Новости

00:03 МСК
Все новости

Павел Шмаков о скандале в «Лиге школ»: «Нельзя оправдывать безнравственность согласием, договорами...»

Известный российский и финский педагог размышляет о сексуальных отношениях между директором и ученицами в московской частной школе

Павел Шмаков о скандале в «Лиге школ»: «Нельзя оправдывать безнравственность согласием, договорами...» Фото: Олег Тихонов

Только начали забываться скандалы, связанные с сексуальными отношениями в школах между педагогами и учениками в Альметьевске и Москве, как информационное пространство взорвала новая порция подробностей. Теперь уже в центре внимания оказалась «Лига школ» в столице. Некоторые ученицы заявили, что в частной школе директор и его заместитель имели сексуальные отношения со своими подопечными. На конфликт не мог не откликнуться наш колумнист, известный российский и финский педагог, директор казанской школы «СОлНЦе» Павел Шмаков. В авторской колонке, написанной для «Реального времени», он пытается разобраться в этой ситуации и приходит к неутешительным выводам.

«Мои дети увидели только белоснежную верхушку айсберга «Лиги школ»

Еще свеж в памяти сентябрьский (2016) шквал записей в интернете и откровения девочек, закончивших 57-ю школу Москвы, как появились публикации еще об одной московской элитарной школе, затрагивающие то же, всех волнующее и интересующее. «Лига школ», или школа №1199. Публикация «25 лет насилия. В московской школе для одаренных детей учителя годами сексуально домогались учениц» в «Медузе» появилась 23 января. После этого пошли десятки откровенных писем, статей и признаний в ЖЖ, «ВКонтакте» и «Фейсбуке». Светлана Бозрова, поднявшая эту историю через 2 года после закрытия «Лиги школ», объяснила, почему она это сделала через 25 лет на своей страничке в «Фейсбуке».

Мне понятнее анализ Сергея Волкова, учителя литературы школы 57, который, с моей точки зрения, максимально честно вел себя в ситуации скандала в 57-й.

Я не знаком с учителями и детьми «Лиги школ», хотя когда-то давно мои ученики из Академического колледжа заходили в эту интереснейшую школу. Но тогда мои дети увидели только белоснежную верхушку айсберга. Сейчас он стал виден весь. Вся волшебная страна с чудесами и с монстрами, созданная Сергеем Бебчуком и Николаем Изюмовым. Страна, полная опасностей.

«Я не знаком с учителями и детьми «Лиги школ», хотя когда-то давно мои ученики из Академического колледжа заходили в эту интереснейшую школу. Но тогда мои дети увидели только белоснежную верхушку айсберга. Сейчас он стал виден весь». Фото meduza.io

И потому напишу о том, что возможно увидеть издалека. О том, что важна система, целью которой было воспитывать элиту. Лучших. Тех, кому позволено больше, чем другим. «Неформальные человеческие отношения в школе в высшей степени плодотворно влияют на образовательный процесс». «В школе есть только одна догма, звучащая парадоксально: «Никаких догм». «Действия, вызывающие применение насилия, должны быть известны заранее, а процедуры применения насилия по возможности неизменны».

«Я видел своими глазами настоящие Школы»

Я не могу сказать, правда ли то чудовищное, что описано девочками, учившимися в «Лиге школ». Знаю только, что атмосфера элитарности предрасполагает к исключительности. К тому, что одним позволено больше, чем другим. И многое из того, что считаю безнравственным в отношении детей, сюда легко вписывается. «Свобода — это отсутствие запретов или ограничений какой бы то ни было ненасильственной деятельности. Иначе говоря, не спрашивая разрешения, можно делать все, что хочешь, если при этом не наносится вред другим». Ну и, конечно, я не могу считать это Школой. «Мы представляем себе Школу сообществом, в котором отношения между отдельными его членами определяются не законами, не силой, а взаимными свободно состоявшимися соглашениями, а также свободно признанными традициями и обычаями».

Я видел своими глазами настоящие Школы (с большой буквы). Это школа Тубельского в Москве. В «Лиге школ» я свечку не держал. Про скандал — не могу комментировать. Но мне понятно, почему десятки девочек, кого выращивали в «Лиге школ», написали такое… Потому, что они жили по конституции, оправдывающей безнравственность. Если все по согласию… Еще одна настоящая Школа — это лицей 31 в Челябинске (Школа Попова).

Не хотелось бы, чтобы ученики нашей казанской школы «СОлНЦе» рассуждали так, как, говорят, рассуждал Энрико Ферми. Грамотный. Умный. Нобелевский лауреат. Воскликнувший что-то вроде (про атомный взрыв в Хиросиме): «Отстаньте со своей нравственностью! Смотрите, какая красивая физика!»

