимно 19 мар
    Сталин расстреливал ,только ярых политических противников. Остальное ему приписывают , с помощью англо-саксов.Кому понравится конкурент ?на мировом пространстве.Вот и травили после смерти его имя.
    Ответить
  • Алексей Котуленко 19 мар
    В архиве КГБ РТ есть любопытный документ — «Сведения об использовании лимита по состоянию на 30 декабря 1937 года». В нем секретарь оперштаба НКВД Татреспублики младший лейтенант Госбезопасности Горский рапортует о том, как выполняется план репрессий
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/59537-rasstrelival-ne-tolko-stalin

    К сожалению, автор не раскрыл, из чего складывался этот лимит! Потому как Оперативный Приказ № 00447 открытым текстом говорит о недопустимости "перевыполнения планов" на местах, без согласования с Наркомом:

    «2. Согласно представленным учетным данным Наркомами республиканских НКВД и начальниками краевых и областных управлений НКВД утверждается следующее количество подлежащих репрессии:
    ...
    3. Утвержденные цифры являются ориентировочными. Однако, наркомы республиканских НКВД и начальники краевых и областных управлений НКВД не имеют права самостоятельно их превышать. Какие бы то ни было самочинные увеличения цифр не допускаются.

    В случаях, когда обстановка будет требовать увеличения утвержденных цифр, наркомы республиканских НКВД и начальники краевых и областных управлений НКВД обязаны представлять мне соответствующие мотивированные ходатайства.

    Уменьшение цифр, а равно и перевод лиц, намеченных к репрессированию по первой категории — во вторую категорию и, наоборот — разрешается.
    ...
    III. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ОПЕРАЦИИ.

    1. Операцию начать 5 августа 1937 года и закончить в четырехмесячный срок.

    В Туркменской, Таджикской, Узбекской и Киргизской ССР операцию начать 10 августа с. г., а в Восточно-Сибирской области, Красноярском и Дальневосточном краях — с 15-го августа с. г.

    2. В первую очередь подвергаются репрессиям контингенты, отнесенные к первой категории.

    Контингенты, отнесенные ко второй категории, до особого на то распоряжения репрессии не подвергаются. »
    Цитируется по http://www.memo.ru/history/document/0447.htm


    Ответить
  • Анна Манцурова 19 мар
    Что касается Татарстана, у нас в республике последним политическим узником стал пенсионер из Елабуги Андрей Иванович Алемасов 1921 года рождения. 18 ноября 1983 года он приговорен судом коллегии Верховного суда ТАССР к 3 годам 6 месяцам исправительно-трудовой колонии «за измышления, порочащие государство и общественный строй».
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/59537-rasstrelival-ne-tolko-stalin
    А Алемасов Александр Михайлович, капитан ГБ, бывший руководителем той самой татарстанской особой тройки, кем этому человеку приходится? Племянник? ???
    Ответить
  • Алексей Котуленко 19 мар
    Что касается Татарстана, у нас в республике последним политическим узником стал пенсионер из Елабуги Андрей Иванович Алемасов 1921 года рождения. 18 ноября 1983 года он приговорен судом коллегии Верховного суда ТАССР к 3 годам 6 месяцам исправительно-трудовой колонии «за измышления, порочащие государство и общественный строй».
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/59537-rasstrelival-ne-tolko-stalin

    «Алемасов Андрей Иванович - баптистский проповедник в Елабурге, Тат.АССР. В 1971 осужден за религиозную деятельность на 1 год принудительных работ.»
    «АЛЕМАСОВ Андрей Иванович, 1921 г.р., место рожд.: Удмуртия, Граховский р-н, д.Кузнецово, жил: г.Елабуга. Русский, 3 детей, пенсионер. Арестован 3.6.83. Осужден Судебной коллегией Верховного суда ТАССР 18.11.83 по ст. 190-1. Приговор: 3 года 6 мес. ИТК. Реабилитирован 24.9.92. »
    Ответить
  • Анонимно 19 мар
    Кстати...

    "Начальники УНКВД – министры:
    1. ГАРИН (ЖЕБЕНЕВ) Владимир (Иван) Николаевич (ЖЕБЕНЕВ Иван Николаевич) (15 июля 1934 – 9 ноября 1936 г.), с 29 ноября 1935 г. – старший майор ГБ;
    2. РУДЬ Петр Гаврилович (9 ноября 1936 – 20 июля 1937 г.[1]), комиссар ГБ 3-го ранга;
    3. АЛЕМАСОВ Александр Михайлович (20 июля – 8 сентября 1937 г.), капитан ГБ;
    4. МИХАЙЛОВ Василий Иванович (8 сентября 1937 – январь 1939 г.[1]), капитан ГБ;"

    Источник: http://shieldandsword.mozohin.ru/VD3462/terr_org/ASSR/tatar.htm#[1]

