Новости раздела

Экс-предправления «БТА-Казань»: «В чем моя вина? Что не объявил на весь мир о необходимости отзыва лицензии?»

В последнем слове обвиняемый в мошенничестве на 1,9 млрд рублей Руслан Алимов рассказал, почему вообще согласился занять пост предправления банка в 2012-м

Экс-предправления «БТА-Казань»: «В чем моя вина? Что не объявил на весь мир о необходимости отзыва лицензии?»
Фото: realnoevremya.ru/Ирина Плотникова

К чести судьи воззвал сегодня подсудимый топ-менеджер банка «БТА-Казань» (ныне «Тимер Банк») Руслан Алимов, получив право выступить с последним словом по своему уголовному делу. Обвиняемый в хищении 1,9 млрд рублей рассказал, на каких условиях в свое время согласился возглавить правление банка и о том, как события на Украине ударили по фондовому рынку и попыткам правления «БТА» восстановить резерв активов. Журналист «Реального времени» была единственным представителем СМИ на этом процессе.

«Отказаться означало… бросить тысячу сотрудников на улицу»

Перед началом заседания родственники и друзья подсудимого из «БТА-Казань» обсуждали между собой кризис в другом банке. «Оказывается, люди знали заранее о проблемах и дробили вклады в ТФБ, а деньги со счетов компаний переводили физлицам» — говорил дядя Руслана Алимова. Его собеседник признавался, что благодаря страхованию вкладов свои 100 тысяч рублей в этом банке уже получил. А вот о том, что на прошлом судебном заседании гособвинение запросило для Алимова 5 лет колонии общего режима со штрафом в 700 тысяч рублей, его близкие не вспоминали.

К заседанию Руслан Алимов подготовился — написал последнее слово на четырех листах. Выступая со своей речью, некоторые куски из заготовки пропускал, добавляя новые, более эмоциональные. Излагая хронологию происходивших с ним и с банком событий, Алимов то и дело упоминал 27-й день месяца. В разные годы на этот день пришлись решение о санации «БТА-Казань», предъявление обвинения Алимову и направление его дела в суд.

«Реальное время» приводит последнее слово подсудимого целиком (орфография и пунктуация сохранены).

«Уважаемый суд! Ваша Честь!

В соответствии со статьей 293 УПК РФ, кодекса, которым должны руководствоваться все участники уголовного процесса, выражаю последнее слово.

1. 26 апреля 2012 — дата моего вступления в должность председателя правления банка «БТА-Казань». Я хорошо помню, как стоял перед выбором: принимать предложение или нет. Я знал, что в банке уже накоплены огромные убытки, де-факто отрицательный капитал и нарушен норматив достаточности капитала Н1. Но отказаться — означало бросить своих коллег, друзей, бросить тысячу сотрудников на улицу. Определяющую роль в выборе сыграли два ключевых момента:

1) мне было дано заверение Советом директоров и акционерами, что финансовое положение банка будет стабилизировано путем финансовой помощи банку;

2) расчет на собственные силы и силы коллег.

Однако, акционеры финансовой помощи не оказали, а политические события 2014 года в Украине оборвали последнюю надежду на рост фондового рынка, а также сильно повлияли на отток клиентов и потерю ликвидности банком.

2. 27.05.2014 года Центробанком РФ было принято решение о санации банка.

Замена слова «злоупотребил» на «похитил»

3. В 2014 году было возбуждено уголовное дело. 6 ноября 2015 года мне было предъявлено обвинение по статье 201 части 2 УК РФ по двум эпизодам:

1) злоупотребление полномочиями, повлекшее ущерб на сумму 1,6 млрд рублей с операциями на биржевом рынке акций;

2) злоупотребление полномочиями, повлекшее ущерб на сумму 282 млн рублей путем освобождения залогов ООО «Маг-Строй».

25 ноября 2015 года неожиданно, вдруг, обвинение сфабриковывает против меня дело уже по статье 159 часть 4 УК РФ (хищение) путем внесения в первоначальный текст обвинения (по ст. 201 ч. 2), вернее замены слова «злоупотребил» на слово «похитил». И, о чудо, обвинение в злоупотреблении превращается в мошенничество (хищение). Меня изолируют в СИЗО, проще говоря — сажают в тюрьму.

4. Зная, что я не виновен, с целью ускорить наступление суда, я ознакомился со 150 томами уголовного дела в рекордные сроки — за 4 месяца. В итоге 27.05.2016 года я получил обвинительное заключение и дело ушло в суд.

5. Но мои надежды на начало долгожданного мною суда разбились также, как бутылка шампанского о борт нового корабля.

8 июня 2016 года дело поступило в Московский районный суд Казани. Грубо нарушив ст.ст. 31, 32, 35 УПК РФ по надуманным основаниям, судами было принято решение об изменении территориальной подсудности и дело было передано в Ново-Савиновский суд Казани. И суд надо мной начался только в сентябре 2016 года. История с изменением подсудности является грубейшим нарушением закона! Кроме того, это привело к тому, что суд начался только спустя 3 месяца после получения мною обвинительного заключения.

6. Почему ранее я сказал, что обвинение против меня сфабриковано?

1) На основании того, что обвинение не содержит состава преступления ни по одному из двух вменяемых мне эпизодов: ни по 159 статье — нет изъятия имущества в пользу виновного; ни по 201 статье — нет ущерба и нет выгоды, т.е. ни мною, ни моими близкими не была извлечена выгода; ни по какой-либо другой статье УК РФ!

2) на основании того, что обвинение сфабриковало доказательства, сведения.

7. За время судебного следствия и прений сторон ничтожность обвинения только обозначилась еще больше. Сторона обвинения слово «хищение» произносила и использовала очень редко и всегда голословно!

Так в чем же моя вина?

8. Так в чем же моя вина?? В том, что я до конца пытался спасти банк и оставался с банком до конца? В чем моя вина? В том, что я не объявил «на весь мир» об отсутствии капитала и необходимости отзыва лицензии? Тысячи вкладчиков и предпринимателей остались бы у «разбитого корыта»… Или моя вина в том, что я пытался вернуть проблемный долг «Маг-строя»?

9. Давайте посмотрим на итог: по результатам анализа банка ЦБ РФ было принято решение о санации… Банк продолжает свою деятельность и по сей день.

10. Касательно эпизода с залогами ООО «Маг-Строй». На сегодняшний день все права на залоги возвращены банку!

11. В любом случае, прошу Вас, Ваша Честь, при вынесении приговора принять во внимание следующие смягчающие обстоятельства: наличие малолетних детей 7 и 4 лет; наличие серьезных заболеваний, требующих долговременного тяжелого лечения… Также прошу учесть обстоятельства, при которых я принял банк — накопленные убытки, общий тяжелый финансово-экономический кризис.

Последнее. Как бы то не было, хочется верить, что деятельность органов правосудия меняется в лучшую сторону — полиции, прокуратуры, судов. Но сейчас у меня надежда только на Вашу Честь, Ваша Честь!»

Слова подсудимого председательствующий судья и зампред по уголовным делам Ново-Савиновского райсуда Казани Марсель Ахметшин выслушал без эмоций. А потом объявил предварительную дату оглашения приговора, назначив его на… 27 января.

Ирина Плотникова, фото автора

Новости партнеров