Новости раздела

Камиль Самигуллин о певице-«стриптизерше»: «Мы надеемся, что она принесла свои извинения от сердца»

В столице РТ презентовали новое издание Корана «Казан басмасы»

Казанцы увидели новое издание Корана, которое сохранило традиции татарской печати и вобрало в себя современные новинки и международные стандарты. На презентации «татарского» священного писания, которую проводил муфтий Камиль Самигуллин, присутствовал корреспондент «Реального времени», по достоинству оценивший казанский вариант священной книги мусульман. Также наш журналист задал вопросы, не дающие покоя казанцам в последние дни, о скандале вокруг певицы Резеды Ганиуллиной и лидерстве столицы Татарстана в голосовании за право присутствовать на российской банкноте.

«Мы первые, будучи мусульманами, изготовили издание Корана»

Накануне в пресс-центре ИА «Татар-информ» состоялась презентация нового издания Корана, напечатанного в Казани.

Напомним, священная книга мусульман была запущена в печать 29 июля. председатель Духовного управления мусульман Республики Татарстан, муфтий Камиль Самигуллин собственноручно нажал кнопку запуска печатного станка издательства «Идел-пресс». И экземпляры Корана, известные как «Казан басмасы», в обновленном переплете увидели свет.

Работа над «Казанским Кораном» велась полтора года. Им кропотливо занимались представители мусульманского духовенства, дизайнеры, каллиграфы, арабские специалисты по заучиванию священного писания наизусть.

— Мы долго к этому шли, — начал Камиль хазрат презентацию. — Собрали большую комиссию. Мы совещались со всеми, с кем только можно. И, наконец, мы держим в руках эту книгу.

Мы совещались со всеми, с кем только можно. И, наконец, мы держим в руках эту книгу

Муфтий рассказал, почему ДУМ РТ взялось за это дело. По его словам, он заметил, что шакирды медресе занимаются по книгам, напечатанным в Саудовской Аравии, Пакистане или Турции. Однако у татар есть свое издание — «Казан басма», которое незаслуженно игнорируется российскими верующими.

— Мы первые, будучи мусульманами, изготовили издание Корана более 100 лет назад. И мы этим гордимся. Как говорят на Востоке, «Коран был ниспослан в Хиджазе, прочитан в Каире, написан в Стамбуле, а напечатан в Казани».

Для сравнения, в Саудовской Аравии первый экземпляр Корана был напечатан лишь в 1984 году. А в Россию первые станки прибыли в 1802 году, напечатан Коран был в 1803-м. Его подготавливали для печати именно татары — в Санкт-Петербурге и Казани.

Османские стандарты

По его словам, у Корана есть некий стандарт, сформированный 400 лет назад, которому следуют при издании книги в Пакистане, Саудии и других странах. Разработан он был Хафизом Усман Каишзаде — османским каллиграфом. Он предложил заканчивать аят (предложение) в конце страницы, не заставляя чтеца искать его продолжение на следующим листе, что довольно удобно при заучивании. «Татарский Коран» до недавнего времени этих стандартов не придерживался.

По традиции, казанское издание назвали «Калям Шариф» — «Благородное слово»: именно так издавна повелось писать на лицевой обложке священной книги, изданной в Казани.

Арабский шрифт был доработан специально для этого издания. Как пояснил муфтий, «в Word его не найдете». Каждая буква прописана отдельно, не сливаясь с остальными знаками, что особенно удобно для «начинающих». К слову, в арабском и турецком изданиях буквы нередко сливаются.

Все огласовки (харакат) расположены на одном уровне (в арабском алфавите все буквы согласные, роль гласных выполняют специальные знаки-огласовки — фатха, кясра, дамма и сукун). Звуки, которые можно тянуть, обозначены вертикальными харакатами, был добавлен знак долготы звука.

В соответствии с международными стандартами, принятыми в исламском мире, сам Коран поделен на 30 частей (джузов), каждая из которых занимает 20 страниц. Каждый джуз в свою очередь поделен на четыре части (хизб). Аяты (предложения) не разрываются на странице и не переходят на другую. Причем конец аята обязательно отмечен соответствующим знаком — «ромашкой». На каждой странице расположено ровно по 15 строк.

На полях приведены варианты чтения некоторых слов согласно двум вариантам — «Шатыбия» и «Тайибати нашр».

Для облегчения были внесены специальные обозначения правил тажвида (грамотное чтение Корана): «мадд», «нун сукун» «танвин», «соединительная хамза», «таксир танвин».

Еще одним приятным нововведением стала цифровая нумерация джузов и хизбов. В конце каждой страницы приводится начало следующего аята, что опять же значительно облегчает заучивание. В названии каждой главы (суры) указывается, где она была ниспослана пророку Мухаммаду (Мекка или Медина), а также количество содержащихся в ней аятов.

Подробно и наглядно эти особенности издания ДУМ РТ опубликовало на своем сайте.

«Татарский Коран» для iOS и Android

Тираж «Казан Басма» составляет всего 5 тыс. экземпляров. Все они пойдут в мухтасибаты ДУМ РТ, учителям в медресе республики и лицам, отбывающим наказание, которые желают изучать Коран. Муфтий добавил, что в Дагестане, услышав о подготовке издания Корана, запросили 10 тыс. экземпляров, за которые были готовы сразу заплатить.

При этом новое казанское издание татарстанские мусульмане свозили в хадж и подарили представителям татарской общины в Медине (потомки татар перебрались в Саудовскую Аравию после революции). По словам священнослужителя, саудовские татары, которые уже забыли родной язык, были несказанно рады такому презенту и даже готовы на свои средства отремонтировать одну из мечетей на исторической родине.

На вопрос корреспондента «Реального времени», поступит ли в продажу это издание и сколько оно будет стоить, Самигуллин затруднился ответить.

— Мы уже готовим новое издание, которое будет немного меньше по формату. Молодежь предпочитает то, что можно будет положить в сумку и взять с собой, то есть формат А5. Сколько будет стоить — не знаю. Подготовкой занимается отдел изучения Корана — это полностью их работа, — сообщил Камиль хазрат.

Также муфтий анонсировал подготовку Корана для чтения на смартфонах на базе iOS и Android. Однако ручку, читающую книгу, ДУМ РТ выпускать не намерено.

— Эти ручки делаются в Китае. Тогда придется с китайцами договариваться. Но наша цель — чтобы не кто-то за мусульман читал, а научить людей чтению Корана, чтобы жили в соответствии с ним, — подчеркнул Самигуллин.

Кроме того, подготовлен к печати перевод смыслов Корана на русском языке и идет работа над современным татарским переводом.

«К нам в гостиницу эту деньгу привезли, мы начали ее фотографировать. Красиво же. Смотрим, негр идет, его попросили сняться. Всех ловим и на фоне ее фотографируем. И я в Instagram выложил. А потом смотрю — журналисты пишут, что Камиль Самигуллин дуа делает в священных местах». Фото instagram.com/kamilhazrat

Казань на российской банкноте: дуа были услышаны

Отвечая на другой вопрос корреспондента «Реального времени», муфтий прокомментировал лидерство Казани в голосовании за право попасть на новые купюры, организованном Центробанком. Он предположил, что дуа (молитва-просьба) паломников из Татарстана за попадание достопримечательностей города на банкноту была услышаны.

— К нам в гостиницу эту деньгу привезли, мы начали ее фотографировать. Красиво же. Смотрим, негр идет, его попросили сняться. Всех ловим и на фоне ее фотографируем. И я в Instagram выложил. А потом смотрю — журналисты пишут, что Камиль Самигуллин дуа делает в священных местах. Дуа, конечно, совершали. Все, что попытались, сделали. Наверное, наши молитвы в хадже были услышаны. И мы очень рады, что наш город вырвался в лидеры, — ответил Камиль хазрат, выразив надежду, что столица Татарстана в итоге победит в интернет-голосовании и займет свое место на российской банкноте.

21 сентября Казань вышла на первое место в голосовании за право попасть на новые купюры. Два казанских объекта прошли в финальный этап голосования Центробанка. На купюры в 200 или 2 000 рублей могут попасть Казанский кремль и Казанский федеральный университет.

Ранее «Реальное время» писало, что Камиль Самигуллин, возглавивший группу татарстанских паломников, находясь в хадже, сделал снимки граждан из различных стран вместе с увеличенным прототипом предполагаемой банкноты и выложил в своем профиле Instagram.

А главный приз — хадж

К слову, о хадже и конкурсе. Присутствовавший на пресс-конференции руководитель отдела изучения Корана ДУМ РТ Ильнур Хайруллин, в свою очередь, рассказал про предстоящий конкурс чтецов Корана, который пройдет по двум номинациям: красивое чтение Корана и знание наизусть всего Писания.

Первый тур пройдет на уровне районов (мухтасибатов) в октябре. В ноябре состоятся полуфиналы на уровне казыятов. А в декабре определятся лучшие из лучших. Мужчины пройдут конкурс в Галеевской мечети, а женщины — в мечети «Зэнгэр».

Победители (четыре человека) получат путевки в хадж. Обладателей второго места наградят поездкой в умру. А за третье место дадут ценные призы.

Извинения «стриптизерши» приняты

Также «Реальное время» попросило муфтия прокомментировать скандал вокруг клипа исполнительницы татарских песен Резеды Ганиуллиной, которая снялась в откровенных нарядах на фоне Белой мечети в Болгаре. Сам клип на песню «Жаным» нашел не только противников, но и массу сторонников.

Имам Закабанной мечети Сейджагфар Лутфуллин, известный своими эпатажными высказываниями, первым обратил внимание на этот ролик, назвал исполнительницу стриптизершей и дал ей сутки, чтобы она убрала этот клип из видеохостинга.

Девушка уже извинилась за клип перед теми, кого он мог оскорбить.

— Мы надеемся, что она принесла свои извинения от сердца. Если человек не знает, его нельзя винить. Надеемся, тут не было злого умысла у женщины, все было сделано по незнанию. Выходили и ребята из Москвы, братья-мусульмане переживали. Надеюсь, это уйдет из YouTube, — прокомментировал муфтий.

«Если человек не знает, его нельзя винить. Надеемся, тут не было злого умысла у женщины, все было сделано по незнанию». Фото vk.com

По его словам, проблема не в самих танцах на фоне храма, а в том, что она снялась на фундаменте старой, Ханской мечети.

— А мечеть остается до судного дня. Не понравился именно момент, где она танцует вокруг колонн. Мы там каждый год собираемся, молимся. Хоть она и не достроена, она остается мечетью. Конечно, мы принимаем ее извинения. Рады, что человек осознал. Надеюсь, что больше такого не повторится, — рассказал Самигуллин «Реальному времени».

Он также пожелал, чтобы из клипа хотя бы были убраны те кадры, где девушка танцует внутри мечети.

Вечером девушка пообещала удалить ролик из YouTube. Свое обещание она исполнила.

Тимур Рахматуллин, фото tatar-inform.ru

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Новости партнеров