Новости раздела

Искандер Гилязов, экс-декан КФУ: «Те, кто смешивает в интернете татфак с грязью, смыслят что-нибудь в науке?»

​Бывший декан факультета татарской филологии и истории Казанского университета о скандале вокруг кафедры татароведения и тюркологии КФУ

Искандер Гилязов, экс-декан КФУ: «Те, кто смешивает в интернете татфак с грязью, смыслят что-нибудь в науке?»
Фото: kpfu.ru

Так называемая оптимизация кафедр татароведения и тюркологии КФУ оказалась темой номер один в деловом сообществе Татарстана. Критически действия руководства вуза оценили президент Татарстана Рустам Минниханов и госсоветник Минтимер Шаймиев. Корреспондент «Реального времени» пообщался с бывшим деканом факультета татарской филологии и истории Казанского университета, а ныне заведующим кафедрой татароведения и тюркологии Искандером Гилязовым, который поделился своим взглядом на «оптимизацию» и укрупнение структур университета.

Единственная в своем роде

— Искандер Аязович, начнем с животрепещущей темы. Что подразумевается под оптимизацией кафедр татароведения и тюркологии?

— Сейчас очень много разговоров на эту тему, причем многие из этих разговоров не имеют под собой конкретной фактологической базы, потому что решения о реорганизации на уровне университета пока нет. Это пока решение, принятое ученым советом Института международных отношений, востоковедения и истории. Вопрос обсуждался открыто – о том, что будет оптимизация и будут создаваться укрупненные кафедры, которые объединят несколько направлений. На этом ученом совете было принято решение о том, что представители направления «татароведение» войдут в состав кафедры археологии, этнологии и татароведения. Оно должно быть утверждено ученым советом Казанского федерального университета и ректором. Приказа, официального решения пока нет, но разговоры пошли очень активные.

Оптимизация и укрупнение не означает ликвидацию. Мы могли бы говорить о ликвидации направления, если бы всех уволили. Все, кто работает сейчас в КФУ, — остаются там работать. То есть, сокращений и увольнений нет. Кафедра археологии, этнологии и татароведения будет включать в себя несколько научных направлений, фактически подсекций. Одна из них — это татароведение, поэтому от поспешных выводов я бы воздержался.

«На этой кафедре я работаю уже более 25 лет, и было бы с моей стороны неправильно утверждать, что такая кафедра университету не нужна. Причем, кафедра единственная в своем роде, такой больше нигде нет. Это своего рода фишка для университета». Фото Гуландам Зариповой

— В СМИ появилась информация, что вы проголосовали против слияния кафедр. Это действительно так?

— На заседании ученого совета Института международных отношений, истории и востоковедения я голосовал против того, что в предложенном названии кафедры не было упомянуто «татароведение».

— Как вы думаете, нужна ли КФУ отдельная кафедра татароведения?

— На этой кафедре я работаю уже более 25 лет, и было бы с моей стороны неправильно утверждать, что такая кафедра университету не нужна. Причем кафедра единственная в своем роде, такой больше нигде нет. Это своего рода фишка для университета. Но понимаете, сейчас повсюду заметна такая тенденция к укрупнению. Скажем, специалистов-татароведов, которые занимаются историей и культурой татарского и тюркских народов, в Казанском университете не так уж много. Получается, на фоне больших кафедр, которые будут иметь 25-30 человек, кафедра с шестью-восемью людьми смотрится странно. Видимо, это такое веление времени – будем работать в новых условиях.

— Татароведение – междисциплинарная наука. Действительно ли она была раскидана между несколькими кафедрами?

— Конечно, татароведение – это междисциплинарная наука, которая включает в себя элементы истории, и языка, и литературы, и культуры. Она охватывает гуманитарную жизнь татарского народа в прошлом и настоящем. Когда-то в Казанском университете существовал факультет татарской филологии и истории. После того, как произошли кардинальные изменения, этот факультет был реорганизован и, скажем так, филологическая часть татароведов ушла в Институт филологии и межкультурной коммуникации – сейчас он так называется, а часть — в Институт истории, который сейчас вырос в Институт международных отношений, востоковедения и истории. Кафедра истории татарского народа стала называться кафедрой истории и культуры татарского народа, а сегодня является кафедрой татароведения и тюркологии. Дальше она, вероятнее всего, будет развиваться в новом виде. А филологические дисциплины так и остались, и продолжают работать на базе Института филологии и межкультурных коммуникаций. В принципе, можно сказать, что татароведение развивается в нашем институте и в Институте филологии. Это два основных центра, которые занимаются этой проблематикой. Однако, судя по многочисленным комментариям в интернете, многие не представляют этих структурных особенностей – они услышали, что где-то что-то закрывают.

«Историко-культурное направление, которое представляет наша кафедра, развивается вполне органично в рамках Института международных отношений, истории и востоковедения. Будущее покажет, в каком направлении двигаться». Фото Гуландам Зариповой

— Необходимости объединить усилия не возникает?

— Есть разные позиции. Если объединять, то что? Что в результате создавать? Мне кажется, что филологические дисциплины развиваются в русле филологического направления – это вполне естественно. Историко-культурное направление, которое представляет наша кафедра, развивается вполне органично в рамках Института международных отношений, истории и востоковедения. Будущее покажет, в каком направлении двигаться.

«Это не самая последняя реформа в Казанском университете»

— Как вы в целом относитесь к изменениям, которые происходят в университете?

— Это не только желание КФУ, это мировой тренд. Мы сегодня, например, беседовали с коллегой из Самары, общаемся с представителями зарубежных стран. В принципе, почти во всем мире идет такого рода процесс изменения в вузовской системе, потому что есть какие-то общие направления и тенденции развития вузов. Поэтому я думаю, что такое развитие и дальше будет продолжаться – это не самая последняя реформа в Казанском университете. Нам нужно с пониманием к этому относиться и работать в новых условиях.

Главное, не что меняется, а какой будет результат, как люди будут работать, какие студенты будут выпускаться. Конечно, хотелось бы, чтобы изменения имели только положительный эффект. Хочу отметить также, что татароведческое направление в Казанском университете получает поддержку со стороны руководства республики. При финансовой поддержке президента Татарстана мы четвертый год набираем по 30 студентов. Это целевые группы как раз под крылом нашей кафедры. И в этом году мы эту практику будем продолжать – объявление уже есть и, я надеюсь, финансирование будет продолжено, и мы опять наберем 30 человек. Желание учиться изъявило уже несколько десятков человек из разных регионов Российской Федерации. Пишем, активно общаемся, ведем профориентационную работу. Работа идет, и все зависит от конкретных людей.

— Давайте поговорим о татфаке. Как вы туда пришли, и как создавалась кафедра?

— Татфак был создан на волне суверенитета, подъема национального самосознания. Честно говоря, я не отвечаю на комментарии в интернете, как правило, они очень эмоциональные. Люди часто «прохаживаются» по татфаку, говорят, что это «местечковое» учреждение. Его «местечковость» (так уничижительно отзываются о бывшем татфаке некоторые комментаторы) для них определяется только тем, что татфак был факультетом татарской филологии и истории? Он был национальным факультетом, там работали и сейчас, в новых условиях работают люди, которых знает весь тюркский мир. Интересно, те, кто смешивают в интернете татфак с грязью, смыслят что-нибудь в науке? Если они более или менее объективны, то должны понимать, что татфак развивал серьезную фундаментальную филологическую и историческую науку, поэтому я бы не стал навешивать ярлыки. Татфак успешно и качественно отвечал за свое направление, об этом говорят публикации, которые известны в тюркском мире. Европейские ученые, занимающиеся тюркологией, также всегда высоко оценивали ученых факультета. Так что татфак был достаточно хорошей базовой структурой для развития татарского гуманитарного направления. А то, что некоторые комментаторы не знают ничего о работах татароведов университета, не является для меня критерием, они точно также не знают ничего о работах физиков, биологов или химиков.

«Ее создал мой учитель, профессор и академик Миркасым Абдулахатович Усманов. Он делал упор на то, что это не просто кафедра истории Татарстана, а, поскольку, татары – рассеянный по всему миру народ, он всегда упирал на то, что мы должны быть кафедрой, которая изучает татар, проживающих в разных регионах России и разных странах мира». Фото archive.gov.tatarstan.ru

С появлением федерального университета татфак был расформирован, а наша кафедра существовала на его базе — тогда она называлась кафедрой истории татарского народа. Ее создал мой учитель, профессор и академик Миркасым Абдулахатович Усманов. Он делал упор на то, что это не просто кафедра истории Татарстана, а поскольку татары – рассеянный по всему миру народ, он всегда упирал на то, что мы должны быть кафедрой, которая изучает татар, проживающих в разных регионах России и разных странах мира. Во многом мы эти традиции продолжаем. То, что мы сейчас набираем детей из разных регионов – я считаю, это тоже продолжение традиций. У нас учатся студенты из десятков регионов Российской Федерации, из стран СНГ.

Расскажите подробнее о значении Миркасыма Усманова в становлении татфака?

— Это человек, который сделал очень многое для становления серьезного и очень эффективного развития гуманитарной науки в Татарстане, фактически он во многом был инициатором создания самого татфака – факультета татарской филологии, истории и восточных языков. Тогда это было, как видим, дисциплинарное подразделение, связанное и с востоковедением. Фактически, востоковедение возрождалась именно в рамках этого факультета, и одним из главных инициаторов его создания был как раз Миркасым Абдулахатович Усманов — во время создания факультета он являлся проректором Казанского университета, некоторое время даже был исполняющим обязанности ректора. Кроме того, он стоял и у истоков создания Академии наук Республики Татарстан. Он внес большой вклад в историческую науку — в изучение Золотой Орды, многих малоизвестных и малодоступных источников. Этот человек был по-настоящему универсальным ученым, и я всегда с высоким почтением вспоминаю его уроки, его школу, потому что он действительно учил нас как можно шире смотреть на исторические процессы, процессы становления государств и народов в целом. Этот человек был глобального мышления и пользовался неимоверной популярностью в самых разных странах – у него были прекрасные научные связи с коллегами из Германии, США, Венгрии, Турции, многих других стран. Его работы во многом являются классическими, особенно в области источниковедения. Надеюсь, что наша кафедра и в дальнейшем, пусть и в новых условиях, будет продолжать эти традиции.

— Вы же и сами руководили татфаком? Какие свои заслуги можете выделить за время руководства?

— Я был деканом татфака 10 лет. Мне кажется, он развивался достаточно поступательно, у нас были весьма хорошие выпуски студентов, специализирующихся не только по татарскому языку, но и по таким направлениям, как «татарский и английский языки», «татарский язык и история». Из этих студентов вышли весьма интересные фигуры, которых мы можем видеть в органах власти, в правительстве. Куда бы я только ни пошел – в различные правительственные учреждения, министерства, администрации, школы, почти везде встречаю наших выпускников. Недавно побывал в Зеленодольском районе, директор школы – наш выпускник 90-х годов, еду в Госсовет – меня приветствуют наши студенты. Куда не пойдешь – везде выпускники татфака занимают в обществе хорошие позиции и работают на это общество.

«Я был деканом татфака 10 лет. Мне кажется, он развивался достаточно поступательно, у нас были весьма хорошие выпуски студентов, специализирующихся не только по татарскому языку, но и по таким направлениям, как «татарский и английский языки», «татарский язык и история». Из этих студентов вышли весьма интересные фигуры». Фото kpfu.ru

Сейчас, я думаю, сегодняшние наши выпускники тоже очень качественные. Я доволен этими студентами.

Кроме того, я доволен тем, что мне в бытность деканом удалось сохранить доброжелательный климат в коллективе, плодотворно работали сотрудники – это совсем не моя заслуга, но моя задача как руководителя состояла в том, чтобы обеспечить им условия. В принципе, я считаю, что со своими обязанностями декана я справлялся, хотя после вашей публикации ожидаю самых разнообразных комментариев.

Мария Горожанинова

Новости партнеров

комментарии 37

комментарии

  • Анонимно 04 май
    Глобализация подразумевает один народ, один язык на планете Земля.
    Все остальное частности.
    И венчурных капиталистов эти "частности" мало интересуют.
    В том числе и в РТ.

    Хорошо это или плохо - должны высказаться историки, философы, политики и т.д.
    А идет обсуждение очень частного, хотя и очень болезненного вопроса - вопроса о судьбе кафедры численностью 8 человек, которые все будут трудоустроены в КФУ.
    Каждый год на планете Земля исчезают десятки этносов и языков.
    И никакого обсуждения...
    Еще раз - обсуждаемый вопрос очень болезненный, но и очень частный.
    Было бы хорошо сохранить кафедру татароведения, но глобальных вопросов это не решит.
    Ответить
  • Анонимно 04 май
    вот странно, что на этой кафедре 6-8 человек, когда на других 25-30. почему не набирают людей? может, стоит подумать об изменении программы, другой подаче материала и т.д.?
    Ответить
    Анонимно 04 май
    По всей видимости выпускники кафедры не пользуются спросом на рынке труда.

    Как впрочем по специальности не работает абсолютное большинство "узких специалистов" не только в РФ, но и в Португалии, Испании, Италии, Германии и прочих "развитых странах".
    Специалистов по ядерной физике требуется несколько "штук" в год, а продавцов всевозможных товаров требуется несколько миллионов.
    Подготовка физика-ядерщика требует огромных финансовых и материальных ресурсов.
    Одного берут на работу - остальные идут торговать мужскими стрингами...
    Ответить
    Анонимно 04 май
    Почему не пользуются? Это ведь вина университета. Они должны готовить выпускников кафедры так, чтобы они были на высоте, а правительство Татарстана на годы вперед расписывали куда пойдут выпускники этой кафедры. Не понимаю, когда те, кого называют татарами, и они эти пользуются, когда их назначают на должности, вдруг начинают рубить сук на котором сидят. Или ветер подул в другую сторону. Держат нос по ветру. Только им надо иметь в виду, что надвигается шквал и очень трудно будет удержать свой флюгер по ветру. Булгарин
    Ответить
    Анонимно 04 май
    просто ответьте на вопрос - ГДЕ работать этим выпускникам? и сразу все станет понятно.......
    Ответить
    Анонимно 04 май
    Если так ставить вопрос, то где у нас работают те, кто заканчивает по специальности математика, физика. химия и т.д. Неужели всех выпускников КФУ с руками отрывают и все они становятся математиками, физиками или химиками. А тем кого готовят по истории татарского народа и его культуре можно много мест предложить, ведь их не готовят по тысячи за год. Б
    Ответить
  • Анонимно 04 май
    Спасибо Гилязову за обстоятельное разъяснение ситуации с Татфаком.
    Ответить
  • Анонимно 04 май
    Мне очень приятно узнать такого человека и ученого -Искандера Гилязова.
    Вот таким и должен быть настоящий ученый. Каждая фраза логична и ответственна, раскрыта полная информация о положении дел, указаны будущие действия и меры.
    Ответить
    Анонимно 04 май
    А? "Будущее покажет, в каком направлении двигаться". Вы это называете "указаны возможные действия"? Не смешите уж. Трепло Ваш Гилязов и пустомеля. Вообще ничего не показал
    Ответить
    Анонимно 05 май
    Согласен...
    Хотя и понимаю доктора наук, профессора, декана - он обычный наемный работник и с его специальностью найти работу вне Казани чрезвычайно трудно...

    Основной смысл интервью уважаемого ученого:
    "Я ничего не знаю. Как начальство скажет, так и будет".

    Остаться без работы на старости лет - это катастрофа...
    Ответить
    Анонимно 05 май
    Ну Гилязов вообще-то сейчас директор Института татарской энциклопедии АН РТ, так что без работы не останется. А татафак именно он и развалил своим полным 10-летним бездействием. Его мнение здесь - полная чушь. Он не только ничего не решает, но еще и гнется под всех - на всякий случай
    Ответить
    Анонимно 04 май
    Ну сколько оправданий! Ну почитайте старое интервью Хайрутдинова. Никакого татароведения в названии кафедры и не предполагалось. Он только на срочной пресс-конференции сказал, что может быть будет кафедра из 3 слов. Хорошо, что еще не из 3 букв ))
    Ответить
  • Анонимно 04 май
    В условиях венчурного капитализма современные ученые это "наемные работники", которые должны четко, добросовестно и быстро выполнять поставленные "работодателями" задачи (как и все другие "наемные работники" - дворники, слесаря, сантехники, парикмахеры и т.д.).

    Продление контракта с "ученым-наемным работником" зависит от его эффективности.
    Эффективность определяется прежде всего количеством денег, которые "ученый-наемный работник" принес своему "работодателю", количеством статей, монографий и прочих учебных пособий.

    Правила игры гос.корпорации "КФУ" прозрачны, понятны и доступны всем.
    Кому правила игры не нравятся - РФ свободная страна - может искать другое место работы.

    КФУ очень эффективная структура.
    Бюджет КФУ приближается к бюджету Казани, одного из самых богатых городов РФ.
    Ответить
  • Анонимно 04 май
    Это похоже поняли даже бывшие марксистско-ленинские философы и подались в директора институтов, заведующие кафедрами и прочие "начальники"...
    Ответить
  • Анонимно 04 май
    Али.

    По моему , он ответил на все вопросы...
    Интересно , Академик Р. С. Хакимов читает РВ.
    Ответить
    Анонимно 04 май
    газеты знает)
    Ответить
  • Анонимно 04 май
    Гилязов, конечно же, как декан, нахваливает татфак. Только забывает рассказать, как многие преподы этого татфака зачеты ставили за привезенные мешки картошки и килограммы мяса из деревни студентами. Увы, но это тоже было и, к сожалению, процветало. Не все, конечно же, преподы татфака опускались до принятия "благодарности" от студентов натурой (продуктами), но такие были. И Гилязов знает таких преподов, но о них будет интеллигентно молчать.
    Ответить
    Анонимно 04 май
    Господин а сколько мешков картошки надо продать что-бы поступить на юрфак?
    Ответить
    Анонимно 04 май
    а при чем здесь юрфак? сейчас вроде бы не он обсуждается? во всяком случае, ВСЕ выпускники юрфака работают по специальности. а теперь вопрос - ГДЕ трудятся выпускники татфака?
    Ответить
  • Анонимно 04 май
    Когда я учился в КГУ, мы на татфак смотрели как на факультет колхозников. И не потому, что основной контингент учащихся там был деревенские ребята, а по уровню их низкой культуры и манер поведения. И для них характерна была русофобия. Сколько раз сталкивался с ними в лифте 2-го корпуса КГУ (там располагался татфак и мой факультет), когда они между собой говорили на татарском языке, а я как городской татарин понимал о чем они говорили: и у них всегда в разговорах было "маржа, маржа" (так презрительно они называли русских женщин) по отношению к русским.
    Ответить
    Анонимно 04 май
    а может они параллельно на маркетологов учились и про маржу между собой разговаривали? вы же говорите, что не знаете язык республики, в которой живете. а не мешало бы знать, а то вдруг случайно зря на них наговорили
    Ответить
    Анонимно 04 май
    Очень смешной комментарий, то есть вам можно было считать их колхозниками, а им называть кого-то маржой нельзя.
    Ответить
    Анонимно 04 май
    Дремучее невежество, выдаваемое за образованность, да еще бестыжим образом причисляющее татар татфака "как бескультурных существ". Насколько я помню, у нас, татар, в татарском языке русских женщин издревле принято называть "маржя". Выдавать исконное татарское слово русской женщины за "русофобию" - это надо быть каким же татарофобом! Хотя , это даже скорее шизофрения, сказала бы, и в меньшей степени татарофобия.
    Ответить
    Анонимно 04 май
    Называть презрительно выходцев из сельских поселений "колхозниками" - за гранью разумного человека. Тебя , твоих родителей, городского жителя кормили и кормят колхозники. Да, у многих из них не хватает понимания тонкостей городской культуры...но это и понятно, им было некогда нахватываться ваших культур-мультур. Но спасибо тебе культур-мультур, страшно становится, что таким как ты дебилам достаются места в КФУ, а во-вторых "горбатого могила исправит", видимо, коли даже стены КФУ не внесли в вас ума-разума. Да, читая такие комментарии, понимаешь, что исконная татарская, исламская нравственность вас не задела своим крылом.
    Ответить
    Анонимно 04 май
    господин не надо ля-ля... я то же учился в основном во 2 здании...и помню как были изрисованы и исписаны (не на татарском!!!) лифты...и даже помню что одно время в фойе ром продавали... а уж каких маржей (не будем говорить другого слова) можно было прямо в здании снять)))) Хотя понятно что для русских шовинистов и для их подпевал из псевдотатар - разговор татар между собой на родном языке это злобная русофобия....
    Ответить
    Анонимно 04 май
    ну, я не замечала от студентов татфака русофобии, это неправда, во всяком случае в 90-е годы этого не было. но вот то, что по русски они говорили ну совсем уж плохо - это правда. преподаватели с других, не татфаковских кафедр, от них просто плакали...а так, хорошие ребята.
    Ответить
  • Анонимно 04 май
    13:52.,14:25.Молодцы,очень глубоко мыслите,видно не в татфаке учились.
    Ответить
  • Анонимно 04 май
    У господина Гилязова прекрасные учителя, которыми была создана хорошая научная школа. Он признает это. Спасибо ему. Но зачем же растворять все это в непонятной и совершенно губительной для этой научной школы схеме? Где логика-то? Где хоть какое-то стремление не только сохранить ее, но и приумножить ее достижения?
    Ответить
  • Анонимно 04 май
    Научные школы рождаются и умирают.
    Ничего страшного в этом нет.
    Остаются научные труды членов научной школы, которые могут стать инициаторами создания новых научных школ.

    Интересно узнать историю Казанской научной школы "татароведения" (не кафедры, а "научной школы").
    Когда возникла, кто основатель? Какой вклад в науку внесли ее члены? Основополагающие труды и т.д.

    В авторитетной "Татарской энциклопедии" сказано, что "татароведением" в Казани занимаются в КФУ, Институте истории АН РТ, Институте Татарской энциклопедии АН РТ, Институте языка, литературы и искусств, но ничего не сказано о Казанской научной школе татароведения.
    Или существует несколько научных школ и именно между ними разразилась дискуссия?
    Ответить
    Анонимно 04 май
    да просто нет такой научной школы. о чем вы.
    Ответить
    Анонимно 05 май
    Я о предыдущем комментарии:

    "У господина Гилязова прекрасные учителя, которыми была создана хорошая научная школа. ..".

    Черным по белому написано - НАУЧНАЯ ШКОЛА.
    Ответить
    Анонимно 05 май
    Не стреляйте в пианиста, он играет как может. Честно сказать, мне как естественнику, гуманитариев очень жаль. Еще тридцать лет тому назад для них передовица Правды была и научной школой и руководством к действию. В новой России их подпитывали только западные фонды, понимая что нужно перестраивать мозги наших гуманитариев, да тут еще эпоха первоначального накопления капиталов с лозунгом "обогащайся кто может". Поэтому то в КФУ сейчас столько проблем с гуманитариями. Для интереса посмотрел структуру пары институтов и названия кафедр и честно сказать пришел в изумление от их наименований. Руководству университета можно посочувствовать, но у них зарплата приличная и пусть отрабатывают и не обижаются на критику. А поводы есть, как например новая эмблема, ну совсем не первоочередное мероприятие, но деньги потрачены и наверно немалые. Просто забыли про пословицу - "Семь раз отмерь и один раз отрежь". Перемены должны быть, но если они выстраданы и очевидны последнему ассистенту. Во всяком случае так нас учили заслуженные профессора советской эпохи.
    Ответить
  • Анонимно 15 май
    Ситуация с гуманитарной наукой критическая..! В Татарстане, в особенности в Академии наук ...! Совсем недавно в АНТ прошла волна и продолжается "реформа", "модернизация", "оптимизация". Создали порочную структуру обособленных подразделений . Вместо перспективного Института татарской энциклопедии - господин Гилязов и К" придумал Институт регионоведения (читай татароведения). За сто дней реформ умудрился только поставить к лету клумбу со цветами у входа. К сожалению, уже нет и этого...! А если серьезно, то Академия наук не отвечает реалиям общественного и технологического развития родного Татарстана; после эпохи М.Х.Хасанова АНТ "загнивает изнутри"; остается сожалеть, что после И.К. Хайруллина и Р.Ф. Муратова нет в Правительстве РТ достойных...; роль Президиума АНТ ... даже трудно комментировать; практически функции АНТ не реализуются, особенно в отношении гуманитарной составляющей, кадровой политики и молодых ученых: Грантовая политика узурпирована Ученым секретарем и нет открытости...; в целом нет профессионального диалога...
    Валеев Рамиль
    Ответить
    Анонимно 18 май
    Соглашусь полностью с мыслями Р.М. Валеева о довольно странной "ситуации с гуманитарной наукой" в стране. Однако его реплики о "достойных" в правительстве РТ и о "господине Гилязове" на 100% базируются на личных обидах, противоречат фактам и абсолютно не адекватны. Действительно - нужен профессиональный диалог. Но не монологи управленцев из АН РТ и тем более не монологи бывших директоров.

    Еthnographer
    Ответить
    Анонимно 24 май
    Наша проблема не в "бывших" и "настоящих", а тем более в обидах! Нет честной и профессиональной оценки настоящего и краткосрочного развития гуманитарных наук и дисциплин в Татарстане. АНТ как социальный институт и научный центр не имеет будущего. Нет идей, нет современной структуры, нет в руководстве инициативных.....! Надо быть в диалоге с властью напористо и отвечать современным социальным, технологическим и культурным вызовам...! Министерство образования и науки РТ даже не отвечает своему названию. Хотя как известно ключевые направления научной политики за Министром...!
    Ответить
  • Анонимно 16 май
    Так что там с китаеведением и африканистикой? Не в нем разве собирались растворять татароведение?
    Ответить
  • Анонимно 11 июл
    Исчезновение науки изучающей какой-то сектор не означает исчезновение самого феномена , господа! Если не хотите изучать это проблема самих "ученых". Если не идете Вы к нам то Мы придем сами к Вам и постучим в ваши двери. Ждите....
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии