Новости раздела

Викинги в Татарстане: руны на монетах, мечи с берегов Рейна и дружины на булгарской службе

Как скандинавские завоеватели попали в Поволжье. Часть 2.

Казанский историк Искандер Измайлов продолжает знакомить читателей с любопытными находками, которые свидетельствуют о пребывании викингов на территории нынешнего Татарстана. О связях жителей Поволжья и Европы, интересных кладах и многом другом читайте в новой авторской колонке колумниста «Реального времени».

Руны и мечи

Большинство находок, которые можно связывать с присутствием скандинавов в Булгарии, происходят из культурных слоев булгарских поселений Х века. Объясняется это тем, что именно города играли ведущую роль в становлении феодального государства, которое, объединяя разноэтничные элементы, создавало новую надплеменную средневековую культуру. Определенную роль в этом процессе в Волжской Булгарии сыграли «русы», привнесшие ряд новых элементов, в местную среду.

В первую очередь необходимо отметить женские и мужские украшения, несомненно, скандинавского облика. Другим непосредственным свидетельством о присутствии в Поволжье скандинавов являются монетные клады. Самым, пожалуй, интересным является клад, приобретенный в 1906 году в деревне Старое Альметьево. Он состоял из 150 арабских дирхемов, самый поздний из которых датировался 821 годом, а само выпадение в клад совершилось в пределах до 840-х годов. Но самое интересное, что после очистки на двух монетах были обнаружены прочерченные знаки. Один из них достаточно четко определяется как латинская буква S и обозначал начальную букву слова «солнце» — Sol. Нет сомнений, что этот знак был связан с солнечным культом и служил каким-то благопожелательным символом. Этот рунический знак, кстати, один из наиболее часто встречающихся в монетных кладах «эпохи викингов», был, видимо, очень популярен. Учитывая все обстоятельства (в том числе и состав монет в кладе), можно предполагать присутствие варягов в среде булгар уже в середине IХ века. Это подтверждают и некоторые другие монетные клады.

Самая же большая группа вещей западного типа в Булгарии связана с оружием и военным бытом. Разумеется, по сравнению с украшениями и рунами, оружие не является таким определенным этнографическим показателем, так как оно могло перениматься и распространяться на обширные территории. По существу, оружие, особенно дорогое как мечи, орнаментированные топоры, доспехи, богатый конский убор, служило своего рода социальным индикатором. Но именно эта черта оружия с наибольшей доказательной силой демонстрирует включение и ассимиляцию в булгарской дружине западных элементов, а также принятие булгарами на вооружение ряда военно-технических новшеств.

Самым характерным свидетельством пребывания на территории Булгарии скандинавов являются находки мечей западноевропейского производства. Вообще, меч высокопрофессионального производства, стоил весьма дорого (меч — одна марка серебра или одна рабыня или две коровы или четыре коня). Простой воин был не в состоянии купить его. Меч являлся атрибутом знатного слоя дружинников, военной знати раннефеодального общества. Он украшался золотом и серебром. Обычно его ценили настолько высоко, что передавали по наследству. Только очень богатые семьи могли положить его в могилу умершего родственника.

Еще более дорогими клинками были мечевые полосы с клеймами известных мастеров. По местному выражению специалиста по клинковой эпиграфике А.Н. Кирпичникова, лезвия с надписями напоминают «страницы железной книги», текст которой был скрыт много сотен лет и вот сейчас, благодаря усилиям археологов, увидел свет.

Это замечание можно вполне отнести и к мечам из Булгарии. Всего на территории Волжской Булгарии найдены восемь целых мечей, из которых пять расчищены А.И. Кирпичниковым, на клинках их он обнаружил производственные клейма. Два из них происходят из коллекции Национального музея Республики Татарстан. Еще одно клеймо хорошо заметно на клинке, опубликованном А.М. Тальгреном и хранящемся в Национальном музее Финляндии (Хельсинки). Всего на четырех клинках была выявлена латинская надпись ULFBERHT («Ульфберт»), на одном — LEUTLRIT («Леутлрит» или «Леутфрит») и еще один содержит клеймо в виде четырех завитков. Клеймо ULFBERHT, вообще, было самым популярным в «эпоху викингов», в Европе их найдено около 123 экземпляров, в том числе на Руси — более 20. По некоторым диалектным особенностям, несомненно франкской формы имени ULFBERHT, оружиеведы выяснили, что производились эти клинки в каролингских мастерских на Среднем Рейне, примерно, между Майнцем и Бонном, в районе Мааса.

В древности это было самое мощное оружейное производство, выпускавшее подобные клинки с различными рукоятками десятками, если не сотнями, в течение IX—ХI веков. Они распространялись на многие тысячи километров от места их производства от Англии до Поволжья. Интересно, что начиная с Карла Великого, каролингские правители под страхом смерти запрещали вывоз оружия, особенно мечей, к славянам, скандинавам и другим народам Восточной Европы.

Разумеется, нельзя приписывать все эти мечи одному мастеру или даже одной мастерской, так как сами надписи различаются по начертанию букв, по «почерку» и видоизменялись на протяжении двух веков. Современные исследователи склоняются к мысли, что имя ULFBERHT лишь первоначально означало клеймо выдающегося франкского мастера, видимо, родоначальника и организатора оружейного производства. Впоследствии это имя стало семейной маркой и закрепилось за целой группой высококлассных оружейников и их мастерских. Отсюда можно заключить, что вывод о скандинавах как о производителях этих мечей был преждевременным. Им следует отдать приоритет на первом этапе распространения высококачественных клинков в Восточной Европе, но уже с середины X века здесь начали действовать иные факторы, которые оказали достаточно сильное влияние на применение мечей у Булгар.

Все это делает мечи выразительным документом эпохи. Они позволяют говорить, что, несмотря на несомненное влияние викингов на булгар, оно было опосредовано их участием в дружинах русов. Скорее всего, надо говорить не о норманнских набегах и колониях в Поволжье, а о контактах булгар, славян, восточных финнов и скандинавов на Волго-Балтийском торговом пути и участии дружин русов (в которых «варяжский» или даже шведский элемент, несомненно, присутствовал) в сложении булгарского государства и его феодальной культуры. Причем и монетные клады, и украшения, и находки оружия западного облика происходит из ранних городских центров (Болгар, Биляр, Балымер), что в совокупности показательно свидетельствует о накоплении именно в них социально передовых сил, которые формировали новую культуру и политику.

Русы на Волге: от археологии к истории

Обобщая все данные о викингах в Среднем Поволжье, можно с высокой степенью достоверности выявить некоторые «критические точки» булгаро-скандинавских отношений. Эти материалы подтверждают мысль об обусловленности этих контактов двумя факторами: динамикой интенсивности торговли по Волго-Балту и укреплением булгарской государственности. Возникают они, видимо, в середине IХ века, когда начинает функционировать торговый путь из Балтики и Северной Руси на Восток через Среднюю Волгу. Этот путь тогда еще только формировался как магистральный торговый путь «из варяг в арабы». Но пока эти связи только намечались, что подтверждается рядом монетных находок и кладов. Самый показательный из них, уже упомянутый клад из Альметьево близ Биляра со скандинавскими рунами — следами явного присутствия здесь викингов. Судя по другим подобным кладам — дата его закрытия около 840 года, и можно сказать, что с этого времени булгары вступают в европейскую торговлю, способствовавшую резкому убыстрению их социально-экономического развития, и постепенно начинают укреплять свои позиции, используя ключевую роль Волго-Камья как перекрестка транзитных путей. Контакты булгар с наиболее активно действовавшими в этот период викингами (видимо, шведами) были ограничены торговлей с незначительным проникновением вглубь булгарской территории, видимо, по сухопутной дороге, соединявшей Поволжье и Среднюю Азию.

