Новости раздела

«Какая-нибудь нефтяная компания в США, в 5–10 раз меньше «Татнефти», стоит больше»

Какие перспективные инвестиционные проекты в области нефтехимии и нефтепереработки могут реализовать вместе Татарстан и Башкортостан? А также что эффективнее — топливные элементы или аккумуляторные батареи? И каким образом можно снизить убыточность и повысить капитализацию татарстанских компаний за счет нематериальных активов? Эти вопросы обсуждались на очередном заседании совета директоров ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг». Традиционно оно прошло под председательством президента РТ Рустама Минниханова.

«Урал был против…»

По поручению президентов Татарстана и Башкортостана была разработана Концепция развития сотрудничества между нефтегазохимическими комплексами РТ и РБ.

Генеральный директор «Татнефтехиминвест-холдинга» Рафинат Яруллин напомнил, что в Татарстане на долю нефтегазохимического комплекса приходится 57 % промышленного производства, в Башкортостане этот показатель — 40 %.

Среди целей концепции — установление приоритетных направлений развития сотрудничества, определение видов и объемов продукции для взаимных поставок, выбор проектов для совместной реализации и подготовка кадров для нефтегазохимических отраслей регионов.

У некоторых компаний из Татарстана уже налажены контакты с коллегами из соседней республики. «Казаньоргсинтез», к примеру, имеет опыт сотрудничества с проектной организацией «Башгипронефтехим» и готов усилить его в части приобретения сырья и катализаторов у предприятий «Газпром нефтехим Салават», «Уфаоргсинтез», «Уфанефтехим». У «Татнефти» уже налажены контакты с ГУП «Институт нефтехимпереработки».

Рафинат Яруллин наметил возможные совместные инвестиционные проекты двух регионов. Он напомнил о крупнейших проектах, реализуемых в республике: комплекс глубокой переработки тяжелых остатков на ТАИФ-НК, этиленовый комплекс «Нижнекамскнефтехима», увеличение мощности первичной переработки нефти на НПЗ «ТАНЕКО», производство олефинов из природного газа. Сотрудничество в области химии и нефтехимии предприятия Татарстана могут вести с АНК «Башнефть», «Газпром нефтехим Салават», ОАО «Полиэфир», ОАО «Башкирская химия».

«Предприятия нефтегазохимического комплекса двух республик связаны исторически. Это надо поддерживать и развивать, — уверен гендиректор «Татнефтехиминвест-холдинга». — Будем с нашими соседями работать».

Заместитель генерального директора ОАО «Корпорация развития Республики Башкортостан» Денис Фомин отметил, что в последние годы сотрудничество между предприятиями Татарстана и Башкортостана развивается по всем направлениям: от проектирования до поставки оборудования и продукции. Для реализации концепции, по его мнению, нужно создать рабочую группу, в которую войдут специалисты ключевых предприятий регионов. Также в рамках рабочей группы надо рассмотреть возможность произвести координацию рынка выпускаемых регионами продуктов, считает Денис Фомин.

Рустам Минниханов напомнил, что нефтегазохимические комплексы республик еще в советское время были интегрированы. Но возможности глубоко «связать» их были упущены: «Урал (Рахимов, сын экс-президента РБ Муртазы Рахимова и бывший генеральный директор АНК «Башнефть», — прим. ред.) был против. Хотя Муртаза Рахимов эту тему понимал. Мы вынуждены были строить один нефтеперерабатывающий комплекс, потом второй. Можно было договориться».

Президент РТ попросил более детально расписать план совместных действий двух республик, создать рабочие группы и встречаться не реже, чем раз в квартал. «Мы имеем огромные компетенции, в том числе в нефтепереработке, строительстве нефтеперерабатывающих комплексов. Этот опыт можно продавать. Мы друг другу не конкуренты, а помощники», — считает глава Татарстана.

Топливные элементы от мобильных устройств до «электрических грузовиков»

«Следующая тема очень интересная — перспективы развития рынка топливных элементов», — таким анонсом предварил выступление следующего докладчика Рустам Минниханов. И не удержался от вопроса по теме: «А что победит: топливные элементы или аккумуляторные батареи?». И тут же продемонстрировал глубокое знание предмета: «Топливные элементы имеют ряд преимуществ. Но есть один вопрос: как получить водород?».

— Рынок топливных элементов активно развивается в Северной Америке, Юго-Восточной Азии и отчасти в Европе, — рассказал генеральный директор ООО «ИнЭнерджи» (Москва) Алексей Кашин. Компании Honda и Toyota уже выпускают автомобили на водородных топливных элементах.

Топливные элементы, производимые ООО «ИнЭнерджи», работают на водороде или углеводородном топливе. Они способны решать различные задачи. Так, топливные элементы серии «Астра» могут обеспечить резервное электропитание для мобильных телефонов, для больниц и банков. Системы постоянного электропитания «Гамма» предназначены для обеспечения надежного основного или вспомогательного энергоснабжения промышленных объектов.

«Ресурс установки — 40 тыс. часов или 5 лет непрерывной работы. По факту достигнуты результаты 16 тыс. часов или 2 года непрерывной работы», — впечатлил членов совета директоров холдинга Алексей Кашин.

Гендиректор «ИнЭнерджи» рассказал, в каких отраслях промышленности могут найти применение топливные элементы компании. Они могут использоваться на «КАМАЗе» в качестве силовых установок. Алексей Кашин сообщил, что «у нас даже была работа по «электрическому грузовику» на основе «КАМАЗа». Еще топливные элементы могут использоваться для резервного электропитания и в качестве альтернативы аккумуляторным батареям в нефтегазовом секторе, а также для обеспечения муниципальной инфраструктуры Казани.

«Наша задача — организация серийного производства топливных элементов. И Казань — правильное инновационное место для этого», — конкретизировал намерения гендиректор «ИнЭнерджи».

Президент РТ дал поручение министерству строительства, архитектуры и ЖКХ РТ совместно с предприятиями нефтегазохимического и энергетического комплексов РТ изучить возможности использования топливных элементов.

Ограничить ток

«Я вашу установку видел. Надежность электроснабжения, особенно наших нефтехимических производств, очень важна. Поэтому я и попросил устроить презентацию установки, аналогов которой в мире нет», — так лестно Рустам Минниханов отозвался о продукции ЗАО «СуперОкс» (Москва).

Генеральный директор Сергей Самойленков рассказал о разработках компании — токоограничивающих устройствах для промышленности. Токоограничивающее устройство (ТОУ) — инновационное оборудование для электроэнергетики.

Необходимость применения ТОУ в энергосистемах связана с ростом токов короткого замыкания из-за роста энергопотребления, развития генерирующих мощностей и систем электропередачи. Рост токов короткого замыкания приводит к повышению риска энергоаварий и увеличению потребности в дорогом оборудовании. ТОУ обеспечивает защиту энергосистемы от перегрузок и позволяет снизить ущерб электросетей от токов короткого замыкания; увеличить срок службы уже используемого оборудования; повысить пожаробезопасность; обеспечить низкий уровень потерь в сети и повысить качество электроснабжения.

Президент РТ предложил представителям «Татнефти», «Сетевой компании» и «Генерирующей компании», а также предприятиям группы компаний ТАИФ обсудить с компанией «СуперОкс» возможность использования ТОУ на предприятиях республики.

На газ

Продукция, производимая чешской компанией Adast, представляет интерес для республики, потому что очень хорошо вписывается в проект по развитию газовой техники, который Татарстан реализует совместно с «Газпромом». Компания «Adast» производит топливораздаточные колонки, которые могут работать на сжиженном или компримированном газе.
Напомним, в июне на открытии очередных трех АГНКС в Татарстане председатель совета директоров «Газпрома» Виктор Зубков обнародовал намерения газового монополиста инвестировать 80 млрд рублей в строительство новых станций — до 480—500 к 2020 году. Планируется, что к 2018 году АГНКС будут во всех крупных городах республики, что позволит перевести на газ весь общественный транспорт.

Рустам Минниханов напомнил, что в Татарстане появится собственный комплекс по сжижению природного газа. Его построит «Газпром газомоторное топливо». «Мы село и многие другие направления переведем на СПГ. Когда появится завод СПГ, нам нужна будет технология по заправке автотранспорта этим видом топлива. Это очень близкая перспектива», — обозначил возможность сотрудничества президент Татарстана.

Разбогатеть быстро

Следующий докладчик пообещал легко справиться с такими глобальными проблемами, как сокращение убыточности предприятий Татарстана и повышение их капитализации. Об итогах аудита объектов интеллектуальной собственности республиканских предприятий сообщил генеральный директор Института финансового развития бизнеса (Москва) Ильдар Шайхутдинов. «Как мы можем разбогатеть быстро?», — поинтересовался Р. Минниханов. И получил развернутый ответ.

Институт финансового развития бизнеса подсчитал, что за 3 года в Татарстане было зарегистрировано 5938 объектов интеллектуальной собственности. Из них 30 % приходится на такие компании, как «Татнефть», «КАМАЗ», «Татспиртпром», «Нижнекамскнефтехим», «Татэнергосбыт», «Казаньоргсинтез», «ТНГ-групп». Экономический эффект от внедрения результатов интеллектуальной деятельности за 3 года составил 40 млрд рублей. Как же компании используют этот потенциал? По мнению Ильдара Шайхутдинова, он только декларируется. На капитал компании эти инновации не влияют.

За 3 года компании инвестировали 507 млн рублей в исследования и разработки. При этом экономический эффект был заявлен в 5,5 млрд рублей. Казалось бы, замечательно — десятикратный рост!

Но при этом компании совершают очевидные промахи. Так, они не оформляют на себя как на владельца передачу исключительных прав на НИОКР. То есть если технолог, создавший какое-то ноу-хау, захочет уйти с предприятия, свои разработки и технологии он заберет с собой в свою собственную компанию или к конкурентам.

Предприятия не используют экономический эффект от внедрения интеллектуальной собственности для снижения себестоимости. «Бухгалтеры, экономисты не знают, как капитализировать интеллектуальную собственность», — обозначил серьезную проблему директор Института финансового развития бизнеса. И привел в качестве примера «КАМАЗ». Компания имеет оборот в 94 млрд рублей по итогам 2015 года, при этом убыток составляет 3 млрд рублей. «3 % от выручки — убыток. Объем инвестиций, которые компания вложила в модернизацию и разработку новых технологий, гораздо больше, чем 3 млрд рублей. Согласно положению по бухгалтерскому учету мы можем эти расходы перевести в качестве нематериального актива на баланс компании. И таким образом нивелировать убыток», — провел ликбез Шайхутдинов.

«Татнефть» хочет на 20 % увеличить рыночную капитализацию. Есть документ, который позволяет на 10 % увеличить ее за счет снижения себестоимости и перекладывания части затрат на НИОКР на нематериальные активы», — продолжил урок по монетизированию инвестиций директор Института финансового развития бизнеса.

«К сожалению, многие компании в обратном направлении работают, — констатировал Р. Минниханов. — Это публичным компаниям надо показывать прибыль. А непубличные подчас используют все механизмы, чтобы прибыли не было и ничего никому платить не надо было. Ваши слова для нас очень важны. Мы используем ваши рекомендации. Какая-нибудь нефтяная компания в США, в 5—10 раз меньше «Татнефти», стоит больше. А наши компании недооценены. Поэтому и «Татнефть», и предприятия группы компаний ТАИФ должны работать над увеличением капитализации в разы».

Евгения Газизова

Новости партнеров