Новости раздела

Погром на Ново-Татарском кладбище: вандалы едва не добрались до могилы Тукая

Экс-замдиректора МУП «Ритуал» отмечает, что акты вандализма на казанских погостах происходят с периодичностью примерно раз в три года

Погром на Ново-Татарском кладбище: вандалы едва не добрались до могилы Тукая
Фото: realnoevremya.ru/Олег Тихонов

Сегодня вандалы устроили настоящий погром на Ново-татарском кладбище, разрушив могильные надгробия. Корреспондент «Реального времени», прибывший на место, обнаружил, что участок, где происходили разрушения, находится совсем недалеко от могилы Габдуллы Тукая. А вот попытки найти охранника или вступить в разговор с директором оказались тщетными. Подробности читайте в материале «Реального времени».

Где охранник? — Не знаю

Первым делом корреспондент «Реального времени» направился в администрацию старого татарского кладбища, чтобы получить хоть какие-то разъяснения от руководства. Однако здесь от комментариев наотрез отказались, заявив, что получена инструкция направлять представителей СМИ в пресс-службу мэрии Казани или в МУП «Ритуал». В МУП «Ритуал» разговаривать также не захотели, сославшись на то, что инструкция не позволяет общаться с журналистами без согласования с пресс-службой мэрии. Получить оперативный комментарий от мэрии также не удалось.

Однако чуть позже на территории кладбища корреспондент повстречал одного из сотрудников МУП «Ритуал» и поинтересовался, где находится пост охраны. На свой вопрос он получил весьма лаконичный ответ: «Я не знаю». Стоит отметить, что у главного входа журналист заметил камеры.

Могила Тукая не пострадала

Другое дело, что на кладбище, согласно плану, имеются как минимум семь входов, так что шансов на то, что злоумышленники проникли на территорию через главные ворота, попав в объектив камер, крайне мало. Тем более что основная часть разрушенных надгробий обнаружена на пятой аллее, которая находится на другом конце кладбища. Скорее всего преступники продвигались по этой аллее и разрушали все, что попадалось под руку. Определенной избирательности у злоумышленников не было — разрушены как старые, так и новые могилы. Так что тот факт, что преступники не дошли до могилы Габдуллы Тукая можно считать чудом — разрушения происходили как раз неподалеку от нее.

Не сумев получить комментариев, корреспондент «Реального времени» попытался провести собственное расследование и самостоятельно найти следы злоумышленников. Поскольку почва в той части кладбища глиняная, на ней должны были остаться хотя бы какие-то следы от обуви. Но к несчастью, из-за ливня практически все отпечатки размыло. Но мы отметили, что характер разрушений разный — часть надгробий повалена вместе с постаментом, опрокинута вместе с плитой, часть лежит на оградке, часть расколота. Возможно, преступники орудовали молотком или ломом, поскольку осколки разлетелись в разные стороны. В то же время плиты могли пытаться расшатать руками или наносить по ним удары ногами.

Когда корреспондент вернулся обратно, он обнаружил, что несмотря на то, что режим работы администрации до 18:00, все калитки уже были закрыты. По пути удалось встретить казанцев — пожилого отца и его сына, которые специально приехали на кладбище, услышав о погроме. Могилы их родственников оказались нетронутыми, тем не менее они были шокированы увиденным. Другого мужчину поехать на кладбище попросила жена — он надеялся, что могилы их родных нетронуты, поскольку находятся в другой части кладбища.

Около входа на кладбище дежурил экипаж ДПС — сотрудники полиции останавливали проезжающих и задавали вопросы, видимо, пытаясь найти очевидцев события.

«Честно говоря, природа такого идиотского поступка не может быть понятна и не может быть оправдана ничем»

С просьбой прокомментировать этот погром на старом татарском кладбище и рассказать о подобных случаях мы обратились к бывшему топ-менеджеру МУП «Ритуал» Радику Мустафину, который ныне возглавляет похоронный дом «Ритуал».

— Часто ли в Казани происходят такие погромы?

— Такое в Казани бывает нечасто, то есть происходит с периодичностью примерно раз три года. К примеру, три года назад такой случай произошел на Арском кладбище. Почти три года прошло уже с последнего случая, который произошел на Ново-Татарском кладбище, когда дети из соседнего поселка уронили два памятника — так пошутили, поиграли. Как и в случае на Арском кладбище, этот персонаж ненормальный. Крушить надгробия нормальный человек в принципе не будет. Тогда злоумышленника, который совершил акт вандализма, искали практически все лето. Но нашли.

Самая святая память для каждого — могилы умерших родственников. Это именно то место, куда мы приходим их поминать, это то место, где мы можем рассказать о своей родословной детям. Я не думаю, что люди, которые получили достойное воспитание, будут совершать такие поступки. А в тех семьях, где нет должного подхода к памяти близких, такое вполне реально. Но однозначно сказать нельзя, в любом случае должно разбираться следствие. Тем более сейчас времена изменились, и существует много способов вычислить преступника. Я думаю, что работники полиции — профессионалы, они сделают свою работу и найдут этого негодяя.

— Чем обычно люди, которые идут на такой поступок, мотивируют его сами?

— По тому случаю, который был, он просто банально сказал — отрабатывал удар. Где-то в 2007 году вообще имели место действия нацистов. Ладно, сотрудники полиции нашли их. Одно время по кладбищам ходили члены неформальных молодежных объединений — готы и т. д. Их стали привлекать к уборке кладбищ, проводили мероприятия с помощью сотрудников инспекции по делам несовершеннолетних. Честно говоря, природа такого идиотского поступка не может быть понятна и не может быть оправдана ничем.

Бывает и такой момент, что, когда дети выходят после школы на каникулы, те, кто не пристроен по лагерям, начинают собираться в группы. Может быть наоборот это связано с началом учебного года. Но тут речь идет о большом количестве памятников, поэтому это тоже вызывает сомнение.

— Как вы считаете, почему в таких случаях не срабатывает служба охраны?

— По тому случаю, который мы разбирали, тоже разговор стоял об установке камер видеонаблюдения. Но там же сплошной лес. Будут затрачены деньги, а цель достигнута не будет, потому что камера будет слепа — кроме листьев ничего не видно. А тем более на старых кладбищах, испещренных всякими дорожками, которые уходят то влево, то вправо, очень тяжело поймать ракурс.

— А разве нет человека, который охраняет кладбище?

— Я сейчас не работаю в МУП «Ритуал», поэтому не могу сказать, кто отвечает за это по контракту. Но даже если судить по размеру кладбища, понятно, что он один не в состоянии следить за такой большой территорией. Еще неизвестно, в какое время это происходило — днем или ночью.

— Когда происходят такие случаи, за счет каких средств обычно восстанавливаются эти надгробия?

— В свое время, когда я там работал, мы прекрасно понимали людское горе. Восстанавливали люди все равно за собственные средства, потому что надгробный камень является имуществом хозяев захоронений. И по закону они прежде всего ответственны за его сохранность. В свое время мы подходили так — по возможности помогали решать вопрос. Администрация сама заинтересована, чтобы на кладбище был порядок.

Но предусмотреть все случаи невозможно. На Ново-татарском кладбище всего два входа. Но на других их может быть больше — на каждый же не поставишь охранника. К тому же все густо зарастает — пробежал молодой человек или группа ночью, к примеру. Вы сами понимаете, ночью на кладбище тоже жутковато. Тут однозначного ответа дать невозможно. Необходимо разбираться и рассматривать каждый случай отдельно.

1/22
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
Гуландам Зарипова, Лина Саримова, фото Олега Тихонова

Новости партнеров