Подрядчики Игоря Сечина помогут Сергею Когогину сэкономить на энергоресурсах
Челнинский автогигант построит за счет Cummins собственную электростанцию, которая обеспечит 5% потребностей предприятия стоимостью 600 млн рублей
Один из крупнейших в Закамье потребителей энергоресурсов — челнинский КАМАЗ — решил «разбавить» 1,5 млрд кВт/ч, закупаемых у независимого энерготрейдера «Русэнергосбыт», собственной малой генерацией. Как стало известно «Реальному времени», Камский автозавод принял предложение о строительстве автономной электростанции с турбинами Cummins совокупной мощностью до 40 МВт, которая обещает покрыть 5% его потребностей по цене на 10% ниже, чем у оптового продавца. Правда, пока договор со стратегическим партнером еще не подписан.
Строим не мы, а инвестор
КАМАЗ не перестает присматриваться к малой генерации, которая при любой ценовой конъюнктуре на оптовом рынке электроэнергии (ОРЭМ) оказывается более выгодной по себестоимости получаемой энергии. Как рассказали «Реальному времени» участники рынка, в этом году руководство КАМАЗа решило перейти на частичное обеспечение электроэнергии за счет автономных источников, отказавшись от транспортировки энергии с ОРЭМ. И хотя цены на электрическую энергию на ОРЭМ сильно не растут и остаются в ценовом коридоре от 2,20 до 2,30 рублей за 1кВт/ч, Камский автозавод решился пойти на эксперимент и испробовать эффект от работы собственной генерации.
Правда, руководитель пресс-службы автогиганта Олег Афанасьев уточнил, что электростанция будет строиться не на деньги автозавода, а за счет инвестиций российского партнера Cummins (название компании не раскрывалось). «Для удовлетворения наших потребностей в электрической и тепловой энергии один из наших партнеров предложил построить автономный источник генерации на привлекательных условиях. Автозавод не несет финансовых затрат, но гарантирует закупки всей вырабатываемой электроэнергию по «замороженному» тарифу. Он будет зафиксирован на 10% ниже оптовой цены на ОРЭМ», — раскрыл исходные условия Афанасьев, отказавшись назвать конкретные цифры проекта.
— Пока это пилотный эксперимент по оценке эффективности малой генерации, поэтому ее мощность небольшая и будет закрывать 5% потребностей автозавода, — добавил он. В абсолютном выражении электростанция может оказаться отнюдь не крошечной. Ежегодно КАМАЗ закупает 1,5 млрд кВт/ч, поэтому оценочная мощность станции может составлять порядка 40 МВт.
Друзья Роснефти и «Сургута» придут на подмогу КАМАЗу
Как удалось выяснить «Реальному времени», проект малой генерации будет реализовываться с российской инжиниринговой компанией, которая до сих пор строила автономные станции на нефтяных месторождениях «Сургутнефтегаза», «Газпром нефти», «Роснефти». Общая мощность введенных с 2004 года объектов генерации составляет 750 МВт, а строящихся — 110 МВт. Как правило, основным оборудованием являются турбины Cummins малой мощности. По сведениям участников рынка, компания выступила генподрядчиком строительства челнинской станции, объявив конкурс по выбору субподрядчиков среди казанских и челнинских компаний на оказание услуг по монтажу станции. Ожидается, что на этой неделе будут определены те, кто войдет в команду по строительству объекта.
Малая генерация является самым легкодоступным способом получения дешевой электрической энергии, поскольку потребитель не платит за передачу энергии по сетям. Как правило, надбавка за транспортировку составляет от 40 до 60% от оптовой цены на ОРЭМ, поэтому если убрать эту составляющую, то закупочная цена сразу «проседает» больше, чем на 10%. А если станция работает в режиме когенерации, то конечная цена на электричество может оказаться еще ниже. По словам топ-менеджеров предприятий, по этой причине многие промышленные потребители республики переходят на автономные источники, оставляя сбытовиков «с носом».
Как известно, первым на автономные источники энерго- и теплоснабжения перешел комбинат «Майский», круглогодично выращивающий огурцы и помидоры. Именно тогда им была обкатана финансовая схема функционирования малой генерации: в 2011 году частный инвестор, пенсионный фонд РЖД «Благосостояние», инвестировал 1 млрд рублей в строительство энергоцентра «Майский» (электрическая мощность 23,5 МВт, тепловая — 24,5 МВт) в обмен на гарантированные закупки энергоресурсов. Правда, спустя 4 года комбинат «Майский» неожиданно отказался от закупок тепловой энергии, сохранив лишь потребление электрической энергии. Впрочем, инвестор не сильно пострадал. Освободившееся тепло было направлено на отопление поселка «Осиново».
Я уйду, сказал Когогин. И слово сдержал
По данным «Реального времени», среди выбывших из татарстанской энергосистемы теплоснабжения есть весьма крупные казанские потребители — ПАО «Нэфис-Косметикс», КАПО им. С.Горбунова — филиал ПАО «Туполев», КМПО. Тем временем КАМАЗ тоже бьется за снижение тарифов на электричество, причем уже давно. Несколько лет назад представители автозавода жаловались, что затраты на энергоносители в одном автомобиле в 2011 году выросли втрое — до 100 тыс. рублей, плюс ежегодная сбытовая надбавка «Татэнергосбыту» достигает 100 млн рублей. «Мы вынуждены уйти от покупки электроэнергии с территории РТ и заключать прямые договора с генерирующими компаниями», — предупредил тогда КАМАЗ и сдержал слово. После расторжения договорных отношений с «Татэнергосбытом» осталась недозагруженной Набережночелнинская ТЭЦ, где развернуто 165 МВт из 1 ГВт.
В 2012 году автогигант объявил конкурс по выбору сбытовой компании, победителем которого стал «Русэнергосбыт» — второй по выручке российский независимый энерготрейдер, принадлежащий группе ЕСН и итальянскому энергоконцерну Enel (49,5%). В рамках трехлетнего договора с КАМАЗом «Русэнергосбыт» обеспечивал 100% потребностей завода в электричестве. Но с запуском малой генерации российский энерготрейдер может потерять 5% доходов от сбыта КАМАЗу или около 600 млн рублей.
«Уже не первый раз малая генерация вступает в конфликт с большой энергетикой, — говорит источник близкий к нижегородскому филиалу «Русэнергосбыт». — Все это время наша компания предлагала КАМАЗу более выгодное тарифное меню, чем у «Татэнергосбыта». Поэтому КАМАЗ продолжает работать с нами. А идею собственной генерации завод вынашивал давно, в свое время мы пытались участвовать, но сочли, что это не очень выгодно. Поэтому с уважением отнеслись к этому решению автозавода. Хотя, на мой взгляд, разница в 10% — это пока декларация». В то же время он заметил, что строительство объектов малой генерации — единичные случаи. Если сейчас законодательно введут требования о резервировании мощности, то вся эта генерация будет невыгодна. А пока на это закрывают глаза.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.