Новости раздела

PROF-смена «КАМАЗа»: береги кадры смолоду!

Две сотни завтрашних амбициозных инженеров со всей России — девушки и парни из 18 городов и 39 учебных заведений — собрались в этом августе под Набережными Челнами в лагере «Звездный» на молодежный форум профориентации «PROFдвижение—2016». Мероприятие, организованное ПАО «КАМАЗ» при поддержке республиканских профильных министерств, познакомило будущих гениев промышленности с уникальными технологическими линиями и не менее уникальными людьми, дало свежий взгляд на «старые» профессии. Пока молодежь наслаждалась общением и уникальными впечатлениями, кураторы форума признавались «РВ», что многих — хотя далеко не всех! — готовы оторвать «с руками» от студенческой скамьи хоть сейчас, предоставив все условия для успешного карьерного старта.

…В оздоровительном комплексе «Саулык», что в пригороде татарстанского Автограда, тихо и уже по-осеннему свежо. Спеют местные яблоки на чудом затесавшихся в лесную чащу яблонях, а вековые сосны хранят покой постояльцев: еще лето, по календарю все еще каникулы… Но тщетно — в лагере с романтически-пророческим названием «Звездный», одном из четырех лагерей комплекса, в эти последние летние дни кипела жизнь, та самая, взрослая, о которой грезят на выпускном и которую ну никак нельзя откладывать.

Участники смены — выпускники техно-вузов и ссузов со всей России и ближнего зарубежья, всего две сотни ребят — отдыхали и одновременно делали непростой выбор. Профессиональный. Судьбоносный выбор.

Кажется — протяни руку, и ты в деле, в обойме, в команде одного из крупнейших автопроизводителей страны! Рядом с тобой — все как на подбор, амбициозные, талантливые, успешные. Еще весной этого года они через свои учебные заведения подали заявку на участие в форуме профориентации рабочей молодежи «PROFдвижение» — уникального проекта, позволяющего сделать путь молодого соискателя-рабочего и достойного работодателя-производственника навстречу друг другу максимально кратким.

Страшилка советских времен «будешь плохо учиться — пойдешь работать к станку» давно не актуальна: на крупные современные производства троечников не берут, утверждает Юлия Окунева, руководитель рекрутингового отдела ПАО «КАМАЗ» и директор форума «PROFдвижение». Ее коллеги-«камазовцы» из числа наставников форума «PROFдвижение—2016» подтверждают: то непростое экономическое время, что наблюдается сегодня на дворе и больно бьет по кошельку молодежи, подрывая уверенность в завтрашнем дне, на самом деле, идеально для построения успешной карьеры. Надо лишь знать, какой и где.

Дефицит «технарей» по всей стране сегодня огромен — по словам Окуневой, только в Набережных Челнах на одного молодого рабочего претендуют как минимум шесть производственных предприятий! Как отмечает собеседница «РВ», в такой ситуации неудивительно, что наши челнинские выпускники сегодня менее мотивированы, чем, к примеру, молодые кандидаты из других регионов, более «голодные» до хорошо оплачиваемых рабочих вакансий вкупе с комплексной соцподдержкой. «Челнинцы уверены, что их «возьмут в любом случае», но это неверная позиция. «КАМАЗу» не важно, откуда приехал его будущий работник», — говорит Окунева, ведь главное, по ее словам, компетенция и карьерный настрой. А здоровая конкуренция среди кандидатов, несмотря на острый дефицит квалифицированных рабочих кадров на рынке труда, только на руку работодателю.

Этот форум — уже третий, юбилейный, и дает организаторам весьма определенный срез кадровой ситуации. Еще больше аналитики-организаторы рассчитывают получить по итогам: в отличие от предыдущих двух, когда на форум приезжали школьники, в этом году впервые участниками стали учащиеся ссузов и вузов — те, кто сегодня буквально в шаге от достойного трудоустройства. Поэтому их неподдельный интерес к производственным площадкам «КАМАЗа», помимо юношеского любопытства, носит и чисто практический характер. Одно дело — изучать технологический процесс в теоретических выкладках и схемах, и совсем другое — наблюдать, как на твоих глазах плавится металл. И видеть у станка таких же, как ты, только чуть старше, пришедших сюда раньше. Их глаза все так же горят, как и в первый трудовой день. И вдруг вас словно связывает невидимая нить, и понимаешь — ты негласно принят в рабочее братство…

Романтика трудовых будней — это, конечно, круто, особенно когда ты — часть команды производства мирового уровня. Но очевидно, что трудовой путь этих парней и девчонок [а последних немало среди участников форума, — прим. ред.] не устлан розами, особенно вдалеке от дома и семьи. Но потенциальный работодатель уже при организации форума дал понять, что счастье его будущих лучших кадров пресловутый квартирный вопрос точно не испортит. Комфортное общежитие, программы льготной ипотеки, «подъемные» на первое время…

По словам Юлии Окуневой, у челнинского автогиганта много вариантов соцпакетов, и все направлены на создание полноценной жизни молодого сотрудника. Что касается доходов, то, как ответила на вопрос «РВ» директор «PROFдвижения», средняя зарплата начинающего работника на ПАО «КАМАЗ» — от 22 тыс. рублей. При этом, отмечает Окунева, перспектива сделать карьеру с позиции рабочего гораздо привлекательнее, чем специалиста.

