Тайны следствия: побег ревизора Honda Motor, «Мавроди в юбке» и цена бесхозяйственности исполкома Казани
В канун профессионального праздника лучший следователь СУ СКР по РТ раскрыла «Реальному времени» подробности своих дел
Полковник юстиции Евгения Романова в следствии без малого 20 лет. А если неофициально, то к профессии прикоснулась еще раньше: в детстве наблюдала за работой матери — следователя Ираиды Романовой, и даже сама принимала участие в следственных экспериментах в качестве статиста. Звание лучшего следователя по особо важным делам в СУ СКР по РТ полковник Романова получила по итогам 2015 года за два направленных в суды дела — о масштабной афере с землей и подвалами в Казани и о 45 «взятках за инвалидность» в Черемшане.
Как москвич кинул казанцев и стал бомжом
Несмотря на высокое звание, к чинопочитанию следователь Евгения Романова не привыкла до сих пор: «Помню, в командировке в Москве молодые курсанты из караула увидели мои большие звезды на погонах и честь отдали. Я тогда очень удивилась...». Столичная командировка была связана с расследованием дела ревизора из отдела развития дилерской сети ООО «Хонда Мотор Рус» Романа Усанова, который в 2011 году решил получить миллион рублей у Ильдара Зиннурова, владельца сети автосалонов «Сапсан» (холдинг «Таттранском»), угрожая в противном случае закрыть его дилерские центры Honda.
— За продление дилерских контрактов компания перечислила ему полмиллиона рублей, причем прямо на банковскую зарплатную карту, — вспоминает Евгения Романова. — И в ходе расследования я у этого Усанова нашла еще три эпизода странного получения денег из других регионов России. Он же как проверяющий от компании-производителя по многим дилерским центрам ездил. Я туда материалы пересылала, но не знаю, дошли дела до суда или нет.
По словам следователя, выпускник Плехановской академии и сотрудник мировой корпорации в ранге подозреваемого с самого начала повел себя глупо. Игнорировал повестки о вызове к следователю в Казань, а когда оперативники татарстанского УБЭП приехали к нему в Москву — сбежал во время обыска в своей квартире, воспользовавшись тем, что сестра отвлекает внимание полицейских. «Через неделю я полицейских вновь посылаю в Москву со словами: «Не поймаете — начну дело в отношении вас расследовать», — рассказывает Романова, отмечая, что задача была не простой. Чтобы попасть в охраняемый офис «Хонда Мотор Рус» и не спугнуть беглеца, операм пришлось пойти на хитрость.
С задержанием сложности не закончились: молодой москвич вдруг стал изображать приступ болезни и уже в больнице сиганул из окна второго этажа! Полицейский — за ним! В общем, обоих загипсовали в той же больнице. «Когда они ко мне сюда приехали с переломанными ногами — это было зрелище, мы хохотали вместе 15 минут!» — говорит следователь. Допрос москвича добавил поводов для смеха. Оказалось, за пару дней до геройского прыжка москвича турнули из компании, а квартиру он продал сам, чтобы отдать 6 млн рублей какому-то юристу-аферисту, обещавшему закрыть уголовное дело в Казани. Пришлось «прописать» подозреваемого без регистрации в СИЗО. В 2013 году Усанова наказали за мошенничество условным сроком.
Откупные за смерть пациента и воровская «крыша»
Год после школы Евгения Романова работала в Московском райсуде — с первого раза поступить на юрфак КГУ не удалось, решила набраться опыта. В суде секретари были дефицитом, и вчерашняя школьница Романова оказалась крайнее нужной фигурой: трое судей, чтобы «ангажировать» ее для ведения протоколов на своих процессах, договаривались между собой о времени заседаний. Практика оказалась очень полезной. Там впервые будущий следователь столкнулась с «несунами» с «Казаньоргсинтеза». А лет через десять уже сама расследовала дело о хищении с этого предприятия: «Дело передали в прокуратуру, потому что один из фигурантов оказался следователем милиции. Он должен был выезжать и решать вопрос, если транспорт с похищенными «излишками продукции», вдруг останавливали на дороге».
— А самым первым моим уголовным делом была взятка сотрудников ГАИ, которые взяли деньги у нарушителя за непривлечение к ответственности. Выяснилось, это не первый случай. При обыске я дома у одного из этих сотрудников нашла чужие автодокументы. А потом объявился потерпевший, у которого этот гаишник мотоцикл за езду без прав отобрал и сам стал ездить на нем. Срок он отбывал в первом СИЗО, работая в хозобслуге, — делится Евгения Романова.
Дела оборотней в погонах ей доверяли частенько. Лет десять назад прогремела история первого замначальника УВД Московского района Казани, который злоупотребив полномочиями, утвердил 34 незаконных постановления об отказе в возбуждении уголовных дел. За такое укрывательство преступлений суд милиционера оштрафовал на 40 тысяч рублей, начальство же подыскало ему другую работу.
А в начале 2000-х на взятке задержали следователя по особо важным делам прокуратуры РТ. Круглую сумму «важняк» взял у врача-невролога за отказ возбуждать «дело медиков»: в казанской горбольнице умер избитый парень, доставленный за сутки до этого на скорой. Вскрытие показало, что врачи не смогли обнаружить внутричерепные гематомы, рассказывает Романова: «Сложность была в том, что гематомы у него были расположены симметрично, томографа в то время не было, а имеющаяся техника резонанса не выявила. А следователь просто решил развести врачей — дайте денег, иначе дело возбужу...». Санкцию на арест зарвавшегося подчиненного тогда давал прокурор Татарстана Сайфихан Нафиев.
Мавроди по сравнению с ней — одуванчик безобидный
После создания Следственного комитета Евгения Романова перешла на работу в новую структуру. Сейчас она — единственная женщина-следователь в ранге полковника среди сотрудников Следкома по РТ, работает в четвертом отделе по расследованию особо важных дел. Продолжат ли дочки династию — пока не загадывает.
Благодаря собранным Романовой доказательствам в Казани на 7 лет посадили заведующую детсадом, собравшую со знакомых и незнакомых людей 35 млн рублей. В 2015 году суд установил, что Гулия Салимзянова обещала просторные квартиры в новостройках по дешевой цене, якобы отошедшие государству за выделение земли застройщикам.
— Мавроди по сравнению с ней — одуванчик безобидный. После того как ее задержание по ТВ показали, она говорила людям, что все нормально. Когда ее по первому делу осудили (с отсрочкой приговора до достижения ребенком 14 лет), продолжала рассказывать — квартиры будут. А еще собрала с них 2 млн рублей. Якобы на подкуп следователя, — говорит Евгения Романова.
Оперативные разработки по розыску собранных с людей миллионов к деньгам следствие так и не привели. А после приговора осужденная бросила судье фразу, мол, выйдет на свободу и будет жить в шоколаде.
«Бесхозный» кремлевский подвал
Сейчас Приволжский райсуд Казани рассматривает дело о хищении двух десятков объектов муниципальной и республиканской недвижимости на общую сумму 503 млн рублей. На скамье подсудимых — 10 человек, включая бывшего госрегистратора Радика Минязова. По версии следствия, он вносил в базу Росреестра ложную информацию. В результате пустующие и не поставленные на учет нежилые помещения меняли хозяина. Так произошло и с подвалом в 550 квадратов на Кремлевской, 2а, который формально числился за городским центром «Ял», но работать в нем разруха не позволяла.
— По результатам этого расследования я направила частное постановление в администрацию Казани, чтобы усилили контроль за собственностью. Я понимаю, что объектов у них на балансе очень много, но с другой стороны, кто за ними должен смотреть, если не хозяин? Наверняка есть желающие и купить, и взять в аренду. Город получал бы доход! — рассуждает следователь. — Не верю, что в существующем подходе нет никакой политики. Впрочем, часть похищенного они успели вернуть и даже реализовать.
— А в Росреестр представление вносили?
— Это, пожалуй, первое дело, где они признали, что негодяйничал их сотрудник, и показали, как беспредельно он сведения в базу вносил.
Судьбу других подследственных Романовой, обвиняемых в мошенничестве в сфере оформления документов медико-социальной экспертизы, сейчас решают в Черемшанском райсуде. Лишь одна из пятерых подсудимых являлась работницей БСМЭ по РТ — медсестрой в регистратуре, однако деньги «за нужную группу», «за получение или продление инвалидности» брали и другие. При этом, по словам следователя, от 30 до 100 тысяч рублей аферистам отдавали отнюдь не здоровые люди. Просто почему-то при прохождении экспертизы у черемшанцев возникали сложности.
Судьбу подследственных Романовой, обвиняемых в мошенничестве при оформлении документов МСЭ, сейчас решают в Черемшанском райсуде«У меня в практике вообще не было простых дел, таких чтобы украл — выпил — в тюрьму! — рассуждает лучший следователь Следкома по РТ. — Так что желаю коллегам в профессиональный праздник побольше интересных дел!»
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.
Справка
25 июля — День следователя
В Российской Федерации день 25 июля был учрежден как профессиональный праздник работников следственных органов в 2013 году. В первый раз на основании правительственного постановления День следователя отмечали в 2014 году.
Дата была приурочена к событию, которое явилось днем рождения независимых следственных органов. В 1713 году в этот день Петром I была создана канцелярия, как орган, в обязанности которого входило проведение предварительного следствия. Он подчинялся напрямую царю. В его ведении находились расследования взяточничества, мошенничества, служебных подвохов, казнокрадства. Находясь в подчинении царя, канцелярия не зависела от высших чиновников и могла проводить объективное расследование.
В СССР также отмечали профессиональный праздник, но дата его была 6 апреля. Праздновали День следственного работника в СССР в день принятия в 1963 году Президиумом ВС СССР Указа, которым было делегировано право проведения предварительного расследования определенной структуре органов министерства, позже преобразованного в МВД. Официальным праздником этот день не являлся, но традиционно его отмечали работники следственных органов, а официальные лица и представители чиновничьего аппарата направляли поздравления. Считалось, что 6 апреля является днем рождения органов следствия МВД. С 2014 года праздник получил статус официального как День работника Следственного комитета России.