Основатель школы креативного мышления: «Учить почему-то считается государственной обязанностью»
Василий Лебедев о гравитации образовательного процесса, креативности и вызовах творческой профессии
В Казани завершился Winter Event Forum, который собрал представителей творческих профессии со всего земного шара. «Реальному времени» удалось пообщаться с одним из спикеров мероприятия, директором известной московской школы креативного мышления ИКРА. О том, можно ли управлять креативностью, каким сегодня стал рынок рекламы, почему творческий человек должен разбираться во всем и о культуре российского образования Василий Лебедев рассказал нашему изданию в эксклюзивном интервью.
«Никому не нужно творчество ради творчества»
— Как можно научиться креативному мышлению? Как заставить себя что-то придумывать и придумывать постоянно?
— Давайте будем откровенными. Никому не нужно творчество ради творчества. И компания не ждет от вас случайного креатива. В бизнесе, в рекламных коммуникациях, в маркетинговых коммуникациях всегда нужен некий предсказуемый результат. К примеру, я прошу вас придумать мне журнал. Я жду от вас уже готовое решение, упакованное в концепцию, которую вы мне объясните, покажете целевую аудиторию, покажете пример контента, который там будет. И как только вы начнете решать эту задачу, встанет вопрос, как упаковывать все навыки. Для этого существует управление креативностью. Это те самые методики и алгоритмы, которые помогают придумывать.
Креативность — это такая мышца, которую можно развить. Она как компетенция состоит из четырех измеримых атрибутов: оригинальности, скорости, гибкости и детализации. Эти навыки развиваются так же, как и наши мышцы — на тренажере. То есть чем больше мы придумываем, тем лучше навык креативности. Но мало просто развивать мышцу, нужно еще понимать, в какой последовательности навыки лучше применить, чтобы получить результат. Мы не пресекаем вдохновение, а помогаем систематизировать.
— У школы интересное название — ИКРА. Это какая-то аббревиатура?
— Да. В 2008 году она расшифровывалась, как интерактивные коммуникации в рекламе. Теперь мы преподаем не рекламу, а креативное мышление, поэтому сменилась и расшифровка. Сегодня ИКРА — это институт креативного развития. Такое вот у нас динамичное название.
Креативность — это такая мышца, которую можно развить. Она как компетенция состоит из четырех измеримых атрибутов: оригинальности, скорости, гибкости и детализации. Эти навыки развиваются так же, как и наши мышцы — на тренажере. То есть, чем больше мы придумываем, тем лучше навык креативности
— А как родилась идея этого проекта?
— Выросла она из практических нужд агентства, в котором мы работали. Девять лет назад мы запустили курс digital-продюсеров. Провели один курс и поняли, что нельзя научить продюсированию, если не учишь рекламе. Стали учить digital-рекламе. Тут выяснилось, что нельзя научить digital-рекламе, если не учишь общей рекламе. Стали учить рекламе. Опять пришло понимание, что невозможно научить рекламе, если не учишь коммуникациям. Но и это оказалось невыполнимо, пока не обучишь мышлению. Вот так, шаг за шагом, мы открывали для себя новые ветви программ, новые методики и техники.
— Получается, творческий процесс можно систематизировать. Какие для этого существуют алгоритмы? И как они работают?
— В ИКРе мы исследуем четыре методологии: дизайн-мышление, теорию решения изобретательских задач, латеральное мышление и коммуникационное мышление. И по каждому из типов находим свои методики. А дальше уже под разные задачи клиентов их синтезируем. Важно понимать, что новые продукты, новые решения должны запускаться системно. Опираться на сиюминутное творчество — нормальная позиция, но только когда этим не зарабатываешь деньги.
«Бывшие выпускники постоянно к нам обращаются»
— Кто ваша аудитория?
— У нас есть две категории: B2C и B2B. B2C — студенческие программы, которые запускаются сезонно (весной и осенью). Это курсы для креатора, стратега и базовый курс ИКРы. Туда приходят разные ученики и за пять месяцев полностью проходят обучение той или иной профессии. Есть B2B программы. И это сейчас большая часть нашего бизнеса. Здесь уже мы решаем такие задачи для компаний, как внедрение креативных процессов, помощь в фасилитации брейнштормов, программы по придумыванию сервисов, программы по придумыванию идей с футурологическими предсказаниями, проведение деловых игр и симуляции креативных идей.
— Опишите среднестатистический портрет вашего студента.
