Новости раздела

Победа, за которой стоит поражение

Новый роман Салмана Рушди «Город победы» — это сказка о великих мечтах, жажде власти и разрушительных последствиях свободы

Победа, за которой стоит поражение
Фото: Екатерина Петрова

Что остается после того, как слава, царства и победы исчезают в пепле? Салман Рушди отвечает: слова. Его «Город победы» — это эпическая хроника, сотканная из мифов, магии и истории, где герои не просто сражаются за власть, но и ведут битву с забвением. Спустя века после создания утопического города, мы задумываемся: что важнее — победа или сама память о ней?

Контроль над историей

Роман Салмана Рушди «Город победы» начинается, как и полагается любой эпической сказке, с волшебных семян, которые превращаются в город. Но за фасадом магии скрывается нечто большее — это история о человеческой жажде власти, памяти и забвении. Сама история повествует нам о времени, когда магический реализм еще удивлял читателей, как в «Детях полуночи» или «Сатанинских стихах», и в то же время сталкивает нас с непреодолимыми социальными и политическими вызовами.

Главная героиня романа Пампа Кампана живет уже 247 лет. Она наблюдает рождение, расцвет и падение города Биснага, аналогичного историческому городу Виджаянагар в Индии. Пампа Кампана не просто свидетель этих событий, она их создательница. Будучи избранницей богини, Пампа творит чудеса: с ее помощью вырастает город, в котором мужчины и женщины равны, культуры и религии переплетаются, а искусство и поэзия процветают. Но, как часто случается в утопиях, мечты Пампы о гармонии разбиваются о жестокую реальность политики, жадности и фанатизма.

«Город победы» — это не просто миф, рассказанный для развлечения. За всей феерией магического реализма Рушди скрывается важный политический подтекст. В этом романе он снова обращается к темам, которые давно занимают его: свобода самовыражения, религиозные преследования, гендерное равенство, а также диктаторы, которые стремятся подавить все это. Но центральная тема книги — это борьба за власть и контроль над историей.

Кому принадлежит память

Один из самых захватывающих аспектов романа — это вопрос о том, кто рассказывает историю и кому принадлежит память. Пампа понимает, что правители и империи забываются, но слова остаются. В финале романа она признает:

Остались только эти слова, они рассказывают об этом.
О них будут вспоминать такими, какими их решила помнить я.
Об их делах будут знать лишь то, что было о них рассказано.
Их значение будет таким, каким их решила наделить я.
Теперь и я ничто. Все, что осталось, — этот город слов.
Победителями оказываются только слова.

Но стоит ли доверять этому утешению? Способны ли слова изменить реальность, или они лишь увековечивают трагедию?

Одной из особенностей стиля Рушди всегда было умение сочетать юмор и трагедию. В «Городе победы» это достигает своего пика. Неумелые солдаты, братья Хукка и Букка, которые стали основателями города, ведут забавные диалоги. Они спорят о том, кто должен быть королем. Сатирические моменты напоминают абсурдные сцены из «Монти Пайтона» или старых голливудских комедий. Но за этим скрывается глубокая трагедия. Несмотря на все усилия Пампы, ее мечты о равенстве и справедливости разбиваются, и в итоге ее творение становится жертвой тех же сил, которые она стремилась преодолеть.

Патриархат и репрессии

Одна из центральных тем романа — это борьба женщин за равноправие в патриархальном обществе. Биснага, созданная Пампой, сначала выглядит утопией, где женщины имеют те же права, что и мужчины. Но как долго это может продолжаться? В какой-то момент религиозные и политические силы берут верх, и все, за что боролась Пампа, оказывается под угрозой.

Можно ли провести параллели между борьбой Пампы и современными движениями за права женщин? Безусловно. В мире, где нарастает реакция против гендерного равенства, роман Рушди становится особенно актуальным. Его героиня воплощает стойкость и трагедию женщин, которые веками боролись за свои права, часто сталкиваясь с жестокими репрессиями. Почему патриархат так упорно сопротивляется изменениям? И можем ли мы как общество научиться на ошибках прошлого?

Сила слов

Читая «Город победы», невозможно не проводить параллели между судьбой Пампы и самим Рушди. После того как в 1989 году на писателя была наложена фетва, он стал символом борьбы за свободу слова. Нападение на Рушди в 2022 году, при котором писатель потерял глаз, придает роману дополнительную глубину. Пампа, как и Рушди, сталкивается с опасностью для жизни за свои идеи и книги. В одном из ключевых моментов романа ее враг угрожает сжечь ее книги:

— Если я не могу сжечь тебя,— заявил ей царь,— я совершенно точно смогу сжечь твою книгу, мне не нужно читать ее, я и так знаю, в ней полно неподобающих и крамольных рассуждений. А потом ты умрешь и окажешься в забвении, никто даже и имени твоего не вспомнит.

Это прямая аллюзия на судьбу самого писателя, чьи книги часто вызывали агрессию со стороны радикалов, которые их даже не читали. Можно задаться вопросом: как долго писатели будут становиться жертвами собственных творений? И что делает литературу такой опасной для диктаторов и фанатиков?

Центральный вопрос романа — это роль слов в обществе. Рушди всегда был защитником идеи, что у литературы есть сила изменять реальность, но в «Городе победы» он предлагает более пессимистичный взгляд. Слова, хотя и остаются после смерти людей, могут быть искажены, забыты или уничтожены. Стоит ли полагаться на литературу как на средство борьбы за свободу? Или она лишь слабая тень той силы, которую мы ей приписываем?

В своих книгах Салман Рушди никогда не предлагает простых ответов. Его «Город победы» — это не просто еще один роман о магическом мире. Это глубокое размышление о том, что остается после разрушения империй, что значат победы и как они сохраняются в памяти. И в конце концов, это книга, которая ставит перед нами вопрос: кто будет помнить наши победы и останутся ли они в словах?

«Город победы» — это одновременно эпическое произведение и личная драма, магический реализм и политическое высказывание. Рушди снова напоминает нам, что литература может быть как источником утешения, так и причиной страданий. И хотя роман местами кажется слишком перегруженным деталями, за его поверхностью скрываются серьезные вопросы, которые заставляют нас задуматься о нашей собственной истории, наших победах и поражениях.

Издательство: Corpus
Перевод:
Анна Челнокова
Количество страниц:
400
Год:
2024
Возрастное ограничение:
16+

Екатерина Петрова — литературный обозреватель интернет-газеты «Реальное время», автор телеграм-канала «Булочки с маком» и основательница первого книжного онлайн-клуба по подписке «Макулатура».

Екатерина Петрова

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

ОбществоКультура

Новости партнеров