    Как интересно, прошел месяц(!!!) после приказа №00447, а в Татарской АССР появился новый нарком внутренних дел! Александр Михайлович Алемасов стал Первым секретарём Татарского областного комитета ВКП(б).
    Ответить
  • Анонимно 19 мар
    Сталин шайтаново отродье! Начинатель воин! Убийца десятков миллионов безвинных из человеческого рода! Гореть ему без прекращения пламени в бездне ада! Амин!
    Ответить
  • Анонимно 19 мар
    Объясните тогда: почему когда Сталин умер, народ плакал? Когда умер Брежнев, Андропов, Черненко, Ельцин народ не плакал. Причем плакали по смерти Сталина искренне: бабушка рассказывала (ей тогда было 14 лет), что когда сообщили в школе о смерти Сталина, и учителя, и дети искренне заплакали.
    Ответить
    Анонимно 19 мар
    У меня знакомая бабушка, участник сталинградской битвы, сказала, что молодые люди бежали под пулеметные очереди со словами за сталина, за родину. Для них родина и сталин было одно и тоже. И умирали они реально, не сидя на диване. Умирали, выполняя свой долг, искренне любя сталина и родину. И она говорит, что имя вождя оболгали, все преступления ему приписали, которых он не делал. Уже тогда знали, что на местах сидели троцкисты, выполняющие приказы Лейбы Бронхенштейна, а не Сталина. Только благодаря тому, что Сталин читал по ночам письма народа, он уже поздно узнал, о том что на самом деле происходит в стране, а не по липовым отчетам и показателям. Не он расстреливал людей, а троцкисты, сидящин и командующие на метстах. Говорит вам очевидица событий тех лет.
    Ответить
    Анонимно 19 мар
    Бухал он по ночам со своей кодлой!
    Ответить
    Анонимно 19 мар
    Когда Гитлер застрелился тоже были человеческие существа, искренне горевавшие.
    Ответить
    Анонимно 19 мар
    Почему? У меня бабка с 4 детьми на руках плакала от счастья и смеялась от радости когда загнулся Усатый.
    Кто-то и искренне плакал, себя несчастного жалеючи.
    Российские холуи всегда плачут, когда барин преставится.
    Ответить
  • Анонимно 19 мар
    Бабушке не показывали самих списков на расстрел, подписанных лично Сталиным. Я их видел сам в архивах. Каждый ГРАМОТНЫЙ человек может увидеть их и в официальных сборниках, и в архивах.
    Бабушке и ребятам можно только посочувствовать, что они погибали не зная, кто им подписал смертный приговор.
    А Троцкого именно Сталин приказал убить ледрубом по голове, чтобы помучился...
    Ответить
  • Анонимно 19 мар
    На фото не легион Идель-Урал, а калмыки какие то однако...
    Ответить
    Анонимно 19 мар
    верно!
    Ответить
    Анонимно 19 мар
    Одеты в форму легиона. А лица совсем не калмыцкие, больше на казахов и киргизов похожи. Так что, аноним, не умничайте.
    Ответить
    Анонимно 20 мар
    На фотографии изображен надзиратель (или еще кто-то из охраны) в .....
    в американской военной форме. Однозначно!
    Ответить
    Анонимно 22 мар
    Какие калмыки киргизы? японские пленные и американцы
    Ответить
    Анонимно 23 мар
    японские пленные и американцы
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/59537-rasstrelival-ne-tolko-stalin#comments
    Теперь понятно, откуда на заднем плане корабельная дверь!
    Ответить
  • Анонимно 19 мар
    списков на расстрел, подписанных лично Сталиным
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/59537-rasstrelival-ne-tolko-stalin

    И кто там был? Простые работяги, опоздавшие на заводскую смену? Или палачи НКВД и номенклатура? Были и работяги, но разве это Сталин подписывал? Вам так жалко Троцкого?
    Ответить
  • Анонимно 19 мар
    Даже здесь в комментах собралась кучка сталинистов. Если рай и ад существуют, то Джугашвили однозначно в одной компании с Гитлером в аду. Урод расстрелявший добрую часть нашей интеллигенции и сгноивший их семьи в лагерях, а другую часть вынудивший эмигрировать. Сколько народов это отродье сослало на верную смерть, если бы успел то и Идель-Урал "зачистил" бы.
    Ответить
    Анонимно 19 мар
    Урод расстрелявший добрую часть нашей интеллигенции и сгноивший их семьи в лагерях
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/59537-rasstrelival-ne-tolko-stalin

    ... а не надо было этой "интеллигенции" друг на друга доносы писать! Ладно бы в застенках, там любой заговорит, добровольно и на свободе!
    Ответить
    Анонимно 19 мар
    Красная советская "интеллигенция" писала доносы друг на друга не только в 1920-1930-е гг., но активно пишет и ныне.
    Более того - нынешняя "интеллигенция" параллельно публикует свои доносы на коллег в СМИ.
    Эти доносы можно почитать и в казанских электронных СМИ.
    Ответить
  • Анонимно 19 мар
    И кто там был?

    Наберите название "Расстрельные списки Сталина" и почитайте, КТО там был. Если не верите интернету, найдите книгу Б.Султанбекова о репрессиях в Татарстане, там эти списки опубликованы. Ткнуть носом? Приходите в музей-мемориал - ткну... Там наверняка и ваши родственники, и однофамильцы.
    Если вы, конечно, не из Грузии...
    Ответить
    Анонимно 19 мар
    Так плохо, когда глава государства самолично утверждает высшую меру наказания? Не думаете, что если дать такие права районному прокурору, количество необоснованно казненных только возрастёт?
    Ответить
  • Анонимно 19 мар
    сталин - наше все. и не трогайте его светлую память
    Ответить
    Анонимно 20 мар
    Потомок тех кто расстреливал, мучил, морил голодом и наслаждался жизнью на костях жертв своих.... .
    Ответить
  • Анонимно 19 мар
    Сталин делал и мы все это видим
    Ответить
  • Анонимно 19 мар
    У меня знакомая бабушка...

