Новости раздела

«Есть выражение — «поясни за шмот», на каком основании надел эту одежду. После — начинают бить»

Топовый блогер Олег Кашин неожиданно высказался в поддержку скандальной коллекции одежды с названиями ОПГ от казанской редакции

В соцсетях бурно обсуждается коллекция футболок с изображениями членов казанских банд и названиями знаменитых в прошлом ОПГ Татарстана. Причем автором такого креатива стала арт-директор журнала «Инде» Анастасия Ярушкина. Одежда выпускается под брендом «Сухая река». Неравнодушным к такой коллекции оказался и известный журналист Олег Кашин. В интервью корреспонденту интернет-газеты «Реальное время» он поддержал региональный бренд, найдя в нем отражение современных модных тенденций и вспомнив свою приятельницу Наталию Фишман.

«Поясни за шмот»

— В Казани достаточно бурную реакцию вызвала идея запустить свитшоты с названиями казанских ОПГ. Теперь инициаторы стараются говорить, что они на самом деле популяризируют народные названия районов Казани… Оппоненты в этом увидели чуть ли не жест, аналогичный поступку принца Гарри, пришедшего в нацистском костюме. На ваш взгляд, имеет право на жизнь такая инициатива?

— Я уверен, что право на жизнь имеет любая инициатива, тем более что ваши дизайнеры явно пытаются быть в тренде — сейчас все сходят с ума от дизайнера Гоши Рубчинского, который воспроизводит гопническую эстетику девяностых и имеет какой-то колоссальный успех за границей. Другое дело, что я не очень верю в то, что эти свитшоты выйдут за рамки концепта. Есть такое популярное хулиганское выражение — «поясни за шмот», то есть скажи, на каком основании ты надел эту одежду (чаще всего речь идет о полувоенной форме, камуфляже), — и после этой фразы человека, как правило, начинают бить. Мне кажется, здесь тоже очень высок риск, что в Казани обнаружатся люди, для которых это не просто одежда, и мало кто решится надевать ее и гулять в ней по улице.

«Сейчас все сходят с ума от дизайнера Гоши Рубчинского, который воспроизводит гопническую эстетику девяностых и имеет какой-то колоссальный успех за границей». Фото the-flow.ru

В свое время Денис Симачев делал футболки с надписями типа «Пацан сказал, пацан сделал», я видел их на московских модниках, мне это казалось забавным, а потом в Ростове я увидел такую же (вероятно, задорого купленную в Москве) футболку на татуированном амбале, причем на футболке Симачев нарисовал крест на толстой цепи, и на амбале поверх этого нарисованного креста был такой же на такой же цепи, но уже настоящий. Я подумал, что это все-таки жутковато выглядит — постмодернистская одежда на человеке, который понимает все шутки буквально. Когда ироничная футболка перестает быть ироничной, это выглядит омерзительно.

Пару слов о Фишман

— Олег, слышали ли вы о «казанском феномене»? Сталкивались ли с ним в жизни? На ваш взгляд, насколько правильно популяризировать и романтизировать данное явление?

— Слышал, но, слава Богу, не сталкивался, я все-таки моложе того поколения, которое помнит крик: «Казань» на площади трех вокзалов в Москве. Но, конечно, знаю очень многих людей, которые помнят. К тому же адвокаты, с которыми я работаю уже пять лет (ваша знаменитая «Агора»), — тоже в основном казанские, и от них я много интересного наслушался о той эпохе.

Не знаю, как прозвучит это сравнение, но здесь, мне кажется, та же неизбежность, что и с памятниками Ленину — у нас их в какой-то момент не посносили, и теперь, я думаю, не снесут никогда — это уже ни у кого всерьез не болит, Ленин в кепке — просто часть ландшафта и то, чего нет нигде в мире, то есть наш национальный туристический эксклюзив, гораздо более убедительный, чем псевдорусская старина. При этом я не люблю Ленина, считаю его упырем, и памятники ему мне не нравятся, но я реалист и понимаю, что Ленин будет всегда. И кварталы хрущевок будут всегда, и «Русь» — это уже именно они, а не старинные храмы и кремли.

Ваши группировки мне тоже кажутся более весомым местным брендом, чем все новодельное (не только мечеть в Кремле, но и то, чем занимается у вас моя знакомая Наталия Фишман), и даже правильно с точки зрения общественного оздоровления делать такую одежду — если зловещий бренд превращается в рыночное развлечение, значит, все уже отболело, проблема сошла на нет.

«Ваши группировки мне кажутся более весомым местным брендом, чем все новодельное (не только мечеть в Кремле, но и то, чем занимается у вас моя знакомая Наталия Фишман)». Фото Максима Платонова

— А как вы относитесь к идее музея казанских ОПГ? Будет ли носить он воспитательный характер или опять эффект будет обратным?

— Между музеем и тем явлением, которому он посвящен, не бывает знака равенства (собственно, это то, чего не понимают почти все участники споров о «Ельцин-центре», у них аргументы — или «Ельцин — великий человек, посмотрите какой хороший у него музей», или «Ельцин — злодей, и музей его плохой» — как будто не может быть хорошего музея про плохого человека или наоборот). Можно сделать такой музей, который очень убедительно и наглядно покажет, как чудовищен криминальный мир, и как важно избавляться от его проявлений в жизни. Ну и вообще — любой феномен лучше изучать и помнить, чем стирать из памяти. Если стирать, то он вернется.

«Вместо бандитов у нас сейчас силовики»

— На ваш взгляд, могут ли на улицы российских городов вернутся уличные банды в духе 80—90-х?

— Вот сейчас я, как и многие, с ужасом наблюдаю за феноменом АУЕ — криминализированные подростки в Забайкалье. Да, конечно, уголовный потенциал у нашего общества сейчас не ниже, чем в девяностые, просто пока не было повода ему проявиться в тех масштабах, в каких это было лет 20 назад. И все-таки имеет значение, что вместо бандитов у нас сейчас силовики. Кстати, и среди ваших местных брендов, наряду с теми группировками, — конечно, ОВД «Дальний». У меня он с Казанью ассоциируется гораздо сильнее, чем лавочки и велодорожки.

— Есть ли в среде креативной молодежи тенденции по романтизации криминального прошлого? Откуда это у них?

— Не думаю, что прошлого — скорее этики и эстетики. Дизайнеры, такие как Рубчинский или раньше Симачев, вдохновлялись уникальными российскими образами, которых вообще-то не так много, и блатная эстетика — одно из немногих явлений, которые у нас не скопированы с Запада, а уходят корнями вот в это послевоенное, с фиксами и финками. Это, во-первых.

«Среди ваших местных брендов, наряду с теми группировками, — конечно, ОВД «Дальний». У меня он с Казанью ассоциируется гораздо сильнее, чем лавочки и велодорожки». Фото Михаила Соколова (kommersant.ru)

Во-вторых, мне сейчас это трудно сформулировать, но я грешу на вот этот левацкий молодежный призыв в журналистике, почему-то в последние годы многие антифашисты, нацболы и анархисты стали в Москве журналистами, а их опыт общения и большое количество сидевших товарищей располагает к тому, чтобы интересоваться этими вещами. Например, поговорку про два стула я впервые в жизни услышал от своего товарища по «Коммерсанту», в прошлом известного антифа-активиста. А журналисты — это всегда передовой отряд креативной молодежи.

— Олег, вы сами давно ли были в Казани? Сейчас город, на ваш взгляд, безопасен ли?

— Я бывал у вас несколько раз, начиная с середины нулевых, город всегда производил впечатление чуть ли не самого благополучного российского миллионника — видно, что республика богатая, и видно, что (в отличие от русских областей) местные всерьез любят свою республику и свой город и чувствуют себя там хозяевами. Последний раз я был у вас летом 2013 года, мы с женой проводили в Казани уик-энд по дороге из Кирова в Женеву (летели через Стамбул, было очень удобно). Много гуляли, в том числе ночью, ничего опасного не видели. До этого я был у вас в 2011-м в связи с «Булгарией», повод мрачный, но город понравился и тогда, однако в 2013-м я его не узнал — много всего перестроили, признаков Европы стало больше, и вот это столичное ощущение, которое и раньше было, стало каким-то вообще абсолютным — это не лесть, Казань больше похожа на столицу, чем Братислава или даже Варшава.

«Реальное время» готово предоставить всем желающим возможность высказаться о скандальной коллекции.

Тимур Рахматуллин
Справка

Олег Владимирович Кашин — российский журналист и писатель.

  • Родился в 1980 году в Калининграде.
  • В 2003 году окончил Балтийскую государственную академию рыбопромыслового флота по специальности «судовождение на морских путях».
  • В 2001—2003 годах — специальный корреспондент «Комсомольской правды» в Калининграде.
  • В 2003—2005 годах — корреспондент ИД «Коммерсантъ».
  • В 2005 году — специальный корреспондент газеты «Известия».
  • В 2005—2007 годах — обозреватель журнала «Эксперт».
  • С апреля 2007 года — заместитель главного редактора журнала «Русская жизнь» (rulife.ru).
  • В 2011 году Олег Кашин вошел в Наблюдательный совет, контролирующий сбор средств для издания доклада «Путин. Коррупция».
  • В июне 2011-го участвовал в гражданском форуме «Антиселигер».
  • С 2011 по 2012 год — специальный корреспондент ИД «Коммерсантъ».
  • В октябре 2012 года избран в Координационный совет российской оппозиции.
  • В 2013 году принимал участие в серии одиночных пикетов за освобождение участниц Pussy Riot.
  • В 2014 году открыл сайт Kashin.guru для «новой русской интеллигенции». Сотрудничал с изданиями «Русский журнал», «Re: акция», «Твой день», «Медведь», «Большой город», Republic (Slon), Colta, Svpressa и Sputnik & Pogrom».
  • С 2015 года — ведущий авторской программы «Кашин. Гуру» на телеканале «Дождь».

комментарии 39

комментарии

  • Анонимно 21 дек
    это отвратительно. не должны эти вещи носиться людьми, это преступники на них! мир сошел с ума
    Ответить
  • Анонимно 21 дек
    Кошмар какой! Что за извращенное сознание у людей.
    Ответить
  • Анонимно 21 дек
    Кашин - супер! Классно он осадил этих ханжей
    Ответить
  • Анонимно 21 дек
    эту гоповскую моду хорошо подхватили в нулевых посетили мечети аль-ихлас. и иже с ними. самые передовые и модные парни - ваххабайты и хизбы)))
    Ответить
    Анонимно 21 дек
    Вот не надо только на мусульман намекать, что они гопники и бандиты.
    Ответить
  • Анонимно 21 дек
    меня пугает современные модные веяния...
    Ответить
    Анонимно 21 дек
    а меня уже нет. привык к любому пугалу
    Ответить
  • Анонимно 21 дек
    Какая разница кто что носит, лишь бы человек был порядочный
    Ответить
  • Анонимно 21 дек
    Реальное время, вы молодцы. Отличное интервью. Замечательный собеседник.
    Ответить
  • Анонимно 21 дек
    "Поясни за шмот" говорят не на камуфляж, а на конкретный бренд. Как таковой Stone Island - итальянская мужская одежка с патчем на рукаве, которую почему-то полюбили "ультраправые". И вот в войнах между ними и антифой эта фраза стала актуальной. Мол, если ты не относишься к субкультуре, то не тебе носить этот "опознавательный знак". Сам, кстати, очень люблю Стоун, не относясь ни к одной из субкультур. Строгая, качественная одежда. Не уличным охламонам указывать, в чем вечерний променад устраивать..
    Ответить
  • Анонимно 21 дек
    Впервые слышу фразу "за шмот". Это на московских тусовках предъявляют?
    Ответить
  • Анонимно 21 дек
    с такими рожами на футболке (как на постере), волей не волей в порядочности человека усомнишься
    Ответить
  • Анонимно 21 дек
    представьте реакцию человека, у которого родные погибли в сталинских лагерях или в Бухенвальде, если рядом с ним сидит молодой пацан или девчонка в футболке со Сталиным или Гитлером?
    А теперь представьте реакцию человека, родственника которого убили или покалечили отморозки с Теплоконтроля, и он видит человека в этой футболке?
    Ответить
    Анонимно 21 дек
    не представляю
    Ответить
    Анонимно 21 дек
    и не дай Бог представить.
    Ответить
    Анонимно 23 дек
    ты непуганный идиот ,но жизнь предоставит тебе эту возможность
    Ответить
    Анонимно 21 дек
    Со Сталиным не то что футболки, автобусы ездят и плакаты рекламные стоят
    Ответить
    Анонимно 21 дек
    Представьте родственников человека, пострадавшего в ОП Дальний, когда они видят полицейскую форму. Что, теперь запретить полицейскую форму?
    Ответить
    Анонимно 21 дек
    не передергивайте. не путайте бандитов в полицейской форме и бандитов как таковых.
    Ответить
  • Анонимно 21 дек
    Фишман все-таки симпатяшка
    Ответить
    Анонимно 21 дек
    ну да))))
    Ответить
    Анонимно 21 дек
    на любителя
    Ответить
    Анонимно 21 дек
    С пивком пойдет
    Ответить
    Анонимно 22 дек
    Балтика девятка. Много. Очень много.
    Ответить
  • Анонимно 21 дек
    ватники-поцреоты негодуэ
    Ответить
  • Анонимно 21 дек
    индешники, разлогиньтесь, премию получите..
    Ответить
  • Анонимно 21 дек
    Инде заставляет о себе говорить вновь и вновь. Скандальный образ им идет.
    Ответить
  • Анонимно 21 дек
    Представленные примеры совершенно не годятся для оправдания.
    Стиль одежды обезличен. Предлагаемые же принты несут конкретную информацию о конкретных событиях в конкретных местах. И воспоминания об этом у большинства ныне здравствующих еще свежи и далеко не позитивны что бы ими можно было равлекаться. Со стороны же, вся эта канитель выглядит как агрессивный PR ИНДЕ не более. Кашина еще подключили, тоже мне) Они б еще Киркорова позвали!)))
    Ответить
  • Анонимно 21 дек
    И вообще, не пахнет ли здесь экстремизмом разжиганием ненависти или оскорблением чувств?
    Ответить
    Анонимно 21 дек
    и где тут экстремизм и разжигание ненависти?
    Ответить
    Анонимно 21 дек
    С этого начиналась бандеровщина на Украине.....
    Ответить
    Анонимно 21 дек
    с чего именно?
    Ответить
    Анонимно 21 дек
    дуростью тут пахнет)) просто они не знают о чем поют...и это хорошо, что они об этом не знают. но память об этом должна быть, чтобы не повторять прошлых ошибок.
    Ответить
    Анонимно 22 дек
    Согласен. Они далеки от смысловой подоплеки предложенных ими брендов, как Сталин от голубя мира.
    Ответить
  • Анонимно 21 дек
    Ааа, я видела тут статью Хаковой Радмилы в РВ! Круто она рассказала об этом бренде
    Ответить
  • Анонимно 22 дек
    это не более чем карнавализация явления - не нормально для старшего поколения и в норме - для молодых
    Ответить
    Анонимно 23 дек
    для молодых ослов ,ты забыл сказать
    Ответить
    Анонимно 23 дек
    Чем гордиться то тут ,жуткой нищетой и проблемами того времени ,почему то не видел житель Рио де жанейро с надписями на футболках "Фаввелы это круто!" .Вы не видели помойку того времени ,поэтому и сочиняете бредовые надписи для одежды.Идея отстойная.
    Ответить
  • Анонимно 02 мар
    Моральные уроды, додуматься до такого надо было. Если бы по жизни попали под пресс этих группировок в то время, такое в голову не пришло бы. Вспоминая те годы, только страх в Казани. Не дай Бог повторится всему этому.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров