Новости раздела

Трудно быть Чайковским

Трудно быть Чайковским
Фото: realnoevremya.ru/Максим Платонов

Вчера в ГБКЗ им. С. Сайдашева прошел третий концерт VI Международного фестиваля современной музыки им. С. Губайдулиной. Программа представляла собой авторский вечер композитора Александра Чайковского. Кстати, автора визитной карточки ГСО РТ — «Стана Тамерлана», это сочинение теперь традиционно играют на бис. Без этого не обошелся и вчерашний концерт, на котором побывала корреспондент «Реального времени».

Диалог альта и скрипки

Не знаю наверняка, но могу предположить, что композитору Александру Чайковскому не очень просто жить с такой фамилией. Можно догадаться, что с однофамильцем сравнивают, а выдержать такое сравнение ой как трудно. Тем не менее наш современник Чайковский — известный композитор, пианист, педагог и общественный деятель.

Автор разножанровых произведений, среди которых (как причудливо иногда ложатся карты) опера по роману В. Орлова «Альтист Данилов». По тому самому роману, про который на днях альтист Юрий Башмет заявил нашему изданию, что не он стал прототипом главного героя. Правда, почему-то книга вышла с его фотографией на обложке. Странный, таинственный роман, странная, таинственная одноименная опера.

Впрочем, вчера на концерте ГСО РТ, который прошел в рамках фестиваля Concordia, оркестр продолжает знакомить казанскую публику с течениями в современной музыке, тем самым показывая среду, в которой родился и живет талант Софии Губайдулиной.

В этом году фестиваль масштабный, он открылся ораторией Онеггера, из Казани переместился в Москву, где оратория имела оглушительный успех, а вернувшись в Казань разразился колоссальной программой из сочинений самой Софии Асгатовны. И вот вчера — творческий вечер Александра Чайковского.

Программа началась с Концерта для контрабаса с оркестром, солировал Марат Волков, концертмейстер группы контрабасов ГСО РТ. Низкий звук контрабаса шел как будто из подсознания, он нарастал, вступали скрипки, тревожная музыка будоражила душу.

Отделение продолжилось Концертом для скрипки, альта и симфонического оркестра «Далекие сны детства». Скрипка и альт — то в диалоге, то в противоборстве. Они ведут свою сюжетную линию, сливаясь с оркестром. Солируют Максим Монасыпов (скрипка) и Айдар Багаутдинов (альт), оба из ГСО РТ. За всем этим дирижер — легкий, темпераментный, парадоксальный.

Музыка Чайковского непроста, интеллектуализм в ней разбавлен чистейшей воды эмоциями. В «Далеких снах детства» они печальны, как каждая ушедшая светлая пора, которую мы вспоминаем с грустью.

Новая манера дирижирования

Второе отделение начинается резким, почти гротесковым сочинением под названием Шесть вариаций на застольную тему для кларнета с оркестром. Есть в этой музыке что-то от прозы Салтыкова-Щедрина, от болезненной иронии Гоголя. Есть в ней азарт и отчаяние. Если оперировать театральными жанрами, то можно сказать, что автор выбрал один из самых сложных — трагикомедию. Именно так, мне показалось, прочел и трактовал Шесть вариаций, в которых солировал кларнетист Игорь Федоров, Александр Сладковский.

Второе исполненное произведение — Симфония № 3, посвященная известному детскому врачу Леониду Рошалю. Сочинение четкое, логически выстроенное, в котором опять-таки автор показал свой темперамент и дал возможность проявить его оркестру и дирижеру.

Надо отметить, что все время концерта Александр Чайковский находился в правой нижней ложе, принимая адресованные ему оркестром комплименты. Но после симфонии композитор вышел на сцену, долго раскланивался под аплодисменты зала и музыкантов и дальше произошло неожиданное.

«Стан Тамерлана» Чайковского давно уже считают визитной карточкой ГСО РТ, на редком концерте не звучит этот фрагмент из оперы «Легенда о граде Ельце, деве Марии и Тамерлане». Вчера же, на творческом вечере, сам Бог повелел его исполнить. Но тут начались странности…

Чайковский и Сладковский, словно сговорившись, сели на авансцену, спиной к оркестру и по-братски обнялись. Оркестр в это время начал играть без дирижера! Время от времени композитор и маэстро поворачивались к музыкантам и легким движением руки направляли их. Можно сказать, что родилась новая манера дирижирования, встреченная публикой, оценившей юмор, с большим воодушевлением.

1/30
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
Татьяна Мамаева, фото Максима Платонова

Новости партнеров