    Печально, что об истории кто-то из читателей судит лишь по рассказам бабушки. Бабушку тоже зомбировали такие же учителя. Но факты - дело упрямое. Почитайте 25 томов Книги Памяти со списками 54 тысяч репрессированных только по политической статье и только в Татарии. Не видели? Приходите в любую библиотеку или в музей-мемориал в Казанском кремле. Лень? Тогда не брызгайте клеветой на своих предков и земляков. Это дело подсудное. И не только для верующих на том свете...
    Ответить
    Анна Манцурова 19 мар
    Печально, что об истории кто-то из читателей судит лишь по рассказам бабушки. Бабушку тоже зомбировали такие же учителя.
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/59537-rasstrelival-ne-tolko-stalin
    Равно как и вас зомбировали те либерасты конца 80-х-начала 90-х, которые были готовы ради очередного заокеанского гранта продать и предать Родину, а также переписать историю своей страны... К сожалению, народ тогда не сразу распознал иуд, рядившихся в маскарадные белые одежды...
    Ответить
    Анонимно 19 мар
    "Зомбированы" не только "бабушки", но и их "внучки"...

    А может быть"внучки" последовательницы человеконенавистнического марксизма-ленинизма?
    Ответить
    Анна Манцурова 19 мар
    "Зомбированы" не только "бабушки", но и их "внучки"...
    А может быть"внучки" последовательницы человеконенавистнического марксизма-ленинизма?
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/59537-rasstrelival-ne-tolko-stalin
    За время так называемых либеральных реформ 90-х годов Россия потеряла в два раза больше народа, чем во время самой масштабной войны в истории человечества... Поддерживайте и дальше этих либералов, которые люто ненавидят Россию и устроили настоящий геноцид народов на территории бывшего СССР... Флаг вам в руки и Бог вам судья! По мне лучше быть верной Советскому Союзу, России, чем поддерживать людей, разваливших за заморские гранты великую державу, за которую пролили кровь наши с вами предки в Великую Отечественную войну.
    Ответить
    Анонимно 19 мар
    ... а 50 тысяч репрессированных для Татарстана, это много или мало? ???
    Если не играть в защитников необоснованно "обиженных", а выполнять задачу по борьбе с противниками режима...
    Ответить
  • Анонимно 19 мар
    Плакали о Сталине...

    Посмотрите кадры, снятые в Германии в 30-е годы. Там тоже толпа плачет только увидев своего вождя. И что, эти слезы что-то доказывают?
    Все рабы всегда плакали в страхе перед своими хозяевами, даже перед мертвыми. Страх жив и сегодня.
    Ответить
  • Анонимно 19 мар
    сталин - наше все

    Хорошее у вас ВСЕ. От крови захмелели? Может, и сами не прочь палачом поработать?
    Ответить
  • Анонимно 19 мар
    Ваше все!
    Но не наше!
    Ответить
  • Анонимно 19 мар
    Чтобы Сталин горел в аду!
    Ответить
  • Анонимно 19 мар
    Принципиальный и честный дядя Миша. Ге боится упреков и доносов. Говорит, как есть. Этим он и нравится мне.
    Ответить
    Анонимно 19 мар
    Принципиальный и честный дядя Миша. Ге боится упреков и доносов. Говорит, как есть. Этим он и нравится мне.
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/59537-rasstrelival-ne-tolko-stalin

    В Татарстане за 1937 году сменилось три наркома внутренних дел. Во времена второго поступила разнарядка расстрелять 500 человек. При том, что он мог всех перевести во вторую категорию и не трогать "до особого распоряжения". Всего за 1937 год расстреляли на 185 человек МЕНЬШЕ, чем разрешила Москва. О каком ПЕРЕВЫПОЛНЕНИИ планов можно говорить? Но Дяде Миша арифметика не указ!
    Ответить
    Анонимно 19 мар
    Черепанов даже фамилию АЛЕМАСОВ побоялся произнести! А какой геноцид первый секретарь обкома Алемасов устроил татарстанцам осенью 1941 при строительстве казанского оборонительного обвода! Но "дядя Миша" боится это признать репрессией и геноцидом, это "типа подвиг"!
    Ответить
    Анонимно 20 мар
    Многим!
    Ответить
  • Анонимно 19 мар
    У меня знакомая бабушка, участник сталинградской битвы, сказала, что молодые люди бежали под пулеметные очереди со словами за сталина, за родину. Для них родина и сталин было одно и тоже.
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/59537-rasstrelival-ne-tolko-stalin

    Печально, что об истории кто-то из читателей судит лишь по рассказам бабушки. Бабушку тоже зомбировали такие же учителя. Но факты - дело упрямое.
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/59537-rasstrelival-ne-tolko-stalin

    Вы говорите, что бабушку зомбировали, когда она бежала в атаку с именем Сталина на устах? И кукловод-политрук не читал им перед атакой список расстрелянных этой ночью по 58-ой статье?!! Но они победили! Возможно, кто-то скажет, что ЗРЯ...
    Ответить
  • Анонимно 19 мар
    Уважаемый Михаил Валерьевич! Просим помочь в установлении боевого пути моего отца Хафизова Мухаммата Хафизовича, 1911 года рождения, уроженца села Верхняя Корса Арского (Чурилинского района) был призван в армию из Подмосковья . В Книге памяти (по интернету) сведений о нем найти не удалось. Минсылу Нигматзянова 89600381178 Казань
    Ответить
    Анонимно 20 мар
    О Хафизове Мухаммате Хафизовиче
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/59537-rasstrelival-ne-tolko-stalin