— Специалист растет в рамках оценки условно год. Он приходит спецом третьей категории, и чтобы дорасти до тех же 22 тыс. рублей, ему придется начинать с 12—13 тыс. рублей. Доучивается до ведущего, главного… То есть карьерная траектория очень длительная. Если же он приходит на рабочую специальность — а это не тот рабочий, какими были наши деды и родители, это спец по инженерным и ИТ-технологиям, тут требуется высшее образование — то через год он уже может дорасти до мастера, с подчинением в 40 человек. Следующие этапы: начальник цеха, начальник производства, директор завода, — рассказывает руководитель «PROFдвижения». И тут же приводит яркий живой пример: генеральный директор завода двигателей ПАО «КАМАЗ», Сергей Снарский пришел в компанию слесарем СЭР.

Карьера Снарцева, по словам Юлии Окуневой — не единичный случай головокружительной «рабочей» карьеры. В ходе экскурсий на производства «КАМАЗа» участники форума знакомились с успешными сотрудниками заводов автогиганта, которые на личном примере продемонстрировали, что рабочий может сделать карьеру быстро и зарабатывать много. И даже целые династии — отец, сын, внук — до сих пор трудятся в цехах. «Это не искоренить, такая любовь к труду — в крови», — говорит Юлия Михайловна.

Но автопром мирового уровня — это все-таки серьезное производство, не для слабаков. Выдержат ли дети жар реальной жизни? Не опалят ли суровые будни крылышки юных амбиций?

Судя по отзывам в группе форума в популярной соцсети, веру в себя у этих ребят ничем «не задушишь, не убьешь». Перед ними и лили раскаленную лаву, и били прессом размером с 16-этажный дом, и маневрировали заготовками сборочные роботы — а им хоть бы что! За три дня экскурсий на производство участники посетили шесть заводов «КАМАЗа» (НТЦ, Литейный завод, Прессово-рамный завод, Кузнечный завод, Завод двигателей и Автомобильный завод). Ребята увидели процесс создания большегрузов в прямом смысле изнутри, побывали в роли профессионалов — от конструктора до контролера, попробовали силы в различных квестах и викторинах [особо умным и успешным достались ценные призы от потенциального будущего работодателя — прим.ред.].

«В заводской столовой вкусно кормили, жаль, что булочек не дали. Спасибо за положительные эмоции и приятные подарки автомобильному заводу!», «Движуха» была на заводе двигателей и кузнечном — не для слабонервных», «Огромная благодарность команде Кузнечного завода за интересную программу. Мы как всегда всех порвали. 7 отряд», — вот лишь некоторые комментарии участников форума. С неизменным юмором молодежь отметила «брутальных мужиков» кузнечного производства и выдвигала собственные версии расшифровки аббревиатур ЛХВС и АУЕ, указанных на контейнере с металлом.

Дальше — больше: ведь если ты способен за час спроектировать, собрать, а, главное, «продать» грузовик из ПЭТ-бутыли, резиновых трубок и картона [или что там подвернется под руку, — прим. ред.], — и все это будучи «в команде» — реальный конвейер тебе покажется не сложнее «Лего»! Именно такой была задача, поставленная перед участниками форума — придумать и собрать из подручных материалов «КАМАЗ» будущего», да еще и продать «опытный образец» наставникам — «матерым» продавцам из ТФК «КАМАЗ». И последние не уставали поражаться энтузиазму подопечных.

К слову, «камазовская» молодежь с воодушевлением нашла себя в роли кураторов проекта, многие ежегодно участвуют с момента его старта. Это и новый опыт наставничества, и свежие идеи. Оказалось, что тот или иной профи, в зависимости от своей специализации, вольно или невольно влиял на вверенную ему команду [в каждой в среднем 17 человек, — прим. ред.]. У кого-то в команде лидировали бойкие девушки-конструкторы, а среди своих подопечных Дмитрий Семенов из ТФК «КАМАЗ» разглядел будущих «звезд» по продажам — по его словам, некоторых ребят он взял бы в отдел «хоть завтра». Главное, чтобы энтузиазм молодежи не угас.

Финалом мероприятия, завершившегося в минувшие выходные, стала ярмарка вакансий от «КАМАЗа», где ребята могли напрямую пообщаться с руководителями подразделений и получить не только навыки составления эффективного резюме и успешного собеседования, но и реальное предложение о трудоустройстве.

«Если предложат здесь работу — я, конечно, соглашусь», «Я бы хотела здесь работать!» — писали ребята в группе форума.

Тот самый момент, когда выбираешь не просто работу, но свою судьбу.

Материал подготовлен при содействии Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан

Фото vk.com/profdvizhenie

Новости партнеров