«Я не доверяю прессе. И не сомневаюсь в талантах Сергея Бебчука. Но, к сожалению, «гений и злодейство» — вещи совместные». Фото teacher.sfino.ru

«Гений и злодейство» — вещи совместные»

Я не доверяю прессе. И не сомневаюсь в талантах Сергея Бебчука. Но, к сожалению, «гений и злодейство» — вещи совместные. Это я про авторство конституции «Лиги школ» и образовательной программы. Нельзя оправдывать безнравственность согласием, договорами, ненасильственностью. Учитель и дети — не в равном положении…

Мне думается, что не стоит обсуждать вопрос, может ли учитель одобрительно похлопать ребенка по плечу. Или погладить по голове. Или даже — 16+ — обнять при встрече! Все это приходилось мне видеть даже в холодной Финляндии.

Важно, что основная цель «Лиги школ» была обозначена ее создателями в первых строках конституции школы: «Хотя бы треть выпускников при их жизни или после смерти будут увековечены в энциклопедиях».

Вот оно, главное! То, что было при воспитании истинных арийцев Германии 30-х годов прошлого века, то, что позволило уничтожать «неполноценных» в газовых камерах. То, что в моем детстве нам внушалось в предисловиях многих книг: дескать, все буржуазные ученые во всем неправы. Только мы — избранные! Мы будем «увековечены в энциклопедиях». Правила, написанные для «обычных» людей, нас не касаются.

Павел Шмаков
Справка

Павел Анатольевич Шмаков — российский и финский педагог, создатель и директор школы «СОлНЦе». Разработал концепцию интеллектуальной увлеченности школьников. Колумнист «Реального времени».

  • Родился в Казани в 1957 году.
  • В 1982 году окончил МИФИ (кафедра теоретической ядерной физики).
  • В 1983 году начал работать в физико-математической школе «Квант» (Казань).
  • В 1992—2000 гг. был директором Академического колледжа при КГУ.
  • В 2000 году уехал в Финляндию. В 2004—2005 гг. обучался в педагогическом училище. В 2004—2006 гг. учился в Университете Хельсинки.
  • В 2006—2010 гг. преподавал математику, физику и химию в школах Финляндии.
  • В 2009 году признан лучшим учителем года школы им. Алексиса Киви (Хельсинки).
  • В 2011 году по приглашению казанских властей вернулся на родину и стал директором лицея им. Лобачевского при КФУ. По итогам 2012-2013 учебного года этот лицей, единственный из Татарстана, вошел в топ-25 лучших школ России.
  • В 2013 году создал и возглавил Специализированный олимпиадно-научный центр «Школа СОлНЦе» для детей с выдающимися способностями.

комментарии 21

комментарии

  • Анонимно 29 янв
    Страшно, если это во многих школах происходит.
    Ответить
  • Анонимно 29 янв
    Безнравственность уже везде, к чему наше образование катится?
    Ответить
  • Анонимно 29 янв
    А что в других школах то происходит?
    Ответить
  • Анонимно 29 янв
    Ну а назвать свою школу Солнцем - это не то же самое?
    Г.Левитас
    Ответить
    Анонимно 29 янв
    Вы правы. Это близко. И потому в любой хорошей школе России, и особенно в школах, скажем так, из первой сотни лучших, надо филигранно точно работать, чтобы, в случае ошибки, на Вас не были бы были спущены своры собак, лающих и кусающих. Те строки из документов, которые я цитировал - это ошибка...
    Ответить
  • Анонимно 29 янв
    Экстравагантный Шмаков
    Ответить
  • Анонимно 29 янв
    зато, мы видим, что все таки самое главное для чиновников от образования - это платочки учениц мусульманок....
    Ответить
  • Анонимно 29 янв
    Дожили...
    До библейских времен и нравов...
    Ответить
  • Анонимно 29 янв
    в школе, где училась дочь, учитель физры уволился и ушел работать тренером, тк девушки старшеклассницы буквально предлагали себя, создавая провокационные ситуации. Что в семье, то и в школе, в который раз убеждаюсь
    Ответить
  • Анонимно 29 янв
    Вот-вот. Зато все федеральные СМИ спустили всех собак на наши татарстанские СМИ , которые объективно освещали или выступили в защиту платков на мусульманках. И где в них возмущенные статьи , по поводу открывшегося безобразия, уже во второй московской школе?
    Ответить
    Анонимно 29 янв
    не думаю, что сие имело место быть - шум пошел из англии, от тетки-выпускницы лицея, которая жутко одинока и ни кому не интересна. А тут, на фоне педофильного скандала и Россию смешать надо - мол проблема вселенского масштаба
    Ответить
  • Анонимно 29 янв
    про школу шмакова тоже можно страшилок написать. главное, найти пару недовольных.
    Ответить
    Анонимно 29 янв
    Да, можно страшилок написать. И писали, и не раз. Три раза увольняли - в 1997, в 2000 и в 2011 с одного и того же места, и потом три раза восстанавливали... Каждый раз было очень тяжело выжить и начать с нуля. После первого увольнения в 1998, Академический колледж при Казанском университете стал федеральной экспериментальной площадкой, это не защитило от ликвидации http://www.levi.ru/houses/playground/school/kosmina/kosmina2_school.php После второго на 11 лет уехал в Финляндию и ученики школы имени Алексиса Киви избрали лучшим учителем 2009 года. В 2013 мы смогли ввести лицей Лобачевского, в котором работали, в топ 25 лучших школ России. И это не защитило лицей от ликвидации. СОлНЦе пока живо и развивается, поддерживают мэр Казани и Президент Республики. Но любая наша ошибка может послужить сигналом к очередной травле... Потому, повторяю, в любой хорошей школе России, и особенно в школах, скажем так, из первой сотни лучших, надо филигранно точно работать, чтобы, в случае ошибки, на Вас не были бы были спущены своры собак, лающих и кусающих. Те строки из документов, которые я цитировал - это ошибка Сергея Бебчука... Павел Шмаков
    Ответить
  • Анонимно 29 янв
    Извините, но каждый мужчина, который работает в современной системе образования учителем в школе, вызывает подозрения.

    Что там его держит?
    Многочисленные отчеты?
    Тотальное не уважение учащихся, родителей и начальников?
    Мизерные деньги?
    Изматывающая душу и тело бюрократическая работа?
    Склоки и интриги женского коллектива?
    Что держит мужчину в школе?

    Мужчина директор школы еще понятно - получает большие деньги.
    Но оказалось и не только...
    Учащиеся воспринимают его как альфа-самца...

    Надо проверять каждого учителя в том числе и директоров школ на педофилию каждый год.
    Особенно "брутальных" и женоподобных.
    Как это не печально звучит.
    Ответить
    Анонимно 29 янв
    я бы и вас проверил. Хотя зачем, судя по мнению, скудоумия у вас не занимать. А вы продолжайте писать - пишите много и часто. Я так понимаю, у вас большой жизненный опыт
    Ответить
  • Анонимно 29 янв
    Один шмаков везде, нет нормальных учителей что ли?
    Ответить
  • Анонимно 29 янв
    но один факт остается неоспоримым, а именно то, что проблема есть... в дореволюционных гимназиях, кстати, такого не было...
    Ответить
  • Lev Minikes 01 февр
    Да, Павел, элита - это Лучшие. Лучшие по какому-то социально - а то и цивилизационно - значимому параметру. Например, по степени любознательности; уровню интеллекта; этической безупречности и совестливости. Или по наличию исключительных способностей в какой-либо предметной области. А вовсе не те, "кому позволено больше, чем другим" (почему, кстати, Вы так решили?).

    Да, "...атмосфера элитарности предрасполагает к исключительности." - в той степени, в какой исключительна элитарная личность сама по себе. "К тому, что одним позволено больше, чем другим." – повторяемся: почему, собственно? История полна примеров обратного. "Не-элитарная" часть общества (т.е. подавляющее большинство) сплошь и рядом лишает конкретные элитарные личности самых базовых прав, включая право на жизнь. В ответ получая от элиты те самые блага - в виде научных и технологических достижений, культурных прорывов, экономических, социальных и духовных институтов – которыми это большинство впоследствии охотно пользуется.

    Некоторые из приводимых Вами цитат действительно настораживают. «В школе есть только одна догма, звучащая парадоксально: «Никаких догм»»; «Мы представляем себе Школу сообществом, в котором отношения между отдельными его членами определяются не законами … » - ну и далее по тексту – это более чем сомнительные и безответственные заявления. Это декларации, практическое воплощение которых в реальной (школьной) жизни категорически неприемлемо, и может быть даже преступно. В случае «Лиги школ» оказалось преступно в прямом смысле. Только при чём здесь элитарность?..

    Да, элиту надо выявлять, растить, холить и лелеять! Создавать для неё благоприятные, поддерживающие и поощряющие условия, столь же исключительные, сколь исключительна сама элитарность. И с чем более раннего возраста, тем лучше для элиты и полезнее для общества. «Хотя бы треть выпускников при их жизни или после смерти будут увековечены в энциклопедиях» - прекрасная формулировка! У неё один существенный недостаток: декларативность. Почему именно треть? А если половина? Или четверть? (Вообще, приведённые Вами цитаты производят впечатление поверхностности и показушности. Что свойственно многим учебным заведениям, декларирующим элитарность. Но это – другая тема.)

    Общество, к сожалению, поступает наоборот. Элита - самая стабильно и последовательно дискриминируемая часть общества. Элита шельмуется всегда и везде (в большинстве своём); а в России - в том числе современной - с особой убеждённостью и настойчивостью. В этом смысле, Ваш, Павел, текст - вполне в тренде. А заключительный абзац так вообще, извините, в духе современного российского телевещания. «То, что было при воспитании истинных арийцев Германии 30-х годов прошлого века, то, что позволило уничтожать «неполноценных» в газовых камерах. То, что в моем детстве нам внушалось в предисловиях многих книг: дескать, все буржуазные ученые во всем неправы. Только мы — избранные! Мы будем «увековечены в энциклопедиях». Правила, написанные для «обычных» людей, нас не касаются.» Как говорится, «Где имение - где река?!» Или это такой полемический приём, для усиления эмоционального воздействия?
    Ответить
    Анонимно 05 февр
    Лев, отвечаю, почему я так решил. "кому позволено больше, чем другим" (почему, кстати, Вы так решили?). В разделе с «базовыми понятиями» в конституции Лиги школ указывалось, что свобода — «это отсутствие запретов или ограничений какой бы то ни было ненасильственной деятельности; иначе говоря, не спрашивая разрешения, можно делать все, что хочешь, если при этом не наносится вред другим». (Павел Шмаков)
    Ответить
    Lev Minikes 05 февр
    То есть, если я Вас, Павел, правильно понял, Ваше "позволено больше, чем другим" - это не про элиту вообще, а про ту конкретную "элиту", которую предполагала воспитывать Лига школ.

    Меня конкретный криминальный прецедент волнует меньше, чем дискриминация элиты, как таковой. У меня возникло впечатление, что Вы своим выступлением вносите вклад в эту дискриминацию.

    Но даже если ограничиться прецедентом Лиги школ - точнее, той цитатой, на которую Вы ссылаетесь - мне всё равно непонятно. "Свобода" - это "состояние субъекта, в котором он является определяющей причиной своих действий, то есть они не обусловлены непосредственно иными факторами, в том числе природными, социальными, межличностно-коммуникативными и индивидуально-родовыми". Это Новая философская энциклопедия. По смыслу практически то же самое, что у Лиги школ. А "Декларация прав человека и гражданина" вообще расставляет точки над "I": "Возможность «делать всё, что не наносит вреда другому: таким образом, осуществление естественных прав каждого человека ограничено лишь теми пределами, которые обеспечивают другим членам общества пользование теми же правами. Пределы эти могут быть определены только законом". Замени абстрактный "ВРЕД ДРУГИМ" конкретным "ОПРЕДЕЛЕНЫ ЗАКОНОМ" - и конституция Лиги школ пришла бы в полное соответствие требованиям и здравого смысла, и уголовного кодекса.

    Ну вот не вижу я тут связи с "позволено больше, чем другим".
    Ответить
    Анонимно 06 февр
    Да, Лев, "позволено больше, чем другим" - это не про элиту вообще, а про ту конкретную "элиту", которую предполагала воспитывать Лига школ. Да, замени абстрактный "ВРЕД ДРУГИМ" конкретным "ОПРЕДЕЛЕНЫ ЗАКОНОМ" - и конституция Лиги школ пришла бы в полное соответствие требованиям и здравого смысла, и уголовного кодекса.
    Но про отношение к закону конституция Лиги говорит прямо т недвусмысленно. «Насилие -- любое ограничение прав и свобод, любые действия против личности, любое принуждение. Действия, вызывающие применение насилия, должны быть известны заранее, а процедуры применения насилия, по возможности, неизменны. Закон -- это правило, ограничивающее свободу (в том смысле, что обязывает к чему-либо или не позволяет чего-либо), таким образом закон является насилием. Правильным можно назвать закон, который фактически не применяется так как совпадает с нравственными принципами. Наличие совести и понятие о чести -- это то, что позволяет забыть о существовании законов».
    Слышите, Лев, в Лиге школ, согласно конституции Лиги, о существовании законов позволено забыть. Вот она, связь c "позволено больше, чем другим".
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии