Новости раздела

Uber будет бороться рублем против казанских таксистских «фокусов»

Как водители ищут способы обойти систему, а компания — наказать своих работников

Предприимчивые таксисты Казани научились зарабатывать сразу на нескольких службах заказа такси, используя ошибки систем. В Uber заявляют, что «мошенников» будут находить и строго наказывать. Однако таксисты уже обсуждают, как можно избежать наказаний. В целом в мире применение уловок таксистами достигло таких масштабов, что в компании решили нанять хакеров для поиска системных «дыр».

Один по цене двух

Один из пользователей такси Uber неожиданно для компании вскрыл схему обмана системы, распространенную в Казани. Разоблачителем таксистских фокусов оказался вице-президент компании Acronis и сооснователь «Рокетбанка» Виктор Лысенко.

— Местная инновация, — написал Лысенко. — Еду в Казани в аэропорт, вызвал Gett, приезжает девушка на «Тигуане». Говорит: «А вы можете еще и по Uber меня вызвать и выбрать оплату наличными?». Ее этому ребята вчера научили, они так все время делают. Сервисы доплачивают за поездку, и она за одну поездку получит деньги от обеих. Дырка в схеме быстро находит свой лайфхак.

Не секрет, что многие «таксующие» подключаются сразу к нескольким сервисам. Напомним, ранее «Реальное время» подробно изучало систему работы таких сервисов. Даже при легальной работе сотрудничество с ними дает водителям определенные выгоды, а подобные дыры позволяют даже зарабатывать двойной тариф.

Roem.ru, придавший историю огласке, нашел и еще один казанский лайфхак, на этот раз исключительно для такси Gett. По условиям Gett, если пункт отправления и назначения в центре, то поездка стоит 49 рублей. Остальное оплачивает сам сервис. При этом неважно, какой была траектория поездки. Так что водители могут везти пассажиров из центра по нужному адресу, а затем, не останавливая счетчик, возвращаться в центр. С пассажира система списывает 49 рублей, а водителю за «возврат» в центр доплачивается за километраж и время из кармана компании. Этот лайфхак распространяется в соцсетях самими таксистами.

«Липовые» координаты, подборка промокодов и «страшные» водители

Казанские таксистские технические фокусы — далеко не первые. Сколько существуют электронные системы такси, столько и пытаются их взломать. Чаще всего жертвами становятся самые распространенные в мире Uber и Gett.

В России самый известный таксистский лайфхак в публичную сферу утек в августе этого года. Онлайн-агрегаторы такси Gett, «Яндекс.Такси», Wheely, Uber обнаружили, что сотрудничающие с ними водители иногда используют программы, искажающие показания GPS-системы и подменяющие координаты их автомобилей на карте. Эти программы применялись ими чаще всего в аэропортах. Водитель мог установить координаты прямо на взлетной полосе. Системы выбирают самую близкую к заказчику машину. Если клиент заказывал такси из приземлившегося самолета, такой оказывалась та, которая, согласно GPS-данным, находилась прямо на полосе.

Китайские водители Uber пользовались правилами компании, согласно которым водитель в случае отказа клиента за несостоявшийся вызов получал компенсацию от компании. Одни нанимали «звонильщиков», которые вызывали такси, а потом отказывались от заказа. Другие, взламывая систему, ставили в своих профилях страшные фото, которые отпугивали клиентов.

«Дырами» в системе пользовались и сами клиенты. Так, американские клиенты Uber долгое время знали о баге системы, который допускал подбор промокодов на скидку.

Uber решил наказывать таксистов, но платить взломщикам

Сервисы заказа такси регулярно исправляют ошибки в системах, но находчивые таксисты и их клиенты регулярно находят новые дыры. Все это заставило Uber, например, обратиться к профессиональным хакерам. Еще в марте этого года компания объявила о программе «Награда за баг», в которой предлагает хакерам взломать системы компании. Uber обещал платить «дружественным» хакерам за нахождение возможных ошибок в сайтах и приложениях компании. Вознаграждение оценивалось от 5 до 10 тысяч долларов.

Что касается казанских лайфхаков, то в Gett никак их не комментируют: письменные запросы остаются без ответа, а телефоны службы поддержки в Казани и Москве целый день не отвечают.

В Uber наоборот ситуацию охотно комментируют, правда, ограничиваясь общими формулировками. Как рассказали «Реальному времени» в пресс-службе Uber, компания разработала целую систему борьбы с таким мошенничеством: «В Uber есть специальные системы и алгоритмы, которые мониторят случаи злоупотребления. Случаи, подобные данному примеру, выявляются достаточно быстро. Как правило, Uber отменяет любые доплаты и бонусы за поездки, если такие случаи фиксируются». Впрочем, в социальных сетях в таксистских группах уже обсуждают, как обойти такие меры компании.

Дмитрий Семягин, Лина Саримова

Новости партнеров