Новости раздела

Михаил Черепанов: «Согласен с теми, кто не дает Казани стать городом воинской славы. Это девальвация звания»

Каковы шансы Казани получить статус Города воинской славы?

Нацархив РТ на днях выступил с предложением удостоить Казань статуса Города воинской славы. Подобная идея нашла как своих сторонников, так и противников. В пользу такой инициативы назвали несколько факторов: столица Татарстана внесла огромный вклад в Победу в 1945 году, по территории республики проходил Казанский обвод, а сам город, по некоторым сведениям, подвергался вражеской бомбежке. Однако у оппонентов есть свой весомый аргумент: ни в самом городе, ни близ него не велись боевые действия Великой Отечественной войны. О том, почему Казань все-таки заслуживает этого звания, но никогда его не получит, рассказал в интервью корреспонденту «Реального времени» Михаил Черепанов, заведующий Музеем-мемориалом Великой Отечественной войны в Казанском кремле.

Кто бомбил Казань?

— Казани хотят присвоить статус Города воинской славы. Михаил Валерьевич, каково ваше отношение к такой инициативе?

— Если Казани давать такое звание, когда на нас ни одна вражеская бомба не упала, ни один вражеский бомбардировщик до нас не долетал, то его нужно присваивать и тем городам, которые хотя бы бомбились: Самаре, Горькому (Нижнему Новгороду). Такое звание вполне заслуживают и Саратов, и Ульяновск, и, тем более, Челябинск, который не меньше нас сделал. Тогда пол-России надо называть городами воинской славы. Та же самая логика, когда всем ветеранам войны выдали ордена Отечественной войны по указу Брежнева. На фронте завоевывали их кровью, а в 85-м раздали как сувениры.

— Подождите, Брежнева в 1985 году уже не было в живых…

— Решение выдать всем ордена принял Брежнев, в 82-м он умер и по его указу выдавали их до 85-го года. И раздавали их во всей стране. Фактически этот орден стал значком «Фронтовик». Боюсь, что будет то же самое. Под городом воинской славы подразумевается тот, в котором были бои, или город, у которого были заслуги перед Отечеством? Перед Отечеством имеют заслуги практически все города: и Омск, и Свердловск, и Тюмень… Тогда все города нужно называть — городом воинской славы. Во всех формировались дивизии и воинские части, я уже не говорю про оборонную промышленность. Мы фактически девальвируем это звание. В статусе этого звания было написано, что там должны были происходить боевые действия. В качестве исключения дали Грозному, в котором не было никаких действий, но он был хотя бы прифронтовым.

Эта история тянется уже лет двадцать. Наши ветераны тогда еще ее начинали, я в «Книге памяти» работал… И каждый раз нам это звание не давали, потому что логически размышляли так: раз город был в тылу, значит, он не может физически быть городом воинской славы. Городом трудовой славы — еще может быть. Кстати, Якутия посылала на фронт своих снайперов и Бурятия посылала, Челябинск отправлял танки, Коми, Киров… Все готовили своих солдат и офицеров.

«В июле 42-го, действительно, фотографировали Казань. Но не бомбили». Фото с сайта картататарстана.рф

— Есть версия, что немецкая авиация бомбила город в 1941 году. Насколько такая информация достоверна?

— Я знаю это предположение. Много свидетелей, что бомба упала на территорию фабрики «Спартак». Действительно она упала и взорвалась. Просто она случайно упала с нашего советского бомбардировщика, который взлетал с нашего авиационного предприятия. Были свидетели, которые говорили, что видели самолеты, летающие над нашими объектами и над мостом. Но это были фотографирующие разведчики. Это не были бомбардировщики. Какие-то фотографии опубликованы в интернете, посмотрите, они там есть. В июле 42-го, действительно, фотографировали Казань. Но не бомбили.

Бессмысленный ров

— А Казанского обвода не достаточно ли для присвоения статуса?

— Да, есть другой повод: мы тут строили оборонную линию — Казанский обвод. Но строили ее в 800 км от боевых действий в 41-м году. Тогда такую оборонную линию нужно было строить под Сталинградом. Или хотя был под Горьким. Но никак не в глубоком тылу. Тратить такие огромные ресурсы, отвлекать такие огромные силы на копание 400 км противотанкового рва перпендикулярно Волге бессмысленно. Посмотрите на карту. Если бы немцы поперли, например, от Москвы, то они как раз вдоль танкового рва и пошли бы в наступление. Если бы они пошли от Сталинграда, то они бы сначала форсировали Волгу, а потом пошли в нашу сторону.

— И противотанковая линия совсем не имела никакого значения ни для Советского Союза, ни для немцев?

— Этот противотанковый ров со стороны Чувашии не играл бы никакой роли — ни стратегической, ни тактической. Поэтому говорить о том, что это пример воинской славы — мягко говоря, натяжка. Вы на карту посмотрите. Покажите любому ребенку и спросите: «Вот эта линия, которая идет перпендикулярно Волге, какую-нибудь роль сможет сыграть при наступлении немцев?». Откуда немцы могут наступать? Если бы с юга пошли, взяли Сталинград, они, само собой, сначала бы форсировали Волгу, а не бежали бы вверх по течению. Им вообще-то нужен был Кавказ, а не Казань.

— Кто строил оборонительные противотанковые укрепления? Помогали ли военные?

— Какие военные? Их строили те же самые колхозницы, студентки — в основном женщины. В том-то и дело, что женщины рыли, никаких экскаваторов не было. Вы попробуйте зимой лопаткой покопайте яму три на три метра, причем 400 км в длину. Это сколько народу просто-напросто замерзло, сколько простыло и умерло. Какая цена заплачена за эту линию! Какая польза была бы, если те же самые девчонки работали на пороховом заводе или на авиационном. Сколько пользы они бы принесли фронту. 41-й год…

Мы, конечно, патриоты Казани, должны выступать за то, чтобы наш город получил это звание. Точно так же патриоты любого города должны выступать за свой. Тот же Ижевск, где жил Калашников, в котором до сих пор гордость нашей страны производят — автоматы Калашникова.

«Этот противотанковый ров со стороны Чувашии не играл бы никакой роли ни стратегической, ни тактической. Поэтому говорить о том, что это пример воинской славы – это, мягко говоря, натяжка». На фото rukazan.ru строительство Казанского обвода

«Звание все-таки надо заслужить»

— Так вы все-таки за присвоение этого статуса?

— Да, я за это. Но я знаю, почему нам не дадут. Согласен с теми, кто не дает. Это действительно девальвация звания.

— Может быть, и звание такое для городов не нужно, поскольку как минимум полстраны будут претендовать на него?

— Это то же самое, что называть городами-героями все города. Чем, например, отличается город Ржев от Смоленска? Смоленск — город-герой, а Ржев — нет. И если говорить об этом, то у нас городов-героев должно быть не 11 штук, а как минимум 50. Но это обесценивание звания. Сразу извиняюсь, это все равно, что всех погибших летчиков в Сирии называть Героями России. Но это никуда не годится: звание Героя России все-таки надо заслужить, а не просто погибнуть.

— Сколько Татарстан отправил на войну своих бойцов?

— 700 тысяч с территории республики. От Казани не меньше сотни тысяч ушли.

— Есть ли сведения, сколько работало людей на оборонных предприятиях республики?

— У нас тут работали в том числе и эвакуированные из Ленинграда, из Москвы, из Сталинграда, из других городов. У нас было не только авиационное производство, но был эвакуирован часовой военный завод в Чистополь, в Зеленодольск — много оборонных заводов, в том числе по производству военных кораблей, изготовлению деталей к танкам, «Катюшам», реактивным снарядам и т. д. Казань и вся Татария были настоящим арсеналом, можно сказать, оборонной столицей. Но сказать, что мы сделали больше, чем Горький или Самара, это натяжка. Количество работающих никто не скажет. Это до сих пор секрет. Объем рабочих на оборонных предприятиях является военной тайной до сих пор.

«Объем рабочих на оборонных предприятиях является военной тайной до сих пор». На фото из Национального архива РТ цех сборки авиационных моторов на заводе № 16. 1942 г.

— Более 50 лет прошло…

— Карты, которые делали немцы, до сих пор секретны для нас с вами, чтобы мы не знали, какие предприятия были на территории Казани. Это знали немцы-фашисты. А нам знать не положено.

Тимур Рахматуллин
Справка

Михаил Валерьевич Черепанов — заведующий Музеем-мемориалом Великой Отечественной войны Казанского кремля; заслуженный работник культуры Республики Татарстан, член-корреспондент Академии военно-исторических наук.

  • Родился в 1960 году.
  • Окончил Казанский государственный университет им. В. И. Ульянова-Ленина по специальности «Журналистика».
  • С 2007 года работает в Национальном музее РТ.
  • Один из создателей 28-томной книги «Память» Республики Татарстан о погибших в годы Второй мировой войны, 19 томов Книги памяти жертв политических репрессий. Республика Татарстан и др.
  • Создатель электронной Книги памяти Республики Татарстан (списка уроженцев и жителей Татарстана, погибших в годы Второй мировой войны).
  • Автор тематических лекций из цикла «Татарстан в годы войны», тематических экскурсий «Подвиг земляков на фронтах Великой Отечественной».
  • Соавтор концепции виртуального музея «Татарстан Отечеству».
  • Участник 60 поисковых экспедиций по захоронению останков солдат, павших в Великой Отечественной войне (с 1980 года), член правления Союза поисковых отрядов России.
  • Автор более 100 научных и научно-просветительских статей, книг, участник всероссийских, региональных, международных конференций.

Новости партнеров