В начале Х века движение варягов по Волге усилилось, причем основная часть их уже действовала не самостоятельно, а в составе наемных дружин «руссов». Укрепляющееся русское государство использовало дружины шведских викингов для решения своих военно-политических задач (походы Аскольда и Олега на Византию, серия ударов по закаспийским землям Халифата). Далекие походы обогащали викингов (шведский могильник Бирка дает представление о ценностях, попавших в руки участников военно-торговых предприятий), которые сочетали участие в набегах «русов» на мусульманские и греческие территории с торговыми операциями и наемничеством. Именно тогда в полной мере устанавливается Волго-Балтийский «серебряный» мост через Среднюю Волгу. Однако увеличение активности викингов вызвало ответную реакцию булгар и хазар, которые по свидетельству арабского географа ал-Масуди, разбили русов, возвращавшихся после успешного похода на Закавказье в 913 году. На этот год приходится огромный монетный импульс, который достиг Швеции (видимо, в качестве военной добычи участников), и также осевший в Булгарии, где представлен целым рядом крупных кладов, например, клад из Закамья из 365 монет, причем 355 из них датируются 893—913 годами.

После 913 года наступает новый этап булгаро-скандинавских отношений, который характеризуется стабилизацией отношений дружин «руссов» с булгарской знатью и началом включения их в социальную структуру булгарского общества. Какая-то часть их продолжала торговлю с уплатой пошлины правителю Булгар, но значительные группы поступают на службу к булгарским феодалам в качестве наемных воинов, которые после окончания службы возвращаются в Скандинавию и на Русь, что доказывают богатые погребения и клады первой половины Х века в Северной Европе и Приднепровье. Особенностью этого этапа были, видимо, контакты булгар с уже растворенными в среде «руссов» скандинавами, чья культура приобрела уже не специфически этнический, а наднациональный, классовый характер. Количественно самих скандинавов (в большинстве своем, наверное, шведов) в Булгарии было довольно мало и, если опираться на находки украшений и оружия, жили они преимущественно в ранних городских центрах или около них, постепенно инфильтруясь в среду булгар. Процесс такого смешения культур зафиксировал Ибн-Фадлан, описывая лагерь «русов», что нашло материальное отражение и в Балымерском погребении с явно смешанным инвентарем.

Постепенно русы, активно включавшиеся во внешнюю и внутреннюю политику, оказались подчинены общим для Булгарии социальным процессам. Государство осуществляло свою важнейшую объединительную функцию, ломая местные, племенные, политические и культурные традиции, которые мешали его новым институтам. Причем этот интеграционный импульс был настолько силен, что позволил булгарам ассимилировать не только русов, но и другие большие группы языческого населения. Кроме социальных условий (развитие и укрепление дружинной культуры), большую роль в синтезе этих этнокультурных компонентов сыграло принятие в Булгарии, скорее всего, на рубеже IX—Х веков, в качестве официальной религии ислама с его мощной нивелирующей тенденцией и непримиримостью к языческим культам. Здесь уместно подчеркнуть, что по уровню развития государственности, булгары не уступали другим народам балтийского региона. Правитель булгар Алмыш был современником князя Верхней Руси Олега Вещего, Харальда Прекрасноволосого в Норвегии и Эйрика Анундссона в Швеции — первых единовластных конунгов. Алмышу удалось создать стабильное и жизнеспособное государство и начать борьбу с Хазарией за политическую самостоятельность.

Все эти процессы достигли кульминации во второй половине Х века, когда в Булгарии складываются два эмирата — Булгарский и Суварский во главе с оформившимся слоем военно-дружинной знати. Наглядным свидетельством этого стали дирхемы булгарского чекана, демонстрирующие политическую и экономическую независимость государства. Усиленно внедряются ислам и его обрядность во все сферы культуры, практически к концу Х века и исчезают все языческие могильники на территории Булгарии. Одновременно существенно изменяется структура Волжско-Балтийской торговли, ухудшается качество восточного серебра, и, хотя большая его часть продолжает поступать на Север Европы, процент его в монетных кладах конца Х века резко сокращается. «Серебряный кризис» и изменения характера волжской торговли непосредственно коснулись и булгар: очень мало зафиксировано крупных кладов, зарытых после 980-х годов, хотя судя по количеству отдельных находок на поселениях, монеты активно использовались в денежном обращении внутри страны. Все это привело к тому, что больший вес в булгарском экспорте начинают иметь сельскохозяйственная и ремесленная продукция.

