Новости раздела

25 лет Академии наук РТ: от неприятия вузовскими профессорами до помощи в суверенитете региона

25 лет Академии наук РТ: от неприятия вузовскими профессорами до помощи в суверенитете региона
Фото: realnoevremya.ru/Тимур Рахматуллин

В эти дни Академия наук Татарстана празднует свой 25-летний юбилей. Несмотря на относительную молодость, она успела поучаствовать не только в важнейших научных, но и политических событиях. О том, как проходило становление академии, что делали ее сотрудники для обретения суверенитета республики, и как в деньгах исчислять успехи работы научного учреждения в преддверии торжественного собрания, которое пройдет в пятницу, академики рассказали представителям СМИ.

25 лет назад…

В Казани прошел круглый стол, посвященный 25-летию Академии наук Республики Татарстан. Причем место проведения форума было выбрано весьма необычное — библиотека научного учреждения, что придавало своеобразную атмосферу собранию. Порядка 30 академиков, представляющие различные отделения и институты этого заведения, были собраны в одном месте. Редко когда встретишь такое скопление ученых мужей на один квадратный метр.

— Наш недостаток — мы мало выступаем перед общественностью. О нашей работе люди практически ничего не знают, — произнес в середине встречи президент АН РТ Мякзюм Салахов, поясняя причину этого собрания.

Одним из основателей этого АН РТ был Марс Михайлов — академик отделения медико-биологических наук, первый академик-секретарь отделения медицинских, биологических и сельскохозяйственных наук, заведующий кафедрой лучевой диагностики КГМА. За несколько минут до мероприятия он рассказал журналистам, как все начиналось.

Марс Михайлов: «В первую очередь надо было разобраться в гуманитарные вопросы, особенно в истории республики. К тому же наша республика нефтедобывающая, и возникали вопросы по нефтехимии»

— 25 лет назад был сформирован организационный комитет, в состав которого были включены ректоры ведущих вузов, ведущие ученые. Комитетом и было принято решение об организации Академии наук Татарстана. Такая необходимость весьма назрела. В первую очередь надо было разобраться в гуманитарных вопросах, особенно в истории республики. К тому же наша республика — нефтедобывающая, и возникали вопросы по нефтехимии, которые тоже нужно было решать. Были вопросы в самолетостроении, — отметил он.

Как «инвестиционный потенциал гуманитариев» привлек более 900 млрд рублей в Татарстан на 1000-летие Казани

Как рассказал Макзюм Салахов, 30 сентября 1991 года вышел приказ Минтимера Шаймиева о создании Академии. В ней были объединены многие институты, которые существовали ранее в течение 50 лет. И основной упор был сделан на гуманитарные вопросы.

— Под крылом академии — шесть институтов. Около 120 академиков и член-корреспондентов, которые работают в различных научно-исследовательских центрах Татарстана, в самой академии их не больше 5% работает. У нас около 40 академиков, членкоров работают в Казанском университете. Из крупных проектов, которые мы достигли — это «Татарская энциклопедия», признанная в других академиях. Также «История татар» — фундаментальный труд. Есть также многотомные издания, посвященные Габдулле Тукаю, Гаязу Исхаки и другим ученым. Проведены основательные исследования в татарской филологии. В области естественных наук мы не можем конкурировать с университетами, поскольку там нужны миллиардные вливания. Но координирующую и объединяющую роль мы можем играть, — подчеркнул руководитель академии.

Макзюм Салахов сумел даже подсчитать денежный эффект работы академии: «инвестиционный потенциал гуманитариев» только в рамках празднования 1000-летия Казани привлек более 90 млрд рублей в Татарстан.

В России на сегодняшний день работают только четыре региональные академии: в Башкирии, Якутии и Чечне. По его словам, республики фактически поддерживают науку, выделяя средства на сами исследования, книгопечатание, ремонт зданий.

Как историки помогли добиться суверенитета РТ

— Люди спрашивают: «Что вы сделали?». Ученые определяют приоритеты развития общества. Вроде историк — что он сделал? В 90-е годы мы определили стабильность развития всей республики. Татарстан — в пятерке лидеров по разным параметрам именно из-за кадров, которые воспитывали, определяли уровень развития, — отметил Салахов.

Как заметил другой академик, выдающийся историк Индус Тагиров, история стала настоящим помощником республике, которая добивалась признания своего суверенитета у Москвы. По его словам, республика приняла декларацию, провела референдум, опираясь именно на историю.

— Нам было важно убедить российскую сторону в правомерности наших действий, когда начались переговоры по нашему статусу и подписанию союзного договора. Историческая память хранится, татарский народ всегда жил, надеясь на свою государственность. Мы в этом убедили российскую сторону. Мы доказали, что не нарушаем законы Российской Федерации. И опирались на документы 1918 года — Декларация прав трудящихся, которая вошла в первую российскую конституцию. Там написано, что Российская Федерация учреждается как свободный союз свободных народов России. В одном из последних пунктов этого документа говорилось, что каждая республика сама определяет свои возможности и принципы участия в федерации. К сожалению, наши оппоненты многих этих вещей не знали. Я цитировал те места, которые нужны были нам, — рассказал Тагиров.

По словам академика, руководитель российской делегации Бурбулис тогда заявил, что позиция Татарстана правомерна. Когда через год вновь прошла встреча с Бурбулисом, он сказал: «Татарстан задает некий нравственный вектор, которому следуют все остальные. За год переговоров с Татарстаном мы очень сильно изменились и теперь считаем, что Российская Федерация должна быть ассиметричной с элементами конфедерации».

— Когда мы вышли из Кремля, мы пожали руки Василию Николаевичу Лихачевым (тоже член АН РТ), обнялись и запомнили этот день, — заключил Тагиров.

Было ли противостояние с Казанским университетом?

В свою очередь, вице-президент АН РТ, академик РАН и АН РТ Кев Салихов рассказал, что Академия наук, как институт общества, выдержала испытание временем. Гуманитарии очень близко подружились с представителями точных наук. И противостояния физиков и лириков здесь практически не возникало.

Дальше произошел любопытный диалог Салихова со его шефом Салаховым, свидетелем которого стал корреспондент «Реального времени».

— 25-летие я встречаю с чувством неплохо проделанной работы. В момент, когда создавали академию, основная масса Казанского университета всякие демонстрации устраивала, говорили, что не надо признавать, — начал вице-президент.

— Не основная, — вставил президент АН РТ.

— Подожди. Это теперь они признают. Мы прошли это. Это все происходило в условиях столкновения точек зрения. А сейчас эти споры не идут, — ответил Кев Минуллинович.

— Любая идея проходит пять этапов — от полного неприятия до полного признания. Вот эти пять этапов мы прошли.

— Казанский физико-технический институт с самого начала безоговорочно приветствовал создание, а университет не совсем, — возразил Салихов, который, к слову, возглавляет КФТИ с 1988 года.

— Только некоторые сотрудники не приветствовали. А ректор — за. И они были учредителями, — поставил точку в споре Мякзюм Халимуллович.

Что касается мероприятий, посвященных юбилею, как рассказал Салахов, они начались сегодня: помимо встречи академиков с представителями СМИ одновременно в здании АН РТ проходил съезд археологов. 28 — 29 сентября состоится конференция Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ), с которым у академии достаточно крепкие связи. 30 сентября в 10 часов начнется презентация институтов (открытие новых лабораторий, ознакомление с работой научных подразделений). Кульминацией станет торжественное собрание с участием Минтимера Шаймиева, которое состоится 30 сентября в 14 часов в актовом зале академии.

Тимур Рахматуллин, фото автора

Новости партнеров