Волшебство на уроке химии: нижнекамским школьникам показали занимательные научные опыты
Четвероклассники школы №16 в Нижнекамске теперь знают, как выглядит «зубная» паста для слонов и извержение «вулкана», кто поедает нефтепродукты и почему в соленой воде нельзя утонуть. Ребята приняли участие в занимательном экологическом уроке, организованном работниками АО «ТАИФ-НК». Химические опыты провели сотрудники санитарно-промышленной лаборатории. О том, почему так важно беречь водные ресурсы и что поможет отфильтровать воду в домашних условиях, — в репортаже «Реального времени».
Вода — жизнь
Для учеников 4в класса школы №16 прошел необычный экоурок. В роли учителей выступили работники нефтеперерабатывающего предприятия. Особую атмосферу в кабинете создавали воздушные шары и расставленные на столе разноцветные стеклянные колбочки.
Первой слово взяла инженер-эколог отдела окружающей среды Алена Мухарникова. Она рассказала ребятам о важности чистой воды для человека и природы:
— Все мы знаем, что вода — это жизнь. Около 70% нашей планеты покрыто водными ресурсами. Из космоса наша Земля выглядит голубой, и кажется, что воды достаточно. Но вот незадача — далеко не вся вода пригодна для питья. Большая часть воды — это соленая вода морей и океанов. Еще часть воды заморожена в ледниках или в виде пара витает в воздухе. Некоторые реки и водоемы загрязнены. Чтобы пить воду, необходимо предварительно ее очистить, пропустить через фильтры, — обратилась к ребятам Алена Мухарникова.
Начальник санитарно-промышленной лаборатории Аида Ахмадуллина дополнила, что вода хоть и относится к простым веществам, но таит в себе много загадок:
— Ученые до сих пор исследуют воду, выявляют о ней новые факты. Знаете ли вы, что мы тоже на 70% состоим из воды? Если мы хотим быть здоровыми, сделать наш мир лучше, то должны заботиться о водных ресурсах. Вода должна быть качественной, чистой, пригодной для питья и полива растений. А как определить качество воды? — спросила она у ребят.
В кабинете показался лес рук.
— По цвету! По вкусу! По запаху! — наперебой кричали дети.
— Правильно. Но есть более надежный способ — это лабораторные исследования. Этим наша санитарно-промышленная лаборатория и занимается. Мы изучаем свойства, физический, биологический, химический состав воды, — рассказала Аида Ахмадуллина.
9 наглядных опытов
А дальше началось самое интересное — химические опыты. Работники предприятия показали ребятам, как вода переходит из одного состояния в другое, меняет плотность и цвет.
Каждый из проведенных экспериментов удивлял ребят все больше и больше. Вот из стеклянной пробирки показалась «зубная паста» для слонов, рядом началось извержение «вулкана», натянутый на стеклянную пробирку воздушный шар сам наполнился воздухом, а вода в стакане несколько раз поменяла цвет.
Кроме этого, дети своими глазами разглядели через микроскоп микроорганизмы, поедающие нефтяные продукты. Они живут на предприятии в цехе локальной очистки сточных вод и участвуют в очистке воды на производстве.
— Очень интересный урок. Особенно понравилось наблюдать за бактериями. Я там увидел маленькую такую крошечку, которая бегала по кругу. Еще понравился опыт по созданию химического лимонада, — поделился впечатлениями Илья Серебряков.
— А мне понравились эксперименты с зубной пастой и воздушным шариком. Запомнился опыт, когда подсолнечное масло превратилось в лимонад с пузырьками, — дополнила Мирослава Банникова.
Для ребят также провели интеллектуальную викторину на тему «Что мы знаем о воде» и предоставили возможность самим провести опыт по очистке воды с помощью черного угля.
Классный руководитель 4в класса Жанна Шимина отметила пользу экологических уроков. По ее словам, любовь к природе и осознанное отношение к ней возникает в том случае, если школьник видит реальные примеры такого отношения. Чтобы сформировать экологическую культуру личности, одной теории недостаточно.
— Дети сегодня наглядно узнали о свойствах воды. Спасибо большое работникам предприятия, что уделили время и приехали в школу. У нас нет столько возможностей, нет такого оборудования, посуды и реактивов, чтобы провести подобные опыты. Не только детям, но и мне было интересно поучаствовать в экологическом уроке. Я только сейчас узнала, что воду можно очистить с помощью обычного угля, — с улыбкой сказала она.
В конце урока ребята получили дипломы участника викторины и памятные подарки. А самые любопытные вновь прильнули к микроскопу, чтобы еще раз окунуться в неизведанный мир микроорганизмов.
— Дети с раннего детства должны понимать, что вода — ценный ресурс. Знания о том, как вода попадает в наши дома, как ее очищают и как ее нужно экономить, учат детей быть ответственными. Они начинают задумываться о том, как их привычки влияют на окружающую среду, и стремятся сокращать потребление воды, не загрязнять водоемы, — подчеркнула инженер по охране окружающей среды Гульнур Гумерова.
На этом химические эксперименты в нижнекамских школах не заканчиваются. Уже на следующей неделе сотрудники санитарно-промышленной лаборатории приедут в гости к ученикам 10-й школы, чтобы в увлекательной форме рассказать о бережном отношении к природе, а также подарить детям незабываемые эмоции и привить любовь к науке.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.