Новости раздела

Дом Кекина: возрождение былого величия

Многоотраслевой холдинг уберег от сноса объект культурного наследия, инвестировав в его восстановление 280 млн рублей

«Реальное время» продолжает спецпроект «ТАИФ-25», приуроченный к юбилею одного из крупнейших многоотраслевых холдингов России. Мы уже рассказали о модернизации промышленного гиганта «Казаньоргсинтез» и создании телевизионного канала республики. Впрочем, один из грандов экономики Татарстана ТАИФ занимается не только бизнес-проектами, но и уделяет значительное внимание восстановлению культурно-исторического наследия. Так, холдинг вдохнул новую жизнь в уникальный Дом Кекина. Во что превратилось творение архитектора Генриха Руша, с чем пришлось столкнуться строителям и реставраторам, читайте в материале спецпроекта.

Разруха роскошного дома

Коммуналки. Неизжитое наследие столетнего прошлого. Здесь не может быть ничего, о чем не знают соседи. Квартирное сообщество осведомлено о жизни каждого. Один на всех коридор, кухня, санузел и небольшие жилые каморки, деятельно умноженные дополнительными перегородками. И все это в историческом здании. Ни больше ни меньше — памятнике культуры федерального значения. Долгие годы в центре столицы, в доме на стрелке улиц Горького и Галактионова, до сих пор носящем имя своего первого владельца, купца-миллионщика Кекина, жили люди с удобствами в конце коридора. «Да это был сущий клоповник. Дом представлял собой донельзя загаженные коммунальные квартиры, унылые коридоры, пропахшие бог знает чем», — вспоминает директор «Дома Кекина» Махмут Афлиев состояние здания до реставрации.

Возведенное более сотни лет назад здание являлось передовым для своего времени. Леонтий Кекин строил свой дом из своего же кирпича, считавшегося лучшим в Казанском крае. Причем возводили здание круглосуточно, а ночью для освещения использовали электрический свет — это было новаторством для стройплощадки начала XX века — и огромные костры, увеличивая и направляя освещение при помощи специальных линз. А проектировал здание талантливый архитектор Генрих Руш, создатель Александровского пассажа, колокольни Богоявления на улице Баумана, Адмиралтейской больницы… Это здание стало последним объектом архитектора.

Неординарный Генрих Бернардович создал фигурное здание, внутри которого нет ни одной прямоугольной или квадратной комнаты, все они нестандартные. Просторные внутренние помещения образуют настоящий лабиринт из коридоров, лестниц, залов. Этот дом всегда нес в себе загадку.

Сам Кекин в этом здании не жил. Купец сдавал помещения в аренду. В советский период доходный дом был национализирован и стал полностью жилым, кроме первого этажа. Именно тогда были варварски разрушены исторические интерьеры, утрачены лепные украшения потолков.

«В детстве мне пришлось однажды с пионерским рейдом побывать на чердаке этого дома, где в одной из квартир жил ученик нашей школы, — рассказывает заслуженный архитектор Татарстана Фарида Забирова. — Шок от контраста нарядного фасада и ужасного, запущенного чердака с ящиками из-под бутылок вместо мебели был одним из самых потрясающих впечатлений юных лет».

Затопленные водой подвалы, безысходность и всеобщее запустение — такой была картина, когда отселились последние жильцы по программе ветхого жилья в 2000-2001 годах. Памятник федерального значения — звучит, конечно, громко. Но на подобные объекты у государства вечно не хватает денег. Здание с вековой историей в последние годы находилось в аварийном состоянии. Согласно техническому заключению, сделанному в июле 2000 года специалистами ЗАО «Казанский Гипронииавиапром», износ конструкций дома составлял 80 процентов. Звучали предложения снести Дом Кекина. Объект культурного наследия и был бы снесен, но первый президент Татарстана Минтимер Шаймиев и Камиль Исхаков, занимавший тогда пост мэра Казани, решили сохранить жемчужину архитектурного облика города за счет привлечения частных средств. Начался мучительный поиск инвесторов. Желающих не было — финансовые и физические затраты на реконструкцию превышали строительство нового объекта. После долгих переговоров властям удалось убедить ТАИФ взять на себя реконструкцию памятника, а для этого пришлось выкупить здание.

Городу необходимо было вернуть памятник истории в том виде, в каком он был еще до революционных потрясений

Перезагрузка

Таким образом, группа компаний «ТАИФ» выкупила объект в 2000 году. Было создано открытое акционерное общество «Дом Кекина» с уставным капиталом 100 тыс. рублей. Предстоял большой объем работ, который можно было осилить только совместными усилиями. Возглавили же управление сложным проектом прежний заместитель генерального директора по строительству и капитальному ремонту ОАО «ТАИФ» Рафкат Султанов и Ильгиз Латыпов, руководивший тогда компанией «ПСО «Казань», основной строительной компанией холдинга. Они сумели скоординировать и объединить вокруг себя команду настоящих профессионалов — архитекторов, проектировщиков, дизайнеров, строителей.

Разработанный план по возрождению дома подразумевал решение двух главных задач. Во-первых, городу необходимо было вернуть памятник истории в том виде, в каком он был еще до революционных потрясений. В то же время важно, чтобы внутреннее пространство объекта выполняло какую-то полезную функцию, еще лучше — стало точкой приложения бизнеса. Так что идеальный вариант — это сдача помещений в аренду, под офисы и магазины. Проект, разработанный «Казанским Гипронииавиапромом» под руководством Равиля Шамсутдинова, отвечал этим требованиям. А реставрацию объекта взяли на себя ОАО «Дом Кекина» и коллектив компании ZABIR.

После обследования выяснилось, что здание осело на 16 сантиметров. Первое, с чего нужно было начинать, — осушить подвал и усилить фундамент. Все дело в том, что подвал регулярно заливался техногенными, дождевыми и талыми водами. Более того, в течение 10 лет канализационные стоки постоянно текли в подвал, подмывая фундамент, а поскольку рельеф под зданием с перепадами, они просачивались в грунт и текли куда-то дальше. Куда — неизвестно. Жильцы этот рассадник заразы терпели. Рассказывают даже о том, как отсюда в панике сбежал сантехник. Приглашенный спец начал исследовать канализационную линию в нижней части дома. Когда он понял, что коммуникации полностью разрушены, а грязный слив элементарно уходит в землю, человеку стало плохо. Рабочим, взявшимся за подготовку Дома Кекина к реставрации, тоже не позавидуешь. Продукты жизнедеятельности человека и всякую другую гадость из подвала творения архитектора Генриха Руша необходимо было выкачивать.

Чтобы прочность дома стала незыблемой, строители соорудили около 900 свай по всему периметру каждой комнаты здания. Машина бурила скважину глубиной 12-15 метров. Этот ствол армировался. Затем сюда под давлением закачивали цементный раствор. Это гарантировало, что дом простоит очень долго. От техногенных вод подвал надежно защитили гидроизоляционным материалом с высоким проникающим эффектом. А крыша была полностью разобрана и восстановлена заново. Взамен частично сгнивших стропильных конструкций возведены новые стропила — из соснового бруса, покрытого антисептиком и антипиретиком.

Состояние стен и межэтажных перекрытий старинного дома также оставляло желать лучшего. Во время обследования были выявлены многочисленные сколы, трещины, в том числе и сквозные, был поврежден защитный штукатурный слой, разрушены поверхностные слои кладки сводов. Практически во всех участках здания произошел отрыв поперечных несущих стен от продольной несущей стены из-за неравномерности осадки фундамента.

Для усиления кирпичных стен под потолком были проделаны сквозные отверстия, чтобы установить гильзы из стальных бесшовных труб. Сквозь трубчатые гильзы были протянуты стальные затяжки (тяги) из арматурной стали. Вдоль тяг устанавливались опорные элементы, служащие упорами. Потом специалисты приступили к обжатию здания. Его затягивание производилось вручную при помощи динамометров, регулирующих усиление натяга. А чтобы избавиться от трещин, в здании высверливались несквозные наклоненные отверстия, куда под давлением подавался крепящий раствор.

В ходе реконструкции был полностью отреставрирован фасад, элементы лепнины восстанавливались по шаблонам. Была полностью сохранена геометрия кровли. Белокаменный цоколь восстановлен и покрыт водоотталкивающим раствором. По архивным и иконографическим материалам были заменены заполнения оконных и дверных проемов. Интересно, что окна на разных этажах здания имеют различную форму. Например, для окон второго этажа с арочной перемычкой характерны стрельчатые завершения с имитацией веерной кладки. Окна третьего этажа прямоугольные, обрамлены профилированными наличниками с сандриками. Окна четвертого этажа арочные, с наличниками несложной формы. Кстати, на облицовку подоконников ушло свыше 300 квадратных метров мрамора, поскольку стены дома массивные, а откосы окон по старинной моде раскрыты внутрь.

Команда профессионалов во главе с Рафкатом Султановым вернули зданию первоначальную функцию доходного дома, тем самым обеспечив его историческую преемственность. Люди, включившиеся в сложный и кропотливый процесс, понимали, что сохранение памятника архитектуры — это не просто сохранение здания, а мостик от нас к прошлому.

Общая стоимость выполненных работ составила 280 млн рублей. Когда-то дом Кекина возвели ускоренными темпами, работая и днем, и ночью. Спустя почти век история повторилась. За пять лет Дом Кекина, находившийся на грани сноса, был полностью отремонтирован, досконально восстановлен и приведен в первозданный вид. Здание было сдано в эксплуатацию и встретило празднование тысячелетия Казани так, как подобает одному из лучших домов города, вернувшемуся к былому величию. И по сей день Дом Кекина является самым привлекательным деловым центром с элитными офисными и торговыми помещениями.

Альсина Газизова, фото: Роман Хасаев, архив ТАИФа
НедвижимостьОбществоИнфраструктура

Новости партнеров