Поэтому понижается значение обширных этнических контактов, и иной характер приобретают скандинавско-булгарские связи. Отдельные группы русов были включены в состав дружинного слоя, а их культура постоянно растворялась в булгарской. Во всяком случае, для конца Х века не известно ни находок специфически скандинавских вещей, ни тем более погребений, а все находки западного типа являются свидетельством политических и экономических связей с Древней Русью, внедрением в культуру булгар элементов военно-дружинного быта и других социально-значимых изделий. Мечи парадных каролингских типов, части конского снаряжения, некоторые изделия западноевропейских и русских городских ремесленников — все это указывает на новый более зрелый социальный репертуар связей. Этапным стал для этого периода 985 год, когда князь Владимир после похода на булгар заключил первый мирный договор между двумя средневековыми восточноевропейскими государствам. Подошла к концу эпоха викингов — эпоха возникновения и становления феодализма в Среднем Поволжье, и начался качественно новый этап международных связей период взаимоотношений феодальных государств.

Искандер Измайлов
Справка

Искандер Лерунович Измайлов — доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института археологии им. А.Х. Халикова АН РТ

  • Родился в 1960 году в п. Сеймчан Среднеканского района Магаданской области
  • Образование: исторический факультет Казанского государственного университета (1983).
  • В 1996 году защитил кандидатскую диссертацию (тема: «Вооружение и военное дело волжских булгар X—XIII вв.»)
  • В 2013 году в Институте истории АН РТ защитил докторскую диссертацию (тема: «Волжская Булгария в IX — первой трети XIII века: становление социальной, религиозной и этнополитической структуры общества»).

комментарии 35

комментарии

  • Анонимно 21 янв
    занимательные языческие штучки
    Ответить
  • Анонимно 21 янв
    Какие древние артефакты
    Ответить
  • Анонимно 21 янв
    так нравятся корабли подобные, очень красивые!
    Ответить
  • Анонимно 21 янв
    Если перефразировать уважаемого нашего Шекспира с пассажем про Гекубу, то
    возникает вопрос - "Что мы скандинавам, что они нам?". К чему вёл разговор то товарищ?
    Ответить
    Анонимно 21 янв
    Хороший вопрос.

    " К чему вёл разговор то товарищ?".
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/53732

    Скучными "науко"-образными предложениями пересказаны давно известные факты 19 - начала 21 вв.
    Наверняка "выжимки" из докторской диссертации.
    Которую так и непонятно утвердила или не утвердила ВАК.

    Ни одной ссылки на исследования на современных татарстанских археологов докторов наук.

    " К чему вёл разговор то товарищ?"
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/53732
    Ответить
  • Анонимно 21 янв
    И это ВСЕ??????????????

    А где же обещанные "комплексные исследования последних лет"????????????
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/53621

    Любой умеющий читать и сам бы прочитал статьи 19 - начала 20 века.
    Зачем их пересказывать?.....

    Где обещанные "комплексные исследования последних лет"?
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/53621
    Ответить
    Анонимно 21 янв
    Какие могут быть " комплексные исследования последних лет"?

    Даже домыслы и те старые...

    Новые только "перлы" типа:

    "...все это указывает на новый более зрелый социальный репертуар связей".
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/53732#comments

    "Зрелый социальный репертуар связей"...

    И это называется "наукой"?...
    Ответить
  • Анонимно 21 янв
    скандинаво-булгарские связи можно четко доказать тем, что в гаплогруппах татар есть более 4% тех меток, которые как раз свойственны викингам. Или тех меток, которые были у тех, кто жил в этих местах и по всей Европе до прихода арийских племен. Их еще называют "древнеевропейские" гены. А вообще балтийских меток у татар около 30%, включая и финно-угров. В то время монгольских меток у менее 1%. Так что эти 4% это те татары, кто жил тут до арийских племен или вместе с викингами приехал жить тут уже в более поздний период. Но в любом случае, их больше у татар, чем даже монгольских меток. Б
    Ответить
    Анонимно 21 янв
    "скандинаво-булгарские связи можно четко доказать тем, что в гаплогруппах татар есть более 4% тех меток...".
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/53732#comments

    Извините а эти "связи" какие?

    "Зрелые социальные репертуарные связи"?

    Или какие-то другие?
    Ответить
    Анонимно 21 янв
    Да любые. Это означает, что примерно у 4% татар отцы были из тех же викингов. А как они оказались в этих краях, это вопрос. Может торговали рабами, может походы совершали, а может просто тут жили. Ведь генетическая метка всего лишь показывает, что его отец имеет мутацию в генах, которая произошла 40 тысяч лет назад. И основной ареал распространения людей с этой меткой вся европейская часть до прихода арийских племен из Ирана, а затем они жили и живут в основном в Скандинавии. Особо много их среди норвежцев и шведов. Так вот и среди татар они есть. Просто они стали татарами за прошедшие 40 тысяч лет. А может они стали и за тысячу лет, когда люди с такими метками могли, придя из той же Норвегии, тут осесть и завести семью или просто насиловать женщин, которые родили сыновей. Эта метка передается по мужской линии. Б
    Ответить
    Анонимно 22 янв
    Ну вот - Вы себя сами опровергаете.

    Говорите "связи" могут быть любыми.

    И тут же говорите о "простых". "народных" половых связях между женщиной и мужчиной.
    Ответить
    Анонимно 22 янв
    Это как пример, дальше можете разнообразить это количество таких связей ограничиваясь только своей фантазией. Б
    Ответить
    Анонимно 22 янв
    Б. Когда говоришь о монгольских метках, говори каких монголов имеешь ты ввиду: татаро-монголов Чингиз хана или нынешних. Нынешние монголы-это ,ясно каждому, близкие родственники бурятам, калмыкам.
    Ответить
    Анонимно 22 янв
    Есть народ, которых называют монголами. И у них есть генетические метки, которые свойственны только им. Точнее, носителей таких меток в этом народе большинство. Обозначают такие метки - С3. Они присутствуют также в большом количестве у представителей народов, которые называют себя казахами, бурятами, калмыками. И первый человек с такой меткой появился около 60 тысяч лет назад на востоке аральского моря намного раньше тех, кто носит метку R. присущий европейцам. Носители метки сначала мигрировали в сторону северной Индии, а затем в сторону Монголии и Центральной Азии. Таких носителей среди тех, кто называет себя татарами, всего меньше 1%, т.е. из 100 татар, таких носителей метки "Чингиз-хана" всего один. Дело в том, что генетическая метка самого Чингизхана не известна, могилы его нет, генетического материала тоже. Есть некие косвенные доказательства того, что он обладал меткой С2а3-F4002, это более подробная метка, т.е. тоже принадлежность к монголам как к народу.

    И еще. Нет такого народа как татаро-монголов Чингизхана. Они и есть нынешние монголы и еще много других народов в составе их войск. Но основу все же составляли те народы, которые имели метку С3 родственную с монголами. И история тоже очень проста в своей сути. В средние века один из князей мог заставить подчиниться себе своих соседей. Они будут его вассалами и обязаны будут поставлять ему дань, подчиняться ему и в случае походов, представить свои войска в его распоряжение. Так небольшой вождь одного из племени монголов подчинил себе всех монголов, а затем стал подчинять и другие народы. Но это не означает, что все монголы вдруг стали переселяться на земли этих народов и вытеснять их оттуда. Все народы, которые подчинялись Чингизхану оставались на своих местах, но исправно платили дань и подчинялись его приказу. Потому мы и не наблюдаем того великого переселения народов как это было, например, во времена Атиллы. Потому и нет большого количестве меток в составе татар. Кстати, и среди приволжских, и среди сибирских, и среди крымских. Но вот некое превышение нормы есть. Так среди сибирских татар выше доля людей с меткой С3, но не значительно. Б
    Ответить
    Анонимно 22 янв
    Да, конечно, ответил на ваш вопрос, но тыкать. Мы с вами не в тех отношениях. Хотя хамье оно и останется хамьем. Б
    Ответить
    Анонимно 22 янв
    Извините, уважаемый "Б", но кто Вам "тыкал"?