    Он призван не из Татарии, потому не попал в нашу Книгу Памяти. Теперь с Ваших слов я занес его в базу данных. А в ОБД Мемориал есть двое умерших от ран такого же возраста и с такими же фамилиями и именами, но адрес их не указан. Доказать, что это он - пока невозможно. Нужно писать дополнительный запрос в ЦАМО.
    Например, можно спросить адрес Хафизова Мухамеда из 1255 стрелкового полка, который умер ран 6.8.1942 в госпитале № 102.
    Ответить
    Анонимно 20 мар
    по политическим мотивам 80 процентов иудеи
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/59537-rasstrelival-ne-tolko-stalin

    Да среди нас есть нацист!
    И откуда, интересно он знает, что иудеев среди политических было так много? Приходи, нацист, в музей-мемориал, ткну носом в Книгу Памяти политрепрессий Татарстана, в которой 80 процентов - татары. Не хочешь смотреть? Прекрати нацистскую пропаганду.
    Ответить
    Анонимно 20 мар
    Идеи пишут историю.

    Приходи, фашист, к нам в Музей-мемориал, в Казанский кремль, поговори со мной, "иудеем" лично. Вывод сделаешь сам, если успеешь...
    Ответить
  • Виктор Иркутск 19 мар
    То , что Сталин остановил геноцид народов России это верно. Писатель Георгий Сидоров , пишет о постановлении Совнаркома о помощи переселенцам , так называемым кулакам, властями на местах , там и про землю сказано , и про живность , и про жильё , и про кредит , по сути Сталин спасал кулаков от троцкистких комбедов , но и в Сибири были троцкисты , ктр саботировали постановление центра.А если вернуться в наше время то и сейчас троцкисты саботируют всё и вся. Взять "дыры" в банках судят их за мошенничество , а надо бы саботаж и экономическую диверсию. Вот и подсчитайте сколько их по тем законам надо бы расстрелять.Люди то не изменились , и тогда был свой беспредел , ктр власти остановили.
    Ответить
  • Анонимно 19 мар
    В лагерях Гулага сидели по "политическим"мотивам 80 процентов иудеи и они сейчас пишут историю.Делайте выводы!
    Ответить
  • Анонимно 20 мар
    Анна, вы еще скажите, что и Книгу Памяти жертв репрессий мы выпускали по материалам КГБ РТ на зарубежные гранты. Вот тогда я лично пощечину дам, не глядя на то, что вы, кажется, женщина...
    Ответить
    Анонимно 20 мар
    Вот тогда я лично пощечину дам
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/59537-rasstrelival-ne-tolko-stalin

    "Обидеть Анну может каждый. Не каждый успеет убежать!"(с)
    Ответить
  • Анонимно 20 мар
    Ну вот и прибегайте вместе, Леша. Очень хочу на вас посмотреть...
    Ответить
    Анонимно 20 мар
    Ну вот и прибегайте вместе, Леша. Очень хочу на вас посмотреть...
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/59537-rasstrelival-ne-tolko-stalin
    Осталось найти того идиота, который захочет посмотреть на Вас ))))))))))))))))
    Ответить
  • Анонимно 20 мар
    "50 тысяч репрессированных для Татарстана, это много или мало? ???"
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/59537-rasstrelival-ne-tolko-stalin

    Нашей библиотекарше Анне мало 54 тысячи репрессированных лишь по политическим мотивам. Да, она права. Зафиксированы в архивах ДАЛЕКО НЕ ВСЕ, расстрелянные и умершие в застенках. Многих убивали просто так, без регистрации и приговоров.
    А остальных 300 тысяч просто выслали семьями в далекие края осваивать леса и пустыни. Хочет Анна повторить их путь? Очень буду рад за нее...
    Ответить
    Анонимно 20 мар
    Вообще-то это не Анна спрашивала ;)))))))))))))
    Ответ понятен, честных и непричастных никто не считал и реабилитировать не собирается. Грустно ...
    Ответить
  • Анна Манцурова 20 мар
    Анна, вы еще скажите, что и Книгу Памяти жертв репрессий мы выпускали по материалам КГБ РТ на зарубежные гранты. Вот тогда я лично пощечину дам, не глядя на то, что вы, кажется, женщина...
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/59537-rasstrelival-ne-tolko-stalin
    Еще ци
    А в редакционной коллегии были люди, которые получали гранты Сороса... Например, Б.Ф, Султанбеков: "В «лихие» 90-е Султанбеков, как и многие казанские профессора, прошел путь от «миллионера» до – после грабительского «дефолта» – «маргинала». Выручали гранты. «Многие стали тогда в какой-то мере «Детьми капитана Гранта», – шутит он.
    Особенно помогал фонд Сороса. Тогда появились понятия «соросовский профессор», «соросовский учитель» и т.д. Султанбеков – из таких профессоров." Источник: http://history-kazan.ru/kazan-vchera-segodnya-zavtra/istoriya-v-litsakh/zhzl-kazanskaya-seriya/aktualnaya-tema/yubilej/14451-bulat-sultanbekov-esli-planiruyu-chto-to-to-myslenno-govoryu-ebzh
    Еще цитата: "

    Функции координационного центра в этих регионах выполняло Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал». Наша организация многие годы собирает данные о жертвах политических репрессий в СССР. Установлены контакты с многочисленными организациями, занимающимися этой работой не только на территории России, но и в бывших советских республиках. В рамках проекта «Возвращенные имена» мы продолжали эту работу, но, в силу взятых на себя функций, особое внимание уделили Центральному и Южному регионам России.

    В «зоне ответственности» Московского центра — 37 субъектов федерации: Республика Адыгея, Республика Дагестан, Ингушская Республика, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Северная Осетия — Алания, Республика Татарстан, Чеченская Республика, Чувашская Республика, Краснодарский край, Ставропольский край, 22 области — Астраханская, Белгородская, Брянская, Владимирская, Волгоградская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Курская, Липецкая, Московская, Нижегородская, Орловская, Пензенская, Ростовская, Рязанская, Самарская, Саратовская, Смоленская, Тамбовская, Тульская, Ульяновская и город Москва.

    Весной — летом 2001 года проведен мониторинг работы над Книгами памяти в большинстве из этих субъектов федерации. Списки реабилитированных составляют различные государственные и общественные организации: комиссии по восстановлению прав реабилитированных, редакции Книги памяти, общества «Мемориал», Ассоциации жертв политических репрессий, управления ФСБ и МВД, прокуратуры, архивы, учебные заведения и др.

    После объявления благотворительным фондом «Точка опоры» конкурса для создания партнерской сети проекта 8 организаций Центрального региона подали заявки на грант. Следует отметить, что Московскому координационному центру достался самый большой участок работы — и по числу регионов (без малого половина субъектов федерации), и по численности населения (около половины населения России). Гранты же от фонда «Точка опоры» получили только 5 партнерских организаций: из Воронежской, Пензенской, Смоленской и Тверской областей (содействие Тверскому обществу «Мемориал» в создании Книги памяти Камчатской области также взял на себя Московский координационный центр), а также Республики Татарстан." О проекте:
    Проект "Возвращенные имена" инициирован международной научно-практической конференцией "Проблемы создания Единого электронного банка данных жертв политических репрессий в СССР", состоявшейся в мае 2000 года в Нижнем Тагиле. Проект выполняется при поддержке Фонда Форда. Главная цель Проекта - предоставление через интернет всеобщего открытого доступа к систематизированной информации по истории репрессий, осуществлявшихся в бывшем Советском Союзе." Источник: http://vi.krsk.ru/Mat/sb2003/05.html
    Еще цитата: "Фонд Сороса (США) - частный благотворительный фонд, российское представительство фонда - Институт "Открытое общество". Фонд Сороса первым поддержал "Мемориал" (1989 г.); во время конфликта в Чечне фонд финансировал деятельность Миссии правозащитных организаций (1995); создание Web-страницы "Мемориала" также осуществляется при поддержке фонда.

    Фонд Форда (США) - частный благотворительный фонд, в течение ряда лет осуществляет общеинституциональную поддержку международного общества "Мемориал", в том числе содействует развитию архива, музея, библиотеки, поддерживает правозащитные проекты.
    "Мемориала", работе по программе "Восточная Европа - общая судьба", также финансирует с 1994 г. программу "Поддержка молодых российских ученых", в рамках которой "Мемориал" уже 5-й год присуждает 28 годовых стипендий молодым исследователям по гуманитарным дисциплинам.
    Управление Верховного Комиссара ООН по делам беженцев и Программы ТАСIS Совета Европы при партнерстве с Европейским Советом по беженцам и изгнанникам оказали содействие в развертывании сети юридических консультаций для беженцев и вынужденных переселенцев
    Правительство Москвы выделило средства для издания книги памяти, посвященной захоронению на бывшем полигоне НКВД (совхоз "Коммунарка")
    Фонд имени Конрада Аденауэра
    C 1999 года региональное представительство Фонда в Санкт-Петербурге http://www.adenauer.spb.ru/ поддерживает проекты Научно-информационного центра "Мемориал" в Петербурге и в Северо-Западном регионе: выставки, конференции, семинары, издания. С 2003 года осуществляет основную поддержку международного проекта Виртуальный Музей Гулага www.gulagmuseum.org

    Среди других спонсоров, оказавших поддержку проектам общества "Мемориал":
    Эдвард Клайн и Издательство им. Чехова (США)
    Френсис Грин (Великобритания)
    Фонд Джексона (США)
    Фонд им. Стефана Батория (Польша
    Ассоциация "Дорога свободы" (Швейцария
    Солженицынский фонд
    Фонд им. Ханса Бёклера (ФРГ)
    Институт социальной истории (Нидерланды
    Колумбийский университет (США)
    Фонд поддержки демократии (США
    Фонд им. Бредли (США
    Фонд Гугенхейма (США)
    Общественный архив рассекреченных материалов (США)
    Фонд им. Ланде (Нидерланды)
    Компания "Яндекс" (Россия) – информационная поддержка».
    Компания "борцов со Сталиным за Россию", более чем показательна."Источник: http://milewski-igor.livejournal.com/37984.html

    А теперь скажите еще раз, господин Черепанов, что книга памяти жертв политических репрессий не писалась на грантовские деньги из-за рубежа? ;)
    Ответить
  • Анонимно 20 мар
    Мем уже известный - "Миллиард, лично расстрелянных тов. Сталиным"
    Ответить
  • Анонимно 20 мар
    А теперь скажите еще раз, господин Черепанов
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/59537-rasstrelival-ne-tolko-stalin

