Новости

03:06 МСК
Все новости

Анвар Маликов: «Казанский феномен» — это был позор города»

Командир ОКОДов и первый руководитель пресс-службы МВД ТАССР прокомментировал скандальную креативную идею с названием казанских банд

Анвар Маликов: «Казанский феномен» — это был позор города» Фото: umvd-kazan.ru (участники ОПГ "Тяп-ляп" в ожидании приговора, 1980 год)

Дискуссия о «казанском феномене», запущенная с легкой руки одного из местных дизайнеров, разместивших принты с названием ОПГ (организованных преступных групп) на футболках, вызвала огромнейший резонанс в социальных сетях. Свое мнение по скандальной теме высказал и известный татарстанский журналист Анвар Маликов, который был не только очевидцем становления казанских подростковых банд, но и принимал участие в борьбе с этим явлением. В 1982—1985 годы он был командиром оперативных комсомольских отрядов (ОКОД) — сначала Кировского района, а затем всей Казани, в 1986—1991 гг. — руководителем пресс-службы МВД Татарской АССР.

Музей ОПГ? Для гопников будет «прикольно»

Анвар Адибович, ваше отношение к футболкам с надписями ОПГ и к предлагаемому туристическому бренду «Казанский феномен»?

— Видел в «Фейсбуке» баталии на эту тему и даже поучаствовал. Кто-то эти идеи оправдывает «чистым искусством», художественным творчеством креативного класса… А кто-то приводит в пример увековечивание памяти о концлагерях, как фашистских, так и ГУЛАГа. Да, это история, и это нужно знать и помнить. Я был в музее на Соловках — получил шок, туда надо возить в воспитательных целях сталинистов… Но, надеюсь, никто не додумается носить футболки с изображениями эсэсовцев, расстрельщиков?

Короче, инфантилизм и пофигизм — вот мои первые ассоциации в ответ на ваш вопрос. Большинство из участников дискуссии, даже те, кому посчастливилось не застать время «казанского феномена», осудили эти идеи, посчитав стебом, полной оторванностью от реалий. И многие верно подметили, что авторам несладко пришлось бы в те времена… А ведь кто-то уже заработал ореол гонимого инакомыслящего, когда другие, образно говоря, поливают их мочой (тоже в качестве самовыражения).

Насчет бренда… То же самое, что делать туристической фишкой трущобы. Наверное, для кого-то это будет интересно. Как в Соль-Илецке тюрьма для пожизненников «Черный дельфин» — неофициальный бренд, потому что у них ничего нет, кроме соли. А нам это нужно? Зачем притягивать специфический контингент?

— А как вы относитесь к идее музея ОПГ в Казани?

— Смотря, под каким соусом подать. Вот есть в Казани музей социалистического быта — интересно и для молодежи, и для ностальгирующих. Наверное, можно было бы там создать раздел. Да и в музее МВД Татарстана что-то подобное есть.

«Вот есть в Казани музей социалистического быта — интересно и для молодежи, и для ностальгирующих. Наверное, можно было бы там создать раздел. Да и в музее МВД Татарстана что-то подобное есть». Фото umvd-kazan.ru

Но в специальный музей ОПГ приличные люди, думаю, без специального интереса не пойдут. А если в воспитательных целях водить туда трудных подростков, они скажут: «Ваще клево! Прикольно».

В наше время был опыт, когда подучетников инспекции по делам несовершеннолетних возили на экскурсию в детскую колонию. Но это дело в итоге провалилось, потому что в той среде отсидка является своего рода орденом, привод в милицию — зачетом.

Пингвинья походка и «ритуальные хороводы»

— Как вам запомнилось время зарождения «казанского феномена»?

— Явные проявления были видны в Казани со второй половины 70-х годов. Хотя драки и раньше «двор на двор», «улица на улицу» были повсеместным явлением советского времени, а уголовная субкультура пронизывала все общество. Альметьевск, например, где прошло мое детство, был поделен на территории со своими названиями, которые крупно были написаны на домах. Был даже двор «Гестапо».

Другое дело, в Казани и Набережных Челнах все это начало оформляться в некую идеологию уже не по уголовным «понятиям», а со своей дисциплиной, некими целями. «Формой» одежды для «пехоты» (малолетки 14—16 лет) были трикотажные шапочки, надетые по самые глаза, телогрейки и «прощайки» на ногах.

Они ходили на «сборы», занимались на самодельных тренажерах в подвалах («качались»), патрулировали свои сферы влияния. Участвовали в пробежках тренировочных и в боевых — нападениях на чужие территории, когда от обрезков арматуры и бомбочек из баллончиков от сифонов чаще всего страдали мирные прохожие. Это называлось «мотаться», а сами они — «мотальщики».

— Насколько сильным было их влияние на молодежь?

— Они не дали прижиться в Казани различным течениям «неформалов» — хиппи, панкам и др. Били их повсюду, даже в цитадели «золотой молодежи» — Казанском госуниверситете. Здесь на дискотеках в конце 70-х уже водили огромные «хороводы» группировщики кто постарше. Эти были в мохеровых шарфах и меховых шапках местного производства. Не снимая их, вставали в круг на весь зал и переминались с ноги на ногу — такой был их ритуальный танец. Никто не смел войти в этот круг.

И так было абсолютно на всех дискотеках города. Они заполонили все рестораны и маломальские приличные кафешки. Удручало, что и студенты начали перенимать их стиль и идиотскую походку «пингвином».

Весь город был поделен на сферы влияния. Под контроль были взяты даже техникумы и профтехучилища. Туда не смели поступать жители враждебных микрорайонов. Как правило, враждовали соседствующие группировки, а союзы заключались с отдаленными. Пройти через вражескую территорию безнаказанно было нельзя. Выехать в центр города — тоже: обязательно наткнешься на «врагов». Везде и всегда можно было встретить группы по 10—15 «мотальщиков», куда-то целенаправленно идущие чуть ли не строем.

Удостоверения дружинников, 1970-е годы Фото umvd-kazan.ru

Когда подростки ехали на учебу в отдаленное учебное заведение, подконтрольное дружественной группировке, нередко по пути автобусы и троллейбусы закидывались металлическими шарами. В итоге дело кончилось тем, что для большинства выпускников школ возможности для продолжения образования были резко ограничены. А из других городов вообще перестали приезжать абитуриенты.

Да и в школу ходить было опасно. Был такой презрительный ярлык для тех, кто не «мотался», — «чушпан». Такие были «вне закона», с них требовали регулярную денежную дань. То есть со всех мальчишек микрорайона, кто не был группировщиком. Они спокойно не могли выйти во двор, пойти в школу. Обязательно остановят и спросят: «мотаешься?». По их кодексу, если тебя остановили «враги», ты должен честно сказать, за кого мотаешься, и получить свое. А если соврал, что не мотаешься, побьют свои.

Меня удивил один знакомый студент, приехавший из маленького городка Башкирии. Как-то увидел я его жестоко избитым — лицо было сплошной фингал, глаз не видно. Рассказал, как было. Его остановили в центре: «за кого мотаешься?». «За тукаевских», — зачем-то ответил он…

«Где тут подростки убивают друг друга?»

— Когда был пик?

— Самое жуткое время настало, когда примерно с середины 80-х они стали сознательно драться насмерть. Били арматурой по голове. Поэтому новым элементом зимней «формы» стала суконная шапка-ушанка с овчинной оторочкой, глухо завязанная под подбородком…

Это был позор города. В Казань перестали приезжать экскурсии… О нас стали писать московские издания, а потом и зарубежные. Понятие «казанский феномен» ввели в оборот московские журналисты.

— Говорят, вы каким-то образом причастны к появлению этого термина?

— Некоторым образом, да, хотя он был у нас под запретом. На дворе — перестройка и разгул гласности. Как меня угораздило оказаться в этот период первым профессиональным пресс-службистом республики, а именно в МВД, — видать, судьба. Тогда были рассекречены данные по нашему ведомству, и я оказался на настоящей «золотой жиле».

И так получилось, что в республике оказалась самая продвинутая региональная пресса. Газеты расписывали все ужасы подростковой группировочной преступности. Я аккуратно складывал эти публикации в отдельную папку.

А тут к нам приехала плановая комплексная проверка МВД СССР в составе двух десятков старших офицеров по разным направлениям. Был там сотрудник пресс-службы. «Ну, — говорит мне, — показывай, че тут пишут ваши газеты». А я, наивный, и выложил ему всю подборку.

Он с упоением начал читать, то и дело хватаясь за голову. Затем начал хвататься за мой телефон и названивать московским журналистам:

— Приезжайте в Казань! Здесь подростковые группировки насмерть дерутся друг с другом!

И всем давал мой номер. И понеслась! За полгода у меня побывали журналисты чуть ли не из всех московских СМИ, за исключением разве что «Мурзилки». А потом начали приезжать и иностранцы.

В общем, удар по репутации Казани был нанесен сокрушительный. Скажем, приезжает очередной молодой журналист, весь такой смелый и мужественный, и требует:

— Везите меня туда, где подростки убивают друг друга!..

Я же своим долгом считал просить их не ограничиваться «чернухой», а подпускать анализу на предмет социальных корней. Что, дескать, милиция только тушит пожар на торфяном болоте и ставит примочки на нарывы больного организма, пораженного метастазами. А об этом тогда еще не писали…

Появились публикации таких серьезных журналистов, как Юрий Щекочихин из «Литературной газеты», который первым заявил, что «казанский феномен» — это общероссийское явление, просто в Казани его изучили и смело об этом написали.

Затем подтянулись и ученые…

О корнях явления, как на «казанский феномен» реагировали власти, что делала милиция, как перебороли и может ли все повториться — об этом Анвар Маликов обещал рассказать в следующий раз.

Тимур Рахматуллин
комментарии 38

комментарии

  • Анонимно 22 дек
    всем ясно, что никакого музея ОПГ не будет (по крайней мере в ближайшем светлом будущем), но вот те, кто запустил эту идею, получили своё - пропиарились хорошенько на скандале, молодцы
    Ответить
    Анонимно 22 дек
    из "Европейского Татарстана" и Всемирного форума татарской молодежи пошло это предложение создать музей ОПГ
    Ответить
    Анонимно 22 дек
    А откуда у вас такая информация, что от них пошла? Зачем врёте, Раис?)
    Ответить
    Анонимно 22 дек
    Не знаю как музей, но нужно вообще осмыслить весь этот феномен очень серьёзно. Потому что никто не застрахован от повторения этого ужаса, нужно понять глубинные причины этого явления, чтобы не допустить его впредь.
    Ответить
    Анонимно 22 дек
    Радиф Кашапов в какой организации состоит? Всемирном форуме татарской молодежи?
    Ответить
    Анонимно 22 дек
    да, в форуме, с чего вы взяли, что европейский татарстан? он сказал, что в ново-татарской слободе было такое явление, и по аналогии с музеем освенцима сказал, что в целях профилактики возможно создать и музей опг (это кстати не предложение)
    Ответить
  • Анонимно 22 дек
    Думаю музей нужен. Не нужно додумывать за тех, кто будет посещать такой музей.
    Ответить
    Анонимно 22 дек
    Уже есть разделы в Музеях МВД и ФСБ.
    Достаточно.
    Надо только чаше водить подростков в эти великолепные музеи.
    Ответить
    Анонимно 22 дек
    Как же попасть в эти музеи простому гражданину ? Где купить билет и по каким числам пускают?
    Ответить
    Анонимно 22 дек
    поищите в Интернете: там есть телефоны
    Ответить
    Анонимно 22 дек
    так я не додумываю)) Я ясно пишу: "ПРИЛИЧНЫЕ люди, думаю, без СПЕЦИАЛЬНОГО интереса не пойдут"
    Ответить
  • Анонимно 22 дек
    жуткие времена. на корню искоренять надо таких гопников
    Ответить
  • Анонимно 22 дек
    Музей?! Таскайте туристов по кладбищам - вот вам и музей. С упоением рассказывайте сколько народу и за что убил вот этот из этой могилы, а сколько не успел убить другой - из могилы рядом... По большому счету арт-директора "Инде" обязательно нужно призвать к ответу. Она должна еще раз "пропиариться" на скамье подсудимых. Дабы узнать разницу между народными названиями районов Казани и увековеченными фотографиями на футболках гопников.
    Ответить
    Анонимно 22 дек
    мне кажется, вы слишком суровы, сейчас у всех разные взгляды на современные веяния
    Ответить
  • Анонимно 22 дек
    Помню-помню эти "хороводы ритуальные", в доме офицеров каждые выходные среди себе подобных ) Если вдруг вечер заканчивался дома, а не в милиции после массовой драки - считай, чудо. ) Я как раз застал времена сразу после телогреек и прощаек — самое пекло, когда чуть не ежедневно постреливали тут и там, жилка с борисковскими, хади такташ с первыми горками и все остальные понемногу. Свежи в памяти те годы, словно вчера все было. Хотя лучше бы забыть. Музей возможен, я считаю, но только после полного искоренения проблемы. Вот тогда он сыграет назидательную роль. А феномен и сегодня живее всех живых.
    Ответить
  • Анонимно 22 дек
    ну милиционеры тоже не такие святые были. и остаются
    Ответить
    Анонимно 22 дек
    А я милиционеров и не апологирую. Я прекрасно знаю, какие они были. Всякие были. Но здесь не о них речь.
    Ответить
  • Анонимно 22 дек
    Очень интересно, Анвар Адибович!
    Ответить
  • Анонимно 22 дек
    "Был такой презрительный ярлык для тех, кто не «мотался», — «чушпан». Такие были «вне закона», с них требовали регулярную денежную дань".

    Не скажу за всю Одессу, но регулярной дани в 4-ой школе Казани (Школьный пер.) и близлежащих улицах со "своих чушпанов" не взимали. Зато периодически случались нападения с целью завладеть одеждой и деньгами на чужих территориях. Мой личный опыт: своих чушпанов не трогали или редко трогали. Возможно, опасались последствий, поскольку многие их (гопников) лично знали.
    Ответить
    Анонимно 22 дек
    4-я школа и близлежащие улицы, были не типичными. Молодежи мало, народ поприличней. Рядом - две спецшколы, неподалеку - обкомовские дома. Группировок в том виде, о которых я пишу, здесь не было.
    Ответить
    Анонимно 22 дек
    Были Сквер и Калуга. Все было.
    Ответить
    Анонимно 23 дек
    Калуга и сейчас есть.
    Ответить
    Анонимно 23 дек
    А вниз с горы от 4-ой школы→ Суконка.
    Ответить
  • Анонимно 22 дек
    а ведь терминология прошлого и сейчас в ходу
    Ответить
  • Анонимно 23 дек
    ".. По большому счету арт-директора "Инде" обязательно нужно призвать к ответу" . Полностью согласна с этим мнением. В истории Казани и Татарстана в целом было много интересно, что можно было бы "увековечить" на футболках и свитерах, но она выбрали именно эту тематику. Я думаю, это не от большого ума и любви к истории своей малой родины.
    Ответить
    Анонимно 23 дек
    Да, за пропаганду преступного образа жизни вкатить бы лет пять! Кстати, а где соответствующая статья в УК?
    Ответить
  • Анонимно 23 дек
    Моим родителям глубоко за 70 и среди их друзей-соседей-коллег нет ни одного, кого бы не коснулось это горе: в КАЖДОЙ семье. Сыновья либо в тюрьме, либо на кладбище, либо пропали без вести. И это не зависимо от социального статуса, от судьи до аппаратчика, ведь это было время полноценного терроризма. В старух превратились матери, верившие в самую лучшую жизнь для своих детей, работая на стройках, вредных производствах, в партячейках, в школах... Эта боль утраты до сих пор в их уже слеповатых глазах и поджатых губах. А лучший музей - кладбище. Но за скульптурами и постаментами в полный рост не видно скромных надгробных плит тех, кто хотел прожить Свою жизнь. Нижнекамск.
    Ответить
  • Анонимно 23 дек
    ну наврал товарищ
    чушпанов не трогали
    если не был при делах мог спокойно передвигаться
    Ответить
    Анонимно 23 дек
    Чушпанов очень даже трогали, но так сказать чужие гопники. ;-) С других территорий, куда "чушпан" мог пойти, например, в кино. Но случались и исключения, когда грабили своих.
    Ответить
  • Анонимно 23 дек
    Пожалуйста, фильтруйте слова (насчет "наврал"). Везде ситуация была разная. Может в вашем микрорайоне такого не было, может быть, вам повезло (или это вы не трогали?), а я за свои слова отвечаю. Я объехал практически все ПТУ и техникумы, побывал в десятках школ, во всех инспекциях по делам несовершеннолетних... А уж встречи с разъяренными родителями мальчишек, которых приходилось провожать в школу и встречать, не забуду никогда. Автор.
    Ответить
    Анонимно 23 дек
    Автор, вы совершенно правы. Все так и было.
    Ответить
  • Анонимно 23 дек
    Но , то удивляло московских журналистов, что эти группировки делились НЕ ПО НАЦИОНАЛЬНОМУ ПРИЗНАКУ.
    Ответить
    Анонимно 23 дек
    да, был у гопников единственный плюс → интернационалисты. :-)
    Ответить
    Анонимно 23 дек
    Интернационализм в Казани распространялся только на местных. Узбеков или азербайджанцев, к примеру, в свои ряды не принимали, и вполне могли третировать их по нац.признаку, невзирая на веру.
    Ответить
    Анонимно 23 дек
    Верное уточнение. Вы правы.
    Ответить
  • Анонимно 23 дек
    Дополню. Помимо "чушпанов" и "мотающихся" (в девяностые эти стали "лазить") были "пишущиеся". Молодые люди не состояли в опг, но вращались с "пацанами" и, главное, рисовали на стенах надписи и логотипы, превозносящие отдельно взятую опг. Абитуриенты, евпочя. У них было меньше прав, чем у "мотков", но несоизмеримо больше, чем у "чушков". Уже в девяностые, на излёте, появились т.н. "парни". Этим надлежало отвечать, дословно - "я не лазию, но "чушпаном" себя не считаю". Иногда прокатывало.
    Круг на дискотеках, это, в общем-то, вполне душевно. Жутко было, когда эти строились на танцполе в колонну по четыре (как в спортзале) и в унисон двигались, исполняя "квадрат" - шаг назад, затем шаг вперёд и после ленивый выброс одной ноги в воздух. Танец бездумный, механичный, с отрицательной художественной ценностью, лишающий исполнителей всякой самостоятельности и индивидуальности. Он один выражал ВСЮ суть порядков, царящих в.
    Еще из интересного, ходили упорнейшие слухи, что где-то в Московском районе существует женская опг под названием "Квадрат". Утверждалось это "уважаемыми людьми", которые "отвечали за базар". Как не гуглил впоследствии, подтверждений факта не нашел. Кстати, список всех моталок Казани у меня есть, но, боюсь, фильтр зарежет, там реально много.
    Ответить
    Анонимно 24 дек
    Спасибо за дополнение! "За кого пишешься" - было. А вот всё остальное я уже не застал - отошёл, славу богу, от темы.
    Ответить
    Анонимно 26 дек
    Ну да - он не мотается, он пишется. Берёт ключ от двери и царапает на стенах заветную аббревитатуру (ТРК, КМС, ДКС, СКВЕР) над которой рисует корону. Конкурирующие коллеги или мотальщики, в свою очередь, пририсовывали к вершинам короны шарики, делая её шутовской. Это считалось страшным оскорблением, а потому шарики рисовались оперативно и с оглядкой.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии