Хадж 200 лет назад: поездка на годы, жертвы аферистов, бесконечные досмотры и разгул инфекций
Какие испытания ложились на плечи мусульман-паломников в XVIII-XIX веках
Завтра открывается сезон хаджа. В паломничество к святым местам отправляется первая группа татарстанских верующих. Если в наши дни такая поездка занимает считанные дни, а набор услуг может различаться в зависимости от кошелька и предпочтений хаджия, то сто лет назад отправка в Мекку было делом весьма долгим, хлопотным и рискованным. Профессор, д.ф.н. Альфина Сибгатуллина, работающая в Институте востоковедения РАН, в авторской колонке, которую она написала для «Реального времени», рассказывает, как татары исполняли мусульманский долг перед Аллахом в XVIII — XIX веках, и какие неприятные сюрпризы предостерегали их во время пути.
«Совершение хаджа занимало по времени от шести — восьми месяцев до одного года»
С современной точки зрения, до ХХ века совершение хаджа правоверными мусульманами из России представляется как большой подвиг, проявление героического усердия и самопожертвования во имя Всевышнего Аллаха. В условиях колониальной политики царизма мусульмане, как инородцы, не только не имели какой-либо государственной поддержки, гарантии, контроля или другой помощи, но и подвергались определенным притеснениям и санкциям.
Даже учреждение в 1788 году официальной государственной организации Оренбургского магометанского духовного собрания (ОМДС) не улучшило положение паломников. Вплоть до начала ХХ века российское правительство практически оставляло без внимания и систематического контроля, не говоря уже о плановой организации, паломническое движение российских мусульман. Хадж оставался сугубо личным делом мусульманина во всех отношениях. Выходя в долгий и полный риска путь, он мог рассчитывать только на свои материальные и физические возможности.
Хотя не существует статистических данных по паломническому движению в России в XVIII — XIX веках, все же по био-библиографическим трудам Шигабутдина Марджани и Ризы Фахреддина видно, что среди мусульман Поволжья и Урала того времени было немало тех, кто носил почетное звание хаджи. Однако эти же источники указывают, как отдельные религиозные деятели, например, Габденнасыйр Курсави (1812 г., Стамбул), поэт Шамседдин Заки-суфи (1865 г., Таганрог) и другие, по различным причинам умерли по пути к святым местам.
В условиях того периода совершение хаджа занимало по времени от шести — восьми месяцев до одного года. Если читать биографию автора «Рисаля и Газиза» Таджеддина Ялчыгула (1768-1838 гг.), которого в малом возрасте отец взял с собой и оставил на время своего совершения паломничества в Турции, то расставание отца и сына продлилось целых четыре (а по некоторым сведениям, даже 14) лет.
Поэтому мусульманина, отважившегося выйти в такой длительный путь, с добрыми пожеланиями провожало все село, и по возвращении целый месяц народ приходил к нему в дом с поздравлениями.
Три этапа опасного путешествия
Маршрут татарских паломников XVIII — XIX веков можно условно рассматривать в трех этапах: российский, турецкий и арабский. Поскольку Хиджазский регион тогда входил в состав Османской империи, последние два этапа пути паломники официально проходили по землям султана-халифа, однако их пребывание в Стамбуле или других городах современной Турции (например, Т. Ялчыгул находился в Диярбакре, что на юго-востоке страны) сильно отличался от их путешествия по Аравийскому полуострову.
Российский отрезок пути был сложен тем, что татары плохо знали русский язык и становились жертвами различного рода мошенников и аферистов при приобретении билетов на поезда и пароходы.
Проезжая по христианским землям на повозках или в переполненных вагонах, они были лишены возможности исправно выполнять свои ежедневные поклонения, особенно совершать омовение и пятикратный намаз, не могли питаться дозволенной пищей, что приводило к различным заболеваниям желудочно-кишечного тракта. Добравшись через 18 — 20 дней до порта отправления пароходов, обычно ими являлись города Одесса и Севастополь, они неделями находились там в ожидании своего рейса в Стамбул или Джидду. Поскольку не было удобных и дешевых гостиниц или постоялых дворов, многие паломники вынуждены были жить на вокзалах или просто на открытом воздухе, рискуя своей жизнью.
Затем предстояло испытание морем…Черное море не всегда было благосклонным к паломникам. Штормы, морская болезнь, до предела переполненный пароход, нехватка пресной воды и горячей пищи, антисанитария уносили множество жизней… Достигшие через мытарства турецкого берега паломники подвергались паспортному, таможенному и врачебному контролю. Хотя и в столице Османской империи не обходилось без обмана и жуликов, все же путники здесь могли немного передохнуть и прийти в себя, купить товары первой необходимости и ихрам для совершения хаджа, прогуляться по историческим местам и пообщаться с известными учеными Османской империи.
Аравийский этап был наиболее сложным для хаджиев. Купив билет на один из пароходов, направлявшихся в Бейрут, Яффу, Ямбо, Джидду или Александрию, в конечном пункте снова проходили карантин. Далее водным или наземным путем добирались до Ямбо — порта Медины или Джидды — порта Мекки. Из Ямбо до Медины путь на верблюдах длился три дня, а из Медины до Мекки еще 10 дней. Расстояние 90 верст из Джидды до Мекки также преодолевалось на верховом животном под палящим солнцем. Эти участки дороги были очень опасными. Бедуины часто нападали на караваны, грабили и убивали путников, поэтому российские паломники старались примыкать к султанским караванам, возившим ежегодные подношения шерифу Мекки. Караваны охранялись турецкими аскерами, и бедуины не смели нападать на них.
Новая беда — холера
Благополучно добравшихся до Мекки и Медины ожидала другая беда: холера. Появившаяся в 1817 году в Нижней Бенгалии холера постоянно давала о себе знать в паломнический сезон и уносила тысячи жизней. До эпидемии 1864 года в Мекке, которая обратила на себя внимание всего мира, были зафиксированы шесть крупных вспышек. В период 1881-1893 гг. также наблюдался разгул эпидемии.
Плачевное санитарно-эпидемиологическое состояние Хиджазского региона давало повод российским властям и европейским странам препятствовать мусульманскому паломничеству. В таких действиях Европы и России усматривались и их политические цели. Например, российские власти, озабоченные панисламистскими настроениями, видели в эпидемиях один из рычагов контроля над мусульманами и сдерживания потока паломников как потенциально опасного сообщества.
Но все эти беды, лишения, опасности и запреты не могли стать препятствием желавшим посетить Благородную Мекку и Лучезарную Медину, Дом Аллаха Каабу и исполнить свой долг перед Всевышним Аллахом. Татарские паломники в своих путевых записях — хаджнаме — традиционно избегали различного рода жалоб о сложностях пути в Мекку и Медину, ибо полагали, что преодоление трудностей воздастся паломнику благом.
Использованы фотографии хаджа 1885 года, сделанные в Мекке врачом-офтальмологом из Ирака Абдулгафаром Аль-Багдади (сайт ansar.ru )
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.