Новости раздела

Адвокаты Рашида Аитова судье: «У вас есть шанс как раз не попасть под уголовную ответственность»

Адвокаты Рашида Аитова судье: «У вас есть шанс как раз не попасть под уголовную ответственность»
Фото: realnoevremya.ru/Ирина Плотникова

Накануне Ново-Савиновский районный суд рассмотрел дело о продлении ареста Рашида Аитова в рамках нового уголовного дела, по которому девелопера привлекают к ответственности за обман бывших подрядчиков. На сей раз защитники Аитова не только заявили об истечении срока давности, но и пригрозили следователям и судьям уголовной ответственностью. Подробнее в репортаже «Реального времени».

Подрядчики призывают к ответу

Интересы главы «Фирмы «Свей» Рашида Аитова, как и в прошлый раз, вместе с адвокатом Галиной Кайновой, защищали член адвокатской палаты Москвы Константин Рыбалов и его коллега по J&S Legal Counsels and Trustees Артур Макаркин. Гражданская жена Аитова Елена Чукина на заседании не присутствовала. Но адвокаты зачитали заявление Чукиной, в котором она соглашается на то, чтобы в случае, если меру пресечения заменят на домашний арест, Аитов жил с ней и их двумя детьми в ее квартире.

Напомним, что раннее Верховный суд отказался продлевать срок содержания Аитова, которого обвиняли в хищении денег дольщиков почти на 350 млн рублей. Однако на свободу глава «Свея» так и не вышел: сотрудники Следкома обратились 21 декабря в Ново-Савиновский районный суд с ходатайством в рамках нового уголовного дела о мошенничестве в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ), не соединенным с основным делом Аитова. В результате Аитова арестовали до 19 февраля 2017 года.

Если говорить вкратце, речь в данном случае идет о том, что «Свей» не рассчитался с подрядчиком за оборудование «Мастек» и его установку в 2004 году, а в конце 2006 года и вовсе продал стройбазу вместе с этим имуществом. Кроме того, потерпевшим признан еще один подрядчик, который не получил расчет за подрядные работы.

Как подрядчик получил рекомендации от Аитова

Следователь по особо важным делам третьего отдела Следкома по РТ Булат Шакирянов в свою очередь подчеркнул, что основания, которые учитывались при выборе меры пресечения, не изменились. По его словам, заключение под стражу необходимо, поскольку Аитов может скрыться от следствия и суда, оказать давление на свидетелей или потерпевших, уничтожить доказательства, поскольку не все документы были изъяты из его квартиры.

В доказательство того, что Аитов может надавить на свидетелей, были приведены показания потерпевшего Хайруллина (того самого, который не получил деньги за свое оборудование и его установку), рассказавшего на дополнительном допросе о том, что Рашид Аитов настоятельно рекомендовал ему отказаться от иска по привлечению к уголовной ответственности и подчеркнул, что, если потерпевший будет добиваться возврата имущества или возмещения денежных средств, ничем хорошим для него это не закончится.

Что касается попыток скрыться, следователь напомнил, что глава «Свея» их уже предпринимал: 5 ноября 2015 года была начата проверка из-за объявления Аитова в федеральный розыск. Как известно, девелопера задержали в Москве.

Также Шакирянов отметил, что адвокаты Аитова подавали апелляционные заявления в Верховный суд РТ, пытаясь оспорить решение Ново-Савиновского райсуда об аресте Аитова. Однако заявления о незаконности возбуждения уголовного дела, об отсутствии оснований и повода для возбуждения уголовного дела, о незаконности уголовного преследования в отношении Аитова Верховный суд не удовлетворил.

«Если человек скрывается от следствия, он никогда не будет предъявлять при регистрации свой общегражданский паспорт»

Адвокаты Аитова в свою очередь обратили внимание на то, что дополнительный допрос потерпевшего, который остался без установки «Мастек», проводили 21 декабря 2016 года с 08.30 до 09.10. Но в тот же день с 17.30 рассматривался вопрос о мере пресечения для Аитова, тогда следователь на вопрос судьи ответил, что сведений о давлении на свидетелей нет. Адвокат Макаркин без обиняков заявил, что вероятно эти показания на самом деле были даны позднее. К тому же, по мнению адвоката, довод о давлении носит предположительный характер.

Что касается пункта о том, что Аитов скрывался и ранее, по нему защита в очередной раз заявила, что глава «Свея» ни от кого прятаться не собирался — в Москву Аитов приехал лечиться. В доказательство адвокат Макаркин привел не только медицинские справки, но и тот факт, что Аитов регистрировался в гостинице «Измайлово» под своим именем.

— Если человек скрывается от следствия и знает о том, что он объявлен в розыск, он никогда не будет предъявлять при заселении в гостиницу, при регистрации свой общегражданский паспорт.

Одним из основных доводов защиты также стало истечение срока давности. Согласно данным дела, установка «Мастек» была похищена в июне 2014 года, а по ч. 4 ст. 159 срок давности истекает в течение 10 лет с момента совершения преступления.

«Пусть все считают срок давности, когда их привлекут к отвественности»

Однако своей кульминации заседание достигло, когда слово взял адвокат Рыбалов. Он был весьма эмоционален и заявил, что следственная группа намеренно делает все, чтобы как можно дольше держать Аитова под арестом.

— Если гипотетически предположить, что имело место какое-то преступление, ах, в 2004 году, уже сто раз могли допросить, выяснить эти обстоятельства и разобраться в этом. Но это все происходит наглым образом в момент, когда Верховный суд Республики Татарстан отменяет решение о продлении срока содержания Аитова свыше года. И для того, чтобы человек продолжал сидеть в тюрьме, они так бездарно манипулируют обстоятельствами и законами, — сказал Рыбалов.

Допросы и дополнительные допросы потерпевшего адвокат назвал «сюрреализмом, который происходит в материалах». А под конец своей инвективой речи Рыбалов и вовсе дал шанс судье самому не попасть под уголовную ответственность: «Сейчас мы говорим о сроках давности привлечения к ответственности. А я считаю, что водворение Аитова под стражу — это уже и есть преступление, которое предусмотрено Уголовным кодексом, — привлечение заведомо невиновного лица к уголовной ответственности. А также 301-я статья — незаконное содержание человека под стражей. Вот пусть все, начиная со следователя, заканчивая судьей, который избрал меру пресечения, — все считают срок давности, когда их привлекут к ответственности. А мы будем подавать эти жалобы. У вас есть шанс как раз не попасть под уголовную ответственность», — сказал адвокат, глядя на судью.

Несмотря на заявление прокурора, что адвокат таким образом пытается оказать влияние на суд, Рыбалов продолжил тираду словами о том, что правосудие и следственные органы не заканчиваются «прекрасным городом Казань» и пообещал подать жалобы и привлечь внимание к делу.

Рашид Аитов: «Больше бы я пользы принес дома, под домашним арестом — хоть документы какие-то, помог чем-то, чтобы дома начали строить». Фото Гуландам Зариповой

Сам подсудимый в этот раз оказался немногословен. Как и во время прошлых заседаний он уверил, что без него дома никто не достроит и пообещал всячески способствовать этому делу, если его отпустят домой.

— Что я хочу сказать? Чтобы смягчили меру пресечения. Если возвращаться к тому делу, мои дома стоят. Никто к ним не подходит, ничего не делает. Больше бы я пользы принес дома, под домашним арестом — хоть документы какие-то, помог чем-то, чтобы дома начали строить.

В результате Ново-Савиновский суд продлил арест Рашида Аитова еще на два месяца, то есть до 19 апреля 2017 года.

Гуландам Зарипова, фото Ирины Плотниковой

Новости партнеров