Новости раздела

Птица счастья: в России растет потребление мяса птицы

Потребление мяса в стране растет в среднем на 5% в год, при этом половина всей продукции приходится на куриную.

Мир встречает год Огненного Петуха. Астрологи в этой связи настоятельно рекомендуют отказаться от курятины, а также от яиц в качестве новогодних блюд. Однако Россия, скорее всего, в массе своей этот совет проигнорирует: производство и потребление куриного мяса в России продолжает расти, а пик потребления приходится именно на конец года.

Главная курица

По данным отраслевого информационно-аналитического агентства ИМИТ, с января по сентябрь 2016-го в России было произведено более 6,5 млн тонн мяса всех видов — свинины, говядины, птицы, а также баранины и козлятины (последних аналитики объединяют в единую группу). За отечественных животноводов можно порадоваться — годом ранее этот показатель был почти на 315 тыс. тонн, то есть на 5% меньше. Однако если взглянуть на структуру производства мяса, радость меркнет: ровно половину от произведенного объема составляет мясо птицы (читай — цыплят-бройлеров). На втором месте по объемам производства — свинина (33,8%). На говядину приходится всего 14,5% от общего объема произведенной мясной продукции, на баранину и козлятину — символические 1,7%.

За три квартала уходящего года объем производства мяса птицы в России по всем категориям хозяйств составил в убойном весе более 3,2 млн тонн. Это на 3,3%, или на 105,8 тыс. тонн превышает показатели аналогичного периода 2015 года. Почти 94% всего объема мяса птицы произведено в сельхозорганизациях — они нарастили производство более чем на 3,5% (107 тыс. тонн). На личных подворьях и в крестьянско-фермерских хозяйствах поголовье птицы, напротив, немного сократилось (на одну и три тыс. тонн соответственно).

С 2012 года потребление куриного мяса в России выросло с 2,55 млн тонн в убойном весе до 4,4 млн в 2015-м. Статистики за 2016-й пока нет, однако можно с уверенностью говорить о том, что по итогам года потребление мяса птицы вырастет на несколько тысяч тонн. В основе предположений следующие цифры: в октябре — декабре 2015-го в стране было произведено 1,2 млн тонн мяса птицы — на 20% больше, чем в январе — марте. А с января по сентябрь 2016-го россияне уже съели 3,3 млн тонн мяса цыплят-бройлеров.

Долгожданная рентабельность

Больше налегать на курятину россияне стали не от хорошей жизни: бройлером население стало замещать более дорогие виды мяса — говядину и в меньшей степени свинину. Впрочем, это является основной, но не единственной причиной увеличения объемов производства мяса птицы в стране. Повлияли на структуру и объемы рынка ограничения на поставку в Россию продовольствия из Евросоюза, включая полный запрет на ввоз свинины из стран ЕС, введенные в 2014 году. Серьезное воздействие на поведение компаний-импортеров мяса оказала и девальвация рубля. Если верить статистике информационно-аналитического агентства ИКАР, в 2015 году ввоз в страну всех видов мяса в РФ составил порядка 1,3 млн тонн, в то время как в 2014-м в страну было импортировано ровно на треть больше — 1,8 млн тонн (эти объемы включают в себя не только сырое мясо, но и мясо-колбасные изделия).

Меньше всех пострадали импортеры говядины — ее в стране производится, как мы уже сказали, менее 15% от общего объема производства мяса; каждый третий килограмм потребляемой россиянами говядины ввозится из-за рубежа. Татарстанская статистика близка к общероссийской — по информации регионального Минсельхозпрода, население республики обеспечено говядиной собственного производства на 78%. Правда, есть надежда, что к 2020-му этот показатель достигнет ста процентов:

— В настоящее время в республике строится несколько крупных откормочных комплексов, — говорит начальник отдела развития отраслей животноводства МСХП РТ Сирень Нигматзянов. — На 1 000 голов — в Азнакаево, на 900 — в Аксубаевском районе, на 1 700 — в Буинском, на 1 000 — в Елабужском. Самые крупные проекты — это откормочный комплекс на 10 000 голов в Мамадыше и комплекс ООО «Русский мрамор» на 6 000 голов (оба они будут запускаться в две очереди).

Как такового мясного стада в стране нет — чистопородный мясной скот практически нигде не выращивается. В основном на производство говядины идут животные так называемых помесных (мясо-молочных) пород, но чаще — выработавшие свой ресурс коровы молочных пород. Между тем, нынешнее российское молочное стадо благодаря подбору пород и качеству кормов, превосходит советское по эффективности в полтора — два раза. Иными словами, если 30 лет назад от одной среднестатистической коровы получали от 2,5 до 4,5 тыс. литров молока в год, то надой от современной «буренки» в крупных хозяйствах может составить и 6, и 8 тонн в год.

Импорт же свинины и птицы девальвационный шок сделал полностью нецелесообразным. Так, по данным ИКАР, импортная курятина, в том числе поставляемая из соседней Белоруссии (на ее долю приходится порядка 50% всего объема импорта мяса в Россию), в прошлом году не превысила в общем объеме рынка и 5%, сократившись до символических 250 тыс. тонн.

Импорт свинины по итогам 2016-го снизится до 350 тыс. тонн и составит 10% в общей емкости рынка. При том, что российские свиноводы в этом году произведут, согласно прогнозам президента консалтинговой компании Agrifood Strategies Альберта Давлеева, как минимум на 15% мяса больше, чем в прошлом (по итогам 2015 года объем производства свинины по всем видам хозяйств, включая КФХ и личные подворья, составил 2,9 млн тонн в убойном весе), свинины все равно на всех не хватит. Отметим, обеспеченность свининой собственного производства в Татарстане оценивается в 127% (с января по ноябрь сельхозорганизации РТ произвели в общей сложности 76,8 тыс. тонн свинины), однако темпы роста объемов производства в республике не превысят по итогам года 1%. Крупнейшие производители свинины — ООО «Камский бекон» и входящее в ХК «АК Барс» ООО «Авангард» уже достигли своих проектных мощностей и прорабатывают вопросы дальнейшего увеличения производства. Параллельно в этот же период в республике на фоне распространения в России африканской чумы свиней происходило сокращение числа хозяйств, специализирующихся на производстве этого вида мяса, и их переориентация на альтернативные виды животноводства: сегодня в регионе насчитается не более 20 компаний со стадом в две и более тысячи животных.

Самые большие объемы продукции компании-импортеры традиционно поставляли в страну в конце года, стремясь «выбрать» устанавливаемые Министерством экономического развития квоты на импортные поставки (квоту на 2016-й МЭР оставил без изменений, утвердив ее на уровне 1,1 млн тонн). Российские производители массово забивают свинину ровно в это же время. Эти два фактора неизменно приводили к заметному снижению цены на свинину в конце года. В 2016-м этого не произошло.

Снижение импортных поставок и сохранение относительно высоких цен на сырье привело к тому, что производители мясо-колбасных изделий стали замещать свинину (а порядка 40% этого мяса в России потребляется в виде колбасы) мясом птицы. Повышенный спрос на мясо бройлера — как со стороны населения, так и со стороны производителей колбас, породил, в свою очередь, рост оптовой цены на мясо птицы до 110—115 рублей за килограмм. Птичники ждали этого долго: на протяжении последних 3-4 лет (2016-й в данном случае в расчет не берется) оптовая цена на тушку бройлера держалась на уровне 95—105 рублей за килограмм, что привело к падению средней рентабельности с 15—20 до 3—5% к настоящему времени).

Куриная Мекка

По объемам производства мяса птицы Приволжский федеральный округ занимает второе место после Центрального: на регионы Поволжья приходится 20% от всего произведенного в России мяса цыплят-бройлеров (в ЦФО производят каждый третий килограмм курятины). Бройлер в Поволжье в промышленных масштабах не выращивается только в трех регионах — Самаре, Ульяновске и Саратове. Давлеев называет это «фактором сельскохозяйственного проклятья»:

— Эти регионы в течение 30 лет не могут наладить промышленное мясное производство — не только бройлера, но и свинины, и тем более говядины, — говорит президент Agrifood Strategies.

Три вышеназванных региона на фоне других субъектов округа выглядят, действительно, более чем блекло: по итогам 9 месяцев птичники Ульяновской области поставили на рынок 1,4 тыс. тонн курятины, их саратовские коллеги — 14,7 тыс. тонн, самарские — 28,5 тыс. тонн. По меркам отрасли — почти ничто.

На этом фоне Татарстан выглядит настоящим гигантом: более 100 тыс. тонн с января по сентябрь. С этим показателем РТ занимает третью строчку в рейтинге регионов Поволжья по объемам произведенного мяса бройлеров — Мордовия и Пенза произвели за первые три квартала этот же период 110 и 116 тыс. тонн соответственно. МСХП РТ располагает более свежей статистикой: за 11 месяцев нынешнего года в регионе без учета поголовья, сосредоточенного на личных подворьях, было произведено 174 тыс. тонн мяса птицы, что прибавило, таким образом, к уровню января — ноября года прошлого 7%.

От курицы к яйцу

Прогнозируемое падение доходов населения приведет к дальнейшим изменениям в структуре питания: те, кому недоступно мясо, то есть большинство населения страны, постепенно будет переходить на более дешевый источник белка — куриное яйцо, лежащее в основании потребительской «белковой пирамиды» (следом за ним располагается птица, над ней — свинина, венчает конструкцию самая дорогая говядина). Собственно, это происходит уже сейчас — в исследовании консалтинговой компании «АБ-центр» говорится о том, что производство яиц в России по всем категориям хозяйств составило 45,5 млрд штук — на 1,6% больше, чем в 2014-м. Начиная с 2010-го, производство яиц выросло на 4,7%. По отношению же к 2005 году этот показатель увеличился на 14,5%.

Доля Приволжского федерального округа в общем объеме производства куриного яйца по итогам 2015 года составила 25,1% — это первое место среди всех федеральных округов, хотя динамика объемов производства оценивается всего в 1,3% к показателю 2014 года.

Татарстан входит в топ-20 российских регионов, занимая там 12-ю строчку: 1,1 млрд штук в 2015-м (плюс 2,8% к уровню 2014-го). В 2016-м, правда, МСХП РТ зафиксировал падение производства яиц: на 1 декабря в хозяйства всех категорий, включая КФХ и частные подворья, произвели 1,06 млрд штук — 96,5% к январю — декабрю 2015-го. Сирень Нигматзянов объясняет это плановой заменой несущего поголовья на птицефабриках ХК «Ак Барс», на долю которой приходится 67% производства куриных яиц в республике. Впрочем, даже несмотря на падение объемов производства, «остатков» с лихвой хватило бы, чтобы обеспечить растущий спрос со стороны населения, даже если бы поставки яиц из других регионов полностью прекратились.

Именно растущий спрос — кстати, не только со стороны населения, но и со стороны кондитеров, вынужденных сегодня искать отечественную замену дорогому импортному меланжу и другим содержащим яйца продуктам, привел к ситуации, которую отраслевые эксперты называют парадоксальной: в 2016 году рентабельность яичного производства впервые превысила рентабельность производства мяса бройлера; сегодня она составляет порядка 10% против 5—7% пять лет назад.

Земли на всех не хватит

Несмотря на то, что доля сельхозпроизводства в валовом региональном продукте РТ не превышает 6%, за Татарстаном закрепилось устойчивое реноме аграрного региона. Аналитики отмечают не только объемы производства основной сельхозпродукции, но и максимальную, по сравнению с другими регионами округа, диверсифицированность аграрного сектора.

— Если посмотреть на карту птицеводческих хозяйств, именно в Татарстане зарегистрировано самое большое количество КФХ, поставляющих на рынок мясо птицы — здесь их, если не ошибаюсь, 34, — отмечает Альберт Давлеев.

Кроме того, Татарстан следует общероссийскому тренду, в рамках которого растет производство и потребление мяса индейки, которым население отчасти замещает выпадающие из рациона говядину и свинину: на 1 декабря ее производство выросло на 100% к январю— ноябрю 2015-го, составив в сумме порядка 4 тыс. тонн. Общероссийскую динамику производства мяса индейки Татарстан опережает в 2,5 раза. Поголовье этой птицы растет и на частных подворьях, однако первую скрипку играют все-таки крупные хозяйства. В первую очередь, ООО «Лаишевский комбикорм», нарастившее объемы производства с 47 до 367 тонн, и ООО «Агрофирма «Залесный» (бренд «Индюжина»), вдвое увеличившее поголовье своего стада.

На фоне общеокружной статистики производства баранины и козлятины (минус 41 тыс. тонн за январь— сентябрь к уровню 9 месяцев 2015 года) Татарстан можно считать регионом-«героем». Поголовье овец в РТ за 11 месяцев выросло на 9%, а общий объем производства баранины и козлятины по отношению к 2015-му остался неизменным — 19,5 тысячи тонн.

Но в то же время, благополучие в плане диверсификации производства (не столько по видам животноводческой продукции, сколько по категориям производителей) — явление, скорее всего, временное. Аграрный комплекс республики развивается в соответствии с общероссийскими тенденциями, в рамках которых производственные активы консолидируются в руках крупных производственных комплексов, строящих свою бизнес модель на принципе «от поля до прилавка». Главный из этих активов — это земля. Давлеев отмечает, что в последнее десятилетие в Татарстане ее распашка происходит темпами, значительно опережающими даже темпы регионов Черноземной зоны РФ.

— Я сам родом из Татарстана, часто здесь бываю и своими глазами вижу, что в деревнях, к сожалению, птицы, баранов и коз на частных подворьях стало значительно меньше. Участков, где бы население могло заготавливать фураж или пасти мелкий рогатый скот, практически не осталось. Выход один — заготавливать корма, а это дорого. Кроме того, вступившие недавно в силу ветеринарно-санитарные требования к характеристикам забойных комплексов сделали процедуру забоя скота неподъемной не только для частников, но и для мелких КФХ, — резюмирует глава «Agrifood Strategies».

Татьяна Колчина

Новости партнеров