Новости раздела

Какие альтернативы пенсии есть в мире?

Пока в России наблюдается крах модели «социально ответственного» государства, в большинстве цивилизованных стран происходит поиск новой модели социальной политики. Часть 2

Мы уже писали в предыдущем обзоре о неоднозначных планах российских финансовых властей, которые обозначают крах модели «социально ответственного» государства, сформированной в последние «тучные годы». Но то у нас. В большинстве развитых и развивающихся стран мира происходит поиск новой модели «государства всеобщего благосостояния» и проходят очень интересные социальные эксперименты. Экономический обозреватель интернет-издания «Реальное время» Альберт Бикбов с завистью отмечает, что пока мы топчемся на обочине, некоторые страны вплотную стали приближаться к коммунистическому идеалу общественного устройства.

Неподъемная конвенция

Еще в прошлом веке цивилизованное человечество поняло, что необходимы минимальные социальные стандарты, чтобы вообще назваться «цивилизованным обществом». В 1952 году Генеральная конференция Международной организации труда (МОТ) приняла Конвенцию № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» (далее — Конвенция 102).

Minimum minimorum цивилизованной системы социального обеспечения по Конвенции 102 содержит минимальные нормы для девяти разделов социального обеспечения. Эти разделы включают:

  • медицинское обслуживание;
  • выплаты по болезни;
  • пособие по безработице;
  • пособие по старости;
  • пособие в случаях производственного травматизма;
  • семейное пособие;
  • пособие по беременности;
  • пособие по инвалидности;
  • пособие по случаю потери кормильца.

Государство, ратифицирующее Конвенцию 102, должно принять на себя обязательства по данной конвенции и прописать их в национальное законодательство (гармонизировать).

С момента принятия Конвенции 102 прошло уже 64 года. За это время ее ратифицировали 53 государства, которые включили ее положения в свое национальное законодательство и реализуют их в своей национальной политике. Среди них — большинство развитых стран Европы, Израиль, Япония, Мексика, Бразилия, Сенегал и другие страны, даже Албания. Конвенция 102 послужила в качестве модели для принятия Европейского кодекса социального обеспечения в 1964 году, где установлены минимальные социальные нормы на более высоком уровне, чем минимальные нормы, закрепленные в Международной трудовой конвенции №102. На сегодняшний день Европейский кодекс социального обеспечения ратифицировала 21 европейская страна.

Однако даже Советский Союз с весьма высоким уровнем социальной защиты не решился ратифицировать Конвенцию 102. А Россия и подавно — разговоры о ратификации постоянно вспыхивали, но и тут же гасли. Виной тому — высокие планки, заданные Конвенцией. Понятно, что еще более жесткий Европейский кодекс социального обеспечения, разумеется, ратифицирован не был. Другими словами, до сих пор в России не выполняются даже самые минимальные социальные нормы.

Что это за такие планки, которые уже 64 год богатая природными ресурсами Россия никак не может перепрыгнуть?

В частности, Конвенция 102 устанавливает пособие по болезни и по безработице на одном уровне с минимальным размером в размере 45% от предыдущего заработка. Правда, Конвенция позволяет ограничивать выплату пособий по болезни 26 неделями.

В России в 2016 году минимальный и максимальный размер пособия по безработице не изменится и составит соответственно 850 и 4900 рублей. Российское пособие по безработице не решает ни одну из задач соцзащиты вообще. Здесь мы вообще до Конвенции 102 здорово не дотягиваем…

Обеспечение по старости и обеспечение по случаю потери кормильца по Конвенции 102 составляет (так называемый коэффициент замещения) 40%. Между тем, по данным Счетной палаты, в 2014 году этот коэффициент в России составлял 34,3%, в 2015 году — 36,3%, а в 2016 году будет не больше 34,2%. А ведь Европа уже пересмотрела этот минимум по этому коэффициенту уже до 60% (!). При этом в Австрии, например, размер пенсии установлен в 70 процентов от заработка. А в ЮАР даже никогда не работавший человек будет получать $ 130 в месяц и сможет на эти деньги прожить, не голодая, уровень цен в стране позволяет. Минимальный размер оплаты труда человека, который установят с 1 июля 2016 года в Республике Татарстан, определен в 7309 рубля в месяц, около $109; в то же время расходы на содержание служебной собаки составляют 8-9 тысяч рублей ежемесячно. Минимальная выплата для пенсионеров в Республике Татарстан составляет 6 300 рублей. Средняя пенсия в Татарстане составляет 11 593 рублей, что на 800 рублей меньше всероссийского показателя. Средняя зарплата из официальных отчетов — 27 874 рублей. Вот и получается коэффициент замещения в Татарстане почти равен минимальному цивилизованному значению, но по покупательной способности наши и зарубежные минимальные пенсии просто несопоставимы.

Кроме того, Конвенция требует платить пенсию в размере 30% от заработка при стаже от 10 до 15 лет. Эти так называемые «неполные пенсии» в нашем пенсионном законодательстве отсутствуют как класс — минимальный стаж для получения страховой пенсии составляет 15 лет. Только с 2016 года механизм неполных пенсий начнет работать… Да и то не факт, учитывая очередные озвучиваемые нововведения на пенсионном фонде.

Если страна, несмотря на наличие огромных природных ресурсов, еле-еле выдерживает даже самые минимальные социальные требования полувековой давности и не собирается их гарантировать путем ратификации Конвенции 102 — значит мы как-то неправильно живем… Отношение к людям, грубо говоря, — недоброе, и меняться не собирается, судя по последним высказыванием наших экономических властей.

Ну ладно о грустном, посмотрим лучше на некоторые практики решения социальных проблем из жизни развитых стран. Повторимся, там идет настоящая «социальная революция», именно в этой социальной сфере сейчас перед всеми развитыми странами стоит самый мощный вызов — и кто правильно на него ответит, тот получит мощное преимущество в постиндустриальном мире. Трудно описать тот многообразный социальный инструментарий западных стран в рамках одной статьи (тут даже формата книги еле-еле хватит), но остановлюсь на самых ярких, на мой взгляд, инновациях.

Коммунизм уже на пороге

Самая яркая и, пожалуй, самая революционная инновация последнего времени — безусловный основной доход (БОД, базовый доход, BI (Basic Income — англ.)

Безусловный основной доход (БОД) — фиксированная сумма денег, выделяемая ежемесячно гражданам без каких бы то ни было условий. Она заменяет собой существующие льготы и пособия и, теоретически, должна улучшить как качество жизни, так и экономическую ситуацию. Самой ранней моделью подобной системы считают модель англо-американского философа Томаса Пейна, который в книге «Agrarian Justice» (1795 год) описал выплачиваемый властями основной доход всем лицам старше 21 года. Для Пейна основной доход означал, что каждому человеку принадлежит доля в общем национальном производстве. В Канаде либеральное правительство предложило ввести БОД в 1985 году, но из-за нехватки денег предложение не прошло.

В ряде стран были проведены пилотные программы по введению безусловного основного дохода. В большинстве случаев результаты были положительными. Опасения о том, что бедные будут тратить деньги на алкоголь или наркотики, не оправдались:

  • В Намибии с января 2008 по декабрь 2009 жители Омитаре и Очиверо получали 100 намибийских долларов в месяц. В заключении отмечается уменьшение бедности, повышение экономической активности, уменьшение уровня преступности, увеличение уровня посещаемости в школах;
  • Финляндия с 2017 года в течение двух лет будет выплачивать по €550 10 тысячам трудоспособных финнов независимо от их занятости. Сумма примерно равна пособию по безработице и рассчитана исходя из минимальных потребностей жителя страны. Если эксперимент будет успешным, безусловный доход в размере €800 заменит собой систему социальных пособий Финляндии;
  • Программу безусловного дохода запустили в одном из городов Нидерландов Утрехте в январе 2016 года. Там выплаты составили 900 евро на человека. В прошлом году было решено запустить экспериментальную программу безусловного дохода в голландском городе Утрехт;
  • Канада. Программу безусловного дохода планируют запустить в Онтарио в рамках бюджета 2016 года
  • Швейцария. Голосование в виде всенародного референдума по введению безусловного дохода пройдёт 5 июня 2016 года. Предполагается, что выплата составит 2 500 швейцарских франков (2 250 евро), а детям — 625 франков. Если голосование завершится положительно, то Швейцария станет первой в мире страной, которая будет платить всем своим гражданам ежемесячно гарантированную сумму вне зависимости от того, работают они или нет. Лишь два процента граждан альпийской республики заявили в ходе предварительных опросов, что полностью перестанут работать, если будут получать гарантированную сумму. А восемь процентов сообщили, что «скорее всего» бросят работу. Половина участников опроса (53%) считают: получив ежемесячную выплату, смогут проводить больше времени с семьей. Примерно столько людей хотели бы использовать возможность получить дополнительное образование.

Выплаты БОД устраняют недостатки стандартных пособий по безработице. Во-первых, финансовую помощь получат многие из тех, кто не может зарегистрироваться как безработный. Во-вторых, устраняется жирная бюрократическая прослойка, котора­я занимается оформлением и распределением пособий. Практика показывает, что нынешняя система пособий по безработице неэффективна и не выполняет возложенных на нее задач. В результате растет уровень бедности и количество нищих граждан.

Американские исследования показали, что выплата минимальной суммы ($4000 в год) гражданам очень сильно улучшает здоровье их детей, уменьшает количество поведенческих и эмоциональных отклонений, дети становятся более добросовестными и коммуникабельными. Это означает, что в будущем общество станет более здоровым, уменьшится уровень преступности, а сами дети с большей вероятностью получат образование и хорошую работу. То есть БОД несет долговременный положительный эффект. Ученые также не полностью понимают, почему безусловный доход так сильно улучшает здоровье. Есть исследования, что финансовый стресс напрямую влияет на продолжительность жизни и возникновение ряда серьезных заболеваний. Если человек работает, только чтобы выжить — это плохо и для экономики, и для него самого. Еще один профит — решение проблемы безработицы при растущей автоматизации производства; независимость граждан от жестокой конъюнктуры рынка — себя можно реализовать в не особо денежной области, которая нравится (искусство, волонтерство, воспитание детей).

Но у этой привлекательной социальной модели (так похожей на светлое будущее, на коммунизм какой-то) есть и темная сторона — теоретически возможен рост иждивенчества, притока мигрантов «на сладенькое», уменьшение инвестиций в производство, неясно как с уравниванием по отношению ко всем таких категорий как инвалиды. Есть определенные опасения и по бюджетной нагрузке и уязвимости подобного рода программ (а они долгосрочные по определению) перед периодически вспыхивающими финансовыми кризисами.

Так что эксперименты покажут, а если швейцарцы все-таки одобрят на референдуме, то мы увидим, как работает этот эксперимент в размере целого государства. Нам же остается пока наблюдать и завидовать.

Деньги для развития детского человеческого капитала

Обусловленные денежные трансферты (ОДТ) — это программы, в рамках которых денежные средства, как правило, перечисляются бедным домохозяйствам при условии, что эти домохозяйства осуществляют заранее определенные инвестиции в человеческий капитал своих детей. Путем всеобъемлющего мониторинга целевое использование ОДТ проверяется, и выплаты зависят от ряда условий.

Условия, связанные со здоровьем и питанием, обычно требуют периодических медосмотров, мониторинга роста, проведения прививок детям в возрасте до 5 лет, а также осуществления перинатальной медико-санитарной помощи матерям и периодического посещения матерями мероприятий по санитарному просвещению. Условия, связанные с образованием, обычно включают в себя посещение школы, посещаемость на уровне 80–85% учебных дней и, иногда, оценку успеваемости. В большинстве программ ОДТ деньги, перечисляемые в домохозяйство, передаются матери или, при определенных обстоятельствах, самому учащемуся.

Число стран, использующих программы ОДТ или рассматривающих возможность их внедрения, растет с поразительной быстротой. Эти программы используются практически во всех странах Латинской Америки. Что касается других регионов, то существуют, в частности, крупномасштабные программы в Бангладеш, Индонезии и Турции и экспериментальные программы в Камбодже, Малави, Марокко, Пакистане и ЮАР. Интерес к программам, использующим денежные средства для стимулирования инвестиций в школьное образование детей, распространился из развивающихся стран в развитые: совсем недавно начато осуществление программ в Нью-Йорке и Вашингтоне (округ Колумбия). В некоторых странах ОДТ стали крупнейшими программами социальной помощи, охватывающими миллионы домохозяйств, как Bolsa Familia в Бразилии (вовлечено 11 млн домохозяйств) и Oportunidades в Мексике (вовлечено 5 млн домохозяйств).

Применение ОДТ привело к тому, что бедные домохозяйства стали чаще
пользоваться услугами здравоохранения и образования, что является основной целью этих программ.

Это только малая часть тех инноваций, которые внедряются в социально ответственных государствах. Просто рамок одной статьи не хватает, чтобы уместить, там ведь еще есть и практика использования технологий Big Data (большие данные — англ.) в реализации социальной политики, социальных выплат, основанных на принципах «means-tested» (основанных на проверке действительной нуждаемости в деньгах), совершенно иных принципов федерализма при реализации социальных программ, и т.д. и т.п. За 64 года с момента принятия Конвенции 102 цивилизованные страны не останавливались на заданных планках, а, напротив, развивались, развивались…

Грустно, конечно, констатировать, что пока весь прогрессивный мир движется к совершенно новым социальным практикам, в нашей стране еле-еле выполняются даже минимальные социальные требования полувековой давности. Отставание у нас просто гигантское, но единственным способом догнать весь цивилизованный мир остается модель опережающего экономического роста. Если не будем расти — нас или сомнут, или жители страны просто разбегутся по разным уголкам нашей планеты в поисках лучшей доли.

Альберт Бикбов

Новости партнеров