Новости раздела

«Виктор Нилов выступал категорически против слияния ГИБДД и ППС — вероятно, что его «убрали» из-за этого»

Координатор движения «Общество Синих Ведерок» Петр Шкуматов об отставке экс-главы ГИБДД РФ и поисках его преемника

На минувшей неделе в отставку был отправлен глава ГИБДД России Виктор Нилов. По некоторым данным, причина ухода Нилова с должности может быть связана с достижением им предельного возраста пребывания на госслужбе, однако не все могут согласиться с таким объяснением. «Реальное время» побеседовало с координатором движения «Общество Синих Ведерок» Петром Шкуматовым, который предположил, что еще могло повлиять на отставку Нилова, как ему удалось изменить систему за годы службы, и рассказал, известно ли имя кандидата на пост главы ГИБДД.

«Еще с этого периода у него появилось довольно много врагов в системе...»

— В СМИ появилась информация о том, что отставка Виктора Нилова связана с предельным возрастом пребывания на госслужбе. А могут ли быть другие причины?

— Давайте вспомним те времена, когда Виктор Нилов боролся с коррупционным техосмотром — помните, была такая штука? Мы сейчас диагностику проходим, а тогда был техосмотр, и 80% водителей (это неоспоримая цифра, потому что ее показывали многочисленные опросы) покупали техосмотр. Его средняя цена составляла 100 долларов. Ну вы можете себе представить, когда 40 миллионов человек по 100 долларов каждый год платит. Это 4 миллиарда долларов. И Нилов этот гадюшник разогнал.

Так что еще с этого периода у него появилось довольно много врагов в системе. С учетом различных попыток вернуть контроль над техосмотром со стороны ряда должностных лиц, я думаю, что можно найти какое-то объяснение… Все-таки это были миллиарды долларов каждый год. Вы представляете, что должны думать те люди, которые теряют такие денежные потоки.

— А что за слухи о слиянии ГИБДД и ППС? То, что Нилов был категорически против этого маневра, могло как-то отразиться на его уходе?

— Это тоже могло отразиться. Нилов отстаивал самостоятельность ГИБДД как структуры и старался доказать ее важность именно как отдельного подразделения в системе МВД. К сожалению, есть такая тенденция, что у нас пытаются оптимизировать работу МВД и предлагают упразднить дорожную полицию, передав функции контроля за дорожным движением вообще любому полицейскому. То есть в этой концепции абсолютно любой полицейский может зафиксировать нарушение ПДД и выписать протокол. Это приведет к очень серьезным последствиям для водителей даже не в плане фиксации нарушений, а в плане качества административных материалов.

Петр Шкуматов: «Нилов выступал категорически против слияния и фактически блокировал ряд инициатив по проведению пробной передачи полномочий. Вполне вероятно, что его из-за этого убрали». Фото auto.drom.ru

Дорожное движение обладает очень серьезной спецификой, и говорить о том, что каждый, кто имеет удостоверение полицейского, может достоверно распознать нарушение ПДД, наверное, не стоит. Плюс, сейчас ППСники, условно говоря, контролируют мигрантов, контролируют, чтобы люди не дрались, не распивали спиртные напитки — это, мягко говоря, не самая денежная область. И одним из последствий слияния может стать то, что ППСники вместо того, чтобы продолжать свою работу, рядами будут стоять на дорогах и ловить водителей, причем не с целью их наказать, а с целью «срубить» денег. Это будет просто катастрофа.

А Нилов выступал категорически против слияния и фактически блокировал ряд инициатив по проведению пробных передач полномочий. Вполне вероятно, что его из-за этого убрали.

— Петр, возможно, уже ходят слухи о том, кто придет на смену Виктору Нилову?

— Сейчас кандидата на пост главы ГИБДД фактически нет. Есть слухи, и мы не будем их комментировать. Вообще, тут есть позиция (министра внутренних дел РФ Владимира) Колокольцева. Я не могу сказать, что он не ошибается: на мой взгляд, попытки продавить решение о слиянии ППС и ГИБДД — это очень большая ошибка, однако Колокольцев является борцом с коррупцией в полиции. Они в этом плане с Ниловым похожи, и, я думаю, что Колокольцев будет выбирать… Хотя все мы понимаем, что на самом деле назначает Владимир Путин, но, на мой взгляд, рекомендации Колокольцева по персоналиям на пост главы ГИБДД будут в том числе и по репутации человека.

«Практически все случаи взяточничества — это когда водители сами умоляют инспекторов «решить вопрос»

— Насколько эффективным госслужащим был Виктор Нилов?

— Наверное, он один из самых эффективных управленцев, стоявших во главе ГИБДД. Нилов принял ГИБДД, к сожалению, в не самом лучшем виде.

— Что тогда творилось в системе?

— Маленькая зарисовка, которая вам покажет всю картину в целом. Я довольно часто езжу по России на автомобиле, и лет 10 назад, когда я проезжал Тамбов, инспекторы ДПС на полном серьезе занимались вымогательством так называемых «проездных» денег — надо было заплатить 50 рублей, если ты хочешь ехать дальше. Причем делалось это при свидетелях — им было абсолютно без разницы, что о них подумают. Сейчас себе такого даже представить нельзя. Также можно вспомнить про постановку машины на учет: этот процесс представлял из себя замечательный квест, когда вы либо тратили от двух до трех суток на то, чтобы отстоять все очереди, собрать все документы и так далее, либо вы платили деньги инспектору за то, что он ускорял этот процесс.

Нилов резко снизил уровень коррупции. Нельзя сказать, что он полностью уничтожил это явление, но уровень коррупционных проявлений снизился радикально.

«Обратите внимание, что раньше имело место прямое вымогательство со стороны инспекторов: ты не хотел платить, ты говорил «составляйте протокол», а они у тебя вымогали деньги. Сейчас, если водитель говорит «пишите протокол», инспектор ничего вообще не говорит — он составляет протокол, и все». Фото vladtime.ru

— Тем не менее ситуация с коррупционными проявлениями со стороны сотрудников ГИБДД все еще далека от совершенства. Вы так не считаете?

— Сейчас практически все случаи взяточничества на дорогах — это когда водители сами, что называется, умоляют инспекторов взять деньги и «решить вопрос». Обратите внимание, что раньше имело место прямое вымогательство со стороны инспекторов: ты не хотел платить, ты говорил «составляйте протокол», а они у тебя вымогали деньги. Сейчас, если водитель говорит «пишите протокол», инспектор ничего вообще не говорит — он составляет протокол, и все. Сейчас, если посмотреть на статистику тех случаев, когда инспекторов ловят на взятках, то в 99% случаев водитель сам настаивал на том, чтобы инспектор взял деньги и не выписывал протокол.

Довольно много одиозных коррупционеров было изгнано из рядов ГИБДД. На самом деле, очень много подобных моментов, и все они укладываются в единую политику, которую проводил Нилов. Начал наступать порядок. Я могу сказать, что при Нилове ГИБДД стало лучше, профессиональнее, заметно менее коррумпировано, и действительно очень жалко, что он ушел и не успел завершить те положительные процессы, которые сам и начал.

Также хочу добавить, что при Нилове большое развитие получила система фото- и видеофиксации нарушений, которая реально улучшила дорожную ситуацию и сократила число погибших. Мы видим, что в тех местах, где установлены камеры фото-видеофиксации количество аварий с трагическим исходом гораздо меньше, чем в тех местах, где камер нет. Вместе с тем в машинах ГИБДД появились видеорегистраторы.

— А у вас нет ощущения, что камеры стали хорошим способом заработка?

— Вы абсолютно правы. На текущий момент камеры во многих регионах используются как способ наполнения бюджета, как способ закрытия финансовых «дыр». Но это задача прежде всего даже не ГИБДД, а, наверное, правительства РФ — создавать какие-то системы издержек для вот этой жадности, которая очень часто присутствует у местных властей. Причем неважно, какой это регион — бедный, богатый, донор или акцептор. Накопилось большое количество изменений для этой системы, которые необходимо принимать и срочно.

«От себя лично могу сказать, что проблемы «Платона» заключаются в следующем: первая — платят не все, а те люди, которые платят, попадают в невыигрышное положение по сравнению с другими. Второе — издержки на эксплуатацию этой системы на текущий момент составляют 50%». Фото Максима Платонова

«Сейчас «Платон» воспринимается всеми как нечто несправедливое»

— Буквально недавно по всей стране прошли стачки против «Платона». Известна ли вам позиция Нилова в вопросе внедрения этой системы и как вы сами к ней относитесь?

— По «Платону» я честно скажу, что с позицией Нилова не знаком. От себя лично могу сказать, что проблемы «Платона» заключаются в следующем: первая — платят не все, а те люди, которые платят, попадают в невыигрышное положение по сравнению с другими. Второе — издержки на эксплуатацию этой системы на текущий момент составляют 50%. То есть эксплуатация системы очень дорогая и, к сожалению, дальнобойщики по факту оплачивают функционирование этой системы, а на дороги идут совсем крохи. Без решения этих двух вопросов нельзя даже начинать разговор о дальнейшем движении в сторону увеличения тарифов. Так что сейчас «Платон» воспринимается всеми как нечто несправедливое.

— Петр, напоследок хочу поинтересоваться, чем сейчас занимаются «Синие ведерки»?

— Наше сообщество автомобилистов занимается широким спектром проблем, хотя начинали мы действительно с мигалок. Наша основная миссия заключается в двух словах: восстановить справедливость. Мы стараемся те моменты, которые кажутся нам несправедливыми, изменить в сторону людей. Мигалки — это некая узкая область. А из последнего и актуального могу назвать вам платные парковки, отсутствие парковочных мест, грабительская строительная политика, когда вместо парковок строятся многоэтажные дома, платные дороги, отсутствие дорог по всей стране и так далее.

Лина Саримова

Новости партнеров