— Это невозможно. Все программы разные. На базовые курсы приходят ребята помоложе, которые закончили вуз, начали работать и поняли, что их что-то не устраивает. Поэтому они решили сменить работу. Креаторы или стратеги — профессионалы, которые уверены в своей работе. У них уже сформированы цели существования внутри своей компании.
— К вам тяжело попасть? Какие-то критерии отбора существуют?
— Путь креатора и стратега — это специализированные программы, где мы уже не обсуждаем базу. Подразумевается, что она есть. Поэтому на эти направления необходимо пройти собеседование и записать видео, где нужно объяснить причину, почему вы к нам идете. Чтобы пройти уровень, необходимо показать свои работы. На базовый курс попасть легче. Там нужно располагать временем, мотивацией и готовностью погружаться в новые профессии. Базовый курс — это симуляция креативного агентства. Вы изучаете разные профессии, чтобы понять, кем хотите стать.
Все программы разные. На базовые курсы приходят ребята помоложе, которые закончили вуз, начали работать и поняли, что их что-то не устраивает. Поэтому они решили сменить работу. Креаторы или стратеги — профессионалы, которые уверены в своей работе. У них уже сформированы цели существования внутри своей компании
— А как вы замеряете результаты собственной работы со студентами?
— Есть несколько объективных и субъективных показателей. Объективные показатели — количество трудоустроенных студентов, количество выполненных заданий, посещаемость, насколько внедряются наши методики и так далее. Мы такие замеры периодически производим. Не могу сказать, что результаты меня полностью удовлетворяют, но изменения я вижу. Субъективные — насколько опыт, полученный человеком, изменил его жизнь, насколько он понял, кем хотел бы стать, насколько изменилась его работа в группе. Такой фидбэк мы стараемся получать в виде интервью, опросов, встреч наших выпускников.
— Сколько уже выпускников у ИКРы и следите ли вы за их трудоустройством?
— Восемь тысяч. Следить, конечно, стараемся. Есть менеджеры студенческого сектора, которые постоянно интересуются, где сейчас работает выпускник, чего ему не хватает. Встречи выпускников опять же устраиваем.
— Сами трудоустройству как-то содействуете?
— На фестивальной защите всегда проходят ярмарки вакансий. К нам приходит много HR-директоров, стратегических, креативных директоров, которые видят уровень дипломных проектов наших выпускников и потом забирают к себе в агентства наших выпускников. Этот интерфейс у нас проработан довольно хорошо. Многих выпускников пытаемся в ИКРу вернуть уже в роли кураторов, менторов, лекторов. Плюс своим же ранее выпущенным студентам рекомендуем ребят, которые только что выпустились. Бывшие выпускники постоянно к нам обращаются.
«Если вы непредсказуемы для своего работодателя, вы опасны для бизнеса»
— Обучая, вы сталкиваетесь с необходимостью оценивать своих студентов. Можете обозначить некие критерии креативности? Креативный человек — что он из себя представляет?
— Возможно, я скажу сейчас глупость, но креативный человек может быть любым. За бесчисленное множество воркшопов я видел совершенно разных людей: интровертивных, экстравертивных, злых, обиженных, добрых, любвеобильных, спокойных и буйных, шумных и милых. Человек сам формирует правильную для себя групповую динамику работы и понимание своего позиционирования на рынке. В ИКРе мы проводим такую вещь, как целеполагание. Каждый учащийся в конце курса должен понять, кто он на рынке труда. Любому специалисту нужно понять, как его воспринимают окружающие и кем он сам хотел бы стать. Если у креативного человека внешнее и внутреннее восприятие сходятся, он живет и творит в гармонии с собой.
— Я правильно понимаю, что креативность есть в каждом из нас?
— Абсолютно. Во всех и в любом возрасте.
Самый главный вызов, который я сейчас вижу, — это вопрос междисциплинарности. Творческий человек должен быть погружен в большинство сфер деятельности. Вас должно интересовать все подряд: математика, инженерия, программирование, современное искусство, социология, психология, городская архитектура, музыка
— Мы живем в условиях нестабильной экономики и при любых колебаниях именно специалисты творческих профессий зачастую первыми теряют свою работу. Какими компетенциями должен обладать тот, кто отвечает в компании за креатив?
— Креативный человек в компании должен быть системным и предсказуемым. Это моя субъективная позиция. Креативный директор, создатель мероприятий, креатор, как угодно себя назовите, но если вы непредсказуемы для своего работодателя, вы опасны для бизнеса.
— С какими вызовами сегодня сталкивается профессия творческого человека?
— Самый главный вызов, который я сейчас вижу, — это вопрос междисциплинарности. Творческий человек должен быть погружен в большинство сфер деятельности. Вас должно интересовать все подряд: математика, инженерия, программирование, современное искусство, социология, психология, городская архитектура, музыка. Новые идеи, новые формы отношений рождаются там, где сливаются самые разные области знания и поведения человека. Если вы не боитесь эти области открывать, я вас уверяю, творчество в вас не иссякнет до последнего вздоха в вашей жизни.
— Какие тенденции рынка рекламы вы можете отметить? Куда он движется, что станет драйвером роста?
— У рекламы сейчас происходит суровый процесс слияния всевозможных компетенций: креатив, медийная реклама, PR, BTL-реклама. Доходит до смешного: медийные агентства придумывают ролики, креативные агентства занимаются медийной рекламой. Все занимаются всем. И поэтому сейчас главный вопрос, который стоит перед рынком рекламы: а что мы с вами создаем? Мероприятия, коммуникационные стратегии, новые продукты или помогаем придумывать новые бизнесы? Я этот путь абстрагирования в ИКРе прошел намного быстрее, потому что для нас вопрос, чему учить, цепляется за поиск новых подходов. Мы до сих пор мы живем на инертном рынке, которому по-прежнему нужно проводить свадьбы, и нужен тот, кто эти свадьбы организует, нужна реклама на билбордах, и нужен тот, кто ее разместит. Пока эта инерция есть, конечно, рекламные агентства будут зарабатывать на том, на чем они могут зарабатывать. В каждом регионе это что-то свое. Хотя сами специалисты давно мечтают придумывать гораздо более серьезные вещи.
«У нас не сложилась культура платного образования»
— Ваша школа — ваш бизнес. Как вы его продвигаете?
— Самый главный способ продвижения бизнеса — наше комьюнити. Для образовательного проекта — это самое главное. Если есть комьюнити выпускников, которое вас рекомендует, то это будет работать лучше любой рекламы. 70—80 % абитуриентов приходят к нам по рекомендациям. Все остальные каналы коммуникации мы используем на 30%. Поэтому мы усиленно боремся за качество нашей методологии и качество своих учеников.
— Как при масштабировании образовательного бизнеса сохранить задумку, не размыть саму идею?
— Думаю, здесь многое определяет личность лидера проекта. У каждого руководителя свое видение того, как нужно организовывать бизнес и ради чего он это делает. Лично для меня изучение креативных методик — крайне увлекательный процесс. За счет любопытства происходит упорядочивание рабочей деятельности, появляются единомышленники, кого также этот вопрос заботит, появляются заказчики, сотрудники, кому интересно в этом вопросе участвовать. Я это называю гравитацией. У любого образовательного проекта есть свое гравитационное поле, которое притягивает к себе людей с похожим мышлением. Поэтому единой бизнес-стратегии в образовательном проекте сегодня нет. Кто-то, например, занимается тем, что находит популярные области и на волне пытается забрать все сливки. Кто-то пытается заранее занять неизвестную область, которая со временем обещает быть перспективной. Скорее это путь ИКРы. Мы понимаем, что понятие креативного мышления и креативности пока для студентов достаточно узко, но уже востребовано в B2B-секторе. Потребуется еще лет пять, чтобы у учащихся этот локомотив набрал достаточный интерес к теме.
Рентабельность многих образовательных проектов в России пока ниже должного уровня. У нас пока в принципе не сложилась культура, чтобы за образование платить. Учить население почему-то считается государственной обязанностью, а не частной проблемой каждого отдельного жителя
— С каким стартовым капиталом вы вышли на рынок? Как быстро вышли на самоокупаемость?
— Первый курс запускали с капиталом примерно в 2 000 долларов. И чтобы выйти на самоокупаемость понадобилось 2—3 года. Вообще, образовательные проекты в нашей стране — это долгие деньги, долгая лояльность. Рентабельность многих образовательных проектов в России пока ниже должного уровня. У нас пока в принципе не сложилась культура, чтобы за образование платить. Учить население почему-то считается государственной обязанностью, а не частной проблемой каждого отдельного жителя.
— Каков порядок цен на обучение?
— Курсы стоят по-разному. Для студентов — от 15 до 100 тысяч рублей за разные программы. А для компаний стоимость программы сильно варьируется от длительности и количества обучаемых — в среднем от 400 тысяч рублей.
«Тот, кто действительно хочет пробиться, найдет способы»
— А как же равные возможности в таком случае?
— Да пожалуйста. Равные возможности есть у всех. Вопрос лишь в том, что эти возможности должны нести некую смысловую нагрузку и быть регламентированными качеством того образования, которое дается. Объясню на простом примере. Специалист, выбирая место работы, в первую очередь смотрит на зарплату. Если он понимает, что на позиции креативного директора в агентстве он может получить 300 тысяч рублей, а на позиции преподавателя получает 30 тысяч рублей, то можно сколь угодно говорить о мотивации, божественном даре, призвании, но потерянные 270 тысяч рублей человек будет вспоминать еще долго. Это воспоминание он будет отыгрывать либо на учащихся и перекладывать свою боль на них, что будет сказываться на качестве подаваемого им материала, либо он в конечном счете сдастся и уйдет в коммерческий сектор. С другой стороны, человек, не являющийся профессионалом, вполне может получить место преподавателя. Вот они равные возможности в плохом образовании. Если учитель русского языка в школе слово пластилин пишет через букву «е», это же антиобразование. Вы не учите, вы вредите. Нужно перестраивать модель. Родители должны заранее позаботиться о том, чтобы обеспечить хорошим образованием своего ребенка, а хорошее образование стоит денег.
— Хорошо. А как же дети, чьи родители не могут обеспечить им качественное платное образование?
— Это уже личная ответственность человека — научиться чему-либо или нет. Вне зависимости от качества, если человек сам учиться не хочет, роста как такового не будет. Здесь на помощь может прийти онлайн-образование. Оно, кстати, очень сильно стимулирует и ставит под вопрос реальное стремление человека чем-то заниматься. По исследованиям после недели онлайн-обучения остается 20, а то и 15 процентов учащихся. Тот, кто действительно хочет пробиться, найдет способы для этого: через онлайн обучение, через книжки, через посещение различных мероприятий в конце концов.
— Создавая собственную систему образования в определенной нише, какие ошибки российского образования в целом вы видите?
— Скорее, не ошибки, а улучшения, к которым стоит стремиться. Во-первых, это целеполагание и ранняя профориентация. Человек с детства должен понимать, к чему он движется, и нужно научиться свои цели отстраивать.
Пусть все знания учащиеся получают в онлайне, а в офлайне тратят силы на групповые процессы, на динамику, развитие soft skills, брейнштормы. Это то, что сегодня требуют работодатели
Во-вторых, надо фокусироваться на совершенных в процессе обучения ошибках, а не на теоретических знаниях, которые нам буквально впихивают в голову. Главное — понять, как эта ошибка позволит человеку изменить свою жизнь. Банальный пример. Вы неправильно прикрутили ножку к стулу, в итоге — падение. Чтобы на стуле усидеть, нужно ножку по-другому прикрутить. Значит, надо научиться собирать стул. А то, что нам грузят в голову массу информации, а потом проверяют, как это загрузилось, не является обучением. Это некое номинальное тестирование знаний, которое нового опыта человеку не дает.
В-третьих, следует использовать новые форматы смешанного обучения — онлайн плюс офлайн, переход на разные интерактивные инструменты, деловые игры, симуляции, воркшопы. Уйти, наконец, от системы парт, стоящих по рядам. Пусть все знания учащиеся получают в онлайне, а в офлайне тратят силы на групповые процессы, на динамику, развитие soft skills, брейнштормы. Это то, что сегодня требуют работодатели.
— Это поможет сделать так, чтобы общеобразовательное обучение не отбивало присущую нам всем жажду познания?
— Система целеполагания творит чудеса. Если человек начинает понимать, к какому позиционированию он движется, он сразу же меняет свое отношение к предметам и изучаемому материалу. Он по-другому начинает видеть для себя и математику, и географию, и русский язык, переосмысливает все упражнения, переосмысливает все, что происходит в классе. По сути, целеполагание — универсальный инструмент, чтобы понять, ради чего ты упорядочиваешь свое время.
«Тема, слишком абстрактная для многих регионов»
— Территориально вы представлены, помимо Москвы, в Санкт-Петербурге и в Минске. Почему именно там?
— Сначала мы планировали развиваться довольно активно в B2C секторе и выстраивать сеть из ИКРы не только по всей России, но и по всему СНГ. ИКРА в Беларуси, в Украине, в Казахстане, в Киргизии, по всем городам России. Где мы только не обсуждали появление ИКРы. В России мы рассматривали много разных городов, и Казань в том числе обсуждали. В некоторых городах даже пытались запустить интенсивы ИКРы. Но стоит сказать откровенно, в итоге у нас ничего не получилось. Тема оказалась слишком абстрактная для многих регионов.
Сложно продавать креативное мышление, когда ты не понимаешь, насколько полезным будет фидбэк от креативного мышления в твоем регионе. Это был главный камень преткновения. В итоге мы остались в трех городах. И то нам стоило больших усилий сохранить ИКРу в Питере и Минске. Теперь там идет лишь один курс — базовый. Он работает из семестра в семестр, туда приходит своя аудитория. Но эти регионы сложно назвать максимально перспективными для нас. Концентрация заказов и объемы рынка у ИКРу в Москве. Другие регионы работают с нами в формате интенсивов, то есть привозят на 2—3 дня наших спикеров, которые проводят быстрые программы.
Сложно продавать креативное мышление, когда ты не понимаешь, насколько полезным будет фидбэк от креативного мышления в твоем регионе. Это был главный камень преткновения
— С кем конкурируете на нише образовательного процесса? Кого считаете лидером рынка?
— Прямых конкурентов я не наблюдаю. У нас есть косвенные конкуренты, с которыми мы вместе боремся за внимание учащихся, если говорить о B2C. Учащиеся же зачастую принимают решение не о том, где научиться креативному мышлению, а о том, чем бы заняться. Вот в таком сегменте у нас есть около 5—6 конкурентов. Все это прекрасные проекты. Со всеми мы дружим, встречаемся, общаемся. Я даже, честно говоря, их конкурентами не могу назвать. Они коллеги. Рынок сейчас настолько молодой, что задача не в том, чтобы отбивать друг у друга учеников, а вместе построить нормальную инфраструктуру. Лидера тоже не могу обозначить. Позиционирование у всех разное. Каждый проект настолько сам по себе уникален, что невозможно сравнивать. «Британская школа» — лидер в области дизайна, «Нетология» — лидер интернет-маркетинга, «Стрелка» — лидер городского опыта, ИКРА — лидер креативного мышления. Знаете, это как выбирать между огурцом, свежевыжатым яблочным соком, козинаком и орехами. Что из этого лучше? Всего неплохо бы поесть.
— С какими ожиданиями вы приехали на Winter event forum?
— Ожидаю заинтересованности участников и обдумывания тех конфликтов, которые есть внутри компаний. Совсем классно, конечно, осознания, но для начала хотя бы обдумывания.
— Каков ваш основный посыл на этом форуме?
— Системное креативное мышление должно быть везде, просто немножко по-разному представлено. И наша задача вдохновить на поиски и на изучение тех гиперссылок, креативных методик и методологий, которые мы здесь даем.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.
Справка
Василий Лебедев родился 26 апреля 1985 года в Москве. Окончил Национальный институт дизайна. В сфере рекламы и коммуникаций работает более 13 лет. Соучредитель креативного агентства Red Keds, в прошлом — креативный директор Red Keds. С 2008 года — директор школы креативного мышления ИКРА. Разрабатывал креативные концепции для таких брендов, как Coca-Cola, Unilever, Panasonic, Honda, Infiniti и др. В школе ИКРА разработал коммуникационную методологию креативного мышления, внедрил в процесс обучения индуктивный подход и развил обучение креативным методологиям в корпоративном секторе. Лауреат множества рекламных фестивалей, спикер конференций.
Школа креативного мышления ИКРА
Школа занимается созданием образовательных продуктов и программ для развития творческого мышления. За 8 лет существования ИКРА обучила более 8000 специалистов и более двух десятков компаний. На сегодняшний день ИКРА представлена в трех городах: Москва, Санкт-Петербург, Минск. На данный момент ИКРА обучает Сбербанк, Mail.ru, Аэрофлот, Ростелеком, Первый канал, Siemens и другие компании. В школе используется собственная методология развития креативного мышления, в основе которой — синтез фундаментальных наук и четырех креативных методик: ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), латеральное мышление, дизайн-мышление и CRAFT (creative algorithm framework and tools).