    Вот я вас и поймал, библиотекарша. Любой нормальный человек может открыть любой том Книги Памяти (в вашей библиотеке в том числе) и прочитать, НА КАКОМ ОСНОВАНИИ создавалась редакция Книги Памяти РТ, кем финансировалась и кто ее создавал. Я руководил рабочей группой Книги Памяти с 1990 по 2007 г. и могу сказать на любом суде, что финансировались мы исключительно из бюджета Татарстана по Указу Президента Шаймиева. Для вас, конечно, и он враг советской власти. Ну тогда у меня хорошая компания.
    Ответить
    Анна Манцурова 20 мар
    Вот я вас и поймал, библиотекарша. Любой нормальный человек может открыть любой том Книги Памяти (в вашей библиотеке в том числе) и прочитать, НА КАКОМ ОСНОВАНИИ создавалась редакция Книги Памяти РТ, кем финансировалась и кто ее создавал. Я руководил рабочей группой Книги Памяти с 1990 по 2007 г. и могу сказать на любом суде, что финансировались мы исключительно из бюджета Татарстана по Указу Президента Шаймиева. Для вас, конечно, и он враг советской власти. Ну тогда у меня хорошая компания.
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/59537-rasstrelival-ne-tolko-stalin
    "Армянское радио спрашивают: "Может ли быть человек умным, честным и партийным?"
    - Нет, если человек умный и партийный, он не честный. Если честный и партийный, значит, не умный. А если честный и умный, партийным он не будет. "(с)
    Ответить
  • Анонимно 20 мар
    Осталось найти того идиота, который захочет посмотреть на Вас
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/59537-rasstrelival-ne-tolko-stalin

    Вы, наверное, не смотрите ни телевидение, ни газеты не читаете, бедняги. В лесу живете? Сочувствую. Зайдите в любую деревню Татарстана и спросите, кто такой Черепанов у любой старушки. Книги памяти, сделанные нашей рабочей группой, лежат в десятках тысяч семей. Так что ваше тявканье смешно...
    Ответить
    Анна Манцурова 20 мар
    Вы, наверное, не смотрите ни телевидение, ни газеты не читаете, бедняги. В лесу живете? Сочувствую. Зайдите в любую деревню Татарстана и спросите, кто такой Черепанов у любой старушки. Книги памяти, сделанные нашей рабочей группой, лежат в десятках тысяч семей. Так что ваше тявканье смешно...
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/59537-rasstrelival-ne-tolko-stalin
    Себя не похвалишь, никто не похвалит... А зомбоящик я не смотрю и газет до обеда не читаю...
    Ответить
  • Алексей Котуленко 20 мар
    Я руководил рабочей группой Книги Памяти с 1990 по 2007 г. и могу сказать на любом суде, что финансировались мы исключительно из бюджета Татарстана по Указу Президента Шаймиева.
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/59537-rasstrelival-ne-tolko-stalin#comments

    Кстати, Михаил Валерьевич, а "западный" грант взяли бы? Заметил, что вы с никакими грантами не связываетесь, из ИДЕЙНЫХ соображений?
    Ответить
  • Анонимно 20 мар
    Кстати, о грантах.
    Если немцы предлагают деньги на благоустройство наших могил, их обычно берут. Многие кладбища, в том числе и в Татарстане, реконструированы на деньги Союза по уходу за воинскими могилами Германии.
    И даже если общество Мемориал брало гранты, чтобы увековечить память безвинно убиенных в России - не вижу в этом ничего зазорного.
    Гавкайте дальше...
    Ответить
  • Алексей Котуленко 20 мар
    Эх, Михаил Валерьевич, вы таки не умеете культурно разговаривать? Я же с Вами вежливо, по имени-отчеству, потому как принято так! Умные учатся на чужих ошибках, дураки учатся на своих, и только Михаил Валерьевич Черепанов шлёт на три буквы тех, кто заговаривает об его ошибках! ;))))))))))))))
    Ответить
  • Анна Манцурова 20 мар
    Кстати, о грантах.
    Если немцы предлагают деньги на благоустройство наших могил, их обычно берут. Многие кладбища, в том числе и в Татарстане, реконструированы на деньги Союза по уходу за воинскими могилами Германии.
    И даже если общество Мемориал брало гранты, чтобы увековечить память безвинно убиенных в России - не вижу в этом ничего зазорного.
    Гавкайте дальше...
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/59537-rasstrelival-ne-tolko-stalin

    Предательство начинается с малого, иудами становятся постепенно. (с)
    Ответить
  • Анонимно 20 мар
    Ах вот она кто настоящий патриот! Зомбоящиков не смотрит, газет и Книг Памяти не читает, сидит в библиотеке и поливает грязью тех, кто работает. Хорошую роль себе выбрала. Главное - безопасную. Клевещи себе во все горло, никто ж не остановит...
    Ответить
    Анна Манцурова 20 мар
    Ах вот она кто настоящий патриот! Зомбоящиков не смотрит, газет и Книг Памяти не читает, сидит в библиотеке и поливает грязью тех, кто работает. Хорошую роль себе выбрала. Главное - безопасную. Клевещи себе во все горло, никто ж не остановит...
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/59537-rasstrelival-ne-tolko-stalin

    Истерики не красят мужчин, равно как и оскорбления женщин...
    Выпейте... пустырника, Михаил Валерьевич... Говорят помогает ;) ))))
    Ответить
  • Анонимно 20 мар
    Черепанов шлёт на три буквы тех, кто заговаривает об его ошибках!
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/59537-rasstrelival-ne-tolko-stalin

    Алексей, где вы в вашем с Анной базаре нашли мои ошибки? Клевета - да, причем подсудная. А ошибки - в чем? Что Книгу Памяти делал?
    Ответить
    Алексей Котуленко 20 мар
    Трезвый человек может еще раз перечитать текст материала: задание было дано расстрелять 500 человек. Через полгода расстреляно 2 350 чел.
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/59537-rasstrelival-ne-tolko-stalin

    Всё немноооого не так!

