Новости раздела

Профессор Эрдал Танас Карагель: «Больше всех от «Турецкого потока» пострадает Украина»

Сегодня в Санкт-Петербурге ожидается встреча первых лиц России и Турции, одной из тем которой может стать реинкарнация замороженного проекта газопровода «Турецкий поток» в обход Украины. Профессор Университета Йылдырыма Баязида и эксперт Фонда политических экономических и общественных исследований (SETA) в Анкаре Эрдал Танас Карагель в интервью «Реальному времени» высоко оценил перспективы проекта, который нужен как России, так и Турции, несмотря на противодействие ему со стороны некоторых стран.

— Сегодня в Санкт-Петербург на встречу с Владимиром Путиным приедет Реджеп Тайип Эрдоган. Ожидаете ли вы в связи с этим подвижек по одному из крупнейших совместных проектов двух стран — трубопроводу «Турецкий поток»? Возможна ли ситуация, что в этом году строительство ТП будет возобновлено? Что для этого следует предпринять?

— Полагаю, что эта встреча положительно отразится на отношениях и на «Турецком потоке» после политического напряжения, которое переживают оба государства. Судя по тому, что обе страны потребовали строительства этого проекта, я хотел бы подчеркнуть, что оно может начаться уже в этом году. «Турецкий поток» очень важен для России, которая хочет поставлять природный газ крупнейшим клиентам — Турции и Германии — по разным путям. Россия переживает сложный процесс, связанный со спадом цены на газ, поэтому я не думаю, что Россия желает рискнуть и потерять свою позицию на рынке.

— Как вы оцениваете перспективы проекта «Турецкий поток»? Будет ли он реализован?

— Я думаю, что «Турецкий поток» будет выгодным для Турции и России. «Турецкий поток» очень важен для России, поскольку он прокладывает новый маршрут для экспорта большого объема природного газа как в Европу, так и в Турцию. Он также важен и для Турции, которая сейчас уверенно прогрессирует.

Более того, конфликт России с Украиной откроет новый путь для экспорта российского газа в Европу. Поддержка энергообеспечения Турции важна для европейских стран, которые удовлетворяют свои потребности в природном газе.

«Турецкий поток» очень важен для России, поскольку он прокладывает новый маршрут для экспорта большого объема природного газа как в Европу, так и в Турцию. Он также важен и для Турции, которая сейчас уверенно прогрессирует». Фото globallookpress.com

Насколько важен этот проект?

— На мой взгляд, «Турецкий поток» является важным проектом. Несмотря на то, что многие критикуют схожесть функции проекта с Nord Stream, кажется, что поставка природного газа Россией по этому пути ввиду конфликтов с Украиной неизбежна. России «Турецкий поток» нужен для обеспечения безопасности энергообеспечения в Турции и Европе.

Кто выступает против этого проекта?

— Украина открыто не одобряет «Турецкий поток», поскольку государство обеспечивает поставку природного газа из России в Европу. А конфликты, которые переживает страна на данный момент, будут способствовать потере ее позиции. Более того, некоторые европейские страны также против этого проекта, потому что не хотят, чтобы кто-либо еще стал зависим от России.

В целом, могут ли последние события в Турции укрепить связи между Россией и Турцией? Reuters писал, что ЕС опасается дружбы Турции и России.

— После путча Турция быстро восстановилась как политически, так и экономически. Ее проекты продолжатся в прежнем темпе. В то же время после развития отношений с Россией и объяснения России в том, что она не попытается стать альтернативой ЕС, становится ясно, что нет повода для беспокойства.

Может ли ЕС повлиять на реализацию «Турецкого потока»?

— В целом, страны ЕС выступили за снижение зависимости от российского газа. Эти страны понимают: для того, чтобы удовлетворить свои растущие потребности в кратко- и среднесрочной перспективе, им нужно поддерживать отношения с Россией, которая является важным поставщиком топлива. В этом отношении я думаю, что они не против альтернативного «Турецкого потока», так как они думают, что размолвки между Россией и Украиной повлияют на импорт природного газа.

«Даже тот сложный период, который начался со сбитого Турцией боевого самолета, не поставил точку на проекте. В данном контексте это очевидно, обе стороны «за» «Турецкий поток». Фото gazprom.ru

Аналитик европейского института Брейгеля Симоне Тальяпьетра считает, что проект является, скорее, «риторическим», чем реальным. Что вы думаете об этом?

