Радик Миннахметов подыщет инвестора на бизнес-площади «Казань Арены»
Эксперты «Реального времени» оценивают стоимость торгово-офисного центра на территории спортивной арены в 75 млн рублей
Как стало известно «Реальному времени», на территории стадиона «Казань Арена» планируется построить торгово-офисный центр площадью около 7,5 тыс. кв. м. Он будет располагаться под стилобатом восточной трибуны арены. На сайте госзакупок уже опубликован тендер на проведение соответствующих проектных работ. По оценкам экспертов, в случае, если это будут комфортабельные помещения, на строительство офисов может быть затрачено порядка 75 млн рублей. Так или иначе участники рынки считают: этот ход вполне оправдан — стадион не должен жить только от матча к матчу и должен хоть как-то окупаться.
«Казань Арена»: no comments
ОАО «Казань Арена», которое возглавляет Радик Миннахметов (фото на постере), ищет исполнителя проектных работ под офисный центр под стилобатом восточной трибуны стадиона за 4,8 млн рублей. Закупка будет произведена у единственного поставщика. Информация об этом появилась на портале госзакупок 4 октября, тогда же был окончен прием заявок. Единственным поставщиком, судя по уже подписанному договору, стал «Татинвестгражданпроект».
Согласно тому же договору, проектные работы должны быть выполнены в течение пяти месяцев с момента подписания договора. Двухэтажный торгово-офисный комплекс площадью 7 432 кв. м должен состоять из административно-бытовых помещений, производственно-складских помещений, технических помещений и лестничных клеток.
В самой «Казань Арене» поначалу комментировать новый проект не стали, но затем на электронную почту редакции поступил ответ:
«Казань Арена» рассматривает различные варианты максимально эффективного использования тех возможностей, которые есть у стадиона. В связи с тем, что внутренние площади стадиона уже используются практически в полном объеме — на «Казань Арене» расположены детский и спортивный кластеры: детский город «КидСпейс», научно-развлекательный центр «Зарница», фитнес клуб X-Fit, учебно-тренировочный центр Даниса Зарипова «Победный бросок», спортивный клуб CrossFit PIONEER и другие партнеры «Казань Арены», были заказаны проектные работы по устройству дополнительных площадей под офисы. В случае появления инвестора проект будет реализован».
«Стадион не должен жить от матча до матча»
Опрошенные эксперты по-разному оценивают планы руководства «Казань Арены» построить внутри стадиона торгово-офисный центр. Тем не менее большинство из них одобряет проект, отмечая, что многомиллиардные вложения в «Казань Арену» должны хоть как-то окупаться.
— Как я понимаю, сейчас это в тренде. Я читал, что в Самаре торговых площадей будет чуть меньше 100 тыс. кв. м, хотя эту цифру надо уточнить. То есть стадион представляет торгово-развлекательное сооружение. В здании «Казань Арены» находится много помещений, и дополнительные возможности получения доходов — это хорошо. Все, что может приносить деньги, должно приносить деньги. Средства, вырученные от аренды, позволят содержать такой дорогостоящий объект, — размышляет Леонид Рахимов.
По оценкам Рахимова, площадь нового торгово-офисного центра — 7 432 кв. м — небольшая, если учитывать размеры стадиона и инвестиции, которые были сделаны при его строительстве.
По данным генерального директора компании A-development Мурата Ахмерова, до 70% площадей в будущем торгово-офисном центре уже забронировано арендаторами, в числе которых оказались и банки. Ахмеров считает, что «Казань Арена» имеет хорошее расположение — находится рядом с транспортной развязкой.
— Я считаю, что стадион не должен жить от матча до матча. Там все равно есть и административный штат, и инженеры, то есть их надо содержать, надо как-то вдыхать жизнь в эти объекты, — говорит Мурат Ахмеров.
Эксперт также подчеркивает, что такие крупные стадионы выживают либо за счет проведения мероприятий — выставок или торговых ярмарок, либо за счет инфраструктуры.
Если взять Центральный стадион, весь первый этаж арендован. К примеру, раньше там располагался «Йога-хаус». Они не могут жить от матча до матча, иначе они будут убыточные, — отмечает Ахмеров.
Что касается арендных ставок, по оценкам Ахмерова, они могут быть равны примерно 800 руб. за кв. м в месяц, что соответствует помещениям класса В+. Его коллега Леонид Рахимов считает, что ставка может достигать и 1 000 руб. в месяц.
Что касается инвестиций, то их эксперты оценивают более осторожно.
— Скорее всего помещения там уже были, инженерия, наверное, там уже есть. Если крупные арендаторы будут брать помещения в предчистовой отделке и будут делать ремонт, это одни затраты. Если помещения будут приведены в такое состояние, как в «Корстоне», как в «Суваре», наверное, это будет сумма порядка тысяч 10 за кв. м, — заметил Мурат Ахмеров.
Иными словами, на строительство офисных помещений и выполнение хорошего ремонта может понадобиться почти 75 млн рублей.
«Есть, конечно, российский опыт переформатирования спортивных объектов под рыночные. Но не совсем удачный»
А вот эксперт Никита Купцов считает, что офисные помещения в «Казань Арене» не будут пользоваться большим интересом у предпринимателей. К тому же среди их клиентов могут быть те, кто передвигаются без автомобиля. Такому человеку, чтобы добраться до офиса компании, придется доехать на автобусе, а затем идти пешком почти километр.
— Все-таки это объект спортивный. Предположим, у тебя там офис, определенное расписание, могут быть запланированы совещания. И вдруг начался футбольный матч. Скорее всего, эта часть будет разведена со спортивной частью. Но то, что это объект спортивный, это будет накладывать определенные ограничения, — размышляет Никита Купцов.
В качестве альтернативы Купцов предлагает перевести в «Казань Арену» госучреждения, занимающие офисы в центре города, которые можно было бы сдать на более выгодных условиях. Кроме того, он считает более выгодным и оправданным размещение в «Казань Арене» развлекательных объектов, нежели офисных помещений.
— «Казань Арену» построили к Универсиаде. Сейчас здание пытаются как-то окупить и использовать. Есть, конечно, российский опыт переформатирования спортивных объектов под рыночные. Но не совсем удачный — стадион «Лужники» в 90-е годы был огромным базаром. Я думаю, к этому, конечно, не придет. Но коммерциализировать его надо по-другому, — говорит Купцов.
От скайбоксов к офисному центру
По данным акта проверки, проведенной по инициативе УФАС, в период с 12 ноября 2012 года по 1 апреля 2016 года ОАО «Казань Арена» заключила с третьими лицами 96 договоров.
На 1 апреля помещения в здании стадиона арендовали 29 компаний. В их числе оказались ОАО «Ак Барс», ООО «МТС», ООО «Мастер Сити», ООО «Мегафон», ООО «АкваСпецСервис» (автошкола), ООО «Сити Трейдинг», ООО «Праздник здесь», ООО «Икс-Фит Сервис», ООО «Замной. Территория реальных игр», ООО «Стадиум Отель» и другие.
Отметим, что в «Казань Арене» существует раздел, именуемый «Бизнес Арена». Здесь предпринимателям предлагают воспользоваться скайбоксами — офисами с панорамным видом на футбольное поле, проводить шоу-показы в ресторане Palladium, пресс-конференции и выставки.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.