Новости раздела

Адвокат бугульминского школьника-«убийцы бомжей» vs Следком

По мнению защиты, расследование дела о двойном убийстве ведется неэффективно и необъективно

Адвокат бугульминского школьника-«убийцы бомжей» vs Следком
Фото: realnoevremya.ru/Ирина Плотникова

В Татарстане продлили арест 15-летнему подростку, обвиняемому в убийстве двоих бомжей и твердящему о своей невиновности. Возражая против этого, защита на заседании суда подняла два вопроса: как далеко продвинулось следствие за два месяца со дня прошлого продления меры пресечения и почему не проверяется версия о причастности к убийству главного несовершеннолетнего свидетеля.

По подозрению задерживали и других школьников

Под стражей ученик 9 класса бугульминской школы № 18 находится уже четвертый месяц. В день ареста 30 июня он заявил суду: к двойному убийству не причастен, но знает, кто это сделал. Такие же показания мальчишка дал на первом допросе и с тех пор их не менял. Но в деле имеется его первичное объяснение оперативникам с полным признанием в зверствах у теплотрассы на улице Гашека, где был устроен рукотворный домик бомжей. По данным следствия, в ночь с 11 на 12 мая спящим мужчине и женщине нанесли больше 20 ранений.

Побывав на месте трагедии, корреспондент «Реального времени» выяснил: в виновность арестованного подростка не верят ни «соседи» убитых — жильцы домов по улице Гашека, ни его педагоги. В защиту выступают друзья и семья. «Оперативники «работали» с парнем в нарушение требований законодательства», — заявил «Реальному времени» его адвокат Алексей Круглов. В Следкоме эти обстоятельства не комментируют, хотя не отрицают: изначально по подозрению в преступлении задерживали и других школьников.

В суде вопросы законности получения доказательств по громкому делу пока не рассматривались. 12 октября следователь по особо важным делам Бугульминского следственного отдела СУ СКР по РТ Рамиль Гатин ходатайствовал о продлении ареста обвиняемому школьнику еще на месяц. По его словам, до 17 октября завершить следствие, предъявить окончательное обвинение и направить материалы в прокуратуру не удастся, а обстоятельства, ставшие основанием для ареста подростка, «не отпали». Помощник прокурора Бугульмы Артур Киселев ходатайство следствия поддержал.

Наступление защиты

О том, что адвокат школьника с таким подходом не согласен, было слышно даже в коридоре суда. Защитник обратил внимание суда, что в августе, на прошлом заседании по продлению ареста, следствие выдвигало те же доводы. А что же было сделано за два месяца? Этот вопрос заинтересовал и судью Римму Галимову, она обязала следователя представить справку о проделанной работе, отложив заседание на 13 октября. Чем, по сути, ускорила ход расследования.

Сразу после объявления перерыва Рамиль Гатин пригласил присутствующих — мать школьника, являющуюся его законным представителем, его классного руководителя и адвоката — на следственные действия в соседнее здание. Самого парня в наручниках туда привели раньше, ведь по соседству с судом находится не только отдел полиции, но и изолятор временного содержания. Следующие 2 часа сторону защиты знакомили с результатами проведенных следствием экспертиз по уголовному делу.

А на следующий день, после возобновления судебного заседания, в справке о проведенных следствием действиях было упомянуто и вчерашнее ознакомление. Впрочем, адвокат Круглов вновь нашел повод для упреков: «В справке, которая следователем представлена, не указаны даже даты получения экспертиз… И скрыты факты того, что с 16 сентября по настоящее время фактически ни одного следственного действия с моим подзащитным не проводилось… На мой взгляд, это свидетельствует о неэффективности предварительного следствия».

Лучше хороший свидетель, чем плохой подозреваемый?

Также защитник потребовал представить доказательства, что освобождение обвиняемого подростка хотя бы под домашний арест создаст помехи следствию. «Он может воздействовать на свидетелей и очевидцев», — ответил представитель Следкома. «Я вас прошу со ссылкой на материалы дела доказать эти факты», — настаивал адвокат. После молчания Гатин ответил: «Ну, допустим, показания самого обвиняемого, в которых он отрицает свою вину и пытается свалить ее на Сидорова (фамилия несовершеннолетнего изменена. — прим. ред.)».

Адвокат: Это его позиция защиты… Вам известно, что непризнание вины не является основанием [для ареста. — прим.ред.]?

Следователь: Речь не идет о признании вины… Речь идет о воздействии на Сидорова…

Адвокат: Еще какие-то есть сведения?

Следователь: Этого достаточно…

Но защитника этот аргумент не убедил. Он заявил, что из соучастника преступления — человека, который на первом допросе заявлял, будто бы он сам подтолкнул ныне обвиняемого подростка к совершению преступления — следствие делает свидетеля. «Это достижение явно не тех целей, которые предусмотрены законом. Не объективное и всестороннее рассмотрение [всех доказательств и версий], а такое «замыливание» — лучше пусть он будет хороший свидетель, чем плохой подозреваемый, — сообщил суду адвокат. — Потому что мой подзащитный отрицает, что он совершал [преступление]. Ему известно об этом убийстве именно со слов этого свидетеля».

Следом прозвучал очередной козырь защиты — затрагивающая историю с бомжами переписка мальчишек «ВКонтакте» до сих пор, по данным защиты, не изъята и не проверена следствием. В итоге Круглов сделал вывод, что расследование ведется не только неэффективно, но и необъективно. Адвокат просил суд не продлевать арест. Как и его подзащитный, вновь заявивший, что ничего не делал. Судье Римме Галимовой позиция следствия показалась убедительней. Она оставила школьника под стражей до 17 ноября.

Подробности расследования этого резонансного дела и эксклюзивное интервью с матерью обвиняемого — скоро в специальном репортаже «Реального времени» из Бугульмы.

Ирина Плотникова, фото автора

Новости партнеров