Казанский авиазавод ждет нового рулевого из Москвы
Возглавить КАЗ может креатура экс-президента ОАК Михаила Погосяна
Как стало известно «Реальному времени», на Казанском авиационном заводе имени С.П. Горбунова готовится смена гендиректора. Глава ПАО «Туполев» Николай Савицких, который совмещает полномочия единоличного исполнительного органа конструкторского бюро и казанского предприятия — филиала ПАО «Туполев» — отправится в отставку за срыв гособоронзаказа 2015 года. Источники нашего издания не исключают, что вместе с новым руководителем казанский авиазавод, перед которым стоит амбициозная задача поднять в воздух Ту-160М2, сможет в будущем вернуть себе самостоятельность и выделиться из структуры ПАО «Туполев».
Савицких могут выслать из Казани
Николай Савицких, генеральный директор ПАО «Туполев», являющийся на сегодняшний день руководителем московского конструкторского бюро и его казанского филиала — Казанского авиационного завода имени С.П. Горбунова, в ближайшее время покинет свой пост. Об этом будет объявлено на собрании акционеров ПАО «Туполев», которое пройдет в пятницу в Москве. Ожидается, что на нем будет присутствовать президент Объединенной авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь (100% ПАО «Туполев» принадлежит ОАК). Добавим, что с приходом Слюсаря (он сменил в ОАК Михаила Погосяна) произошла смена гендиректора ульяновского авиазавода «Авиастар-СП».
В качестве одной причин ухода Савицких называется срыв гособоронзаказа по модернизации сверхзвуковых бомбардировщиков Ту-22М3. Как известно, руководство минобороны РФ достаточно жестко относится к тем, кто не справляется с военными заказами.
Новым гендиректором, как предполагается, будет назначен Александр Конюхов, вице-президент по программам и стратегии ОАК. Правда, пост в корпорации он занял совсем недавно — в феврале этого года. До этого Конюхов работал в должности первого заместителя генерального директора по программам ПАО «Компания «Сухой», руководил направлением беспилотной авиации. В период с 2009 по 2010 год Александр Конюхов занимал пост заместителя генерального директора по материально-техническому обеспечению ОАО «Корпорация «МиГ». В 2008-2009 годах возглавлял дирекцию программы новейшего истребителя Су-35 в ОАО «Компания «Сухой». Ранее, в 2005-2008 годах, трудился в должности генерального директора «Кулебакского металлургического завода» в Нижегородской области.
Получить комментарий самого Николая Савицких «Реальному времени» не удалось, так как в данный момент он находится в продолжительном отпуске (сроком на месяц). Точно так же уходили его предшественники: сначала Васил Каюмов (занимал должность гендиректора КАПО с 2009 по 2012 год), а потом Александр Бобрышев (с 2012 по 2014 год). Впрочем, представитель ПАО «Туполев» Татьяна Макарова дезавуировала ситуацию, пояснив, что отпуск топ-менеджера плановый и не связан с какими-то экстренными обстоятельствами. Комментировать предстоящую смену гендиректора Макарова не стала, сообщив только, что подобные решения могут выносится лишь на обсуждении собрания акционеров общества.
Заводу вернут директора и самостоятельность?
С другой стороны, нельзя не заметить давнюю проблему КАЗа — отсутствие на заводе руководителя, который бывает не наездами, а постоянно живет в Казани.
Напомним, ранее предприятие носило название «Казанское авиационное производственное объединение имени С. П. Горбунова». В 2009 году КАПО вошло в Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК). В 2010-х ОАК прошла через реструктуризацию, которая затронула и КАПО, слившееся с московским ОАО «Туполев» в 2013 году. Именно тогда, в январе 2014 года, функции руководителя КАПО перешли к Николаю Савицких. А в июне 2014 года КАПО было переименовано в «Казанский авиационный завод им. С. П. Горбунова» — филиал ОАО «Туполев». Прежний генеральный директор завода Васил Каюмов свой пост покинул. Однако часть топ-менеджмента осталась и занималась непосредственно производством.
Возможно, перемены в «Туполеве» в действительности связаны не с теми или иными «провалами» в работе предприятия, а со стремлением решить проблему «безхозности» завода. В этом случае речь может идти даже о возвращении ему некоторой самостоятельности.
Если заводу удастся в перспективе ее получить, то наиболее вероятным претендентом на новый пост является Зуфар Миргалимов — представитель местного топ-менеджмента завода, постоянно отчитывающийся перед генералами минобороны о ходе сдачи авиатехники, а также политический тяжеловес Равиль Зарипов, помощник Рустама Минниханова по авиакомплексу. Именно он курирует от республики вопросы проекта выпуска стратегического бомбардировщика — Ту-160М2.
Если первый относится к разряду профессиональных производственников (он вместе прежним руководителем КАПО Василем Каюмовым работал на челнинском ОАО «Завод микролитражных автомобилей» (ЗМА), то Равиль Зарипов умеет договариваться на федеральном уровне. Напомним, что с 2009 по 2015 год он занимал пост министра промышленности и торговли Республики Татарстан и вице-премьера РТ. Однако Зарипов имеет и огромный опыт руководства промышленным предприятием. С 1992 по 2009 год он руководил ПО «ЕлАЗ», а затем возглавлял администрацию свободной экономической зоны «Алабуга». Впрочем, пока рано делить шкуру неубитого медведя.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.