— Я так не думаю. Даже тот сложный период, который начался со сбитого Турцией боевого самолета, не поставил точку на проекте. В данном контексте это очевидно, обе стороны «за» «Турецкий поток».

Какие страны имеют интересы в энергетическом комплексе Турции, кроме России?

— Как уже известно, TANAP будет транспортировать природный газ Азербайджана в Европу. Ожидается, что Туркменистан, Северный Ирак и Иран подключатся к этому в будущем. В данном случае это указывает на важность географического положения Турции. В последующие годы многие страны с энергоресурсами захотели бы транспортировать природный газ по новым трубопроводам и поставлять сжиженный газ с новыми терминалами в Турцию и Европу.

Какие страны выиграют от Турецкого потока, какие проиграют?

— Прежде всего, я смею полагать, что страны ЕС извлекут выгоду из «Турецкого потока». Как я отмечал выше, «Турецкий поток» станет альтернативным путем для помощи странам ЕС после прекращения поставки природного газа через Украину. Присутствие «Турецкого потока» в Турции будет важным шагом в становлении энергоцентрализованной страны.

Турция обеспечит безопасность энергоснабжения, отмечая возможность новых энергопроектов. А больше всех от «Турецкого потока» пострадает Украина.

Есть ли опасения, что для России реализация «Турецкого потока» по формуле «одна ветка только для Турции» является неприемлемой?

— Первая стадия «Турецкого потока» проложит путь для поставки газа в западную Турцию, минуя Украину. Вторая стадия включает газовый узел у турецко-греческой границы для транспортировки российского газа в Европу. Три последующие стадии поставят газ в страны центральной и южной Европы, также в обход Украины. На мой взгляд, тот факт, что ни Россия, ни Турция не являются членами ЕС и не привязаны к третьему энергопакету, упрощает строительство «Турецкого потока».

«Принимая во внимание то, что Россия не создает проблем с поставкой газа ввиду политического напряжения, было бы целесообразней привязать эти 24% сокращения объема поставок газа к техническим трудностям или к спаду в спросе». Фото gazprom.ru

Выдаст ли Еврокомиссия требуемые Россией гарантии сбыта (для Австрии, Венгрии, Италии)? Ведь отношения с Евросоюзом сейчас у России весьма запутанные и сложные, как и у Турции.

— Несмотря на то, что всем хорошо известно, что некоторые страны ЕС выступают против этого проекта, в целом, ЕС хочет ввести «Турецкий поток» в эксплуатацию. В этом отношении, я думаю, что Европейский совет предоставит гарантии сбыта. Я уверен в том, что напряжение между ЕС и Россией не отразится на отношениях Турции и ЕС.

В прошлом году по «Голубому потоку» был поставлен рекордный объем — 15,4 млрд куб м. В январе-мае 2016 года объем поставок снизился на 24%. Означает ли это замещение газовых поставок «Газпрома» иранским газом? Есть ли смысл строить еще один «Турецкий поток» с реализацией для Турции, если даже по действующему «Голубому потоку» объемы падают и есть угроза вытеснения иранцами?

— В настоящее время Турция экспортирует природный газ из России, Ирана и Азербайджана. Учитывая то, что Иран является одним из самых дорогих импортеров, становится ясно, что иранский газ не сможет стать альтернативой российскому. Принимая во внимание то, что Россия не создает проблем с поставкой газа ввиду политического напряжения, было бы целесообразней привязать эти 24% сокращения объема поставок газа к техническим трудностям или к спаду в спросе. Не думаю, что продолжающаяся энергетическая торговля между Турцией и Россией негативно повлияет на ситуацию с Ираном.

Айгуль Зиятдинова
Справка

Эрдал Танас Карагель — директор по экономическим исследованиям Фонда политических экономических и общественных исследований (SETA).

Эрдал Карагель закончил экономический факультет Университета Стамбула в 1992 году и поступил в Коннектикутский университет (США), где получил степень магистра. В 2002 году защитил докторскую диссертацию по отношению внешнего долга и экономического роста и риску откладывания внешнего долга в Йоркском университете (Великобритания).

Сегодня профессор Карагель преподает в Университете Йылдырыма Баязида, пишет статьи и анализы.

Новости партнеров