Новости раздела

Павел Шмаков о скандале в «Лиге школ»: «Нельзя оправдывать безнравственность согласием, договорами...»

Известный российский и финский педагог размышляет о сексуальных отношениях между директором и ученицами в московской частной школе

Павел Шмаков о скандале в «Лиге школ»: «Нельзя оправдывать безнравственность согласием, договорами...»
Фото: realnoevremya.ru/Олег Тихонов

Только начали забываться скандалы, связанные с сексуальными отношениями в школах между педагогами и учениками в Альметьевске и Москве, как информационное пространство взорвала новая порция подробностей. Теперь уже в центре внимания оказалась «Лига школ» в столице. Некоторые ученицы заявили, что в частной школе директор и его заместитель имели сексуальные отношения со своими подопечными. На конфликт не мог не откликнуться наш колумнист, известный российский и финский педагог, директор казанской школы «СОлНЦе» Павел Шмаков. В авторской колонке, написанной для «Реального времени», он пытается разобраться в этой ситуации и приходит к неутешительным выводам.

«Мои дети увидели только белоснежную верхушку айсберга «Лиги школ»

Еще свеж в памяти сентябрьский (2016) шквал записей в интернете и откровения девочек, закончивших 57-ю школу Москвы, как появились публикации еще об одной московской элитарной школе, затрагивающие то же, всех волнующее и интересующее. «Лига школ», или школа №1199. Публикация «25 лет насилия. В московской школе для одаренных детей учителя годами сексуально домогались учениц» в «Медузе» появилась 23 января. После этого пошли десятки откровенных писем, статей и признаний в ЖЖ, «ВКонтакте» и «Фейсбуке». Светлана Бозрова, поднявшая эту историю через 2 года после закрытия «Лиги школ», объяснила, почему она это сделала через 25 лет на своей страничке в «Фейсбуке».

Мне понятнее анализ Сергея Волкова, учителя литературы школы 57, который, с моей точки зрения, максимально честно вел себя в ситуации скандала в 57-й.

Я не знаком с учителями и детьми «Лиги школ», хотя когда-то давно мои ученики из Академического колледжа заходили в эту интереснейшую школу. Но тогда мои дети увидели только белоснежную верхушку айсберга. Сейчас он стал виден весь. Вся волшебная страна с чудесами и с монстрами, созданная Сергеем Бебчуком и Николаем Изюмовым. Страна, полная опасностей.

«Я не знаком с учителями и детьми «Лиги школ», хотя когда-то давно мои ученики из Академического колледжа заходили в эту интереснейшую школу. Но тогда мои дети увидели только белоснежную верхушку айсберга. Сейчас он стал виден весь». Фото meduza.io

И потому напишу о том, что возможно увидеть издалека. О том, что важна система, целью которой было воспитывать элиту. Лучших. Тех, кому позволено больше, чем другим. «Неформальные человеческие отношения в школе в высшей степени плодотворно влияют на образовательный процесс». «В школе есть только одна догма, звучащая парадоксально: «Никаких догм». «Действия, вызывающие применение насилия, должны быть известны заранее, а процедуры применения насилия по возможности неизменны».

«Я видел своими глазами настоящие Школы»

Я не могу сказать, правда ли то чудовищное, что описано девочками, учившимися в «Лиге школ». Знаю только, что атмосфера элитарности предрасполагает к исключительности. К тому, что одним позволено больше, чем другим. И многое из того, что считаю безнравственным в отношении детей, сюда легко вписывается. «Свобода — это отсутствие запретов или ограничений какой бы то ни было ненасильственной деятельности. Иначе говоря, не спрашивая разрешения, можно делать все, что хочешь, если при этом не наносится вред другим». Ну и, конечно, я не могу считать это Школой. «Мы представляем себе Школу сообществом, в котором отношения между отдельными его членами определяются не законами, не силой, а взаимными свободно состоявшимися соглашениями, а также свободно признанными традициями и обычаями».

Я видел своими глазами настоящие Школы (с большой буквы). Это школа Тубельского в Москве. В «Лиге школ» я свечку не держал. Про скандал — не могу комментировать. Но мне понятно, почему десятки девочек, кого выращивали в «Лиге школ», написали такое… Потому, что они жили по конституции, оправдывающей безнравственность. Если все по согласию… Еще одна настоящая Школа — это лицей 31 в Челябинске (Школа Попова).

Не хотелось бы, чтобы ученики нашей казанской школы «СОлНЦе» рассуждали так, как, говорят, рассуждал Энрико Ферми. Грамотный. Умный. Нобелевский лауреат. Воскликнувший что-то вроде (про атомный взрыв в Хиросиме): «Отстаньте со своей нравственностью! Смотрите, какая красивая физика!»

«Я не доверяю прессе. И не сомневаюсь в талантах Сергея Бебчука. Но, к сожалению, «гений и злодейство» — вещи совместные». Фото teacher.sfino.ru

«Гений и злодейство» — вещи совместные»

Я не доверяю прессе. И не сомневаюсь в талантах Сергея Бебчука. Но, к сожалению, «гений и злодейство» — вещи совместные. Это я про авторство конституции «Лиги школ» и образовательной программы. Нельзя оправдывать безнравственность согласием, договорами, ненасильственностью. Учитель и дети — не в равном положении…

Мне думается, что не стоит обсуждать вопрос, может ли учитель одобрительно похлопать ребенка по плечу. Или погладить по голове. Или даже — 16+ — обнять при встрече! Все это приходилось мне видеть даже в холодной Финляндии.

Важно, что основная цель «Лиги школ» была обозначена ее создателями в первых строках конституции школы: «Хотя бы треть выпускников при их жизни или после смерти будут увековечены в энциклопедиях».

Вот оно, главное! То, что было при воспитании истинных арийцев Германии 30-х годов прошлого века, то, что позволило уничтожать «неполноценных» в газовых камерах. То, что в моем детстве нам внушалось в предисловиях многих книг: дескать, все буржуазные ученые во всем неправы. Только мы — избранные! Мы будем «увековечены в энциклопедиях». Правила, написанные для «обычных» людей, нас не касаются.

Павел Шмаков
Справка

Павел Анатольевич Шмаков — российский и финский педагог, создатель и директор школы «СОлНЦе». Разработал концепцию интеллектуальной увлеченности школьников. Колумнист «Реального времени».

  • Родился в Казани в 1957 году.
  • В 1982 году окончил МИФИ (кафедра теоретической ядерной физики).
  • В 1983 году начал работать в физико-математической школе «Квант» (Казань).
  • В 1992—2000 гг. был директором Академического колледжа при КГУ.
  • В 2000 году уехал в Финляндию. В 2004—2005 гг. обучался в педагогическом училище. В 2004—2006 гг. учился в Университете Хельсинки.
  • В 2006—2010 гг. преподавал математику, физику и химию в школах Финляндии.
  • В 2009 году признан лучшим учителем года школы им. Алексиса Киви (Хельсинки).
  • В 2011 году по приглашению казанских властей вернулся на родину и стал директором лицея им. Лобачевского при КФУ. По итогам 2012-2013 учебного года этот лицей, единственный из Татарстана, вошел в топ-25 лучших школ России.
  • В 2013 году создал и возглавил Специализированный олимпиадно-научный центр «Школа СОлНЦе» для детей с выдающимися способностями.

Новости партнеров