Новости раздела

Фонд Геннадия Тимченко оплатит юным татарстанцам обучение у Никиты Михалкова

Равнение на НТВ — «Ни минуты без трупа», Шукшин вместо бюджета и стипендия от олигарха Тимченко

С 25 по 26 апреля в Казани проходит отборочный этап на льготные места в Академии кинематографического и театрального искусства Никиты Михалкова. Специально для этого в столицу РТ приехали народные артисты России: актер и режиссер Виктор Вержбицкий, актер театра и кино, кинорежиссер Сергей Никоненко и кинооператор Вадим Алисов. Корреспондент «Реального времени» узнала у гостей, как они оценивают текущую ситуацию в индустрии, и выяснила, какая роль им отведена в процессе отбора абитуриентов, как Людмила Гурченко вела себя на съемочной площадке и чем хорош детективный сериал «Каменская».

Рука помощи от «друга Путина»

Региональный проект в помощь молодым кинематографистам реализуется в рамках Года отечественного кино Академией кинематографического и театрального искусства Никиты Михалкова при поддержке семейного фонда Тимченко. Того самого Геннадия Тимченко, известного нефтетрейдера и миллиардера, «друга Путина».

В Казани отбор пройдет с 25 по 26 апреля на базе Казанского государственного института культуры. Как рассказал ректор учебного заведения Ривкат Юсупов, желание попробовать свои силы выразили 30 участников — количество для Татарстана немалое.

В рамках проекта ребятам представится возможность получить льготные места на годовое обучение по направлениям: актерское мастерство, режиссура, продюсерское и операторское искусство. Учитывая, что один год обучения в Академии стоит 340 тысяч рублей без предоставления общежития, а бюджетных направлений в учебном заведении нет вообще, льготные места являются действительно очень заманчивыми. По словам проектора по развитию и организации творческого процесса Алексея Литвинова, всего выделено 16 льготных (то бишь бесплатных) мест. Спикер не исключает, что все они могут быть отданы Татарстану — никаких квот по регионам в рамках проекта не установлено.

На вопрос корреспондента «Реального времени», сколько средств дает фонд олигарха, Литвинов предложил 16 стипендий помножить на 340 тыс. рублей, то есть почти 5,5 млн рублей.

Помимо Казани, выездная комиссия также отберет участников в Екатеринбурге, Владивостоке и Калининграде. Одно из условий участия в отборе — наличие профильного образования.

«На нас нагрузили такую обязанность — не прозевать таланты»

По словам Виктора Вержбицкого, они выступают здесь в качестве делегатов, а главная задача народных артистов — советовать, а не решать.

— Полномочий у нас немного, мы ничего не решаем. Наша функция рекомендательная. Никита Сергеевич в лице академии и Алексея доверился нашему вкусу, опыту, знаниям. И мы здесь такие советники, — говорит актер и режиссер.

Сергей Никоненко был солидарен со своим коллегой.

— На нас нагрузили такую обязанность — не прозевать талант. Это очень сложно, не пропустить его, так сказать, выберешь что-то не то, не то порекомендуешь. Правильно сказал Виктор Александрович, мы призваны сюда рекомендовать. Для меня важно определить, есть ли талант у человека?

Следом последовали разговоры о многофункциональности деятелей киноискусства, после чего рассуждения Никоненко плавно перетекли к советскому режиссеру театра и кино Сергею Эйзенштейну, советскому режиссеру Александру Довженко. Позже актер и режиссер спохватился и извинился за то, что надолго забрал внимание публики.

По словам кинооператора Вадима Алисова, в России операторов выпускает только ВГИК. При этом самым важным для этой профессии является умение выстраивать свет. Вспомнил Алисов и о том, как Людмила Гурченко профессионально вела себя на площадке, не шутила и сама могла найти тот свет, который ей был нужен.

Тоска по советскому производству кино

В целом пресс-конференция скорее походила на мастер-класс. Народные артисты давали советы и рассказывали о нюансах своей работы. Корреспондент «Реального времени» поинтересовался у гостей, как они оценивают современную отечественную киноиндустрию.

— Я не очень доволен, потому что раньше я знал, если у тебя есть идея и ты хочешь с чем-то прийти, хочешь мир удивить и рассказать что-то свежее и новое — ты пишешь заявку 3-5 страниц на печатной машинке, идешь в объединение, отдаешь главному редактору, они обсуждают, вызывают тебя и говорят: нам это не надо. Хотя бы понятно. В другое объединение пришел: эта тема нас волнует, это нам нужно — давайте заключать договор. Приглашаешь сценаристов, пишешь сценарий. А там уже дальше нарабатываешь или сразу принимают. Но я знал весь ход. Сейчас я не знаю. Сейчас приходит продюсер, давай, говорит, снимем картину. Начинаешь читать, был бы пистолет — расстрелял бы его, — говорит народный артист.

По его словам, есть фильмы, на которые выделяют большие деньги, а есть те, на которые денег нет. Никоненко заметил, что он буквально «за копейки» снял по Шукшину фильм «Охота жить». «Я говорил: у нас мало денег, но есть Шукшин. А у них много, а Шукшина нет. Вот такая разница. У нас есть драматургия и характер, есть что переживать», — считает артист и режиссер.

Вадим Алисов в свою очередь назвал Год кинематографа «тайной, покрытой мраком». «Я согласен с Никоненко, что был наш кинематограф, которым мы могли гордиться. Сейчас очень мало картин, которые могли бы встать в ряд с теми произведениями».

Алексей Литвинов в продолжение темы заметил, что не важно, как сейчас обстоят дела и как называется этот год — главное, что стали появляться организации, готовые поддерживать культуру и искусство в России. В частности, он поблагодарил за это фонд Елены и Геннадия Тимченко.

«Ни минуты без трупа», или чем хороша «Каменская»

Выразил свое отношение Никоненко и к современным сериалам. Ни для кого не секрет, что с 2000 года на телеканалах во многих семьях по вечерам ждали телесериал «Каменская», который стал одним из первых, где с положительной стороны раскрывается работа людей в погонах. Сам Никоненко там сыграл одну из главных ролей. Сегодня на пресс-конференции актер назвал этот сериал одним из лучших среди тех, что посвящены работе правоохранительных органов.

Большинство сериалов, по его мнению, снимаются только ради рекламы, а один из критериев отбора — чтобы в фильме как можно больше стреляли. Он привел в пример ситуацию с его собственным сериалом «Аннушка», который взял премию на одном из фестивалей, а на телевидении так и не вышел.

— Я спрашивал людей, которые работают на телевидении, приближенных к Эрнсту и другим директорам. Мне говорят: «У тебя много стреляют?» Я говорю один раз, в 16-ой серии. Мне отвечают: «Ну что же ты хочешь, сейчас все равняются на НТВ, а у них девиз: «Ни минуты без трупа». Вот, говорят, давай побольше крови, жестокости, насилия, садизма и всякой гадости.

Правда, Никоненко покаялся, что и сам один раз снялся в подобном фильме. А все потому, что были нужны деньги, так сказать, требовалось прокормить семью.

Мария Горожанинова, фото tatar-inform.ru
Справка

Благотворительный фонд Елены и Геннадия Тимченко — крупнейший семейный фонд в России. Деятельность фонда направлена на поддержку активного долголетия, развитие непрофессионального детского спорта, помощь приемным семьям и детям, развитие регионов России средствами культуры, международное гуманитарное сотрудничество.

Новости партнеров