Новости раздела

«Обязать продавать подержанные машины через дилеров — дохлый номер»

Сегодня в Интернет просочилось обсуждение проекта запрета продажи с рук подержанных автомобилей. Ассоциация «Российские автомобильные дилеры», которой, якобы, принадлежит инициатива обязать продавать авто только через дилерские центры, поспешила успокоить автолюбителей и опровергнуть эту информацию. Тем временем автодилеры давно и небезуспешно отвоевывают рынок авто с пробегом у автобазаров и частников. Мнения «за» и «против» новой инициативы, которая может кардинально поменять отрасль, собрала интернет-газета «Реальное время».

Запретят продавать с рук, а дилеров обяжут проверять

Сегодня в СМИ появилась информация, что российские власти собираются запретить куплю-продажу автомобилей с пробегом с рук. Также предлагается проводить подготовку машин, осуществляемую перед продажами? в дилерских центрах. Вопрос должен быть решен министерством промышленности и торговли РФ.

Инициатива, по мнению авторов, позволит повысить безопасность на дорогах, так как подержанным автомобилям будет сложнее попасть на российские дороги. Так, покупатели смогут быть уверены в безопасности приобретаемых авто. Также нововведение позволит получать дополнительные отчисления по налогам в бюджет. Эксперты считают, что сумма может достигнуть 3 трлн рублей каждый год.

Позже вице-президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Олег Мосеев опроверг эту информацию: «Никакого предложения в министерство промышленности и торговли со стороны РОАД не направлялось. Мы всегда выступали за цивилизованное развитие рынка автомобилей с пробегом. Без каких-либо ограничений! Поэтому запрета на продажу подержанных машин нет и не будет».

Лакомый антикризисный кусок

Однако, несмотря на заявления Мосеева, новость вызвала широкий резонанс. Рынок подержанных автомобилей на сегодняшний день для дилеров явно является лакомым куском. Во-первых, он значительно больше рынка новых автомобилей. В целом по России на машины с пробегом приходится 80% продаж. В Татарстане, по данным «Автостата», это соотношение несколько иное: доля подержанных авто суть ниже, но также серьезно превышает долю новых — 70%.

Во-вторых, рынок новых автомобилей продолжает падение. К лету оно, правда, замедлилось: в январе снижение объемов продаж составило 29%, в феврале — 13%, в марте — 10% и в апреле — 8,5%. Тем не менее, в мае ожидаемого сокращения темпов не произошло: снова падение на 13% относительно прошлого года.

На этом фоне рынок подержанных авто растет. Согласно данным аналитического агентства «Автостат», в апреле 2016 года объем рынка легковых автомобилей с пробегом в России составил 479,9 тыс. единиц, что на 16,5% больше, чем годом ранее. При этом за четыре месяца объем вторичного рынка легковых автомобилей практически достиг 1,6 млн единиц, показав тем самым рост на 9%.

Позиция автодилеров: «Это выгодно и покупателю, и государству»

Автодилеры давно стали присматриваться к рынку подержанных авто. Ведущие сети даже создали особые подразделения по работе с ними. По этому пути пошли и ТТС, и «КАН Авто». Причем, у ТТС раздел на сайте, посвященный продажам подержанных авто, постоянно расширяется. Сейчас в каталоге уже более 2000 машин.

— Почему мы стали этим заниматься? Потому что весь мир этим занимается. Это нужно, это потребность общества, потому что продажа подержанных автомобилей в России на вчерашний день и в значительной степени на сегодняшний — это дикий рынок, — прокомментировал ситуацию в интервью «Реальному времени» Вячеслав Зубарев, основатель и глава сети «ТрансТехСервис».

По его словам, рынок постепенно движется к этому, а авторынки должны уйти в прошлое. Тезис о выгодности этого процесса для государства с точки зрения налоговых сборов также прозвучал в его ответах.

— Все-таки когда это происходит через какого-нибудь серьезного дилера, дилерскую группу, то есть большая защищенность покупателя, — развил свою мысль Зубарев. — Как минимум, мы несем юридическую ответственность перед клиентом, и если вскроется вдруг какое-то нарушение, ему всегда есть к кому обратиться. Во-вторых, мы проверяем юридическую чистоту. В-третьих, мы техническое состояние автомобиля определяем лучше, чем большинство клиентов самостоятельно (по крайней мере, есть такая установка, что сотрудники честно говорят об автомобиле нашим клиентам). Это для клиента все-таки выгодно. Для государства это выгодно, потому что мы — налогоплательщики, и я не уверен, что все посредники, действующие на рынке, платят налоги. Поэтому думаю, что будущее у продажи подержанных автомобилей — цивилизованно.

В ТТС по итогам прошлого года доля продаж подержанных авто уже достигла 27%.

Автосалоны наступают по всем фронтам

Впрочем, авторынки уже не являются настолько серьезными конкурентами автосалонам, как было раньше. Главный конкурент — интернет-площадки.

— Сейчас продажа на авторынке уходит в прошлое как вид. Сейчас через Интернет все продается очень хорошо, — добавил Зубарев.

Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на одну из наиболее популярных электронных площадок — Avito. На Avito в Татарстане сейчас представлено 19,9 тыс. объявлений о продаже автомобиля. Из них 19,1 тыс. — это авто с пробегом. Но уже и сюда стали проникать автосалоны. Частных объявлений на площадке насчитывается 12,1 тыс., а объявлений автодилеров — 6,9 тыс.

Цена продажи вырастет, а цена выкупа упадет

Если все-таки правительство примет решение по ограничению продажи авто с рук, то, по мнению экспертов, это однозначно ударит по карману покупателей машин.

— Обязать делать предпродажную и через дилеров пропускать эти машины — дохлый номер, — считает Владислав Куранов, директор «Чери центр Дорожный» («Триал Авто»). — Это приведет к удорожанию машин и застою на рынке.

С другой стороны, для автовладельцев это будет означать снижение их дохода от продажи подержанного авто.

— Как я понимаю, хотят убрать это из частных рук, чтобы люди сдавали автосалонам, — считает Рамиль Хайруллин, представитель Федерации автовладельцев России в РТ. — Автосалоны сейчас сами будут принимать автомобили по своей низкой фиксированной цене, потому что конкуренции в виде частников и авторынков уже не будет. То есть они могут установить любую цену — самую нижайшую. И у человека не останется выбора. Рынки мешают автосалонам, дилерам — и их хотят убрать.

Дмитрий Семягин, Александр Третьяков

Новости партнеров