    Как там говорилось, "... если вы еще на свободе это не ваша заслуга а наша недоработка"? Как сейчас выписываю лицензии на отстрел, максимум, пяти ( к примеру!) лосей, чтобы поголовье под ноль не извести, так и нарком разрешил Приказом №00447 отстрел 500 жителей Татарии. Опять же, перевыполнение планов только приветствовалось, но странное дело, младший лейтенант ГБ не просит премию по итогам года, когда они стахановскими темпами уничтожили на 350% "врагов народа" больше... Нет, Горский пишет о невыбранности лимита, подставляя себя под "либеральничание", со всеми вытекающими. В общем, Михаил Валерьевич, не один тот Приказ был"! Да что я Вам рассказываю?
    Ответить
  • Анонимно 20 мар
    О каком ПЕРЕВЫПОЛНЕНИИ планов можно говорить?
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/59537-rasstrelival-ne-tolko-stalin

    Базар совершенно не по делу, дорогой Алексей.
    Трезвый человек может еще раз перечитать текст материала: задание было дано расстрелять 500 человек. Через полгода расстреляно 2 350 чел. Справка с отчетом есть в каждом томе Книги Памяти политрепессий РТ. Попросите книгу в библиотеке у своей Анны и почитайте. Прикидываться неграмотными можно, но обвинять меня во всех грехах - лично ваш с Аней прикол. Не надоело? Займитесь, наконец, делом. Сотворите сами хоть что-нибудь полезное, кроме клеветы.
    Ответить
  • Анонимно 20 мар
    Анна: народ тогда не сразу распознал иуд, рядившихся в маскарадные белые одежды...
    Если честный и партийный, значит, не умный...
    А теперь скажите еще раз, господин Черепанов, что книга памяти жертв политических репрессий не писалась на грантовские деньги из-за рубежа?

    Что это, если не бред больной пациентки палаты № 6? Кому надо принять таблетки?
    Ответить
  • Алексей Котуленко 20 мар
    Что это, если не бред больной пациентки палаты № 6? Кому надо принять таблетки?
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/59537-rasstrelival-ne-tolko-stalin

    Михаил Валерьевич, а слабо сказать ей это в лицо, не прячась за "анонима"?
    Вот только я Вас спасать не буду ...
    Ответить
  • Анонимно 20 мар
    Алексей, раздает ярлыки предателя и вызов бросает ваша Анна. Я лишь отбиваюсь. Готов отбиваться и очно. Или вы не знаете, где меня найти?
    Может, вы думаете, что кто-то будет кроме меня читать ваш бред и отвечать на него? Скажите спасибо, что у меня сегодня выходной. Завтра будете тявкать сами на себя...
    Ответить
    Алексей Котуленко 20 мар
    Дааа, Черепанов, проще Анну поставить вашим Музеем руководить, чем обьяснять, в чём Вы не правы ;)))) Это Вы не сможете в библиотеке книжки выдавать, потому что своими закидонами всех посетителей распугаете!

    Проблема в том, что про Систему, про ГУЛАГ грамотно писали либо те, кто сидел, либо тот, кто надзирал, а когда пришла пора меняться местами, сбежал за границу. Ну а Вы даже не стучали, откуда Вам понять нюансы? ???
    Ответить
    Анонимно 20 мар
    Где уж нашему тявканью до вашего БРЕХАНИЯ, г-н Черепанов ;))))))
    Ответить
  • Анонимно 20 мар
    Уважаемый Михаил Валерьевич! Я пишу Вам из Туркмении. По рассказам моего отца, который с детства остался сиротой и вырос в детдоме, мой дед Халиуллин Абдулла (отчество и год рождения ?) был репрессирован и выслан в Среднюю Азию в 20-е годы то-ли из Татарстана, то-ли из Сызранской губернии (области). Можно ли узнать, есть ли семья Халиуллина Абдуллы в списке репрессированных и откуда их выслали?
    Ответить
  • Анонимно 20 мар
    Мне кажется не верно смешивать сталинские репрессии и расстрелы во время гражданской войны. Одно дело когда власть, а другое, когда по законам военного времени и та и другая сторона.
    Ответить
    Алексей Котуленко 20 мар
    Мне кажется не верно смешивать сталинские репрессии и расстрелы во время гражданской войны.
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/59537-rasstrelival-ne-tolko-stalin#comments
    ... а когда она, по факту, закончилась? В 1993? Или до сих пор идёт?
    Ответить
  • Анна Манцурова 20 мар
    Готов отбиваться и очно. Или вы не знаете, где меня найти?
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/59537-rasstrelival-ne-tolko-stalin
    А это идея! Будем снимать на видео, как вы набрасываетесь на посетителей музея. Даже готовы заплатить за видеосъемку в вашем музее. ;) Все равно потом ролик у нас окупится ))))
    Ответить
  • Анонимно 20 мар
    Сталин самый талантливый ученик Ленина и Троцкого.
    Ответить
  • Анонимно 20 мар
    Если кто-то из посетителей ни с того ни с сего обзовет меня предателем родины, не задумываюсь плюну в морду. И даже библиотекарю, если она, конечно, осмелится повторить свой подвиг очно. Заслужите сначала право критиковать, а потом изрыгайте свой яд.
    Если госпожа Манцурова считает, что Книгу Памяти мы совместно с сотрудниками КГБ РТ делали на гранты зарубежных буржуев - разговаривать с ней можно или в психбольнице, или в суде.
    Тратить нервы на этих двух вампиров - Анну и Алексея больше не буду. Прошу прощения у порядочных читателей, что ввязался в этот базар не по делу. За работу...
    Ответить
  • Анонимно 20 мар
    О раскулаченном А.Халиуллине напишите запрос в редакцию Книги Памяти по адресу:
    kp-rt@mail.ru
    Ответить
  • Анонимно 21 мар
    эх, Россия, мать-перемать, ничему тебя история не научит
    Ответить
  • Анонимно 23 мар
    шайтан в образе человека с ростом 1,52 см. вышедший из подземелья, семейства гоги-магогов.
    Ответить
  • Анонимно 23 мар
    Вот раньше были писатели и поэты. Они писали-у лукоморья дуб зеленый. А сейчас тошно читать. Для Родины ничего доброго не сделали а грязи вылили море.Сейчас в этой грязи пытаются построить рай. Даже рядом с туалетом жить сложно.
    Ответить
    Анонимно 24 мар
    "Они писали-у лукоморья дуб зеленый. А сейчас тошно читать. "
    Не думаете, что современникам и про дуб зелёный читать было тошно?
    Ответить
  • Анонимно 27 мар
    Оказывается это национальная черта....
    Быть первыми во всем.
    Ответить
  • Анонимно 27 мар
    Сейчас в стране есть нефть и газ,которые продают за границу и на вырученные деньги покупают новую технику.Тогда страна восстанавливалась после 1 мировой, и гражданских войн.Единственным товаром продаваемым за доллары были золото и лес,которые что бы их добыть нужны были дешевые руки.Посмотрите интервью артиста Женова, где он говорит , что 1 день работы его зоны по добыче золота был равен 1 дню боев всего фронта .Для того что бы взять эти дешевые руки была придумана система , которая забирала бывших купцов и зажиточных людей.Эта система устраивала остальной народ ,т.к. они оставались вне призыва.Но если бы не они , то все равно бы пришлось сажать на зоны уже простых людей.А это бы была совсем другая ситуация народом бы не поддерживаемая.Посмотрите как сейчас строят дороги в Татарстане.5-6 Камазов ,2-3 тракора и 3-4 легковые машины с рабочими.А тогда бы на строительство дороги нагнали бы тысячу, а то и две зэков с лопатами.Техники не было.После революции и гражданской весь богатый класс свалил за границу вместе со своими ценностями.История нашего народа -это одно целое.Потомки буржуев добывали золото,погибая от рабского труда.А вторая половина большевиков легла смертью храбрых в гражданскую и в 1941 -1942 годах.Все они в целом и вывели нас к современному обществу.Мы должны быть благодарны им всем и белым и красным.Все это наш народ.
    Ответить
  • Анонимно 28 мар
    система , которая забирала бывших купцов и зажиточных людей
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/59537-rasstrelival-ne-tolko-stalin
    Уточню. Что такое КУЛАК? Это зажиточный крестьянин который своим трудом и трудом своей семьи добился некоторого благополучия. Корову, к примеру, купил! То есть, он умеет работать, и любит работать, НА СЕБЯ. И вот был придуман механизм, чтобы этот трудолюбивый человек бесплатно работал на государство.
    Ответить
  • Анонимно 28 мар
    08-31 -му. Что такое кулак мне не надо рассказывать.Мой прадед как раз и был из зажиточных крестьян.После первой мировой ,1917 и последующей гражданской войны в стране был голод , разруха.Время привело большевиков , Сталина к власти.Именно большевики взялись за восстановление народного хозяйства.Делали они это так как могли.Опыта не было никакого.Многие вопросы решали тогда насилием.Связано это было тем,что многие кулаки противилсь коллективизации .Времени на их уговоры не было , поэтому применялись резкие меры.Если бы не коллективизация , то страна бы не получила хлеб к войне с Германией.Благодаря созданным колхозам и совхозам мы и сейчас с хлебом.Несколько татарских деревень сегодня кормят целый город.А город дает все остальное.Если бы оставались кулаки , то мы бы и сегодня , если бы не были сметены соседними странами, стояли бы на своих наделах с мотыгой и вырабатывали бы минимум продукции.Согласен с вами , что вся страна именно за небольшую плату работала на государство.Тогда нужно было нарастить мускулы именно государству.Но после войны 1945 г в стране назрели реформы, все это чувствовали , но никто не знал как это делать.Поэтому система оставалась как есть и постепенно разваливалась.И сегодня нашему народу нужно учитывая опыт прошлых лет научиться управлять своей экономикой и делать все , что улучшает нашу жизнь.И если какой то почин не прижился не надо стесняться от него отказываться .
    Ответить
  • Анонимно 06 сен
    Оригинал фотографии датирован 1942 годом и хранится среди фотоматериалов Бундесархива, в фонде бывшего ADN (Allgemeiner Deutscher Nachrichtendienst ADN/Zentralbild). Разница между оригиналом и подделкой заметна невооружённым глазом: неизвестные мастера фотошопа приделали к фальшивке лагерную вышку для вящей достоверности.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров