Новости раздела

Водители казанской скорой: «Мы на рухляди ездим, а наши запчасти на «Авито» продают!»

Расследование «Реального времени» о «самофинсировании» неотложки, кладбище «карет» и черном рынке запчастей

Водители казанской скорой: «Мы на рухляди ездим, а наши запчасти на «Авито» продают!»
Фото: realnoevremya.ru/Ирина Плотникова

Опасные для жизни автомобили обнаружили в Татарстане аудиторы Счетной палаты при проверке службы скорой помощи. 139 машин — больше трети всего автопарка службы отработали ресурс на 100%, а денег на ремонт некоторых скорых приходится ждать годами! Пока в Минздраве РТ уповают на помощь бюджета, водители скорой в Казани жалуются на поборы: «Чтобы техника ездила, запчасти покупаем… сами». Корреспонденты «Реального времени» провели собственное расследование.

Версия водителей: мертвый автопарк

Чтобы казанская скорая оправдывала свое название — нужен 12-часовой рабочий день и много запчастей. Такой «ультиматум» выдвинули водители руководству станции скорой помощи. Пообщаться с «Реальным временем» согласилось несколько человек, открыто назвал себя лишь один. Терять ему почти нечего. После 15 лет работы водителем кареты скорой 53-летнего Михаила Давыдова «разжаловали» в уборщики. Официальная причина — инвалидность. Но Давыдов считает, ему не простили зарплатный бунт в ССМП Казани в 2013 году, после которого главврач станции Айдар Фатыхов подал иск против водителя и врача о защите чести и достоинства. Суд Фатыхову отказал, а в 2015-м главврача на казанской скорой сменили.

Водители рассказывают, что автопарк скорых в Татарстане обновляется от одного крупного мероприятия к другому, а эксплуатируется сутками без регулярного техобслуживания и замены отработавших ресурс запчастей. «На хруст «гранаты» (часть ходовой системы — прим. ред.) механики внимания не обращают — работай. Вот когда машина встанет, ее буксиром в ремзону тащат», — рассказывает Михаил. В ремзоне же свои риски, уверяет водитель:

— У нас как-то движок накрылся, «гильза» сгорела. Отогнали машину на Тэцевскую, там говорят — запчасть ждать три месяца. Предлагают пересесть на другую рухлядь (изношенный Fiat Ducato — прим. ред.). Переговорили с напарниками и сами поменяли «гильзу» за 8 тысяч рублей. Еще 5 тысяч отдали за прокладку и сгоревшие клапаны. Привезли все это мотористу в сервис, а он запросил еще 10 тысяч за сборку. После этого в ремзоне и наши слесари согласились поработать. Но за месяц, что наша машина там стояла, они ее «обворовали» — сняли генератор, сцепление и отдали другим машинам! Это еще что — как-то загоняли Ford Transit из-за сломанной коробки передач, так от него вообще один каркас оставили — все сняли!..

Зона неремонта и самофинансирования

Со слов рулевых казанской скорой, условия для ремонта в ремзоне на Тэцевской — советские. За другие платит водитель: «Накрылся подшипник, так слесаря снимают ступицу, и ты идешь с ней к соседям, на базу «Водоканала». Чтобы сняли твой подшипник и заменили в ступице. С меня — 500 рублей. Мы ради таких случаев в машине журнал ведем, договариваемся со смены класть по 50 рублей, а потом туда же чеки вклеиваем».

— Это еще при Фатыхове началось. Уже в 2013 году мы заезжали масло менять, а нам говорили — фильтров нет, покупай сам. Дальше на скорую пришел новый начальник АТХ. Так он вообще руки выкручивал: «Не купите сами запчасти — посажу на машину других водителей, они купят, а ты будешь в космос ходить!», — вспоминает Михаил.

— А массовых поставок запчастей не было?

— В 2014-м получали «новые» аккумуляторы — через полгода накрылись. Недавно закупали еще партию, выдавать их начали в ноябре — накрылись не прошло и полугода!.. Говорят, закупили их по 1200 рублей за штуку, а в документах указали, что за 4 тысячи. Такая же история была с шипованными колесами в 2013-м. Автопарк ведь обновляли к лету, под Универсиаду, а зимой поставили новые, а они как начали стрелять — одно за другим!..

— А сейчас с колесами все нормально?

— Своя шиномонтажка только в ремзоне — не наездишься, меняем за свой счет. Так в городских шиномонтажных мастерских удивляются: как вообще на таких колесах можно выезжать? А пока мы на рухляди ездим, наши запчасти на «Авито» продают! Так и пишут — запчасти б/у с машины скорой помощи — двери, рессоры на «Фиаты», которые мы ждем.

Почем дверь со скорой?

Водители догадались сделать скриншоты тех объявлений с «Авито» вместе с фотографиями запчастей. На некоторых даже надписи видны — «Скорая», на других характерный желтый цвет крыла, петель капота, двери с Fiat Ducato. На продажу эти запчасти выставлены в районе станции метро «Авиастроительная». А ведь именно там, на Тэцевской находится ремзона скорой. Правда, стоило недовольным довести информацию о черном рынке до начальства, как большинство объявлений с «Авито» пропали. Но не все.

След одного из объявлений привел корреспондентов «Реального времени» в поселок Борисоглебское, на улицу Школьную — там на широкую ногу развернута торговля запчастями б/у. Бамперы, крылья, капоты с разных машин выстроены в ряды и припорошены снегом. Отдельно на земле — колеса, под навесом — гора электрических проводов с элементами панелей. За дверями склада видны стойки, движки, части ходовой системы.

Интересуемся стойками на Fiat Ducato. «Стоек нет, есть дверь», — отвечает продавец и ведет по заснеженному ряду деталей автомашин за склад. Предчувствие не обмануло — утопленная в снег стоит желтая передняя дверь с характерной красной полосой по центру. «Сколько ж лет этой двери?», — спрашиваю. Продавец говорит: машина скорой была 2008 года выпуска, кто-то разобрал и привез. «Есть еще одна дверь и кулак, остальные части ходовой уже продали», — говорит он. И предлагает нам купить дверь аж за 10 тысяч рублей.

В нескольких километрах от этого «рынка» — сама ремзона казанской ССМП на Тэцевской. На территории под снегом стоят три разбитых машины с красными крестами. В самом ангаре еще 15. Проникнуть внутрь корреспонденту «Реального времени» удалось под видом владелицы пассажирской «Газели», интересующейся ремонтом авто. Будет ли у технарей время заняться чужой машинкой, когда «свой» фронт работы так велик? «Да это все «калашный ряд» — на них запчастей нет», — машет рукой мастер и предлагает подъезжать в удобное время. Чем обходится простой такого количества скорых в миллионном городе, объяснять не надо.

Версия главврача: Это какая-то травля!

«Да, еще в пятницу [10 февраля] 18 машин были на ремонте — не было рессор, как получили — выпустили на линию. Сейчас там лишь четыре машины, которые восстановлению не подлежат», — сообщил «Реальному времени» в понедельник главврач казанской станции скорой медпомощи Сергей Басанов. Услышав про продажу запчастей на «Авито», он заявил, что с начала 2017 года просто травля какая-то идет: «То появляются объявления «Несите запчасти на скорую», то вот фотографии с «Авито», а там вообще непонятно, с каких это машин! Могу заверить — со станции скорой медпомощи на «Авито» ничего не появляется».

— А дверь?

— Мы проводили свою проверку. Это не наша дверь. Эта машина давно проданная.

— А каким образом и кому ее продавали?

— Не могу ответить. Это было до меня.

— А зачем вообще было продавать? Можно же было разобрать машину на запчасти — их ведь не хватает?

— При нашем износе агрегатов, кому нужна такая запчасть? А двери от дорожных реагентов просто ржавеют и гниют… Вот сейчас уточнил — та машина была утилизирована, имеется акт списания. Кроме того, на машинах нашей станции такого бортового шрифта не было.

Борисоглебское в разговоре с Сергеем Басановым не звучало, и фото запчасти не демонстрировалось. А позже выяснилось — он говорил про заднюю дверь с цифрами 22 с объявления на «Авито», а корреспондент — про переднюю боковую… По словам главврача станции, за год парк казанской службы сократился на 10 машин. Сейчас их 98. Ежесуточно работает 80. В пик ОРВИ, который наблюдался в начале января, доходило до 25-26 вызовов в сутки. «Это физически тяжело! А ведь некоторые вызывают при температуре 37,5 или там зубик заболел, пальчик порезал. И отказать не можем. По 250—300 км в сутки машины проезжают», — говорит главврач, сам работавший в бригаде скорой.

На вопрос о случаях поставки контрафакта для скорых Сергей Басанов заявил, что ему о таких неизвестно. В отличие от сложностей с ремонтом, которые в случае с госструктурой предусматривают и обязательное проведение экспертизы стоимости работ, на которую тоже надо найти… деньги. В то же время слова водителей о «самофинансировании» ремонта он опровергает: «Мне ни один из них чек не принес! Покажите мне чеки! Вот у меня рапорты всех заведующих филиалов — ни один водитель не купил ни одного литра бензина никогда! Вот обещаю, что при наличии заработанных денег — поставим датчики контроля на бензобаки, вот увидите, сколько будет недовольных».

В Минздраве РТ утверждают: служебная проверка не нашла подтверждения фактам недобровольной «спонсорской помощи» со стороны водителей. Но почему-то директор автотранспортного хозяйства казанской станции написал заявление на увольнение.

От тендера к тендеру

Сколько машин скорой в Татарстане простаивают из-за технических поломок на сегодняшний день в Минздраве РТ отвечать не стали. Но подтвердили, что 140 из 373 имеющихся авто должны быть списаны — отработали предельный пятилетний срок, установленный правительством РФ. Радует, что в 2016-м в парк влились 57 новых фордов, газелей и уазов. В этом году за счет бюджета Татарстана планируется закупить еще 97 машин на сумму 349,3 млн рублей, в том числе 45 автомобилей для казанской станции. Потребность выше: в 2017-м в столице РТ должны списать 68 Ford Transit 2012 года выпуска.

Ближайший аукцион на поставку машин скорой с полным комплектом оборудования состоится 3 марта. Минздрав планирует купить 47 машин на базе Ford Transit за 188 млн рублей.

А в 2016-м самая крупная закупка была в октябре: Минпромторг России заказал 33 автомобиля УАЗ вместе с медоборудованием за 64,4 млн рублей. Под новый год тот же заказчик закупил 7 машин за 13,7 млн рублей у ООО «УАЗ», 5 автомобилей у автозавода «ГАЗ» за 10,2 млн рублей. Также в декабре парк скорых пополнили две машины марки Ford (каждая по 4,2 млн рублей), еще одну машину у компании «Форд Соллерс Холдинг» Минпромторг РФ купил в сентябре. Таким образом, всего в 2016 году через торги за федеральные средства было закуплено 48 автомобилей скорой помощи на сумму в 101 млн рублей (данные системы «Спарк Маркетинг»)

Насколько сопоставимы расходы бюджета на новые машины с тратами на запчасти для них? Этот вопрос в Минздраве РТ оставили без ответа. Зато в Счетной палате РТ подсчитали — финансирование в этой части явно недостаточное.

Счетная палата РТ: дефицит машин, нехватка и неэффективность вложения

Еще в 2013 году в парке государственной службы скорой помощи РТ было 462 машины. С тех пор 89 выбыли из строя. Больше трети оставшихся (35,9%) эксплуатируются свыше разрешенного 5-летнего срока и подлежат списанию, еще 46 машин (12%) изношены на 100%. Такие данные аудиторы СП РТ представили 31 января 2017 года после анализа эффективности исполнения программы «Развитие здравоохранения РТ до 2020 года».

В Бавлинском и Кукморском отделениях аудиторы обнаружили износ всех 8 машин, отслуживших больше 5 лет. Впрочем, это не предельный срок. В Челнах за скорой числится УАЗ, отбегавший больше 15 лет, а еще десятилетние «Газель» и ГАЗ. В целом в Автограде в замене нуждается 28 машин скорой (65% от общего числа) со сроком эксплуатации от 5 до 10 лет. В Казани таких машин 32 (28,3%), в Нижнекамске — 8 (45%), в Альметьевске — 7 (42%), в Чистополе — 3 (33%).

На каждые 10 тысяч городского и сельского населения должна быть 1 машина скорой. Этот норматив приказа Минздрава СССР 1976 года действует до сих пор. Исходя из него, аудиторы высчитали: в 2013 году на 1,17 млн казанцев должно было работать 117 машин, а их была 151. А уже через год начался дефицит: 107 вместо 119 машин на 1,19 млн горожан в 2014-м, 113 из 121 в 2015-м, 108 из 121 в 2016-м. На сегодняшний день, напомним, в Казани скорых — 98. Минимум на 23 меньше «советской» нормы.

Наряду с дефицитом машин есть факты длительного простоя техники — на это обратил внимание на коллегии аудитор СП Ильнур Мубараков. Так с августа и сентября 2015 года на казанской ССМП простаивают Fiat Ducato (1,8 млн рублей) и Ford Transit (2,2 млн). С мая 2015-го в Челнах ржавеет еще один санитарный Ford Transit (1,6 млн) — на ремонт двигателя, турбины, дверей нужно полмиллиона, но такие расходы могут «привести к невозможности ремонта остального автотранспорта станции...». Дефицит финансирования таков, что «запчасти закупаются к каждому конкретному автомобилю в случае поломки»! Исключение — запас масла и фильтров, констатировал аудитор и подытожил, что вышеназванное имущество в 5,6 млн рублей используется неэффективно.

Исполком не рассчитался за дерево

Еще одна статья бессмысленных бюджетных расходов — транспортный налог за простаивающий после серьезных ДТП транспорт. Четвертый год, с октября 2013-го ждет ремонта Ford Transit в Казани, на который упало дерево. Ущерб в 128 тысяч рублей и еще 24 тысячи (экспертиза плюс госпошлина) арбитраж возложил на исполком Казани, но решение не исполняется. Зато по транспортному налогу ССМП в 2014—2015 годах выплатила 8,7 тысячи рублей. Рядом с побитым деревом Ford простаивает его близнец и разбитые в том же 2014-м два мотоцикла Suzuky. Общая стоимость четырех единиц аварийного транспорта казанской скорой 5,8 млн, а размер начисленного транспортного налога — 20 тысяч рублей.

В технически неисправном состоянии на момент проверки аудиторов находилось 42 машины скорой, в том числе 20 в Казани и 14 в Набережных Челнах. Программа развития здравоохранения РТ до 2020 года предусматривает закупку в 2017 году аж 222 автомобилей. Но источник финансирования не определен отмечают аудиторы. Впрочем, если судить по результатам аудита, далеко не все в деле ускорения работы скорой решают финансы.

Ирина Плотникова, Максим Матвеев, фото Ирины Плотниковой

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Новости партнеров