Новости раздела

В Казани открылся «театр живописи»

Накануне в Галерее современного искусства открылся первый международный фестиваль «Абстракция без границ». С неоднозначными работами, представленными на нем, знакомилась корреспондент «Реального времени». Она же стала свидетельницей того, как создавалась картина, написанная в абстрактном стиле.

«Абстракционизм это не плохо написанный пейзаж»

Проект «Абстракция без границ» объединил 26 художников из 16 стран, его отец- вдохновитель — Давид Бабаян, чьи работы доминируют в экспозиции. Бабаян из той плеяды художников, на памяти которых и разгром выставки в Манеже Никитой Хрущевым, и картины, в буквальном смысле пущенные под бульдозер в Битцевском парке. Абстракционизм, который довольно-таки благосклонно был принят на Западе, буквально с боем пробивался в бывшем СССР.

В экспозиции, например, есть картина Бориса Ионайтиса, к сожалению, уже ушедшего из жизни. В свое время он рассказывал автору этих строк, как шлейф «бульдозерной» выставки тянулся за художниками. Много лет подряд в самом начале ноября приезжала машина и неблагонадежного художника увозили в… психушку. Сейчас в это трудно поверить, но это было именно так.

В «доме скорби» группу неблагонадежных держали в палатах до того момента, пока не проходили октябрьские праздники; правда, никаких репрессий к ним не применяли, просто не выпускали. После того как отгремел салют очередной годовщины Октября, разрешали уйти домой. Власть боялась «неорганизованных» живописцев, тех, кто предпочитал писать что-то непонятное на первый взгляд и игнорировал рабочих и колхозниц в качестве предметов изображения.

Художники-абстракционисты с их непонятной творческой платформой и идеологией были опасны властям предержащим: они не вписывались в каноны вымышленного соцреализма — значит, были тождественны диссидентам.

«Вокруг абстракционизма ходит много слухов и легенд. Например, некоторые считают, что плохо написанный натюрморт или пейзаж — это абстрактное искусство. Конечно, это не так. Я в таких случаях предлагаю дать мне три мольберта, и на одном я напишу пейзаж в академической манере, на другом он будет импрессионистским, на третьем — как абстракция», — говорит Давид Бабаян.

Его собственные работы словно напоены цветом и светом, они напоминают сгустки космической энергии, солнечный ветер, лунный шелест. Впрочем, каждый увидит в них что-то свое.

«Я знаю, какие книги он прочел»

На новой выставке картины нарочито не названы. Мы можем видеть только фамилию автора и страну, которую он представляет. Бабаян не хочет ограничивать фантазию зрителя, который в данном случае является не просто созерцателем, но и соучастником процесса. Глубина восприятия в данном случае находится в прямо пропорциональной зависимости от культурного бэкграунда зрителя.

Один из эпиграфов выставки — слова Питера Гринуэя, сказавшего, что «если у вас есть глаза, это не значит, что вы умеете видеть». Ответить на эту цитату можно только цитатой из Антуана де Сент-Экзюпери: «Глаза слепы, искать надо сердцем».

Впрочем, при восприятии абстракционизма одного сердца мало, нужна и голова. Но, главное, нужна внутренняя свобода, нужна смелость освободиться от стереотипов в восприятии искусства. Шестнадцать художников, участвующих в выставке, это как шестнадцать зашифрованных миров, но подобрать к каждому из них шифровальный ключ вполне реально. Кстати, приятный сюрприз: в экспозицию включены работы нескольких казанских авторов.

«Вы думаете, что писать абстракционистскую картину легко? Подошел и поставил кляксу? Нет, так не бывает. Клякса кляксой и останется. Когда я вижу перед собой работу абстракциониста, я знаю, какое учебное заведение автор окончил, какие книги прочел и какую музыку слушает», — сказал как-то своим ученикам художник, далекий от абстракции, — Илья Глазунов. Если посмотреть на работы великих абстракционистов, можно будет увидеть огромное количество эскизов, огромный труд — все это подтверждает слова Глазунова.

А вчера в Галерее современного искусства зрители смогли своими глазами увидеть, как рождается картина. На полотне под музыку Давид Бабаян творил свой мир. Результат «театра живописи» останется в Казани: картина подарена ГСИ ГМИИ РТ.

1/64
  • Мария Зверева
  • Мария Зверева
  • Мария Зверева
  • Мария Зверева
  • Мария Зверева
  • Мария Зверева
  • Мария Зверева
  • Мария Зверева
  • Мария Зверева
  • Мария Зверева
  • Мария Зверева
  • Мария Зверева
  • Мария Зверева
  • Мария Зверева
  • Мария Зверева
  • Мария Зверева
  • Мария Зверева
  • Мария Зверева
  • Мария Зверева
  • Мария Зверева
  • Мария Зверева
  • Мария Зверева
  • Мария Зверева
  • Мария Зверева
  • Мария Зверева
  • Мария Зверева
  • Мария Зверева
  • Мария Зверева
  • Мария Зверева
  • Мария Зверева
  • Мария Зверева
  • Мария Зверева
  • Мария Зверева
  • Мария Зверева
  • Мария Зверева
  • Мария Зверева
  • Мария Зверева
  • Мария Зверева
  • Мария Зверева
  • Мария Зверева
  • Мария Зверева
  • Мария Зверева
  • Мария Зверева
  • Мария Зверева
  • Мария Зверева
  • Мария Зверева
  • Мария Зверева
  • Мария Зверева
  • Мария Зверева
  • Мария Зверева
  • Мария Зверева
  • Мария Зверева
  • Мария Зверева
  • Мария Зверева
  • Мария Зверева
  • Мария Зверева
  • Мария Зверева
  • Мария Зверева
  • Мария Зверева
  • Мария Зверева
  • Мария Зверева
  • Мария Зверева
  • Мария Зверева
Татьяна Мамаева, фото Марии Зверевой

Новости партнеров