    Почему Вы сердитесь?
    Ответить
    Анонимно 22 янв
    Б. Когда говоришь о монгольских метках, говори каких монголов имеешь ты ввиду
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/53732#comments
    Ответить
    Анонимно 23 янв
    Более безграмотного комментария насчет нынешних монгол и татаро-монгол Чингиз хана не может быть.
    Татаро-монголы-есть сам Чингиз хан и татары всех поколений.
    Читай 7-томную "Историю татар" со всей обширнейшей историографией.
    При всеобщем исследовании генов татар и казахов обнаружится большое совпадение ДНК. Также обнаружится большое совпадение у нынешних монголов, бурятов и калмыков.
    Потомки же Чингиз хана имеются в Казани, в Казанском Кремле. Предстоит их исследование самым тщательным образом самыми авторитетными учеными-генетиками из мирового сообщества и , естественно, татарского.
    Ответить
    Анонимно 23 янв
    Да не надо скрести там. Нет там гаплогруппы С3. В том то и новизна в этих исследованиях, что они как раз начинают опровергать все эти устоявшиеся понятия и придумки про татаро-монголов. Сам термин татаро-монголы придумка намного более позднего периода. Были "татарове" в русских летописях. Да и само название ничего не значит. Как показывают генетические исследования, и в генах русских тоже нет следа C3, а есть то, что есть и у татар. Основная гаплогруппа R1a. Свыше 35-40%. Она есть у всех татар, есть и у чувашей и у русских. Монголы не оставили следа в генах, а значит и не было чисто монгольского нашествия, а было то, что я и описал. Подчинение монголам, признание их власти. Кстати. это очень много дало и русским и самим татарам. Русские смогли объединиться и построить свою государственность под их защитой, укрепить религию. Татарам тоже представилась такая возможность. И после развала Орды на его обломках возникли отдельные государства без следов присутствия монголов. Остались без верховной власти и татары, и русские. А дальше уже все известно. Б
    Ответить
    Анонимно 23 янв
    Да, еще. Не путайте антропологические исследования и генетические. Это разные вещи. Б
    Ответить
    Анонимно 23 янв
    И еще. Если вы про те останки, которые относят к правителям, имеющих отношение в чингизидам, то тут тоже все просто. Да, для управления и присмотра за покоренными народами могли поставить и своего из рода чингизидов. Но это не означает, что весь народ был их потомком. И обычно, правители не оставляли за собой много детей по мужской линии, их обычно было не более двух-трех, а чаще всего один, чтобы не было войн за трон. Остальных просто убивали. Б
    Ответить
    Анонимно 23 янв
    Б.
    Тебе еще раз говорят, что татаро-монголы и нынешние хальха-монголы -это разные народы.
    Хочешь показать, что игнорируешь 7-томную "Историю татар".
    Игнорируй. Мы игнорируем тебя.
    Ответить
    Анонимно 23 янв
    Видимо, вашим воспитанием никто не занимался. Так выросли как бурьян, а сюда же лезете с какими-то наставлениями. Да еще про мы пишите. Буду рад, если вы не будите что-то там вымучивать из себя. "Игнорируйте", буду только рад. Б
    Ответить
    Анонимно 23 янв
    Я Вам не мальчик, чтобы меня куда-то посылать. Это я могу Вас послать.
    Я татарин, и я чувствую всеми генами и клетками души, также как чувствовал это Габдулла Тукай, что мы потомки и наследники Чингиз хана и его внука Бату хана. Каждая горка, каждая речка, начиная от Тихого океана, своими названиями говорят об этом.
    Я прошу Вас : уйдите. Нет в Вас правды.
    А наше каждое действие -это подтверждение того, что мы достойные наследники и не утратили способностей наших предков, несмотря на великие потрясения.
    Ответить
    Анонимно 23 янв
    Как Б. заюлил. Наследников убивали, мол.
    Вообщем, бессовестный лжец.
    Ответить
    Анонимно 23 янв
    Ну, наконец-то понял, с кем виду тут беседу. Видимо, спите вместе с потомков Наполеона рядом в соседних койках. Б
    Ответить
    Анонимно 23 янв
    Б.
    Вы даже о своем потомке Бонапарте N знаете. Вот почему у Вас буква Б.
    А я думал-зачем он обозначает себя как Б.
    А мы татары, народ скромный, манией величия не страдаем.
    Я типично для татар подрабатывал там дворником.
    Вот надо бы научиться управлять 10 дворниками.
    Ведь Чингиз хан сказал, что если уметь управлять десяткой, то можно управлять и туменом (10 000).
    Ответить
  • Анонимно 21 янв
    "По местному выражению специалиста по клинковой эпиграфике А.Н. Кирпичникова...".
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/53732#comments

    Чтобы это значило?
    Ответить
    Анонимно 22 янв
    Наверное, меткому
    Ответить
    Анонимно 22 янв
    Похоже на то.
    Ответить
  • Анонимно 23 янв
    Да. Эти дикие пираты - викинги-русы всех завоевали, всех фин-угров Восточной Европы, да и славян частично. А наши предки им были не по зубам.
    Ответить
  • Анонимно 23 янв
    Хорошая интересная статья. Но я полностью не согласна с автором, что с X века исчезают все языческие захоронения. Видимо, он имеет ввиду, что все захоронения стали мусульманскими. Но это неправда, ложь - которая не красит этого историка. Любой археолог, если только он не проплаченный, не согласится с этой версией. Думаю, он хотел кому то угодить, но при этом потерял уважение историков и археологов. Глупо со стороны автора
    Ответить
    Анонимно 29 янв
    Язычников не осталось. Тот же Л.Измайлов пишет:
    Для булгарских памятников X– XIII вв. характерно практически полное отсутствие костей свиньи. Например, среди остеологических материалов из Билярского городища за время раскопок 1967–1971 гг. (всего обнаружено 9606 костей) их вообще не выявлено, нет костей свиньи и на других памятниках (Петренко, 1976, с. 228–239; Петренко, 1978, с. 124–138). Редкие исключения только подтверждают общее правило. Так, при раскопках центра Билярского городища (1974–1977 гг.) обнаружены отдельные кости свиньи, которые концентрируются близ усадьбы русского ремесленника (Петренко, 1984, с. 66–69). Высокая статистически представительная выборка материалов и ее поразительная стерильность в отношении костей свиньи, как среди материалов городских, так и сельских поселений, а также факт широкого распространения свиноводства в более ранний исторический период (Петренко, 1984, с. 66–69) в соседних с Волжской Булгарией регионах (Андреева, Петренко, 1976, с. 178–179), позволяют сделать вывод о повсеместном и строгом следовании булгарами предписаний и запретов ислама.
    И.Л. Измайлов "Археология и ислам в Среднем Поволжье в Х - первой трети XIII вв. : опыт комплексного анализа"
    Ответить
  • Анонимно 10 апр
    Генетические исследования показали , что поволжские татары генетически близки к славянским , финским и иранским народам и народам Западной Европы
    В тоже время татары генетически очень далеки от прямых потомков ордынцев -казахов , ногаев , каракалпаков , кочевых узбеков и степных крымских татар .
    Ответить
  • Анонимно 10 апр
    В генотипе поволжских татар обнаружено около 12-15% прагерманских гаплогрупп и их снип-маркеров .
    Из них не менее 6% -это скандинавские снип-маркеры.
    Напоминаю : русы-викинги происходят от северо-германских племен , которые заселили Скандинавию в начале нашей эры
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров