«Фабрика предпринимательства»: заказ от Айрата Хайруллина, критика колхоза от Фишман и «удащливые» бизнесмены
Порядка 250-300 тыс. рублей удалось заработать финалистам 5-го сезона проекта «Фабрика предпринимательства». Однако среди них нашлись и те, кому удалось получить заказ от Айрата Хайруллина или найти инвестора «удивительным» способом. С презентациями начинающих предпринимателей познакомился и корреспондент «Реального времени», ставший свидетелем того, как вместе с похвалой бизнесмены получили и долю критики за несоответствие реальности цветным картинкам.
«Это «колхозный вариант» – то, что мы сейчас видим»
Выставка, на которой юные предприниматели должны были показать свой продукт, условно состояла из двух зон. Поскольку день был по-июльски солнечным, проекты, связанные со строительством и производством, разместили на улице перед библиотекой им. Лобачевского, тем более что их стенды были довольно большими. Именно здесь и стартовала VIP-экскурсия с участием министра экономики РТ Артема Здунова, помощника президента РТ Наталии Фишман, бизнес-омбудсмена Тимура Нагуманова, руководителя Центра поддержки предпринимательства РТ Дилюса Шавалиева и других.
В роли экскурсовода выступил руководитель «Фабрики предпринимательства» Айдар Булатов. Первым делом он подвел группу к стенду альметьевской команды, занимающейся производством мебели и поддонов. По словам Булатова, именно их продукция закупалась при оформлении набережной в Альметьевске. Понятно, что эта информация была адресована Наталии Фишман, в ведении которой и находятся многочисленные парки и скверы Татарстана. Все подобные презентации Фишман выслушала очень внимательно, а некоторыми, к примеру, проектом команды «Ремонтник», производящей спортивные сооружения, даже заинтересовалась.
Все шло гладко. И вот к концу первой части экскурсии Булатов представил прошлогоднего победителя реалити-шоу «Фабрика предпринимательства» — компанию с символичным названием «Деревянный Вавилон». Соответственно названию ее стенд был выполнен в форме небольшого деревянного домика, внутри красовались фотографии, на которых были изображены необычные дома, выполненные по современным проектам.
— В реале есть такие дома? — поинтересовалась Фишман.
— В реале нет. Есть похожие, но один в один нет, — ответил представитель «Деревянного Вавилона» Ильсур Файзурахманов.
— То, что у вас здесь сейчас нарисовано, и то, что у вас стоит, — это две какие-то сильно-сильно разные вещи.
— Это одна и та же технология.
— Это всегда вопрос деталей. У вас здесь совершенно по-другому обработанное дерево. Это «колхозный вариант» — то, что мы сейчас видим, и рядом совсем другое, — недовольно отметила Наталия Фишман, проводя рукой по каркасу деревянного стенда.
— Они как раз переходят на другой уровень а рамках «Фабрики Pro». То есть они показывают вертикальный процесс образования, — пришел на помощь Айдар Булатов.
— Но конструкция же совершенно другая.
— Начинали с дачи, да, — под конец признался юный предприниматель. Ради справедливости отметим, что на сайте «Деревянного Вавилона» немало фотографий, на которых изображены уже построенные дома. В большинстве своем это проекты, довольно привычные для российского глаза, — стандартные каркасные дачные дома. Видимо, дома, изображенные на фото, появятся чуть позже. Как говорится, нет предела совершенству.
Победителя определяет прибыль
Вторая часть экспозиции находилась уже внутри, на первом этаже библиотеки. И хотя, по задумке организаторов, помощника президента должны были привлечь проекты, связанные со строительством и благоустройством, Фишман воодушевилась, когда начался осмотр стендов с необычным лимонадом, мороженым, которое замораживалось тут же с помощью азота, чаем, кондитерскими композициями, то есть тем, что можно обозначить современным понятием «фуд корт».
— Мне приятно видеть столько проектов, которые так или иначе связаны с общественными пространствами, я вижу, что мы вас немножечко вдохновили, зарядили, и я надеюсь, что их будет еще больше. А чтобы их было еще больше, я Айдару отдельно говорю, что я готова лично встретиться с каждым, делать что-то в этом направлении, — сказала Фишман уже на пленарной сессии, но отметила, что не обещает брать оборудование. — Я, честно говоря, слегка сомневаюсь, что оно будет проектного качества, но, я думаю, мы обязательно постараемся его где-нибудь поставить, вместе с вами посмотреть, как оно работает, сказать вам, что плохо, что хорошо, помочь вам с этим справиться, — добавила она и даже попросила принять ее в наставники.
В свою очередь Здунов тоже высоко отозвался о проекте и отметил, что в его финансировании участвует не только республика, но и федеральный центр.
Когда выступления приглашенных гостей были заслушаны, а ответные слова благодарности сказаны, на суд жюри были представлены работы финалистов. Кто-то из предпринимателей занимался выращиванием овощей и фруктов, кто-то делал ремонты, кто-то строил дома или изготавливал развивающие доски для детей. Конечно, креатив и творчество — дело хорошее, однако успешность бизнеса привыкли оценивать по тому, сколько удалось заработать, так что каждый участник в своей презентации говорил о том, каков оборот и какова чистовая прибыль проекта. По условиям конкурса на создание бизнеса каждой команде давалось только 90 дней. Отметим, что прибыль оказалась довольно приличной — в среднем около 200-250 тыс. рублей.
Те, кому удалось заработать больше всех, и стали победителями. Подчеркнем, что победителей оказалось двое: в Закамской зоне — это альметьевская команда «Миллениум», в Казани — команда «Карне».
Сколько же удалось заработать победителям? Как рассказали представители «Миллениума», оборот компании составил 1 млн рублей, чистая прибыль — порядка 700 тыс. рублей. История довольно проста: ребята сделали из поддонов несколько выставочных экземпляров. Здесь их заметила администрация Альметьевска, которая дала заказ на обустройство пляжа. Заказ был оплачен полностью, так что финансовых проблем не возникло. По словам предпринимателей, производство находится в аренде, при этом часть оборудования закупили они сами.
Что касается второго победителя, строительно-инженерной фирмы «Карне», то она уже успела найти инвестора. Сначала ребята получили несколько частных заказов, затем нашелся и более крупный клиент: молодым предпринимателям доверили проводить канализацию и водоснабжение для 10-этажного дома в поселке Васильево.
«Вложений, чтобы найти заказчика, было мало, то есть он нашел нас сам. Мы нашли бесплатную рекламную площадку, где заплатили за неделю 1300 рублей, и он нас нашел как-то сам. Удивительно, на самом деле», — рассказывают представители «Карне». Что касается финансовой стороны, оборот компании — 1,3 млн рублей, чистая прибыль — 360 тыс. рублей.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.