Мэрия Казани vs «Свей»: юристы просят отвода профессора КГАСУ, давшего заключение о слабости фундаментов ЖК
Сегодня в татарстанском арбитраже продолжилась битва за «лишние» этажи жилого комплекса «Золотая середина». На сей раз представители «Фирмы «Свей» попытались перейти в атаку и обвинили одного из ключевых экспертов в том, что подписку об уголовной ответственности он дал уже после того, как экспертное заключение оказалось в суде. Когда профессор КГАСУ, давший заключение о слабых фундаментах многоэтажки, представил копию приказа ректора КГАСУ Рашита Низамова об уголовной ответственности, подписанной еще в прошлом году, вуз и вовсе обвинили в фальсификации документов. О том, удалось ли преподавателям КГАСУ отбить атаки «свеевских» юристов, читайте в материале «Реального времени».
Первым делом экспертиза, а подписка потом
На сегодняшнее заседание по «лишним» этажам «Золотой середины» пришли не только представители истца и ответчика, но и эксперты, подготовившие заключение, согласно которому фундамент дома №6 ЖК «Золотая середина» не может выдержать нагрузку в 18 этажей.
Однако ответить на вопросы суда относительно самой экспертизы специалистам так и не удалось — заседание началось с ходатайства юристов «Фирмы «Свей» об отводе эксперта Илизара Мирсаяпова, завкафедрой оснований, фундаментов, динамики сооружений и инженерной геологии КГАСУ. Именно под руководством последнего группа ученых строительного университета пришла к выводу, что 18-этажка на Чистопольской (тот самый шестой дом «Свея») небезопасна и ее эксплуатация возможна лишь при «сокращении» девяти этажей.
Представители «Свея» усомнились в беспристрастности эксперта: подписку об ответственности за дачу ложных показаний он дал 15 марта 2016 года, 11 марта 2016 года работа уже была завершена, а экспертное заключение находилось в суде. Кроме того, 4 февраля 2016 года Мирсаяпов дал подписку о даче заведомо ложного заключения по тому же эпизоду в рамках уголовного дела. По словам «свеевских» юристов, выводы по экспертизам, данным в рамках судебного и уголовного дел, разнятся.
Мирсаяпов, в свою очередь, заявил, что об уголовной ответственности эксперты были предупреждены до начала экспертизы ректором КГАСУ Низамовым. В доказательство он привел соответствующий приказ от 27 ноября 2015 года. Свое участие в экспертизе, назначенной Следственным комитетом в рамках уголовного дела, он не отрицал. Как писала ранее газета «Реальное время», Мирсаяпов поучаствовал в другой судебной экспертизе, проведенной в рамках уголовного дела под руководством эксперта строительно-технических исследований экспертно-криминалистического отдела СУ СКР по РТ Ильнара Сабитова. Тогда техническое состояние надземных конструкций 18-этажки «Свея» эксперты назвали «ограниченно работоспособным».
«Если фальсификация данного приказа будет доказана, заключение экспертов является недопустимым доказательством»
На обозрение суда Мирсаяпов представил копию приказа с печатями, пояснив, что оригинал хранится в отделе делопроизводства КГАСУ. Тут же за столом, где сидели адвокаты ответчика, послышалось: «Фальсификация».
После перерыва судья в отводе Мирсаяпова отказала, сославшись на приказ от 27 ноября. Но пока судья находилась в совещательной комнате, «свеевские» юристы уже подготовили новое ходатайство — они заявили, что копия приказа сфальсифицирована, и потребовали провести экспертизу уже по этому документу. Ответчик считает, что вуз побоялся представлять оригинал приказа, потому что он был подписан накануне для предоставления в суде, а не в ноябре прошлого года.
— Вы считаете, что данный приказ от 27 ноября является доказательством по настоящему делу?
— Если данное обстоятельство будет доказано — фальсификация данного приказа, данное заключение экспертов является недопустимым доказательством, поскольку не было подписки экспертов при проведении данного экспертного заключения, — заявил ответчик.
Был назначен перерыв до 13:00 — к этому времени Мирсаяпов должен был представить оригинал документа.
«Мне бы хотелось сегодня заслушать ваши и вопросы, и их ответы по экспертному заключению. Но мы вынуждены ваше ходатайство рассматривать»
Как только заседание возобновилось, судья сразу же обратилась к эксперту. Однако когда Мирсаяпов подходил к кафедре, можно было заметить, что в руках никакого документа он не держал.
— Я обратился в отдел делопроизводства — отдел делопроизводства без указания ректора выдать не может. Я обратился к ректору. Ректор сказал таким образом: «Мне нужен официальный запрос суда — я должен объяснить проверяющим, по какой причине документы оказались за пределами», — подробно пояснил эксперт.
Тогда судья разъяснила уголовно-правовые последствия каждой из сторон. В случае если будет доказан факт фальсификации, ответчику грозит штраф в размере от 100 тыс. до 300 рублей, или в размере заработной платы, или иного дохода на период от 1 года до 2 лет, либо исправительные работы на срок от 1 до двух лет, либо арест сроком от 2 до 4 лет. Представитель конкурсного управляющего также может быть наказан за заведомо-ложный донос о совершении преступления штрафом до 120 тыс. рублей или в размере заработной платы в период до 1 года, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо арестом до 6 месяцев, либо лишением свободы сроком до 2 лет.
Судья Гильфанова предложила экспертам исключить приказ из числа доказательств в рамках судебного разбирательства, в этом случае заседание могло бы быть продолжено, а эксперты наконец ответили бы на вопросы юристов «Свея». Однако войдя в положение преподавателей КГАСУ, не подкованных в юридических вопросах, судья допустила, что эксперты могут прийти со своим представителем или попросить юридической консультации. Это предложение сразу же вызвало протест со стороны представителей «Свея».
— Вообще-то я вас тоже хочу вернуть к предмету сегодняшнего заседания. Оторвал суд шесть уважаемых экспертов, у которых уже начался учебный процесс. Мне бы хотелось сегодня заслушать ваши вопросы и их ответы по экспертному заключению. Но мы вынуждены ваше ходатайство рассматривать, — сделала замечание судья.
Представители исполкома Казани, которые за все это время так и не получили возможность выступить, тоже попросили высказать свое мнение — они уверены, что ответчик намеренно требует экспертизы, пытаясь затянуть судебный процесс.
Однако Илизар Мирсаяпов отказался исключать приказ из материалов дела. Судья не стала назначать экспертизы, но к 19 сентября по запросу суда КГАСУ должен будет представить оригинал приказа от 27 ноября и журнал, в котором данный приказ регистрировался.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.